Актуальность данной статьи заключается в том, что воздействие плавания на развитие детей раннего возраста носит комплексный характер, включает в себя воздействие на различные физиологические системы организма и позволяет в полной мере заниматься совершенствованием физических и моральных качеств и психологической устойчивости. Нередко молодые родители с восторгом наблюдают, как их грудной ребенок с радостной улыбкой и счастливым визгом плещется в воде. Ежедневные водные процедуры становятся любимым занятием ребенка, и забрать его из воды – настоящее испытание. Видя такой восторг своего ребенка, родители начинают задумываться об обучении плаванию новорожденного. Но такое обоюдное желание ребенка и их родных требует особого внимания и ответственности. Ведь окончательное решение должно быть результатом тщательного взвешивания всех плюсов и минусов данного занятия и, конечно же, консультации с педиатром.
Ошибочно считать, что плавание новорожденных – это модное веяние современности, которое пользуется особой популярностью среди молодых мам.
Исследование австралийских ученых доказало, что дети, которые с самого раннего возраста занимались плаванием, гораздо умнее своих сверстников, которые не были причастны к данному виду спорта.
Тренд на воспитание детей, занимающихся плаванием, появился еще в 1930-х гг. И если раньше речь шла исключительно о пользе данного вида спорта, то в последние годы стали упоминать и о его негативных сторонах. Еще в 1939 г. австралийка по фамилии Тимерман по совету своего доктора стала брать с собой в бассейн грудного ребенка. Женщина заметила, что ребенок с первого посещения начал активно вести себя в воде, а после и развиваться гораздо быстрее сверстников. Вскоре госпожа Тимерман написала книгу, которая стала учебным пособием для всех родителей, желающих заниматься грудничковым плаванием со своим ребенком.
С момента зачатия и до появления на свет ребенок обитает в водной среде. Ему очень нелегко адаптироваться к новым жизненным условиям. Ежедневные купания так нравятся ребенку и становятся главным источником его радостного настроения. Кроме удовлетворенного психологического состояния, существует множество других весомых показателей пользы грудничкового плавания. Водные процедуры – это своеобразное возвращение новорожденного в привычную среду. Ребенок снова обретает утраченное при рождении ощущение невесомости. Дети, благодаря занятиям по плаванию, намного быстрее адаптируются к новым жизненным условиям. Занятия в воде заставляют работать все мышцы ребенка, это способствует развитию моторики опорно-двигательного аппарата малыша, укрепляет его позвоночник [1]. Проныривание грудничков эффективно влияет на укрепление дыхательной системы.
Цель исследования: используя анкетирование, провести анализ физического развития детей от нуля до года, занимающихся плаванием, и сравнить полученные данные с календарем развития ребенка, а также выявить положительные и отрицательные стороны грудничкового плавания.
Материалы и методы исследования
В исследовании были использованы теоретические методы: изучение и анализ научно-методической литературы, обобщение и систематизация полученных данных – и эмпирический метод – наблюдение и опрос.
С 2017 по 2019 г. в рамках исследования проводился эксперимент на предмет изучения влияния раннего плавания на физическое развитие детей. Были сформированы две экспериментальные группы детей по 50 человек (25 мальчиков и 25 девочек) в каждой группе, возраст от двух месяцев до одного года, за которыми наблюдали в оздоровительных аквацентрах для детей: «Аквапузики», «Китенок», «Банифаций»:
1 группа – дети, плавающие с двух месяцев до одного года 3–4 раза в неделю;
2 группа – дети, плавающие с двух месяцев до одного года 1–2 раза в неделю;
После трех лет проведения эксперимента, подвели итоги методом анкетирования и, обработав результаты для каждой из групп, сравнили их с показателями, приведенными в анкете, описанной в работе Е.Ф. Лукушкиной, где были представлены средние показатели физического и интеллектуального развития детей от нуля до одного года. В нашем исследовании мы рассматривали только физическое развитие ребенка, по таким показателям, как умение сидеть, переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, умение ползать и ходить [2].
