В последние годы широкое распространение в мире получила концепция «учиться на протяжении всей жизни». Жизнь не стоит на месте. Современный мир развивается с огромной скоростью. Как никогда в истории, происходит ускорение всех жизненных процессов, развиваются технологии, появляются новые профессии, возникают новые вызовы, к которым человек должен быть готов. Современный специалист должен быть настроен меняться, перестраиваться, адаптироваться к изменяющимся жизненным обстоятельствам и всё время учиться-учиться-учиться.
Эти новые жизненные коллизии отражены в Болонской системе образования, принятой большинством цивилизованных государств, проявляются в появлении различных курсов повышения квалификации и переподготовки кадров, которые востребованы не менее, чем базовое высшее или среднее профессиональное образование, так называемых «Университетов третьего возраста», где осваивают современные технологии и новшества люди, уже вышедшие на пенсию.
В связи с этим жизненно важными становятся не столько академические знания и профессиональные умения, сколько способность учиться, организовывать своё самообразование и развитие, иметь активную гражданскую и жизненную позицию, быть коммуникабельным и уметь выстраивать целесообразные отношения с людьми, работать в команде, брать ответственность на себя, т.е. проявить лидерские качества, быть мобильным, готовым жить и трудиться в любой стране, при любых обстоятельствах, иначе говоря, быть успешным, несмотря ни на что и даже вопреки всему.
Для подготовки молодого человека к такой жизни, где царят жёсткая конкуренция и борьба за «место под солнцем», стали говорить о необходимости формирования у студентов «надпрофессиональных навыков», которые и должны обеспечить им «выживаемость» в мире «естественного отбора», а также обеспечить более качественную подготовку их как профессионалов. Это возможно только при условии, что личность обладает достаточными адаптационными и энергетическими ресурсами, в том числе по поддержанию своего здоровья и высокой работоспособности на протяжении длительного времени. Такой подход лежит в основе концепции Life Skills Всемирной организации здравоохранения.
Мы полагаем, что для этих целей эффективным методом работы со студентами педагогического вуза должен стать метод проектов. Появившийся в начале XX в., обоснованный в трудах Д. Дьюи, данный метод то был востребован в том числе и школьным образованием (после революции 1917 г. внедрялся в школы по личному распоряжению Н.К. Крупской), то был забыт (после осуждения постановлением ЦК ВКП(б) в 1931 г. как чуждого советской школе не использовался вплоть до конца 1980-х гг.). С переходом на ФГОС взоры педагогического сообщества снова обратились к проектным технологиям, которые стали активно внедряться на всех уровнях образования, однако потенциал метода проектов в процессе формирования у студентов надпрофессиональных навыков в ходе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт», на наш взгляд, остается нереализованным.
Таким образом, противоречие между необходимостью формирования надпрофессиональных навыков у студентов педагогического вуза и использованием для этого адекватных педагогических технологий и методов сделало актуальным проблему нашего исследования. Насколько эффективно применять метод проектов для формирования надпрофессиональных навыков у студентов педвуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт»?
Цель исследования: обоснование роли проектного метода в формировании надпрофессиональных навыков у студентов педвуза при изучении дисциплины «Физическая культура и спорт».
Материалы и методы исследования
Исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет» в рамках преподавания дисциплины «Физическая культура и спорт» у студентов первого курса факультета коррекционной педагогики и психологии и гуманитарного факультета, 70 человек из которых составили экспериментальную группу (в работе с ними был внедрён метод проекта). Студенты педагогического факультета и факультета математики, информатики и физики составили контрольную группу (они не делали итоговый проект), также 70 человек.
Всего в исследовании приняли участие 140 человек. Использовались методы: теоретические (анализ, синтез, обобщение), эмпирические (педагогический эксперимент, анкетирование, математическая обработка данных).
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ литературных источников позволил нам сформулировать определение надпрофессиональных навыков (надпрофессиональных компетенций), под которыми понимаются навыки, позволяющие повысить эффективность профессиональной деятельности. Эти навыки необходимы специалисту в любой области. Они позволяют работнику повысить эффективность профессиональной деятельности в своей отрасли, а также дают возможность переходить между отраслями, сохраняя свою востребованность [1]. Важным аспектом надпрофессиональных навыков для нашего исследования выступала их способность повысить адаптационный и энергетический ресурс личности, в том числе за счет повышения работоспособности и поддержания психического и физического здоровья.
