Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,021

ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ИДЕОЛОГИИ CDIO

Приходько О.В. 1
1 Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации Сибирский федеральный университет
Статья посвящена проблеме интеграции в образовательном процессе. Рассматривается сущность понятия «интеграция», раскрываются ее виды и смыслы. Сегодня во многих университетах мира реализуется модель мультидисциплинарного образования, основанная на междисциплинарной интеграции. В том числе в СФУ реализуется Всемирная инициатива CDIO, направленная на подготовку инженеров нового поколения и подчеркивающая необходимость интеграции дисциплинарных знаний, личностных и межличностных компетенций выпускника, а также его умения изобретать продукты и системы. В статье показана интеграция в учебном плане по направлению подготовки «Металлургия CDIO», рассказывается о проектировании образовательного процесса по дисциплине «Деловые коммуникации» в идеологии обратного дизайна в контексте требований идеологии CDIO. Поскольку в гуманитарных науках объектом является человек как интегративная личность и его деятельность, то в процессе преподавания гуманитарных дисциплин мы развиваем личностные и межличностные компетенции обучающихся и выстраиваем образовательный процесс на деятельностном подходе, используя разные виды интеграции. Согласно принципу интеграции, развитие речевой культуры обучающихся осуществляется не только в процессе упражнений и заданий, направленных на развитие речи, но и при организации всех видов деятельности. Приводятся примеры заданий технологической, содержательной, индивидуально-личностной интеграции в образовательном процессе по дисциплине «Деловые коммуникации».
интеграция
междисциплинарная интеграция
интегрированное занятие
интегрированное задание
коммуникация
речевая культура
1. Жеглова О.А. Развитие гуманитарной культуры студентов вуза в условиях межпредметной интеграции дисциплин гуманитарного цикла // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. науч. конф. СПб.: Реноме, 2012. С. 9–12.
2. Приходько О.В. Развитие речевой культуры будущих бакалавров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. … канд. пед. наук. Красноярск, 2017. 262 с.
3. Теремов А.В. Интегративные тенденции в естественнонаучном и гуманитарном образовании школьников: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Москва, 2007. 45 с.
4. Чекмарев В.В. Мышление будущего: междисциплинарное образование как условие конкурентоспособности // Теоретическая экономика. 2014. № 3. С. 36–42.
5. Международный семинар по вопросам инноваций и реформированию инженерного образования «Всемирная инициатива CDIO»: Материалы для участников семинара (Пер. С.В. Шикалова) / Под ред. Н.М. Золотаревой и А.Ю. Умарова. М.: Изд. Дом МИСиС, 2011. 60 с.

Одной из актуальных проблем подготовки будущих инженеров на современном этапе является междисциплинарность образования. Это направление в науке обусловлено тем, что глобальные проблемы человечества, с решением которых связаны основные задачи инженерной деятельности, носят междисциплинарный характер. Поэтому инженеры должны иметь не только соответствующую профессиональную подготовку, но и быть социально ориентированными: понимать влияние результатов своей деятельности на общество и окружающую среду, внедрять новые технологии, направленные на улучшение жизни человека, уметь выстраивать коммуникацию на всех уровнях, владеть деловой культурой.

Однако учёные отмечают, что дисциплинарная расчлененность в образовании не формирует системные знания у обучающихся, и акцентируют проблему преодоления межсистемных знаний. Это и послужило основанием выбора темы статьи, целью которой стало обоснование интеграции в процессе преподавания дисциплины «Деловые коммуникации». Объект исследования – дисциплина «Деловые коммуникации». Предмет – интеграция в образовательном процессе.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составил:

- системный подход, предлагающий рассмотрение относительно самостоятельных компонентов процесса образования во взаимосвязи и развитии;

- личностно ориентированный подход, предусматривающий субъектную позицию обучающегося в учебной деятельности;

- интегративный подход, предполагающий целостность целевых, содержательных, деятельностных, мотивационных и результативно-оценочных сторон деятельности субъектов при решении задач образования;

- компетентностный подход, ориентирующий на подготовку выпускников, способных решать конкретные профессиональные задачи;

- деятельностный подход, акцентирующий приоритетность активных технологий и методов обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

Решения проблемы преодоления межсистемных знаний в педагогической науке предлагаются разные, но главное из них – сочетание теории и практики в образовательном процессе. Здесь на помощь приходит интеграция.

