Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЕ

Лобанова О.Б. 1 Плеханова Е.М. 2 Фирер Н.Д. 1 Попшой Е.Ю. 3 Перцева С.А. 1 Карпечина Е.Н. 1
1 Лесосибирский педагогический институт – филиал ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет»
2 ФГБОУ ВО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»
3 Лесосибирский филиал ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева»
Авторы анализируют важнейшие направления социокультурной политики государства в сельской местности, нацеленные на обогащение жителей сельской местности новыми культурными достижениями, способствующими личностному развитию каждого члена социума, формированию высокого уровня толерантности в обществе. Объединяя подходы к определению культуры как феномена бытия человека, авторы исходят из представления о том, что культура является важнейшей основой успешной коммуникативной стратегии существования человека в обществе, вследствие чего от поколения к поколению формируются и передаются антропологические ценности, ставшие базовыми при формировании общечеловеческих духовных ценностей. Детская школа искусств, функционирующая в сельской местности, занимает особое место в современной образовательной парадигме. Деятельность детской школы искусств в сельской местности позволяет эффективно решать задачи построения успешной коммуникации в контексте диалога искусств, способствующего трансформации жизненного пространства обучающихся под влиянием активного общения с искусством в целом и творчеством в частности. Задача функционирования учреждений дополнительного образования, расположенных в сельской местности, состоит в утверждении общечеловеческих духовных ценностей, интегрированных в региональную этнокультурную среду, трансляции этих ценностей следующему поколению, приобщении к концептуальным основам традиций, символов, моделей поведения, коммуникативных стратегий, присущих населению, проживающему в данной местности. Выявляются особенности различных форм культурно-просветительской деятельности, способствующей консолидации различных групп сельского населения.
сельская местность
дополнительное образование детей
культурно-просветительская деятельность
этнокультурная среда
коммуникативная стратегия
детская школа искусств
1. Бахор Т.А. Обучение будущих учителей литературы методам анализа художественного произведения // Проблемы современного педагогического образования: сб. научн. тр. / Гл. ред. проф. А.В. Глузман. Ялта: РИО ГПА, 2019. Вып. 64. Ч. 4. С. 13–16.
2. Плеханова Е.М., Лобанова О.Б. Формирование духовных потребностей у детей младшего школьного возраста средствами искусства // Научное обозрение. Педагогические науки. 2017. № 6–1. С. 104–113. [Электронный ресурс]. URL: https://science-pedagogy.ru/ru/article/view?id=1704 (дата обращения: 10.05.2020).
3. Концепция развития дополнительного образования детей в РФ от 04.09.2014 № 1726-р. [Электронный ресурс]. URL: http://school6sp.ru/wp-content/uploads/2013/10/Kontseptsiya-razvitiya-dopobrazovaniya.pdf (дата обращения: 10.05.2020).
4. Программа создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности РФ от 26.12.2014 № 2716-р. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/420244623 (дата обращения: 10.05.2020).
5. Егорова О.В., Дмитриева И.В. Трансформация социальных институтов культуры на селе с советского периода до современности // Вестник Чувашского университета. 2019. № 4. С. 73–83.
6. Бауэр Э.А. Культурное воспитание детей и подростков: Германия и Россия // Инновационные технологии в воспитании детей. 2017. № 8. С. 105–108.
7. Морозова С.А. Анализ передового педагогического опыта организации культурно-просветительской деятельности в современной школе // Педагогический журнал. 2016. № 1. С. 45–50.

Важнейшее из направлений социокультурной политики государства предполагает обогащение общества новыми достижениями, способствующими личностному развитию каждого его члена, что, в свою очередь, нацелено на повышение толерантности в социуме в целом. Объединяя подходы к определению культуры как феномена бытия человека, следует иметь в виду, что культура является важнейшей основой успешной коммуникативной стратегии существования человека в обществе, при котором от поколения к поколению формируются и передаются антропологические ценности как основа духовных ценностей человечества. Эта функция культуры, обеспечивающая гармонизацию отношений в семье, обществе и государстве, способна эффективно реализоваться только в процессе формирования единого культурного пространства, актуализирующего коммуникационный опыт каждого из участников социокультурных отношений, гармонично существующий в современном человеке, когда, как считают многие исследователи, «происходит постепенная замена логоцентрической модели понимания мира поликультурной» [1, с. 14]. Актуальность статьи обусловлена тем, что ученые, методисты, педагоги-практики, осознавая мировую культуру как единое пространство усвоения универсальных духовных ценностей, стремятся ориентировать их продуцирование в процессе обучения и воспитания личности ребенка [2]. На решение этой проблемы нацелена деятельность культурных центров территориальных образований регионального уровня (города, села, деревни и др.). В связи с этим целью исследования стала деятельность детских школ искусств как центров культурно-просветительской работы в сельской местности, с учетом того, что обучающиеся таких школ являются одновременно объектами и субъектами образовательной и культурно-просветительской деятельности.

