Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Вахрушев А.В. 1 Опарин А.И. 1 Титов А.В. 1
1 ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет»
Статья посвящена решению проблемы развития интереса к инженерно-технической деятельности у учащихся подросткового возраста. Показано, что развитие этого интереса у учащихся является одной из стратегических задач образования и должно начинаться со школьной скамьи. Были выявлены основные противоречия, которые затрудняют организацию образовательного процесса по подготовке будущих специалистов инженерно-технической сферы. Дано определение понятия «Развитие интереса к инженерно-технической деятельности». Проанализированы факторы необходимости развития интереса учащихся к инженерно-технической деятельности. Проведенные исследования позволили определить основные принципы и разработать структурно-содержательную модель построения педагогической технологии развития интереса к данной сфере у обучающихся, включающую несколько блоков: ценностно-смысловой, нормативно-правовой, теоретико-методологический, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-аналитический. Используемые технологии позволили определить основные научные подходы к построению модели: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, субъектный, компетентностный. На основе данной модели была разработана педагогическая технология проектирования образовательной программы, учитывающая принципы социального партнерства, активности, сотрудничества, интегративности, свободосообразности, культуросообразности, дополнительности, взаимодополняемости и результативности. Были выявлены основные структурные компоненты развития интереса к инженерно-технической деятельности у учащихся – личностный, когнитивный и деятельностный. Эффективность предложенной педагогической технологии подтверждена результатами проведенной опытно-экспериментальной работы.
инженерно-техническая деятельность
дополнительное образование
интерес к инженерно-технической деятельности
модель построения педагогической технологии
педагогическая технология развития интереса
образовательная программа
сетевое взаимодействие
1. Послание президента Федеральному Собранию. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/47173 (дата обращения: 03.03.2020).
2. Сеногноева Н.А. Пропедевтика инженерной культуры учащихся основной школы в процессе обучения математике // Пропедевтика формирования инженерной культуры учащихся в условиях модернизации российского образования: сборник статей. Эл. изд. Электрон. текстовые данные. (1 файл pdf: 350 с.). М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
3. Старцев Б.Ю. В медицинские вузы идут лучшие абитуриенты, а инженерные специальности по-прежнему не в моде. 29.10.2014. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hse.ru/news/edu/136310957.html (дата обращения: 03.03.2020).
4. Пентина Ю.С., Титов А.В. Формирование готовности к инженерно-технической деятельности обучающихся подросткового возраста // Образовательная среда сегодня: стратегии развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 2 апр. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. № 1 (9). С. 37–39.
5. Плигин А.А. Личностно-ориентированное образование: история и практика: монография. М.: КСП+, 2003. 432 с.
6. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2002. 96 с.
7. Хуторской А.В. Системно-деятельностный подход в обучении: Научно-методическое пособие. М.: Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2012. 63 с.
8. Копылова Н.А. Современный взгляд на педагогику сотрудничества и реализацию ее идей в практической деятельности образовательных учреждений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. № 5. С. 367–373.
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: указ Президента РФ от 04.02.2010 г. № Пр-271 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/7029136/ (дата обращения: 03.03.2020).
10. Федеральный государственный стандарт основного общего образования. Приказ Минобразования РФ от 17декабря 2010 г. № 1897 / Министерство образования и науки Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/938 (дата обращения: 03.03.2020).
11. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения: 03.03.2020).
12. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы: распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 г. № 2765-р / Информационно-правовой портал ГАРАНТ. РУ. [Электронный ресурс]. URL: base.garant.ru/7029136/ (дата обращения: 03.03.2020).
13. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изменениями и дополнениями): распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р / Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/194365/#ixzz4WEINDKpV (дата обращения: 03.03.2020).
14. Концепция развития системы профессиональной ориентации и профильного инженерного образования в образовательных организациях в удмуртской республике в рамках проекта «IT-вектор образования»: распоряжение Правительства УР от 26.12.2016 № 1719-р. [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/444961191 (дата обращения: 03.03.2020).

Сегодня в сфере образования пристальное внимание уделяется инженерно-техническому направлению. Так, в своем послании Федеральному Собранию президент РФ В.В. Путин указал на то, что инженерное образование нужно вывести на мировой уровень и максимально усилить технологическую подготовку выпускников [1]. Эта задача была поставлена перед руководителями и педагогическими работниками учебных заведений.

В связи с этим особая роль в образовании отводится подготовке высококвалифицированных кадров, особенно в технических вузах страны. Успешная социализация учащихся, которая должна обеспечиваться новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях, предполагает как результат реализации ФГОС основного общего образования пропедевтику инженерной деятельности [2] и формирование интереса обучающихся к инженерно-технической деятельности.