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе эксперимента были получены следующие результаты: 1 группа (плавающие 3–4 раза в неделю): за первый год жизни 82 % детей раньше стали сидеть; 74 % детей раньше, чем их сверстники, стали переворачиваться (со спины на живот и с живота на спину); 78 % детей раньше стали ползать; 80 % детей раньше стали ходить.
2 группа (плавающие 1–2 раза в неделю): за первый год жизни 64 % детей раньше стали сидеть; 54 % детей раньше, чем их сверстники, стали переворачиваться (со спины на живот и с живота на спину); 50 % детей раньше стали ползать; 50 % детей раньше стали ходить.
Выявление положительных и отрицательных сторон в грудничковом плавании
По известному закону Архимеда, при погружении в воду тело человека становится легче в 7–8 раз. Это объясняется возникающим противодействием между силами гравитации и выталкивающей силой воды. Поэтому именно в воде ребенок может совершать более активные движения, развиваются и укрепляются многие мышечные группы, происходит формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия. В свою очередь, вода оказывает свое, гидростатическое, давление на тело ребенка, обеспечивая эффективный массаж. При вертикальном погружении в воду до уровня шеи у грудничка также, благодаря гидростатическому давлению воды на грудную клетку, происходит затруднение вдоха, а выдох становится более свободным. Поэтому при вдохе очень активно работают дыхательные мышцы, усиливается вентиляция легких, улучшается их кровоснабжение, увеличивается жизненная емкость легких. Имеет значение температура воды в ванной или бассейне во время занятий. Температура воды менее 32–33 °С способствует повышению тонуса сосудов кожи (сужению), в результате чего увеличивается приток крови к сердцу, что требует от него более активной работы. Этим достигается тренировка сердечно-сосудистой системы во время плавания, усиливается кровоснабжение головного мозга и внутренних органов. Если температура воды выше, то сосуды, наоборот, расширяются, улучшается периферическое кровоснабжение. Точно так же имеет значение и длительность водных процедур. Кратковременные обливания или погружения в воду, особенно прохладную, активизируют деятельность нервной системы. Более длительные занятия успокаивают, улучшают сон [3].
Благодаря эффективной мышечной деятельности, стабилизации работы нервной системы, улучшению деятельности легких, тренировке сердечно-сосудистой системы, во время регулярных занятий плаванием ребенок активно развивается и физически, и интеллектуально, становится более стабильным эмоционально, у него улучшается сон, аппетит, укрепляется иммунитет. Положительные эффекты от плавания в бассейне для новорожденных довольно многочисленны, поэтому педиатры часто рекомендуют его для укрепления иммунных свойств организма малышей, нормализации мышечного тонуса и развития скелетной структуры в качестве ЛФК. Плавание для грудничков сопоставимо по результативности с инновационными физиопроцедурами или сеансами мануальной терапии. Вода в бассейне или ванне производит физиологический массаж мышц ребенка, положительно воздействует на кожные покровы ребенка и активизирует кровоснабжение и метаболические процессы. Регулярные посещения бассейна вместе с мамами способствуют улучшению сна и аппетита младенцев, сокращению и прекращению кишечных колик. Также со времен Древней Греции известно, что плавательные навыки повышают уровень интеллектуального развития детей. Ребенок, с рождения занимающийся в бассейне, растет более любознательным и активным, нежели его сверстники, реже болеет [4]. Постоянные посильные физические нагрузки в воде укрепляют сердечно-сосудистую (даже повышается уровень гемоглобина в крови), нервную, дыхательную и опорно-двигательную системы ребенка, формируют правильную осанку. Занятия вместе с родителями позволяют улучшить психоэмоциональный контакт, формируют положительное восприятие мира.
Однако нужно понимать, что все эти реакции не являются сознательными. Ребенок до одного года не понимает и физически не может плавать самостоятельно. Процедуры в воде с ребенком способствуют тесному контакту между матерью и малышом, когда они плавают в паре. Плавание способствует тому, что в крови ребенка почти в 20 раз увеличивается количество гормона роста – соматотропина.