В педагогическом словаре интеграция трактуется как «объединение, органическое слияние образовательных учреждений, систем, подходов, направлений, образовательных программ, разных предметов или их элементов внутри образовательных областей» [1]. Сущность интеграции раскрывается через такие ключевые понятия, как взаимопроникновение, взаимодополнение, взаимосочетаемость, взаимозависимость, единство, целостность.

Интеграция предполагает объединение нескольких видов деятельности и разных средств развития личности в процессе образования, повышает мотивацию обучения за счет рассмотрения явления или события с нескольких сторон, что формирует познавательный интерес обучающихся, развивает их творческое мышление. Существуют разные классификации интеграции: по методам, по приемам, по способам, по уровням, по направлениям.

Анализ педагогических трудов по теме исследования (А.А. Католиков, Б.М. Кедров, В.Н. Максимова, А.В. Теремов, В.Т. Фоменко) позволил выделить такие виды интеграции, как внутрипредметная (между разделами и темами одной дисциплины), межпредметная (по горизонтали: объединение подобного материала в разных дисциплинах; по вертикали: объединение материала одной дисциплины разного уровня сложности; интегрированное занятие (бинарное или с использованием межпредметных связей на основе единства изучаемых тем), интегрированный курс: объединение нескольких дисциплин в рамках конкретной темы), межсистемная (объединение содержания разных систем образования) [2].

Ученый А.В. Теремов идет дальше и выделяет еще интеграцию способов деятельности и интеграцию «организационных форм и методов обучения, адекватных целостному восприятию обучающимися объектов, предметов, явлений и процессов действительности, способствующих гармоничному развитию их личности» [3].

Поскольку человек сам по себе – интегративное существо, представляющее собой синтез операционально-технологических и эмоционально-ценностных качеств, интеграция в познании себя и окружающего мира естественна. Таким образом, в процессе образования происходит интеграция знаний на общенаучном, профессиональном и индивидуально-личностном уровнях. Общенаучный уровень включает в себя понятия, факты, законы, принципы и общенаучные методы исследования. В профессиональные знания входят целевые установки решения проблем, профессиональное содержание и технологические аспекты проблем. Индивидуально-личностный уровень подразумевает развитие способностей, раскрытие потенциала и формирование Я-образа.

Социально-экономическая интеграция и междисциплинарность научных исследований формируют заказ на подготовку специалиста, обладающего системным мышлением и способного ориентироваться в проблемах разных наук [4]. На сегодняшний день во многих университетах США, Европы и Азии реализуется модель мультидисциплинарного образования, основанная на междисциплинарной интеграции. В Сибирском федеральном университете реализуется Всемирная инициатива CDIO, направленная на подготовку инженеров нового поколения.

Инициатива CDIO прописала 12 стандартов образовательных программ. В стандарте 2 «Результаты программы CDIO» говорится о необходимости интеграции дисциплинарных знаний, личностных и межличностных компетенций выпускника, а также его умения изобретать продукты и системы. Эта же мысль продолжается в стандартах 3 «Интегрированный учебный план» и 7 «Интегрированные учебные задания». В условиях развития личностных и межличностных компетенций одновременно с формированием дисциплинарных и профессиональных компетенций, согласно психологам Б.Г. Ананьеву и С.Л. Рубинштейну, происходит внутриличностная интеграция человека.

Учебный план подготовки будущих бакалавров по направлению подготовки 22.03.02.11 «Металлургия CDIO» в рамках реализации проекта инженерного образования в идеологии Всемирной инициативы CDIO представлен в модульной форме. Например, естественнонаучный модуль включает математику, физику, химию. В гуманитарный модуль входит иностранный язык, история, философия науки и техники производства, личностное развитие, командообразование. Инженерный модуль включает дисциплины профессионального цикла. В ходе образовательного процесса преподаватели, в соответствии с компетентностным подходом и стандартами CDIO, создают и используют условия интеграции, выделяя общие идеи, приемы исследования окружающей действительности средствами своих дисциплин, используя общность структур различных видов деятельности, общенаучные методы познания. Внутри модулей проводятся интегрированные занятия, используются задания интегративного содержания с профессиональным контекстом.

В соответствии с требованиями идеологии CDIO нами выстроено содержание дисциплины по выбору «Деловые коммуникации», которая изучается в 3–4 семестре и состоит из четырех зачетных единиц. Цель преподавания дисциплины «Деловые коммуникации»: формирование у обучающихся системы общекультурных, личностных и межличностных компетенций по практическому применению в повседневной и профессиональной деятельности теоретических знаний о процессах, закономерностях, этических правилах и психологических механизмах протекания разных видов и форм деловой коммуникации.