Развитие интереса к инженерной деятельности должно начинаться со школьной скамьи, для того, чтобы к поступлению в вуз технической направленности, обучающийся уже имел полное представление о той профессии, на которую он собирается поступать, и обладал первоначальными знаниями и навыками инженерно-технической деятельности.

Возникает вопрос, как сформировать выпускника школы, мотивированного к сознательному выбору и продолжению трудовой деятельности по инженерным специальностям, обладающего знаниями в инженерно-технической сфере. В настоящее время общеобразовательная школа не выпускает такого количества людей, которые имели бы удовлетворительные оценки по техническим дисциплинам и готовы были бы идти в инженеры [3, 4].

В связи с этим можно выделить основные противоречия, которые затрудняют организацию образовательной деятельности по подготовке специалистов в инженерно-технической сфере:

- Между необходимостью подготовки инженерно-технических кадров и недостаточным количеством теоретико-методических разработок по организации системы пропедевтической подготовки инженерно-технических кадров в общеобразовательных организациях.

- Между необходимостью системной организации образовательного процесса по подготовке инженерно-технических кадров, развития интереса к данному виду деятельности и дефицитом научно-методического обеспечения и квалифицированных кадров.

Указанные противоречия позволили сформулировать:

– проблему исследования: какие организационно-педагогические условия необходимо создать для развития интереса к инженерно-технической деятельности у обучающихся подросткового возраста?

– цель исследования: выявить и научно обосновать эффективность организационно-педагогических условий развития интереса обучающихся к инженерно-технической деятельности и экспериментально проверить уровень его сформированности.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу исследования составили:

- Личностно-ориентированный подход, ставящий личность учащегося в центр учебно-воспитательного процесса (Плигин А.А., Якиманская И.С.) [5, 6].

- Компетентностный подход, ориентирующийся на практическую составляющую содержания образования (Хуторской А.В.) [7].

- Педагогические технологии, основанные на принципах социального партнерства и сотрудничества (Копылова Н.А.) [8].

В исследовании были использованы следующие методы:

- теоретические – анализ научной и методической литературы, нормативно-правовых актов и локальных документов, синтез, моделирование, систематизация, аналогия;

-эмпирические – тестирование, анкетирование, методы групповой и индивидуальной работы, наблюдение, анализ продуктов деятельности.

Развитие интереса к инженерно-технической деятельности – это процесс, направленный на осознанный выбор учащимся направления своего будущего образования, сочетающий в себе личностный (мотивация, ценности, способность к рефлексии), когнитивный (знание и способность к самопознанию и самостоятельному мышлению) и деятельностный (умения и навыки на основе практической деятельности) компоненты, необходимость которых обоснована современным динамичным состоянием будущей профессиональной деятельности человека.

В настоящее время важно выстроить систему развития интереса к инженерно-технической деятельности школьников, учитывая такие факторы, как мотивация, профориентационный компонент, знаниевый компонент, личностные характеристики.

Для успешного формирования образовательной среды в системе общего образования детей, была осуществлена следующая работа.

1. Проанализированы факторы необходимости развития интереса школьников к инженерно-технической деятельности в условиях образовательно-развивающей среды.

2. Определены основные принципы и подходы к разработке модели построения педагогической технологии развития интереса школьников к инженерно-технической деятельности.

3. Разработана модель построения педагогической технологии для развития интереса школьников к инженерно-технической деятельности.

Предложенная теоретическая модель состоит из нескольких блоков: ценностно-смысловой, нормативно-правовой, теоретико-методологический, содержательный, организационно-деятельностный и результативно-аналитический.

Ценностно-смысловой блок модели отмечает влияние внешних факторов на актуальность и потребность в формировании интереса учащихся к инженерно-технической деятельности. В данном блоке выделены основные факторы, которые определяют сущность развития интереса учащегося. Сегодня важную роль в формировании интереса к описываемой области играют социально-экономические условия развития региона и страны в целом.

Построение модели педагогической технологии учитывает влияние такого фактора, как социальный заказ общества в системе образования [9].

Необходимо отметить, что следует учитывать ожидания и мотивы всех заинтересованных сторон (детей, родителей, педагогов, учреждений образования разного уровня, предприятий, некоммерческих организаций) образовательной среды технической направленности.

Кроме того, важными становятся последние тенденции развития инженерно-технического образования, необходимо понять, что нужно делать в первую очередь, с какого возраста необходимо развивать интерес к инженерно-технической деятельности. Именно поэтому в модели определена цель – развитие у учащихся интереса к инженерно-технической деятельности.