Материалы и методы исследования

Методологической базой исследования стала научно-педагогическая и методическая литература, в которой рассматриваются особенности функционирования сельских детских школ искусств как центров культурно-просветительской деятельности сельских жителей. Эффективными методами нашего исследования стали кластерный анализ материалов, анализ научных источников, интервьюирование студентов – выпускников детских школ искусств, функционирующих в селах, поселках и деревнях Красноярского края.

Результаты исследования и их обсуждение

В современной образовательной парадигме трудно переоценить дополнительное образование детей, нацеленное не только на построение успешной коммуникации в контексте диалога искусств, способствующего трансформации жизненного пространства дошкольника, младшего школьника и подростка под влиянием активного общения с искусством в целом и творчеством в частности. В условиях эффективного функционирования в сельских территориальных образованиях детских школ искусств как культурно-просветительских центров в процессе работы с детьми педагоги стремятся к гармоничному сочетанию важнейших составляющих образовательного процесса: самоопределения, самовоспитания, самореализации личности.

Красноярский край является многонациональным административно- территориальным образованием, администрация которого активно содействует культурно-просветительской деятельности в регионах. В этом контексте особое значение приобретают учреждения дополнительного образования, в которых творческое познание детьми и подростками окружающего мира происходит одновременно с приобщением детей к духовным, общекультурным, нравственным ценностям, способствующим сохранению национальных традиций народов, проживающих в Красноярском крае. Так, деятельность детских школ искусств отражает подготовку к календарным народным праздникам (Наурыз, Масленица, Сабантуй, Акатуй и др.), в процессе которой осуществляется формирование коммуникационных стратегий человека в культурно-историческом контексте, способствующих воспитанию просветителя, не только толерантно и корректно воспринимающего национальное искусство и соответствующие этнокультурные концепты, но и готового актуализировать этнокультурные параллели, определяющие представления детей и подростков о едином многонациональном мире.

Являясь живым, быстро реагирующим на изменение социума, современный образовательный процесс в России и многих государствах мира находится в постоянном развитии, поиске новых форм и средств воздействия на обучающихся. Эта тенденция характерна и для учреждений дополнительного образования, неотъемлемым компонентом деятельности которых является культурно-просветительская работа. На наш взгляд, актуальные для современного человека концептуальные представления отражены в определении «культурно-просветительская деятельность», сформулированном в Основах государственной культурной политики, где эта деятельность рассматривается как «разновидность неформального образования», т.е. она определена как деятельность, направленная на распространение достижений науки и культуры и других общественно значимых представлений среди преимущественно поликультурного сельского населения. В документе, регламентирующем деятельность учреждений дополнительного образования, подчеркнуто: «…культурно-просветительская деятельность должна проводиться с использованием различных средств и методов, адекватных возрастным особенностям и уровню образования аудитории, осуществляться в интересах человека, семьи, общества и государства» [3, с. 3].

Осмысляя вопросы, связанные с организацией и функционированием центров дополнительного образования, находящихся в сельской местности, мы понимаем, что сегодня село является не только местом проживания и профессиональной деятельности тех, кто производит сельскохозяйственную продукцию. Обладая сложной социально-экономической структурой, современное село развивается в соответствии с иными закономерностями, правилами и традициями, гармонично отражающими другие условия жизнедеятельности людей, не так, как это происходит в малых и больших городах. Общеизвестно, что в жизни современного села/поселка/деревни велика роль ритуалов, обрядов, обычаев, традиций, для него характерны открытость быта, более строгие формы социального контроля поведения личности, приоритет общественного мнения, его определяющее влияние на поведенческие установки личности, более значимая роль всех учреждений культуры и образования. Из всего сказанного становится понятно, что совокупность социокультурных и социально-экономических условий развития современного села не может рассматриваться без фактора воздействия личности, являющейся объектом и субъектом развития. Культурно-просветительская деятельность в наиболее полной мере отражает эту роль сельского жителя. Устойчивое снижение уровня жизни в большинстве малых сел/поселков/деревень Красноярского края приводит к уменьшению средств и ресурсов, которые могут быть привлечены к эффективной культурно-просветительской деятельности. Но функционирование детских школ искусств, способствующее актуализации семейных этнокультурных ценностей (взаимоотношения в семье, воспитание ребенка, отношение представителей разных поколений, взаимоотношение человека и природы, актуализация народных календарных ритуалов и обрядов и др.) может быть эффективным при включении в работу артефактов, сохраняющихся в каждом сельском доме, в каждой семье. Процесс создания краеведческих музеев, экспозиций, посвященных знаменательным датам и событиям села/поселка/деревни, издания различных летописей, творческих альманахов и др., безусловно, способен включить большинство жителей в культурно-просветительскую деятельность, заставить их осознать жизнь своей семьи и своего рода в контексте жизни края и страны.