Несмотря на огромную пользу, плавание и ныряние грудничков в некоторых случаях может приносить вред. Одним из главных минусов занятий новорожденного в бассейнах является слишком большое содержание хлора в воде. Испарения данного химического элемента попадают в дыхательную систему ребенка, раздражают ее пути и приводят к затруднению дыхания. Кроме того, хлорированная вода является источником аллергических реакций на коже ребенка. Даже взрослому практически не удается поплавать и ни разу не проглотить воды. Даже маленький глоток хлорированной жидкости может негативно отразиться на пищеварительной системе ребенка. Устранить такую проблему может организация грудничкового плавания на дому в ванне [5].
К минусам занятий в бассейнах можно отнести и тот факт, что нередко вода в них может быть плохо очищенной, в ней могут обитать бактерии, иммунитета к которым организм грудного ребенка не имеет. В 2010 г. европейские ученые заявили о вреде крытых бассейнов для детей младше года. Все дело во вредном воздействии хлора на незрелую дыхательную систему и весь организм грудничков. Помимо этого вода из бассейна попадает в пищеварительную систему ребенка, что часто приводит к расстройству пищеварения.
К сожалению, полностью избавиться от хлора в воде невозможно, по стандарту Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Однако многие водные комплексы проводят дополнительную очистку ультрафиолетом, фильтрами с кварцевым песком и другими способами, что позволяет снизить содержание хлора в бассейне, а также в бассейне должна быть хорошая вентиляция.
Некоторые психологи отмечают, что дети, занимающиеся ранним плаванием, часто гиперактивны. При этом отмечают, что груднички испытывают стресс от большого количества воды. Но в отношении последнего пункта хочется сказать, что сейчас во многих центрах существуют адаптивные ванны – они раза в два больше домашней ванны и сначала занятия проводят в них. А когда ребенок привыкает, его уже можно переводить в бассейн.
Идеальный возраст для начала занятий плаванием с грудничком, по мнению педиатров и тренеров по грудничковому плаванию, – от трех-четырех недель от рождения и до трех месяцев, поскольку именно на протяжении этого времени у ребенка сохраняются навыки пребывания в водной среде, полученные еще в утробе матери. Главное, что еще не забыт рефлекс сохранения дыхания во время погружения в воду. Другой готовый плавательный рефлекс – толчковый: при принудительном сгибании ножек новорожденный немедленно их разгибает, что позволяет со временем отталкиваться от дна и бортиков бассейна. Кроме того, тело ребенка содержит больше лецитиновых жиров, поэтому его удельный вес намного меньше взрослого, что положительно сказывается на плавучести и способности легко держаться на поверхности воды. Поддержание этих безусловных рефлексов, данных природой для выживания в экстремальных ситуациях, позволяет ребенку в очень раннем возрасте научиться плавать, хотя конечности еще не совсем подконтрольны ему.
Перед тренировками по грудничковому плаванию стоят совершенно иные задачи – это общее оздоровление организма, реабилитация, приобретение положительного опыта контакта с водой, навыка самостоятельного удерживания на поверхности воды и задержки дыхания при погружении в воду во время ныряния. Поэтому и рассматривать занятия нужно именно с этой точки зрения.
Приступая к тренировкам каких-либо водных процедур с новорожденным дома, стоит тщательно позаботиться об условиях, в которых будет находиться ребенок. Оптимальная температура воды в ванной – от +32 до +37 °С. Но все же лучше, если температура будет приближена к нижнему пределу, ведь в слишком теплой воде ребенок будет чувствовать себя вяло, расслабленно, он будет находиться в состоянии полусна, а заставить его плавать в таком состоянии – крайне непросто.
Главный вопрос, который стоит перед родителями: когда можно начинать ходить с новорожденным в бассейн. Касательно этого нет никаких возрастных преград, можно начинать даже со второй либо третьей недели от рождения.