Нормативно-правовой блок включает регламентирующие документы, в которых отражаются аспекты воспитания личности, необходимой современному обществу для становления конкурентоспособной экономики. Основные положения нормативно-правовой базы были описаны в третьем параграфе первой главы. Модель построена с учетом требований ФГОС [10], Программы развития воспитания в РФ до 2025 г. [11], ФЦП Развития образования в России на 2015–2020 гг. [12], Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [13], Концепции развития системы профессиональной ориентации и профильного инженерного образования в образовательных организациях в Удмуртской Республике [14].

Следующий, теоретико-методологический блок модели включает в себя 4 составляющих: научные подходы, методологические теории и технологии, педагогические принципы. Развитие интереса к инженерно-технической деятельности в данной модели строится в гуманистической парадигме в соответствии с последними образовательными тенденциями. Главной ценностью образования в рамках гуманистической парадигмы является учащийся, личность, который выступает равноправным партнером в образовании. Важным становится то, что гуманистическое образование предполагает свободное творчество и учащихся, и педагогов. Поэтому каждая образовательная система может вести поиск форм, творческих идей, методов своей работы, что способствует активному развитию интереса учащихся к инженерно-технической деятельности.

При формировании и развитии интереса у учащихся к инженерно-технической деятельности мы опираемся на актуальные для сегодняшних реалий педагогические технологии, способствующие эффективному формированию представленного качества и всех его компонентов.

1. Технология педагогики сотрудничества, которая предполагает личностный подход к ребенку вместо индивидуального. Основные положения педагогики сотрудничества, необходимые при формировании интереса учащихся к инженерно-технической деятельности: идея совместной деятельности педагога и учащегося, субъект-субъектные отношения между педагогом и учеником, творческое отношение учащихся к процессу обучения и желание саморазвития, опора на самостоятельность и самодеятельность учащихся.

2. Интерактивные технологии. Эти технологии максимально эффективно моделируют реальную социально-профессиональную сферу деятельности, способствуют приобретению навыков общения в инженерной среде.

3. Технологии дистанционного обучения. Для развития интереса к инженерно-технической деятельности мы активно используем интернет-сетевую технологию, которая основывается на использовании сети Интернет для обеспечения учащихся учебно-методическими материалами и для обучения.

4. Технология «Навыки и компетенции XXI века», автор технологии Марк Тируман, исполнительный директор компании Educare, г. Сингапур. В основе технологии лежит системно-деятельностный подход. Цель технологии – повышение эффективности образовательного процесса, обучение навыкам критического и креативного мышления, навыкам эффективной коммуникации, сотрудничества и работы в команде.

Используемые технологии позволили определить основные научные подходы построения модели: системно-деятельностный, личностно-ориентированный, субъектный, компетентностный.

Гуманистическая парадигма с опорой на представленные педагогические технологии и научные подходы позволила выделить следующие принципы развития интереса к инженерно-технической деятельности: принцип социального партнерства, приоритетности творческой исследовательской деятельности, сотрудничества, активности, интегративности, свободосообразности (построение образовательного процесса из интересов, возможности и свободы выбора), культуросообразности, дополнительности и взаимодополняемости, результативности.

Следующий, содержательный блок разработан с учетом современных тенденций развития образовательных технологий, что позволяет раскрывать структуру и содержание основных элементов системы по развитию интереса к инженерно-технической деятельности, их целевое назначение. Он является основным и включает разработку комплексной программы внеурочной деятельности «Инженеры будущего», который состоит из цикла занятий в объеме 52 часа. Неотъемлемой частью программы является журнал «Карта интересов». При разработке были изучены учебно-методические пособия и существующие практики: новая модель дополнительного образования «Кванториум», СТЕМ-центры, инженерные классы. Параллельно с программой внеурочной деятельности реализуется общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования технической направленности.

Интерес к инженерно-технической деятельности включает три сформированных компонента: личностный, когнитивный и деятельностный.

Именно целостное трехстороннее формирование представленных компонентов будет говорить о сформированном интересе к инженерной деятельности.

Личностный компонент интереса к технической деятельности представляет совокупность мотивов и ценностей обучающегося и определяет осознание социальной и личной потребности в саморазвитии и самообразовании через всю жизнь и формирующих уважительное отношение к труду и профессиональной деятельности инженерной направленности. Один из главных составляющих сформированного интереса – это положительная внутренняя мотивация и уважение к будущей деятельности инженерно-технической направленности, выражающаяся в стремлении к достижению успеха в данной области, желании быть профессионалом своего дела. А чтобы добиться успеха в современных реалиях, необходимо постоянно заниматься самообразованием, стремиться к самосовершенствованию.

