Педагогическая проблема организации качества подготовки будущих дизайнеров становится все более актуальной. Появляется необходимость развития качества образовательного процесса с применением интерактивных методов и компьютерных технологий (КТ) в обучении [1, с. 3]. Вследствие этого требуется экспериментально проверить выявленные педагогические условия и специфику подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности через КТ. Диагностический срез на контрольном этапе эксперимента проведен нами после реализации комплекса педагогических условий, включенных в авторскую модель и экспериментальную программу «Компьютерное дизайн-проектирование» по подготовке будущих дизайнеров к проектированию на базе компьютерных технологий. Исходя из этого предложим результаты исследования для ЭГ (104 человека) и КГ (104 человека) на контрольном этапе.
Цель проводимого исследования заключалась в обосновании эффективности комплекса педагогических условий, необходимых для подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности через КТ.
Материалы и методы исследования
Нами использован комплекс методов: педагогический эксперимент, формирование анализа итогового контроля проведения учебных заданий ЭГ и КГ обучающихся, модульное структурирование ступеней исследования, наблюдение, анализ результатов при обучении по программе «Компьютерное дизайн-проектирование», проектной деятельности студентов [2, с. 39].
В ходе опытно-экспериментального исследования проводились диагностические срезы для двух групп испытуемых. Суммарная численность респондентов, включенных в исследование, составляет 208 студентов-дизайнеров, которые также задействованы в констатирующем эксперименте. В процессе эмпирического исследования апробация гипотезы была связана с реализацией ряда диагностических методов и методик, допускающих измерение величин заинтересовывающих признаков.
Кроме того, нами проводилось диагностическое обследование респондентов с использованием конкретных диагностических инструментов методик: «Диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере» (О.Ф. Потемкиной); «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) (А.А. Карманова); «Диагностики личности на мотивацию к успеху» (Т. Элерса); «Диагностики учебной мотивации студентов» (А.А. Реана и В.А. Якунина); «Модификация» (Н.Ц. Бадмаевой); теста «Осознанность жизненных целей», «Диагностика личностной креативности» (Е.Е. Туник) [3–5].
Для доказательства эффективности формирующего воздействия использованы методы математической статистики (U-критерий Манна–Уитни, χ2-критерий Пирсона), реализованные с использованием программы SPSSv. 22.0.
Результаты исследования и их обсуждение
Достаточно очевидно, что совокупность измеряемых нами параметров, определяющих уровень профессиональной готовности будущих дизайнеров, можно рассматривать в динамике, в росте, то есть разное наличие их у одного субъекта вправе определять разный уровень их готовности.
Определены педагогические условия, показывающие результативность формирования подготовки к компьютерному проектированию будущих дизайнеров и готовность к индивидуальной проектной деятельности:
– образовательные условия (организация образовательного процесса как последовательной целенаправленной системы, обеспечивающей непрерывность, методологическое и организационно-управленческое включение посредством реализации комплексной экспериментальной программы «Компьютерное дизайн-проектирование», построенной на основе использования инновационных форм, методов и технологий, оптимизирующих процесс подготовки в вузе будущих дизайнеров, и охватывающей весь период обучения студентов в вузе);
– профессионально-специфические условия (формирование креативной образовательной среды с применением КТ, которая в наибольшей степени способствует изменениям как в содержательной, так и процессуальной сторонах подготовки к будущей проектной деятельности студентов посредством разработки и реализации структурно-функциональной модели формирования проектной деятельности средствами КТ);
– мотивационно-личностные условия (повышение актуальности, приоритетности роли, места и практического значения формирования проектной деятельности, что способствует формированию у студентов самостоятельности при решении учебных задач и обеспечивает изменения целевых ориентиров и субъектной позиции будущих дизайнеров в процессе приобретения профессиональных компетенций, а именно: студент становится активным участником процесса собственного совершенствования как специалист) [6, с. 125].
С учетом выявленного комплекса педагогических условий составлены и экспериментально внедрены авторская модель и программа эффективной профессиональной подготовки будущих дизайнеров средствами КТ.
