Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ»

Довгань Е.А. 1
1 ФГКОУ ВО «Ростовский юридический институт МВД России» Волгодонский филиал
В статье рассматривается сущность и проблема повышения коммуникативных способностей слушателей юридического института МВД в течение освоения курса «Русский язык в деловой документации. Культура речи». Поставленная цель включает в себя анализ учебного материала, который способствует повышению коммуникативных навыков, осмысление методологических технологий, которые направлены на улучшение речевых навыков слушателей юридического института. На основе проведенного анализа сделан вывод, что в современном мире проблема повышения речевых особенностей сотрудников внутренних дел в недостаточной степени исследована. Автором были раскрыты современные требования к процессу обучения слушателей в высшей профессиональной школе. Представлены основные подходы к совершенствованию коммуникативных способностей. Для чистоты эксперимента был проведен опрос среди обучающихся, которые имеют высшее юридическое и неюридическое образование. Респонденты показали средний уровень знаний о теоретических и практических основах профессионального общения. Они смогли дать подробные ответы на заданные открытые (структурированные) вопросы. Определена сущность коммуникации слушателей, проблема и способы ее решения, факторы успешного осуществления профессионального общения. В данной работе автор приходит к мысли о том, что для повышения коммуникативных способностей слушателей необходимо использовать новые педагогические технологии.
служебное общение
язык деловой речи
нормативность
культурно-эстетический потенциал
должностные обязанности
коммуникация
профессиональная компетентность
1. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Коммуникативные компетенции сотрудников полиции как фактор эффективности профессиональной деятельности // Современные наукоемкие технологии. 2014. № 4. С. 167–168.
2. Мухадиева Ф.П. Формирование культуры профессиональной речи студента юридического факультета: автореф. дис. … канд. пед. наук. Майкоп, 2006. 24 с.
3. Что значит знать язык и владеть им / Под ред. Н.М. Шанского. М.: Просвещение, 2010. 324 с.
4. Тюменева Н.П. Формирование коммуникативных способностей курсантов и слушателей вузов ФСИН России при изучении русского языка и культуры речи: автореф. дис. … канд. пед. наук. Рязань, 2007. 24 с.
5. Шакин И.Ю., Хрисанова Е.Г. Профессиональная коммуникация бакалавров языковых профилей: сущность и пути формирования в вузе // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. № 6. [Электронный ресурс]. URL: https://mir-nauki.com/PDF/55PDMN619.pdf (дата обращения: 14.05.2020).
6. Полякова Т.А., Палагина Н.С. Формирование профессиональной речи слушателей юридического института // Вопросы педагогики. 2020. № 2. С. 132–135.

Коммуникативная компетенция человека является основополагающей в современном мире. Жизнь каждого из нас буквально пронизана речевыми контактами с другими людьми. Потребность в общении – одна из самых доминантных способностей человечества. Современный этап развития государства характеризуется повышенным вниманием к совершенствованию процесса воспитания, образования, к созданию новых технологий, в частности связанных с формированием коммуникативных способностей. Поэтому в данных условиях развития общества предъявляют повышенные требования к качеству подготовки выпускников вузов, так как от этого зависит эффективность выполнения служебных обязанностей сотрудниками правоохранительных органов [1]. Обучающиеся совершенствуют свои коммуникативные навыки на занятиях по дисциплине «Русский язык в деловой документации. Культура речи», потому что образовательная функция данного курса в вузе состоит в том, чтобы:

- выработать способность грамотно излагать информацию в соответствии с особенностями функциональных стилей современного русского языка;

- сформировать способности моделировать коммуникативные условия в зависимости от языковой картины действительности; развивать умения выбирать речевую форму, способ выражения в зависимости от языковой обстановки [2].

По мнению Н.М. Шанского, коммуникативная компетенция – это «способность индивида решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения... являет собой нерасторжимое единство двух компонентов – лингвистического и социального, связь определенного объема лингвистических и социальных знаний с умениями и навыками общения» [3].