Ядром когнитивного компонента формирования и развития интереса к инженерно-технической деятельности являются знания как результат постижения действительности и создающие основу поведения обучающегося. Познавательные учебные действия в когнитивном компоненте развития интереса к инженерно-технической деятельности отражаются в умении самостоятельно находить информацию, необходимую для получения специфических знаний в данной области, умении анализировать и критически оценивать ее и доказывать свою точку зрения, умении формулировать проблему и находить различные способы ее решения.

Деятельностный компонент развития интереса к инженерно-технической деятельности представляет комплекс навыков и умений применения полученных знаний в различных видах деятельности. Важной составляющей в деятельностном компоненте является мотивация ученика к данному виду деятельности; правильная постановка целей (целеполагание) – для чего я получаю эти знания и умения; осознанность действий (например: я постигаю данные науки для того, чтобы поступить в вуз технической направленности).

Следующий блок, организационно-деятельностный, описывает основные формы, методы и средства развития интереса к инженерно-технической деятельности. Главной особенностью развития интереса является его деятельностный характер, соответственно, все выбранные формы и методы направлены на активизацию сознания и познавательной деятельности учащихся. Данный блок основан на взаимном сотрудничестве и сотворчестве педагога и учащихся.

В модели выделены следующие этапы развития интереса учащихся к инженерно-технической деятельности: ориентационно-диагностический – проводится диагностика интересов и способностей учащихся; информационно-практический – осваиваются основные знания, умения и навыки; рефлексивный – подводятся итоги, осмысление деятельности каждым учащимся.

Также данный блок отмечает условия, выполнение которых необходимо для эффективной реализации методики развития интереса к инженерно-технической деятельности (управленческие, кадровые, материально-технические, предметно-содержательные, активизационные).

Результативно-аналитический блок включает проведение мониторинга динамики развития интереса учащихся к инженерно-технической деятельности. Для этого определены критерии (личностный, когнитивный, деятельностный) и установлены уровни (низкий, средний, высокий) развития интереса.

Для определения уровня развития интереса к инженерно-технической деятельности в модели предложены следующие методики:

- Методика «Профиль», модификация диагностики «Карта интересов» А. Голомштока, Г. Рязапкиной.

- «Методика выявления интересов» И.П. Шахова.

- Методика для педагогов «Познавательные интересы школьника» (Н.В. Волков).

Все предложенные методики имеют широкую апробацию в отечественной педагогике и психологии и могут оценить степень развития интереса к инженерно-технической деятельности в целом.

Итоговым показателем развитого интереса к инженерно-технической деятельности является готовность обучающихся к осознанному выбору профильного направления обучения в старших классах.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе опытно-экспериментальной работы проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Был определен уровень интереса к направлениям инженерно-технической деятельности у экспериментальной и контрольной групп, а также степень сформированности компонентов развития интереса: личностного, когнитивного и деятельностного.

Результаты констатирующего эксперимента показали, что у большинства участников анкетирования обеих групп интерес к инженерно-техническим направлениям низкий, он выявлен более чем у 60 % учеников, а это больше половины группы.

Анализ результатов контрольного эксперимента позволяет утверждать, что благодаря использованию педагогической технологии развития интереса к инженерно-технической деятельности у учащихся подросткового возраста общеобразовательной школы в экспериментальной группе произошли значимые изменения в сторону более высокого уровня развития данного качества.

Большинство ребят из экспериментальной группы (59 %) имеют интерес к направлениям инженерно-технической деятельности, тогда как в контрольной группе интерес остался на низком уровне (22 %).

По итогам контрольного эксперимента результаты обучающихся экспериментальной группы попали в «зону значимости», а это свидетельствует о том, что обучающиеся экспериментальной группы превосходят учеников контрольной группы по уровню сформированности всех трех компонентов развития интереса.

Заключение

Результаты анализа данных статистически значимы, позволяют утверждать, что представленная педагогическая технология развития интереса к инженерно-технической деятельности, основанная на представленной структурно-содержательной модели, продуктивна, и свидетельствуют о возможности внедрения ее в учебно-воспитательный процесс школы для развития интереса к данной области.

Разработанная технология может быть внедрена в школы с низким материально-техническим обеспечением или в сельские школы, у которых нет возможности регулярно посещать созданные «Кванториумы» и STEM-центры.


Библиографическая ссылка

Вахрушев А.В., Опарин А.И., Титов А.В. РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА К ИНЖЕНЕРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 4-2. – С. 267-271;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=38008 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674