Многолетний педагогический опыт и результаты проведенного экспертного исследования по выявлению у студентов-первокурсников транспортного вуза мотивации при выборе специальности свидетельствуют о том, что преобладающее большинство из них профессионально самоопределились, либо воспитываясь в семье железнодорожников (профессиональная династия), либо обучаясь в профильных классах средней общеобразовательной школы, либо занимаясь в центрах технического творчества системы дополнительного образования и т.п. Значительная часть студентов определилась с выбором специальности в результате возникшего и сформировавшегося познавательного интереса к уникальным и инновационным инженерно-техническим разработкам в конкретной отрасли производства (железнодорожный транспорт), в конкретной предметной научно-производственной среде (подвижной состав железнодорожного транспорта), в конкретной сфере техники и технологий (вагоны). И лишь небольшое число студентов – бывших абитуриентов (менее 7 %) выбрали специальность с учетом вида предстоящей инженерной деятельности (конструктора-проектировщика, оператора «человека-машины» автоматизированных систем, менеджера, техника по изготовлению технических транспортных средств). Вместе с тем профессиональные корпоративные стандарты, Федеральный государственный образовательный стандарт и основные образовательные программы подготовки специалистов, разработанные с учетом требований этих стандартов, предусматривают формирование у студентов совокупности профессиональных компетенций по всем видам их предстоящей профессиональной деятельности: научно-исследовательской, проектно-конструкторской, организационно-управленческой, эксплуатационно-технологической [1–3].
Виды профессиональной инженерной деятельности или, другими словами, виды инженерной специализации порождены научно-техническим прогрессом – диверсификацией (разделением) и специализацией инженерного труда. Важно знать и учитывать, что виды профессиональной инженерной деятельности имеют существенные различия и обуславливают необходимость приобретения дополнительных метапредметных знаний, соблюдения дополнительных специализированных профессиональных компетенций, освоения специфических орудий инженерного труда (информационно-измерительной, чертёжно-графической аппаратуры и т.д.). Необходимо учитывать различные условия окружающей среды при работе в стационарных офисах, в движущихся поездах, на открытом воздухе, а также влияние на организм человека различного уровня тепловых, шумовых, электромагнитных и других воздействий.
Не менее значимый фактор, который студентам необходимо учитывать при выборе будущей (планируемой) профессиональной деятельности, это индивидуальные личностно-психологические свойства (характер, темперамент, стрессоустойчивость, тип мышления, эмоционально-волевой потенциал). Они должны соответствовать требованиям к психологической типологии личности специалиста, обеспечивающего наивысший результат данного вида инженерной деятельности [4].
Цель исследования состоит в обосновании личностно-ориентированного подхода при выборе студентами транспортного вуза вида будущей инженерной деятельности, в соответствии с которым у студентов появляется возможность расширить избранную инженерную специализацию и повысить свою конкурентоспособность при трудоустройстве по избранному виду профессиональной деятельности [5].
Материалы и методы исследования
В процессе проведения исследований использовались методы системного анализа функциональной структуры и содержания инженерного труда на всех этапах жизненного цикла инжиниринга сложного наукоемкого технического объекта, а также базовые теоретико-методологические положения по проектированию и организации профессиональной инженерной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Целесообразно рассмотреть функционально-деятельностную структуру инжиниринга сложного наукоемкого технического/транспортного объекта, например пассажирского вагона новой серии для высокоскоростного железнодорожного поезда. Жизненный цикл инжиниринга такого объекта состоит из ряда последовательно и преемственно реализуемых этапов/стадий, начиная со стадии зарождения, обоснования идей создания нового наукоемкого технического объекта или усовершенствования существующего на качественно новом уровне и кончая этапом реинжиниринга – реконструирования технического объекта 1-го поколения, создания на его основе технического объекта 2-го поколения [6, 7]. При этом каждый из этапов инжиниринга отражает его базовую функцию и соответствующий ей специфический вид профессиональной инженерной деятельности реализующих ее специалистов. Так, на первом этапе инжиниринга зарождается идея создания инновационного наукоемкого технического объекта и проводятся маркетинговые