Для приобретения надпрофессиональных навыков необходимо привнесение творческого компонента в обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучаемым, информатизация и компьютеризация процесса обучения.
В различных источниках указывается, что к надпрофессиональным навыкам относят, например, такие, как владение литературной и деловой устной и письменной речью, в том числе на иностранном языке; умение пользоваться компьютерной техникой и другими средствами связи и информации, включая телекоммуникационные сети; знание психологии и этики общения; управление командой (лидерские навыки); умение работать в команде; навыки самоанализа; творческое мышление; способности адаптации к изменяющимся условиям; умение управлять своим временем; способность к личностному развитию и др. [2–4].
Метод проектов можно определить как «способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом»; это «совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи – решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта» [5].
Физическая культура у студентов ШГПУ преподаётся с первого по третий курс, практические занятия предусматривают одну пару в неделю. На первом курсе, помимо практики, преподаётся теоретический курс «Физическая культура и спорт» в 1 семестре и элективные курсы по физической культуре и спорту во втором семестре (также по одной паре в неделю, всего по 18 часов).
Теоретический курс «Физическая культура и спорт» предусматривает изучение таких тем, как:
- «Физическая культура и спорт как учебная дисциплина», где студенты знакомятся с её целями и задачами, функциями, организацией физического воспитания в вузе;
- «Основы здорового образа жизни студента», где изучаются факторы, определяющие здоровье, здоровый образ жизни и его составляющие, роль физической культуры в обеспечении здоровья;
- «Оздоровительные системы физических упражнений. Лечебная физическая культура», где рассматриваются традиционные и нетрадиционные виды оздоровительной физической культуры, их влияние на организм, упражнения лечебной физической культуры при различных видах заболеваний;
- «Оценка физического развития», где студенты осваивают методы оценки физического развития, оценку уровня физической работоспособности и методы исследования функционального состояния систем организма;
- «Развитие двигательных качеств», где изучаются понятия силы, скоростных качеств, выносливости, гибкости, координации, их тестирование, средства и методы развития;
- «Организация занятий физической культурой и спортом», где студенты осваивают нормирование физических нагрузок с учетом уровня подготовленности, половозрастных особенностей, правила техники безопасности при изучении основных разделов программы, особенности занятий избранным видом спорта, формы самостоятельных занятий физической культурой;
- «Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов», где даётся характеристика двигательного режима специальности, санитарно-гигиенические условия труда, требования к психофизиологическим свойствам организма, обучающиеся знакомятся с профессиональными заболеваниями и их профилактикой средствами физической культуры.
В процессе изучения дисциплины студенты накапливают багаж знаний, выполняя различные практические задания, пополняют свой арсенал умений, изучают дополнительные источники информации. Такая работа в течение семестра позволяет им накопить необходимый материал для подготовки итогового проекта по предмету «Программа физического саморазвития на период обучения в вузе».
Данный проект предполагает разработку программы работы над собой, своим физическим развитием на 4–5 лет студенческой жизни. Работать над проектом студенты могут как индивидуально, так и объединившись в группы по 2–3 человека, если они преследуют одинаковые цели.
Вначале студент обосновывает актуальность работы над собой, выявляет те проблемы, которые он хотел бы решить в ходе реализации проекта. Анализ проектной деятельности показал, что, как правило, большинство, в основном девушки, хотят похудеть (71 %), улучшить параметры фигуры (100 %), улучшить своё функциональное состояние (86 %).
Затем студенты формулируют для себя цель программы и задачи, которые позволят её добиться. Далее, произведя оценку своего физического и функционального состояния, планируют формы и методы работы над собой на каждый семестр на все годы обучения в вузе. Помимо практических занятий в вузе (которых явно недостаточно для того, чтобы добиться поставленной цели) студенты планируют самостоятельные формы занятий, участие в спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятиях вуза, запись в секции, посещение фитнес-центров и бассейнов и др.
В ШГПУ для студентов предоставляются возможности занятий в секциях по баскетболу, волейболу, настольному теннису, лыжному спорту, лёгкой атлетике, самбо. К их услугам также секции и тренировки в спорткомплексах «Олимп» и «Парус», бассейне «Посейдон», стадионе «Торпедо», фитнес-центрах «Цех», «Добрыня», тренажёрных залах «Дружба», «Спектра» и др. В вузе проводится множество спортивно-оздоровительных мероприятий, в том числе университетская спартакиада, в которых могут принять участие все желающие.