Целенаправленное развитие речевой культуры в дисциплине «Деловые коммуникации» в интеграции с дисциплинами гуманитарного цикла обладает значительным педагогическим потенциалом в становлении нравственно-моральных качеств личности будущего бакалавра, развитии коммуникативных умений, эмоционально-ценностного отношения и профессиональной культуры инженера. Востребованность речевой культуры при решении учебно-профессиональных задач в дисциплинах профессионального блока способствует закреплению у будущих бакалавров навыков результативной речевой деятельности [2].

При проектировании образовательного процесса по дисциплине «Деловые коммуникации» в идеологии обратного дизайна нами были выделены компетенции в соответствии с ФГОС ВО, которые должны быть сформированы у выпускника в результате освоения программ бакалавриата, далее они были соотнесены с результатами обучения по Syllabus CDIO в уровне декомпозиции «3. Межличностные умения: работа в команде и коммуникации», затем сформулированы результаты обучения дисциплине, для достижения которых подобраны формы, виды работы и способы оценки результатов деятельности будущего инженера, представленные в табл. 1 [5].

Поскольку в гуманитарных науках объектом является человек как интегративная личность и его деятельность, то в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности «Деловых коммуникаций», мы развиваем личностные и межличностные компетенции обучающихся. Таким образом, воспитывать, преобразовывать человека можем в деятельности, а значит, основывать и выстраивать образовательный процесс на деятельностном подходе, используя разные виды интеграции. Согласно принципу интеграции, развитие речевой культуры обучающихся осуществляется не только в процессе упражнений и заданий, направленных на развитие речи, но и при организации всех видов деятельности.

Проявлению уровня сформированности речевой культуры и ее дальнейшему развитию способствует командная форма работы, в которой приобретаются навыки общения, сотрудничества, взаимопроверки и взаимоконтроля [2]. В табл. 2 представлены примеры интегрированных заданий в процессе преподавания дисциплины «Деловые коммуникации».

Таблица 1

Проектирование результатов обучения дисциплине «Деловые коммуникации» для будущих бакалавров направления 22.03.02.11 Металлургия CDIO

п/п

Результат обучения по ФГОС

Результат обучения по Syllabus CDIO

Результат обучения дисциплине

Методы и средства

1

Способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-3)

3.2. Коммуникация

3.2.1. Коммуникационная стратегия

3.2.2. Коммуникационная структура

3.2.3. Письменная коммуникация

3.2.4. Электронные / мультимедиа коммуникации

3.2.5. Устная презентация

3.2.6. Опрос, слушание, ведение диалога

3.2.7. Ведение переговоров, достижение компромисса, разрешение конфликта

3.2.8. Отстаивание позиции

Чётко и ясно излагает собственные мысли и приводит факты для подкрепления своих суждений. Готовит и делает эффективные устные презентации. Использует технологии и графики для более ясного изложения своих мыслей и решений. Во время презентации отвечает на поставленные вопросы. Письменные материалы выстроены в чёткой логической последовательности и не содержат ошибок

Доклад, дискуссия. Создание и защита презентации.

Обсуждение на семинаре.

Индивидуальные и групповые проекты. Интеллектуальная работа в командах.

Решение ситуационных задач.

Деловая игра.

Викторина.

Анализ и интерпретация текстов.

Написание и защита эссе.

Составление и написание пакета официальных документов.

Составление

кроссвордов, схем, таблиц, ментальных карт, создание проекта.

Работа в электронном образовательном курсе на платформе Moodle СФУ

2

Способность работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-4)

3.1. Работа в команде

3.1.1. Формирование эффективной команды

3.1.2. Управление командой

3.1.3. Командный рост и развитие

3.1.4. Лидерство в команде

Вносит свой вклад в решение задачи. Принимает активное участие, слушает и сотрудничает с остальными членами команды. Делится информацией и помогает примирить членов команды, когда между ними возникают разногласия

3

Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-5)

2.4. Позиция, мышление и познание

2.4.5. Самосознание, самопознание и интеграция знания

2.4.6. Обучение и образование в течение всей жизни

Способен к саморазвитию, самоорганизации и обучению в течение всей жизни

 

Таблица 2

Примеры интегрированных заданий в процессе преподавания дисциплины «Деловые коммуникации»

п/п

Тема

Методы, формирующие интегративные знания и интегративные качества личности

Вид интеграции

1

2. Основные аспекты речевой коммуникации

3. Функциональные стили речи

Работа с текстами с металлургической тематикой: 1) трансформация при компрессии текста (аннотирование, составление плана, тезисов, цитирование, конспектирование, рецензирование, реферирование); 2) редактирование дефективного текста (исправление речевых, логических, фактических ошибок); 3) составление профессионального глоссария

Технологическая, содержательная, индивидуально-личностная

2

Все темы дисциплины

Рассказ. Подготовить доклад, реферат, эссе или информационное сообщение со слайдовым сопровождением на предложенные темы либо по выбору студента с учётом темы занятия.