Рис. 2. Данные сформированности готовности к проектной деятельности будущих дизайнеров (КЭ)
Готовность студентов – будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ на заключительном этапе формирующего эксперимента, в %
Количество студентов |
Уровни готовности |
|||||
Низкий |
Средний |
Высокий |
||||
До |
После |
До |
После |
До |
После |
|
104 (КГ) |
43 |
41 |
50 |
53 |
11 |
10 |
104 (ЭГ) |
44 |
24 |
49 |
56 |
11 |
24 |
В процессе формирующего эксперимента в образовательный процесс студентов-дизайнеров введена экспериментальная программа «Компьютерное дизайн-проектирование».
Сформированы уровни к проектной готовности обучающихся с внедрением авторской модели и экспериментальной программы с эффективной профессиональной подготовкой: низкий, средний, высокий.
В ходе проводимого исследования были отмечены стремление к проектной деятельности и формирование когнитивного, эмоционально-деятельностного, креативного, оценочного, мотивационного компонентов у будущих дизайнеров.
Рис. 1. Динамика высокого уровня структурных компонентов подготовки дизайнеров к проектной деятельности
Выявилась существенная необходимость использования КТ в образовательной подготовке дизайнеров с их мощнейшими ресурсами для проектно-информационной компетентности формирования профессиональных умений.
Кроме того, установлен качественный рост выполняемых учебных, творческих проектных заданий на проектирование у ЭГ при использовании в полной мере выявленных педагогических условий, что обеспечивало самореализацию студентов в учебной деятельности и способствовало повышению мотивации к творчеству, успешности в учебе и удовлетворенности результатом проектирования.
На рис. 1 показаны результаты изменения в значениях высокого уровня компонентов профессиональной подготовки дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ в экспериментальной и контрольной группах.
По данным исследования из рис. 1 видна динамика структурных компонентов. Диагностическое исследование позволяет сделать выводы: ЭГ и КГ по всем показателям сформированности структурных компонентов в процессе подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ различаются [7, с. 162].
По когнитивному компоненту «Подготовка будущих дизайнеров к проектной деятельности» можно сделать вывод о превосходстве значений его показателей в экспериментальной группе над контрольной, что доказывает успешность применения КТ в процессе подготовки дизайнеров к проектной деятельности.
По результатам диагностики параметров профессиональной готовности будущих дизайнеров к осуществлению проектной деятельности по методике «Цель – Средство – Результат» (ЦСР) (А.А. Карманова) репрезентант эмотивно-деятельностного компонента подготовки дизайнеров подтверждает результативность экспериментального воздействия, что характеризуется значимыми различиями между КГ и ЭГ по уровню сформированности данного компонента.
Мотивационно-ценностный компонент – «Подготовка дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ», представленный для определения мотивационной направленности личности на достижение успеха по методике Т. Элерса, показал позитивную динамику для ЭГ по сравнению с КГ. В процессе экспериментального воздействия сформировавшихся и усилившихся структурных отклонений в значениях уровней мотивации к успеху расхождения между ЭГ и КГ увеличиваются.
Креативный компонент «Подготовка дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ», признаком которого служит параметр «креативность», существенно изменился под влиянием специальных условий реализации экспериментальной программы. Так, обнаружена позитивная динамика в изменении значений показателя креативности в ЭГ отличие от КГ.
Рефлексивно-оценочный компонент характеризуется мотивацией самопознания, самосовершенствования, саморазвития.
Методика «Осознанность жизненных целей», которая определяет осознание будущими дизайнерами глубины сформированности своих жизненных и профессиональных целей и задач, определила и динамику уровня сформированности рефлексивно-оценочного компонента. Динамика различий свидетельствует о том, что в ЭГ за счет введения авторской программы по подготовке дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ повышается параметр рефлексивно-оценочного компонента как важного элемента феномена самоактуализации.
Таким образом, как показывают данные исследования, все структурные компоненты показали позитивную динамику в ЭГ, а экспериментальная программа и авторская модель эффективны в процессе подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ.
В итоге повторное исполнение всех методик на КЭ допускает определение уровня сформированности готовности к проектной деятельности будущих дизайнеров к воплощению своих профессиональных компетенций и информационной компетентности.
Результаты диагностики представлены на рис. 2.
На КЭ в КГ и ЭГ количественные данные сформированности у обучающихся готовности к организации проектной деятельности средствами КТ статистически достоверно различаются.