За помощью в разработке программы индивидуальных тренировок студенты обращаются к профессиональным инструкторам (64 %), также некоторые планируют получение консультации эндокринолога (24 %), психолога (14 %) и др. специалистов. Это всё они указывают в качестве ресурсов, необходимых для реализации проекта. Помимо людских, организационных ресурсов, им требуются материальные и финансовые ресурсы (для оплаты абонементов в тренажерные залы (50 %), бассейны (43 %), фитнес-центры (82 %), консультаций специалистов (86 %), покупки необходимого спортинвентаря и одежды (100 %)). Кроме планирования двигательной активности, студенты разрабатывают свой «идеальный» распорядок дня, планируют меню и рассчитывают его калорийность, исходя из своих параметров и тех целей, которых хотят добиться.
Спланировав работу, студенты приступают к анализу возможных проблем и трудностей, с которыми могут столкнуться, начав реализацию программы. Как показывает анкетирование, на первом месте у всех стоит лень – это главная трудность в том, чтобы начать работу над собой и добиться желаемого результата. 100 % опрашиваемых поставили ее на первое место. 71 % студентов назвали нехватку времени, так как много задают и они не успевают справляться с учебными нагрузками. 50 % назвали возможные финансовые трудности, которые не позволят им в полном объёме выполнить запланированное. Одновременно с этим студенты искали пути решения названных трудностей. Главным средством для борьбы с ленью назвали мотивацию, желание становиться лучше (86 %), а также работу в команде, в группе единомышленников, которые поддержат и не дадут бросить начатое (71 %). Для решения проблемы нехватки времени названы планирование своего дня, рациональное распределение работы. Для решения финансовых трудностей студенты предлагают хорошо учиться с тем, чтобы получать повышенную стипендию (64 %), а некоторые (21 %) не исключают дополнительную подработку.
Последним пунктом в проекте идёт ожидаемый результат – то, каким себя студенты видят после окончания работы по программе. Как правило, большинство студентов связывают свой образ идеального Я со становлением себя в профессиональном плане, то есть быть красивым, здоровым, крепким необходимо, чтобы быть хорошим специалистом, эффективно трудиться и выполнять свои профессиональные обязанности (86 %), эффективно решать жизненные проблемы (71 %), быть успешным (77 %), сохранять позитивный настрой (64 %), поддерживать необходимый уровень энергии для воплощения в жизнь новых идей (74 %).
В конце изучения дисциплины студенты защищают свои проекты на итоговой конференции. Происходит это в торжественной обстановке, с приглашением независимого жюри. Вручаются дипломы за лучшие проекты.
Заключение
Как показывает анализ, такая работа над проектом позволяет сформировать мотивацию и интерес к физкультурно-спортивной деятельности, студенты более осознанно начинают подходить к занятиям физической активностью, понимают роль физической культуры и спорта как важного аспекта становления надпрофессиональных навыков. Сравнение данных с тех факультетов, в практику которых был внедрён метод проектов (гуманитарный, факультет коррекционной педагогики и психологии ШГПУ), и тех, где его не использовали (педагогический факультет, факультет математики, информатики и физики ШГПУ), показывают, что студенты, выполнявшие итоговый проект, больше посещают те или иные секции (64 % и 36 % соответственно), чаще принимают участие в спортивно-массовых мероприятиях вуза (71 % и 40 %), реже пропускают практические занятия по физической культуре в вузе (14 % и 21 %).
Кроме того, работа над подобными проектами учит студентов, используя методы оценки физического и функционального состояния, проводить самоанализ; объединившись в группы, совместно решать поставленную проблему; брать на себя роль ведущего (проявлять лидерство); выступать на публике, презентуя проект, отстаивать свою точку зрения, отвечая на вопросы; развивает коммуникативные навыки (умение договариваться, взаимодействовать с разными людьми при разработке программы); работать с разными источниками информации (литературными, интернет-ресурсами), критически её осмысливать, анализировать и творчески интерпретировать; в целом работа над программой физического саморазвития способствует личностному развитию студентов. Таким образом, использование метода проектов в процессе изучения дисциплины «Физическая культура и спорт» способствует формированию надпрофессиональных навыков студентов педвуза.
Библиографическая ссылка
Кузнецова Н.А., Постникова Н.И. МЕТОД ПРОЕКТОВ В ФОРМИРОВАНИИ НАДПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ПЕДВУЗА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 7. – С. 174-178;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38155 (дата обращения: 21.11.2024).