исследования по обоснованию целесообразности его разработки. Такие исследования, как правило, проводятся профильными инженерами, а в ряде случаев – с привлечением профессиональных маркетологов. На втором этапе инжиниринга изучается состояние научно-технического уровня проблемы, проводятся патентные исследования, генерирование идей по созданию конструкции инновационного технического объекта. Этими видами деятельности занимаются инженеры-исследователи, инженеры-разработчики. На третьем этапе инженеры-конструкторы разрабатывают конструкцию создаваемого технического объекта. На этом этапе ранее сгенерированные идеи, эскизы, рисунки и чертежи преобразуются в реальную конструкцию будущего объекта; решаются оптимизационные задачи по обоснованию наиболее рациональных конструкторско-технологических решений [8]. На 4-м этапе жизненного цикла происходит проектирование технического объекта. 5-й этап предполагает технологическую подготовку спроектированного объекта к изготовлению на производстве. Она заключается в разработке рабочих чертежей технического объекта, его деталей и конструкторских компонентов. Этот этап также связан с выбором инженерами-технологами материала с соответствующими свойствами для каждой детали и каждого конструктивного компонента, а также подбором наиболее рациональных способов их изготовления (литье, штамповка, фрезерование, шлифовка и т.п.), разработкой технологических режимов их реализации и способов контроля качества изготовления. На двух последующих этапах жизненного цикла инжиниринга (6-м и 7-м) происходит процесс изготовления технического объекта в производственных условиях, предполагающий сборку, монтаж и наладку технического объекта. При этом инженеры-наладчики руководят бригадами техников-монтажников и непосредственно занимаются наладкой и испытанием изготовленных технических объектов. 8-й этап жизненного цикла инжиниринга относится к временному периоду эксплуатации изготовленного и сертифицированного сложного автоматизированного технического объекта. Управление такими сложными автоматизированными машинными системами, металлообрабатывающими станками, станочными комплексами, автоматизированными участками и цехами осуществляют инженеры-операторы. Завершающий 9-й этап жизненного цикла инжиниринга – продуктивная многолетняя производственная эксплуатация серийно выпускаемого инновационного технического/транспортного объекта. На этом этапе деятельность инженеров-эксплуатационников и подчиненных им сотрудников направлена на обеспечение устойчивого, надежного и высокоэффективного технического оборудования участка, цеха, предприятия. Последний, 10-й этап жизненного цикла инжиниринга технического объекта 1-го поколения, который одновременно является 1-м этапом жизненного цикла технического объекта 2-го поколения, предполагает его усовершенствование и модернизацию на качественно новом уровне. Этот этап является начальным этапом реинжиниринга. В процессе реинжиниринга все инженерные функции и виды деятельности специалистов по реализации этих функций аналогичны рассмотренным выше. Весь ряд названных выше видов инженерной деятельности представлен в Федеральном Государственном образовательном стандарте специалистов, в том числе и по специальности «вагоны», а вместе с ними и функционально-деятельностные кластеры, перечни основных профессиональных компетенций по каждому виду профессиональной деятельности, которыми должен обладать выпускник вуза по этой специальности [1, 9]. Очевидно, что сформировать на высоком уровне весь ряд профессиональных компетенций крайне затруднительно. Студенты в рамках предоставленной свободы выбора избирают наиболее интересный и желанный для них функционально-деятельностный кластер профессиональных компетенций, которые они, используя возможности личностно-ориентированной технологии формирования профессиональных компетенций [10, 11], углубленно и на высоком уровне осваивают, тем самым приобретая функционально-инженерную специализацию по избранному виду профессиональной деятельности. При этом крайне важно, чтобы выбор вида будущей профессиональной деятельности в рамках своей специализации был осознанным, прагматичным и согласованным с планом его личной профессиональной карьеры. Для того чтобы сделать осознанный выбор вида будущей профессиональной инженерной деятельности, студенту специальности «Вагоны» необходимо познакомиться со всеми возможными видами деятельности, их функциональным предназначением, содержанием, спецификой и условиями их реализации, с требованиями к личностным профессионально значимым качествам специалистов каждой инженерной специализации, а затем сопоставить их со своими интересами, профессиональными наклонностями, личностными, сугубо индивидуальными психофизиологическими качествами.