По окончании педагогического эксперимента студенты ЭГ и КГ были вновь проанкетированы с помощью тех же диагностических методик с использованием того же диагностического материала.
Представленные в таблице результаты отражают средние значения готовности студентов к организации проектной деятельности средствами КТ по всем структурным компонентам.
Представленные в таблице результаты свидетельствуют о положительной динамике уровня готовности студентов – будущих дизайнеров ЭГ к проектной деятельности средствами КТ.
В КГ эти изменения не столь значительны: лишь на 2 % (с 43 % до 41 %) уменьшилось число студентов, имеющих низкий уровень готовности к проектной деятельности средствами КТ.
На 3 % (с 50 % до 53 %) увеличилось число студентов, обладающих средним уровнем готовности к проектной деятельности средствами КТ (объяснить данный факт можно пополнением багажа знаний и умений в процессе производственной практики).
Число студентов с высоким уровнем готовности к проектной деятельности средствами КТ уменьшилось на 1 % (с 11 % до 10 %), что можно объяснить трудностями, с которыми они столкнулись при прохождении производственной практики, выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ.
Благодаря предложенному нами направлению подготовки будущих дизайнеров к проектной деятельности средствами КТ в ЭГ значительно сократилось число студентов, обладающих низким уровнем готовности (с 44 % до 24 %) и возросло количество обучающихся, имеющих высокий уровень намерения к будущей своей профессии (с 11 % до 24 %): практически 89 % обучающихся направления подготовки 54.03.01 «Дизайн» готовы на должном уровне использовать методы КТ в проектной деятельности. Данный факт говорит о правомерности введения нами компьютерной проектной деятельности в образовательный процесс современного вуза и использования для ее организации КТ с первого курса с поэтапностью выполнения заданий: учебный процесс, построенный на основе авторской комплексной программы, охватывающей весь период обучения в вузе, способствовал повышению проектной подготовки студентов, сформировал у них навыки и умения, необходимые им в будущей профессиональной деятельности.
Студенты ЭГ при прохождении компьютерного проектирования в выполнении проектов продемонстрировали умение самостоятельно организовывать свою проектную деятельность средствами КТ, чего нельзя было сказать о студентах КГ.
Данное обстоятельство позволяет предположить результативность полученных данных и определяет число обучающихся к уменьшению после формирующего эксперимента соответствующих базовой части проектной готовности.
Заключение
Результативность экспериментальной работы подтверждает возросшее количество респондентов с высокими профессиональными мотивами, уровнем креативности, достаточной мотивацией к успеху.
Таким образом, основываясь на оптимальных показателях, можно определить образ студента, готового рисковать ради цели с высоким уровнем стремления, обладающего высокой мотивацией достижения, соответствием жизненных целей и их ресурсов, усилившимся воображением и любознательностью, стремящегося быть более гармоничным, имеющего ярко выраженные установочные ориентиры.
Следовательно, эмпирическое исследование с включением в процесс авторской модели и экспериментальной программы доказывает результативность.
В результате были исследованы не только исключительно профессионально важные умения и навыки в компьютерном дизайн-проектировании, но и творческая, интеллектуальная активность, пространственное мышление у обучающихся.
Стабильная динамика всех критериев заметна в ЭГ, где осуществлялось исследование по авторской методике, и не столь значимые результаты оказались у студентов КГ, проходивших обучение традиционным методом.
Следовательно, можно сделать выводы о результативности предложенных педагогических условий, авторской программы и модели с целью эффективного формирования информационно-профессиональных компетентностей будущих дизайнеров в проектной деятельности средствами КТ.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что при формирующем эксперименте реализация модели и экспериментальной программы оказала влияние на позитивные трансформации в учебно-профессиональной мотивации студентов-дизайнеров, что выступает маркером роста готовности к проектной деятельности будущих дизайнеров.
Определена необходимость применять КТ для эффективного использования компьютерной 2D и 3D графики в процессе обучения с целью формирования профессиональных умений и информационной компетентности дизайнеров.
Библиографическая ссылка
Власенко О.В., Накохова Р.Р. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕЗ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 5. – С. 149-153;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38047 (дата обращения: 03.12.2024).