Все вышесказанное объясняет то особое внимание, которое сегодня уделяется культурно-просветительской работе учреждений дополнительного образования на селе. Как известно, Распоряжением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. № 2716-р разработана и принята к реализации Программа создания центров культурного развития в малых городах и сельской местности. Указанный регламентирующий документ нацелен на обеспечение максимального вовлечения населения в социально-культурную и творческую деятельность посредством создания «новых возможностей для культурного обмена и творческой самореализации, духовного обогащения и культурного развития» [4]. Разрабатывая и реализуя соответствующие культурно-просветительские и социо-культурные проекты, детские школы искусств комплексно решают задачи развития личности обучающихся с учетом культурно-исторического и этнокультурного контекста. Это позволяет посредством интерактивной коммуникационной среды приобщать обучающихся к богатствам музыкального и художественного искусства, формировать у детей эстетический вкус. Востребованы такие формы работы, как «Музей одной картины»», «Виртуальная экскурсия», «Любимая песня моей бабушки», «Любимая мелодия моей семьи» и др.

Деятельности детских школ искусств в сельской местности посвящены работы В.И. Антоновой, В.О. Борисова, О.В. Егоровой, А.С. Елагиной, М.П. Наумовой, в которых отмечается изменение вектора современной культурной политики. Сельские детские школы искусств в настоящее время являются свидетельством отмеченной исследователями тенденции развития современной культуры. Так, специалисты пишут: «Культурный институт в прямом смысле чаще всего соотносится с различными организациями и учреждениями, непосредственно, напрямую осуществляющими функции сохранения, трансляции, развития, изучения культуры и культурно значимых явлений» [5, с. 73].

Педагоги и методисты отмечают, что детская школа искусств, являясь культурным и образовательным центром села, активно создает оптимальные условия формирования у ребенка представлений о самом себе, об окружающем мире. На это направлены такие образовательные программы, как «Музыкальный фольклор», «Хореографическое творчество», «Народные инструменты», «Театральная студия», «Поэтическая мастерская» и др.

Концептуальность традиций, символов, моделей поведения, коммуникативных стратегий в различных этнокультурах, отражая многовековой путь развития человека, его духовной сферы, требует от современного человека бережного отношения к культурному наследию, предполагая сосредоточение усилий не только на сохранении культурных и духовных ценностей прошлого, но и на транслировании опыта предков в настоящее. Поэтому так важно предоставить возможность современному сельскому жителю состояться как личности, осознающей ответственность за актуализацию общекультурных духовных ценностей в современной жизни. Именно острое осознание собственной ответственности перед прошлым и будущим делает культурно-просветительскую деятельность актуальной, востребованной, плодотворной.

Соединяя творчество, образование и досуг, являясь многогранной деятельностью современного человека, культурно-просветительская работа оказывается актуальна и интересна разным по интересам потребителям культуры, объединяя их в различные творческие группы. Например, обучающимися в детских школах искусств являются и дети с особыми возможностями развития, в том числе дети-инвалиды.

Так, в детской школе искусств Детско-юношеского центра Северо-Енисейского района разработан и активно реализуется проект «Давай светить», который был разработан и реализован в 2019 г. Проект нацелен на вовлечение детей-инвалидов в творческую деятельность и предполагает систематическую работу с ними в течение нескольких лет. Куратором проекта стала Ю.А. Котовская, руководитель музыкальной студии «ЮЛА». Ключевыми мероприятиями проекта стали концертные программы ко Дню инвалида, новогодние утренники (совместно с комплексным центром ДЮЦ), конкурсные программы ко Дню матери, а также Праздники творчества детей с особыми возможностями развития.

Одним из героев проекта стал подросток-инвалид Леонид Агиенко (12 лет), в творческой копилке которого 12 книг, составленных из написанных мальчиком рассказов и сказок, ранее опубликованных в местных СМИ. Одно из произведений было опубликовано в в крупном региональном сборнике творческих работ сибирских молодых авторов.