В процессе такого компаративного анализа необходимо учитывать следующие факторы:
1. Какие дополнительные знания, умения и практические навыки необходимо будет осваивать по окончании вуза для успешного выполнения того или иного вида инженерной деятельности. Например, инженерам-исследователям и инженерам-разработчикам понадобится изучить и освоить методы выполнения научных исследований, эвристические и алгоритмические методы поиска новых идей, методы многокритериальной оптимизации. Инженерам-конструкторам и инженерам-проектировщикам – системы автоматизированного проектирования, методы выбора новейших конструкционных материалов и рациональных способов изготовления из них деталей и компонентов разрабатываемых технических объектов. Инженерам – техническим руководителям или руководителям производственных подразделений – принципы функционирования и правила эксплуатации производственных машин и механизмов, методы обеспечения безопасности жизнедеятельности обслуживающего эту технику персонала. Менеджерам – методы научной организации труда и психологию трудовых отношений в производственном коллективе.
2. В каких образовательных производственных средах работают специалисты разных функциональных инженерных специализаций. Например, одни из них (конструкторы- проектировщики) работают в стационарных комфортабельных офисах, другие (исследователи-испытатели) – в движущихся вагонах-лабораториях, третьи (технические руководители производственных подразделений по изготовлению технических объектов) – в больших, шумных цеховых помещениях, четвертые (инженеры ремонтно-аварийной службы) – на железнодорожных путях.
3. Какие личностные профессионально значимые качества специалиста позитивно способствуют успешному и наиболее результативному выполнению конкретного вида инженерной деятельности. В перечень профессионально значимых физиологических свойств специалиста/студента, в совокупности являющих так называемую типологию личности, входят: его характер, темперамент, эмоционально-волевой потенциал, стрессоустойчивость, коммуникативность, тип мышления и другие свойства. В педагогической литературе содержатся описания нескольких моделей типологий личностных профессионально значимых качеств, например модели Д. Кейрси – П. Тиггера, модель Дж. Маклиша, модель У. Чермена – А.В. Долматова [12]. Используя эти модели, студенты самостоятельно или при поддержке и консультировании профессиональных психологов-преподавателей и сотрудников университета определяют или уточняют свой психологический тип. Затем они сопоставляют включенные в его структуру профессионально значимые качества с требованиями корпоративных профессиональных стандартов по качествам и видам деятельности. При этом вариант с максимальной согласованностью личностных профессионально значимых качеств, требуемых профессиональными стандартами, с реальными индивидуальными личностными профессионально значимыми качествами студента по видам деятельности, является аргументированным основанием выбора вида его будущей инженерной деятельности [13]. Такой личностно-ориентированный подход к выбору студентом будущей инженерной деятельности позволяет целенаправленно зачислить его в подгруппу избранной инженерной специализации, углубленное освоение которой реализуется с использованием личностно-ориентированной технологии формирования профессиональных компетенций по видам. Поскольку эта технология является предметом самостоятельного исследования, то в настоящей статье она не рассматривается. Следует упомянуть лишь ее концептуальное положение: она реализуется в рамках действующего учебного плана и основных образовательных программ, разработанных в полном соответствии с ФГОС ВО 3++ за счет избирательного селективного выбора студентом функционально ориентированных элективных учебных дисциплин, выполнения функционально ориентированных курсовых и дипломных проектов, прохождения функционально ориентированных учебных и производственных практик [14, 15].
Заключение
1. В статье констатируется, что на современном этапе эволюции научно-технического прогресса инженерам профильных специальностей (например, транспортной специальности «Вагоны») в процессе создания сложных наукоемких и конкурентоспособных на мировом рынке технических объектов приходится выполнять различные по своему функциональному назначению и содержанию виды профессиональной инженерной деятельности.
2. В результате проведенного компаративного анализа наиболее характерных видов инженерной деятельности специалистов по специальности «Вагоны» установлено, что они существенно различаются по своему функциональному предназначению; по содержанию информационно-дидактической базы; по составу умений и навыков владения этими видами деятельности; по требованиям к составу личностных профессионально значимых психофизиологических свойств специалистов.
3. Аргументирована целесообразность раннего профессионального самоопределения студентов по виду своей будущей инженерной деятельности (не позднее окончания 2–3 курса), чтобы за последующие два-три года обучения в вузе углубить свою избранную функциональную специализацию, воспользовавшись возможностями реализуемого в рамках типового учебного плана формирования профессиональных компетенций.
Библиографическая ссылка
Половинкина А.Ю., Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. ОБОСНОВАНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ВЫБОРЕ СТУДЕНТАМИ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА ВИДА БУДУЩЕЙ ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 197-201;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38159 (дата обращения: 21.11.2024).