Вопрос повышения речевых способностей обучающихся всегда актуален, так как человеческая жизнь немыслима без общения. Дисциплина «Русский язык в деловой документации. Культура речи» направлена на совершенствование коммуникативных способностей слушателей. Проблема повышения коммуникативных способностей обучающихся вуза была интересна многим ученым. Ряд исследователей (И.А. Алехин, А.И. Каменев, И.А. Федосеева) теоретически обосновали условия формирования коммуникативных способностей слушателей юридического института. А.Д. Лопуха, Л.В. Мардахаев, Д.В. Суслов, Е.В. Соломатин исследовали проблему развития системы военно-педагогического образования в органах внутренних дел Российской Федерации. Так, В.И. Байденко, Л.В. Доломанюк, А.М. Егорычев, Э.Ф. Зеер, Е.Я. Коган, И.А. Федосеева раскрыли теоретические положения, показывающие сущностные характеристики коммуникативного подхода в образовании.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме повышения коммуникативных способностей слушателей позволил выявить ряд противоречий между требованиями к слушателям юридического института, которые зафиксированы в нормативных документах, и низким уровнем сформированности речевых способностей обучающихся [4]. Вопрос повышения коммуникативных способностей обучающихся юридического института в настоящее время недостаточно изучен и требует дальнейшей исследовательской работы.

В связи с этим нами была определена цель: разработать и экспериментально апробировать современные педагогические технологии повышения коммуникативных способностей слушателей юридического института на занятиях по дисциплине «Русский язык в деловой документации. Культура речи».

Материалы и методы исследования

В нашем исследовании участвовали слушатели двух учебных групп, которые осваивают образовательную программу профессионального обучения «Профессиональная подготовка лиц среднего и старшего начальствующего состава, впервые принятых на службу в органы внутренних дел Российской Федерации и имеющих высшее или среднее профессиональное (неюридическое) образование, по должности служащего «Полицейский». В работе использованы общие методы научного исследования: диалектический, системный, моделирование, анкетирование, деловые и ролевые игры, тестирование – выявление уровня коммуникативных способностей слушателей проводилось по следующим критериям: высокий, средний, ниже среднего.

Результаты исследования и их обсуждение

Знание юридической терминологической системы необходимо сотруднику полиции, так как по долгу службы приходится общаться с различными категориями граждан. [4]. На данные понятия распространяются все признаки точной лексики: однозначность понятий; отсутствие эмоциональной окрашенности; автономность (независимость от контекста).

Все признаки необходимо знать сотруднику полиции. Строгость и четкость юридических формулировок зафиксирована на законодательном уровне. Для профессионального выполнения своих обязанностей необходимо соблюдать следующие требования:

- правильность – умение составлять лимитированные документы;

- логичность – оправданное использование речевых стандартов-клише;

- объективность – неличный характер передачи информации;

- уместность – адекватное использование специализированной лексики;

- публичность – представление материала на совещаниях, встречах, лекциях с использованием ораторского стиля изложения.

В настоящее время современный сотрудник полиции является пропагандистом правовых знаний. Именно учебный предмет «Русский язык в деловой документации. Культура речи» помогает овладеть нормативным аспектом, развивает лингвистическое чутье, совершенствует ораторские способности, которые привлекают внимание слушателей и убеждают аудиторию в правильности принятия решений. Необходимость говорить о правильности публичных выступлений сотрудника отделения полиции возникла с появлением суда присяжных в России, чье мнение во многом зависит от профессионализма судебного спикера. Умение излагать мысли публично, несомненно, является показателем профессионализма сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, его оружием воздействия. Несмотря на вышесказанное, каждый сотрудник полиции должен помнить, что язык – великое оружие, которое помогает достичь поставленных целей. Необходимо знать, что юридическая коммуникация функционирует в окружающей среде и используется живыми людьми. Профессиональное общение подчиняется механизмам когнитивного моделирования. Современная практика доказывает, что выпускники юридического института не владеют на должном уровне языковыми нормами. Допускаются грамматические, стилистические, и другие виды ошибок при составлении служебных документов. В результате этого возникает потребность в поиске успешных педагогических путей повышения уровня коммуникативных способностей слушателей, формирования языкового опыта, обеспечивающего эффективность общения в различных сферах профессиональной деятельности [5].