Беседа. Викторина

Технологическая, содержательная, индивидуально-личностная

3

3.6. Публичное выступление как жанр публицистического стиля и как форма деловой коммуникации

Ролевая игра, решение ситуационных задач. Выполнение упражнений, например: Составьте 5–7 вариантов приветствия аудитории и прощания с ней, фраз, управляющих вниманием аудитории.

Публичное выступление: Подготовьте информационную речь (5–7 минут) на актуальную тему. Обоснуйте выбор. Выстройте речь в соответствии с требованиями, используйте приемы привлечения внимания аудитории, заключительные фразы речи, наглядные средства

Технологическая, содержательная, индивидуально-личностная

4

4.1. Корпоративное общение и управление

Деловая игра «Открытие фирмы. Набор сотрудников»

Технологическая, индивидуально-личностная

5

4.2. Критика и комплименты в деловой коммуникации

Решение ситуационных задач (критика сотрудников, замечания коллегам)

Технологическая, индивидуально-личностная

6

5.1. Коммуникативные барьеры и пути их преодоления

Выполнение упражнений, например:

Назовите вежливые формы обращения с просьбой, затем вежливые формы отказа. Разыграйте в парах

Технологическая, индивидуально-личностная

7

5.2. Гендерный аспект коммуникативного поведения

Дискуссия «Раздельное обучение: за и против»

Технологическая, индивидуально-личностная

Окончание табл. 2

п/п

Тема

Методы, формирующие интегративные знания и интегративные качества личности

Вид интеграции

8

5.3. Психология поведения в процессе деловых коммуникаций

Решение ситуационных задач

Технологическая, индивидуально-личностная

9

5.4. Слушание в деловой коммуникации

Выполнение упражнений на внимательное слушание, умение задавать вопросы и отвечать на них

Технологическая, индивидуально-личностная

10

6.2. Внешний вид делового человека

Выполнение упражнений, например:

1. Опишите имидж одногруппника.

2. Проанализируйте имидж известного публичного человека.

Решение ситуационных задач, например: Создайте образ делового мужчины для встречи с делегацией из другого города. Учтите встречу в аэропорту, сопровождение в гостиницу, переговоры в офисе, культурную программу, ужин. Город, время года, место работы, возраст, параметры внешнего вида указаны

Технологическая, индивидуально-личностная

11

7.1.–7.4 Специальные деловые события

Решение ситуационных задач, ролевая игра «Телефонные переговоры», деловая игра

Технологическая, индивидуально-личностная

12

7.5. Самопрезентация

7.6. Презентация

Выполнение упражнений, например:

1. Лифтовая презентация. Вы входите в лифт и видите там человека, которому давно хотели представиться. Расскажите ему о себе. У вас на это 30 секунд – пока едет лифт: кто вы? чем занимаетесь? чем и кому вы можете быть полезны?

2. Лифтовая презентация для особенных. Лифт едет всего 10 секунд, а вместе с вами едут 10 ваших конкурентов.

3. Проведите презентацию в аудитории, там, где сейчас находитесь (в комнате, поезде, самолете, парке, др.). Сколько помех вы можете предусмотреть?

Технологическая, индивидуально-личностная

13

7.7. Деловая полемика: спор, дебаты, дискуссии, прения»

Публичный спор на тему: «Конфликт между поколениями – объективная неизбежность или результат нашей общей невоспитанности?»

Технологическая, индивидуально-личностная

 

Заключение

Интеграция – необходимый процесс современного образования, позволяющий преодолеть проблему межсистемности знаний. Применение в преподавании дисциплины «Деловые коммуникации» таких видов интеграции, как технологическая, содержательная, индивидуально-личностная, способствует становлению нравственно-моральных качеств личности обучающегося, развитию коммуникативных умений, формированию эмоционально-ценностного отношения и профессиональной культуры инженера.


Библиографическая ссылка

Приходько О.В. ИНТЕГРАЦИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ» В КОНТЕКСТЕ ТРЕБОВАНИЙ ИДЕОЛОГИИ CDIO // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-1. – С. 169-175;
URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38089 (дата обращения: 15.06.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074