В многочисленных работах, посвященных культуре современного человека, специалисты бьют тревогу по поводу кризиса нравственно-духовной сферы современного человека, особенно сельского жителя; они отмечают трудности социальной идентификации личности, усиливающуюся угрозу девальвации конструктивных ценностей, растущей материальной и социальной поляризации населения и т.д. Специалисты (О.В. Егорова, И.В. Дмитриева и др.) предупреждают о резком снижении интереса общества к культурным институтам и роли села в жизни современного человека. Они призывают обратить особое внимание на решение проблемы создания и развития центров культуры в сельской местности [5]. Детская школа искусств на селе является очагом творческой, культурно-просветительской деятельности, ведет методическую работу, направленную на совершенствование образовательного процесса по следующим направлениям: выявление и развитие способностей детей, их интересов и наклонностей; оказание дополнительных образовательных услуг исключительно бесплатно; организация и проведение общественно-значимых мероприятий в сфере образования; организация и проведение просветительных, культурно-массовых мероприятий в районе; социально-педагогическое сопровождение образовательного процесса (профилактическая и коррекционная работа по выявленным социально-педагогическим проблемам учащихся).

Разнообразна палитра творческих мероприятий, посредством которых детские школы искусств привлекают к культурно-творческой деятельности широкую аудиторию, состоящую из различных групп (родители и родственники обучающихся, партнеры и спонсоры, волонтеры, гости: престарелые люди, воспитанники школ-интернатов, дети из детских садов и др.). Наиболее востребованными формами творческих мероприятий являются фестивали («Ступени»), форумы («Российское могущество прирастать будет Сибирью…»), мастер-классы (по фольклору: «Реконструкция народного обряда»; по технике точечной росписи: «Африканские слоны»), квест-игра («Путешествие в мир искусства»), выставки («Женское лицо Победы», «Портрет солдата», «Космические путешествия», «Мои впечатления»), литературные и музыкальные гостиные («Вечер романса», «В салоне графини Евдокии Ростопчиной»). Педагоги и методисты среди других форм культурно-просветительской деятельности указали следующие: «организация и проведение лекториев для сельского слушателя; праздничные тематические концерты для различных слоев населения; организация выставочных работ обучающихся в рамках культурно-просветительской деятельности школы искусств, <…> посиделки в интерьерах сельских изб и других достопримечательных мест» [6]. Важно отметить, что организация и проведение таких масштабных и трудоемких мероприятий позволяет задействовать всех, кто хочет проявить себя в просветительской деятельности, так как количество задействованных детей, их родителей, волонтеров и др. придает особую значимость и торжественность мероприятию. А в подготовке афиш, рекламы, создании каталога выставки, программы концерта, мастер-класса, приглашений для почетных гостей, костюмов участников мероприятия, оформления аудитории и т.п. может найти себе дело по душе каждый потенциальный участник. Безусловно, методика организации и проведения культурно-просветительских мероприятий в сельской местности предполагает учет особенностей территории, на которой расположена детская школа искусств, этнокультурной специфики региона, культурно-исторического контекста становления и формирования территориального образования и т.д.

Оценивая значение учреждений дополнительного образования в сельской местности, С.А. Морозова пишет об «ограниченности представленных культурно-досуговых учреждений и центров», «локальности социокультурной среды» и др. [7]. Это заставляет учреждения дополнительного образования ориентироваться на постоянный контингент, расширение форм и методов культурно-просветительской работы, нацелено работать на поддержание интереса взрослой и детской аудитории.

Выводы

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что культурно-просветительская деятельность детской школы искусств в сельской местности позволяет сочетать в образовательном процессе нацеленность на самоопределение, самовоспитание, самореализацию личности обучающегося с поиском инновационных и интерактивных форм. Концептуальность традиций, моделей поведения сельского жителя, его коммуникативных стратегий в различных этнокультурах требует от современного человека бережного отношения к культурному наследию, предполагая сосредоточение усилий не только на сохранении культурных и духовных ценностей прошлого, но транслирование их в жизнь современного человека, на это и нацелена деятельность детской школы искусств в сельской местности.


Библиографическая ссылка

Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Фирер Н.Д., Попшой Е.Ю., Перцева С.А., Карпечина Е.Н. ДЕТСКИЕ ШКОЛЫ ИСКУССТВ КАК ЦЕНТРЫ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СЕЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 6-1. – С. 143-147;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38084 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674