Содержательный материал дисциплины «Русский язык в деловой документации. Культура речи» направлен на следующее:

- совершенствовать умение свободно оформлять и выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме;

- овладеть основными нормами русского литературного языка;

- соблюдать этический аспект современного общества [5].

Одной из ключевых задач курса является совершенствование коммуникативных способностей обучающихся. Это помогает пониманию социальной значимости будущей профессии, выполнению гражданского и служебного долга в соответствии с нормами морали и служебного этикета.

В ходе исследования специфики профессиональных коммуникаций навыков слушателей, на констатирующем этапе был проведен опрос, для этого были предложены следующие вопросы:

1. Назовите аспекты понятия «культура речи».

2. Охарактеризуйте нормативный уровень владения языком.

3. Перечислите механизмы для совершенствования речевой компетенции.

4. В чем заключается профессиональная коммуникация сотрудника внутренних дел РФ?

5. Назовите основные способы подготовки к профессиональной компетенции.

6. Каким уровнем коммуникативной компетенции вы владеете?

7. Определите свой уровень владения коммуникативными нормами.

Все респонденты смогли дать подробные ответы на вопрос: «Как же можно повысить способность красиво излагать мысли?» Среди основных компонентов профессионального общения в своей специальности слушатели указали:

- тактичность;

- точность в трактовке терминов из сферы своей деятельности;

- вежливость при обращении ко всем категориям граждан;

- понятность профессиональной речи;

- толерантность.

Участники отмечают, что «...самое главное требование к речи сотрудника внутренних дел РФ – это умение правильно излагать свои мысли, используя законодательную базу РФ».

По мнению респондентов, профессиональная коммуникация полицейского – это «...общение и взаимодействие с людьми, передача и обработка информации, повышение уровня компетентности».

Для подготовки к профессиональному общению, по словам опрошенных, сотрудники полиции «...постоянно практикуются, составляя официальные деловые документы, взаимодействуют с представителями различных социальных стереотипов, участвуют в мероприятиях, связанных с будущей профессией, участвуют в конференциях».

Участники эксперимента отметили, что им не хватает психологической подготовки в коммуникативном общении, так как неуверенность в себе и неумение концентрироваться на важном мешает достичь желаемого результата. Каждому сотруднику ОВД необходимо не только владеть нормативным аспектом современного русского языка и юридической терминологией РФ, но и знать психологические приемы общения [5]. В результате анализа ответов обучающихся были определены наиболее важные черты личности будущих сотрудников ОВД, что позволило им выполнять коммуникативные действия. Результаты представлены в табл. 1.

Таблица 1

Личные качества, необходимые для эффективного общения

Характеристика ответов

Количество ответов, %

А. С сотрудниками:

 

взаимопонимание

17,7

тактичность

34,8

справедливость

17,4

порядочность

22,4

честность

29,0

Б. С коллегами:

 

корректность

34,0

тактичность

17,4

доброжелательность

34,0

субординация

11,6

В. С осужденными:

 

справедливость

34,0

строгость

29,0

милосердие

11,6

твердость

17,4

сдержанность

40,6

отзывчивость

5,8

 

Ответы позволили выявить группы важных профессиональных характеристик, которые необходимы для успешного общения, а именно:

- личностные качества, которые заключаются в способности активно влиять на собеседника;

- коммуникативные навыки, связаны со способностью контролировать себя;

- квалификационные качества, которые человек успел приобрести на протяжении своей профессиональной деятельности.

Проанализировав полученные ответы респондентов, были определены основные пути совершенствования коммуникативных навыков слушателей. Результаты констатирующего этапа подтвердили, что необходимо проводить учебные занятия, которые направлены на формирование положительной мотивации и познавательного интереса к дисциплине «Русский язык в деловой документации. Культура речи». Так, нами был проведен семинар

по теме: «Служебные документы: типология, содержание, композиция, языковое оформление» в форме деловой игры «Уголовная ответственность юридических лиц в Российской Федерации». Слушателям было предложено обратиться к законодательному тексту и раскрыть лексико-семантические особенности юридической терминологии на примере статей Гражданского и Процессуального кодексов РФ.