Сегодня существует множество методик и видеоуроков обучения навыкам плавания новорожденных, но каждый ребенок – индивидуальная личность, и подход к нему нужен тоже индивидуальный. Существуют, конечно, универсальные варианты обучения для всех детей: это позиция ребенка лежа на спине либо на животе. Если ребенок лежит на спине, задача родителей – держать его голову за затылок, в позиции на животе необходимо поддерживать над поверхностью воды подбородок ребенка. В процессе обучения азам плавания в ванне необходимо понемногу подталкивать ребенка к тому, чтобы он самостоятельно делал плавательные движения. К примеру, его советуют подталкивать к бортикам ванны, чтобы он, почувствовав опору, отталкивался и начинал плыть, а также переворачивался в воде. Процесс обучения можно превратить в увлекательную игру, таким образом, ребенок быстрее привыкнет к воде и сумеет преодолеть так называемый «стресс погружения в воду».
Научив ребенка делать элементарные движения в воде, можно приступать к урокам ныряния, что является неотъемлемой частью комплекса водных упражнений. Специалисты в данной сфере деятельности разработали подробные пошаговые инструкции обучения ребенка нырянию. Вначале специалисты советуют громко произносить слово «ныряем», после чего сильно дунуть на ребенка. Такой искусственный ветер приведет к тому, что ребенка будет сильно морщиться и пробудит рефлекс к задерживанию дыхания. Такое упражнение нужно проделывать несколько дней, пока ребенка не поймет, что при слове «ныряем» нужно не дышать. Следующий шаг – брызгать ребенку водой в лицо, произнося то же слово. Когда ребенка досконально овладеет умением задерживать дыхание, можно начинать понемногу погружаться в воду: сначала в воде должен находиться только подбородок младенца. Делать все это нужно по той же вербальной команде [6].
После усвоения поверхностных погружений можно приступать к нырянию: когда ребенок будет в отличном настроении, можно начинать понемножку погружать его в воду целиком, немедленно поднимая вверх после каждого погружения. Постепенно можно увеличивать время пребывания ребенка под водой до 6 с. После этого можно переходить к занятиям в бассейне.
Относительно того, кто должен учить ребенка до года плавать – родители или тренер – уже давно идут дискуссии, но большинство специалистов и врачей сходятся во мнении, что нет лучшего первого учителя плавания, чем уверенная мама ребенка под руководством опытного тренера по грудничковому плаванию. Во-первых, у мамы с ребенком генетически установлена особая связь, во-вторых, никто не будет обращаться с младенцем внимательнее и ласковее, чем родная мать. Поэтому первые тренировки может проводить мама, но обязательно под руководством квалифицированного тренера, так как совместные тренировки обеспечат безопасность и продуктивность занятий.
Выводы
1. В ходе эксперимента были получены такие результаты: 1 группа (плавающие 3–4 раза в неделю): за первый год жизни 82 % детей раньше стали сидеть; 74 % детей раньше, чем их сверстники, стали переворачиваться (со спины на живот и с живота на спину); 78 % детей раньше стали ползать; 80 % детей раньше стали ходить; 2 группа (плавающие 1–2 раза в неделю): за первый год жизни 64 % детей раньше стали сидеть; 54 % детей раньше, чем их сверстники, стали переворачиваться (со спины на живот и с живота на спину); 50 % детей раньше стали ползать; 50 % детей раньше стали ходить.
На основе анализа полученных анкетных данных можно говорить о том, что уровень физических показателей у детей в возрасте от нуля до одного года жизни, занимающихся плаванием, выше по таким показателям, как умение сидеть, переворачиваться со спины на живот и с живота на спину, умение ползать и ходить, чем средние показатели детей, которые не занимаются плаванием.
2. На основании изучения и анализа научно-методической литературы, а также опроса директоров детских оздоровительных центров можно говорить о том, что 1) необходимо более тщательно контролировать частные бассейны, которые оказывают данную услугу, чтоб они выдерживали все нормы Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; 2) плавание благоприятно влияет на организм и развитие ребенка, поэтому плюсов в обучении плаванию детей раннего возраста намного больше, чем минусов.
Библиографическая ссылка
Григан С.А., Шутьева Е.Ю., Шенгелая С.А. ВЛИЯНИЕ ПЛАВАНИЯ НА ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В РАННЕМ ВОЗРАСТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 160-164;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38049 (дата обращения: 21.11.2024).