Анализ осуществлялся по следующей схеме:

1) идейно-композиционное исследование текста;

2) цитирование основных этапов текста;

3) оценка стилистических единиц.

Выработка комплекса практических умений и навыков на основе изучения теоретических и практических вопросов позволит повысить коммуникативные способности сотрудника ОВД. Нами было выявлено, что смоделированные условия общения способствовали совершенствованию коммуникативных особенностей слушателей. Основная задача каждого педагога – применение разнообразных методов, технологий, которые способствуют повышению интереса к изучаемой дисциплине. Именно дискуссионный метод позволяет слушателям раскрыть и доказать свою точку зрения. Так при проведении семинарского занятия по теме «Культура речи сотрудника внутренних дел» применялись приемы данного метода. Обучающиеся высказывали мнение о том, что сотрудникам полиции необходимы высокая культура и строгое соблюдение законности, именно это является их отличительной чертой, так как для населения образ сотрудника органов внутренних дел должен быть неотделим от представлений о лучших человеческих качествах.

Была высказана и другая мысль о том, что сотрудник ОВД должен владеть нормативным русским языком, общей культурой языка, потому что является частью общей культуры [6]. Также на этом этапе широко использовалась игровая технология. Создавалась конкретная ситуация, взятая из служебной деятельности сотрудника внутренних дел. Участие слушателей в смоделированных ситуациях помогло им раскрыть свой коммуникативный потенциал.

На контрольном этапе слушателям предложено пройти тестирование. Цель – выявление уровня коммуникативной грамотности. Анализ ответов показал, что у обучающихся экспериментальных групп повысились коммуникативные способности. Результаты представлены в табл. 2.

Таблица 2

Результаты тестирования

Качество ответа

Слушатели, имеющие высшее юридическое образование

Слушатели, имеющие высшее неюридическое образование

Правильный

78 %

81 %

Наполовину правильный

12 %

10 %

Неправильный

10 %

9 %

 

Проанализировав полученные результаты, мы пришли к выводу, что экспериментальная работа, направленная на повышение коммуникативных способностей обучающихся, показала, что у слушателей экспериментальных групп речевые умения стали выше, чем у обучающихся контрольных групп. Языковые навыки слушателей изменились, об этом свидетельствуют следующие особенности: обучающиеся стали активны в процессе познания нового, повысился интерес к учебному материалу, появилась уверенность в процессе общения.

Исследование, проведенное нами в течение года, показало, что участие обучающихся в экспериментальной работе существенно повысило уровень их коммуникативных способностей. Нами было подтверждено, что достичь данного результата возможно, только используя системный, методологический, концептуально-проблемный подходы повышения речевых умений слушателей в процессе обучения. Полученные данные могут быть использованы в разработке учебных курсов по дисциплине «Русский язык в деловой документации. Культура речи», а также при создании учебных пособий.

Выводы

В ходе проведения исследовательской работы нам удалось доказать, что для повышения коммуникативных способностей слушателей юридического института в процессе изучения курса «Русский язык в деловой документации. Культура речи» необходимо использовать современные педагогические технологии, результатами которых является: 1) формирование у обучающихся профессиональных навыков убеждения в процессе коммуникации; 2) расширение ценностных, институциональных условий, способствующих развитию нормативной, логичной, связной речи; 3) повышение мотивации к изучаемой дисциплине.

Поэтому каждому сотруднику органов внутренних дел необходимо совершенствовать свои коммуникативные способности, потому что высокая культура и строгое соблюдение законности – это их отличительная черта.


Библиографическая ссылка

Довгань Е.А. ПОВЫШЕНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СЛУШАТЕЛЕЙ ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК В ДЕЛОВОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. КУЛЬТУРА РЕЧИ» // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-2. – С. 338-342;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38112 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674