Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2016 г. № 668н утвержден профессиональный стандарт гидротехник (водный транспорт) [1]. Введение профессионального стандарта говорит о том, что данный вид деятельности имеет свою специфику. Научно-технический прогресс привел к сокращению ручного труда, автоматизации многих производственных процессов, что снизило физическую нагрузку на человека. Но во многих областях деятельности ещё необходимо специалисту иметь хорошо развитые психофизические качества для выполнения должностных обязанностей. К таким специальностям относится гидротехник водного транспорта (далее – гидротехник). Специальность гидротехника включена в перечень специальностей 08.03.01 «Строительство».
В процессе обучения студенты, обучающиеся по данной специальности, должны освоить не только специальные практические и теоретические дисциплины, но и пройти профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП), в процессе которой развиваются необходимые для данной специальности профессионально важные качества (ПВК). ПВК определяются по разработанной для конкретной специальности профессиограмме. Профессиограмма, как результат исследования по определению психофизических качеств профессиональной деятельности, соответствующих определенным профессиональным компетенциям [2].
В основе построения профессиограммы лежат следующие принципы [3, 4]: системность, целостность, специфичность, научность, эффективность, динамичность, идентичность, целенаправленность описания, селективность (избирательность) объекта изучения, многоуровневость (комплексность) изучения субъектно-объектных взаимосвязей на всех уровнях функционирования системы деятельности.
Цель исследования: определение видов спорта, которые могут быть использованы для развития психофизических ПВК гидротехника, а отдельные элементы этих видов спорта войдут в комплексы ППФП.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Разработать профессиограмму гидро- техника.
2. Определить ПВК гидротехника на основании разработанной профессиограммы.
3. Определить виды спорта, развивающие ПВК, которые коррелируют с ПВК гидротехника, на основании спортограммы.
Материалы и методы исследования
В исследовании были использованы теоретические методы: изучения и анализа научно-методической литературы, обобщения и систематизации полученных данных – и эмпирический метод – наблюдение.
Результаты исследования и их обсуждение
Для систематизации условий труда и определения ПВК, необходимых для деятельности гидротехника, разрабатывается профессиограмма. Схема профессиограммы, предложенная В.А. Бодровым [3], состоит из трёх блоков:
– общая характеристика профессии;
– основные производственные задачи и условия труда;
– психограмма.
Трудовая деятельность гидротехника, в соответствии с профессиональным стандартом, имеет несколько направлений: проектирование, строительство и эксплуатация портовых гидротехнических сооружений; проведение работ по инженерным изысканиям, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений; обслуживание и ремонт судоходных и портовых гидротехнических сооружений, их конструкций, узлов, деталей надводной и подводной частей; производство путевых работ на внутренних водных путях и другие. Представленный неполный перечень трудовых функций гидротехника показывает их разнообразие и ответственность гидротехника.
Наиболее сложными направлениями профессиональной деятельности гидротехника с точки зрения физических нагрузок являются:
– изыскательские работы;
– работы по строительству портовых гидротехнических сооружений (при условии, что специалист-гидротехник непосредственно руководит работами на строительной площадке).
Направления трудовой деятельности влияют на программу ППФП, которая развивает не только требуемые для конкретной профессиональной деятельности физические качества, но психологические и волевые качества. Для разработки концепции ППФП гидротехника на основе профессиограммы определяются ПВК. ПВК влияют на дальнейшую трудовую деятельность гидротехника, в работе [5] подтверждена гипотеза, что учебно-трудовая деятельность и двигательная активность студента взаимосвязаны. Двигательная активность повышает уровень адаптации и резистентности организма к воздействиям внешней среды [5], физических качеств и психофизическую готовность, включающую в себя: специальные профессиональные способности и индивидуальные психические особенности личности.
Психофизическая готовность – это резерв функциональных возможностей организма для своевременной адаптации к быстро меняющимся условиям окружающей среды, производственной нагрузки, способность восстанавливаться в минимальные промежутки времени. Для совершенствования психофизического состояния используются не только средства физической культуры, но и информационные технологии. Использование специально разработанных компьютерных программ даёт возможность в онлайн-режиме получать рекомендации по совершенствованию индивидуальных результатов по психофизической подготовке [6]. Кроме этого, информационные технологии используются для самоконтроля и контроля физического состояния студентов (шагомеры, пульсометры).
Кроме проектных работ, все остальные виды деятельности гидротехника проходят на открытом воздухе. В работе [7] автором предлагается использовать виды спорта, в которых двигательные акты связаны с рельефом местности, для подготовки будущих специалистов, чья деятельность связана с работой в полевых условиях и требует специальных психических и физических качеств и навыков, обеспечивающих эффективность трудовых процессов.
Строительство гидротехнических сооружений начинается с проведения инженерно-геодезических, инженерно-геологических и инженерно-гидрологических изысканий и путевых работ. Условия труда при изыскательских работах требуют больших физических усилий; есть изменения в лучшую сторону, появляются компактные и удобные в использовании приборы, что существенно облегчает труд гидротехников, но препятствия природного характера остаются неизменными.
Проводя изыскательские работы, гидротехники проводят топографическую съёмку местности для создания опорных геодезических сетей. Эта работа связана с прохождением больших расстояний пешком, часто по болотистой местности, с преодолением естественных препятствий, при этом геодезический и другой инструмент гидротехники переносят на себе. Рельеф местности производства изыскательских работ может иметь свои ландшафтные особенности. Изыскательские работы могут проходить в различных климатических зонах. Физико-географические условия района проведения работ влияют на организм человека и, как следствие, на продолжительность его работоспособного состояния.
Освоение северного морского пути и строительство новых портов в арктической зоне предъявляет требования не только к физическому состоянию здоровья специалистов, но и психологическому, поскольку не все молодые люди готовы к отсутствию привычных городских условий, что вызывает психологическую усталость и отрицательные эмоции. Человек, который попадает впервые в суровые природные условия, не приспособлен к жизни и работе в такой среде. Рабочий день гидротехника может быть как нормированным, так и ненормированным, при производственной необходимости, который проходит на открытом воздухе, независимо от метеорологических условий. Все эти обстоятельства вызывают физическую и психологическую усталость, снижают иммунитет, способствуют возникновению заболеваний.
При проведении изыскательских работ гидротехник использует различные измерительные приборы, в связи с чем ему необходимо изменять рабочую позу и режим физической нагрузки (динамический – статический и наоборот), при этом он должен обладать мелкой моторикой рук, перестраивать двигательные действия, что предъявляет требования к умению переключаться с одного вида деятельности на другой. Сама топографическая съёмка требует концентрации внимания, большого объёма памяти, умения определять расстояние без приборов и хорошо ориентироваться на местности. Поскольку вышеперечисленные работы проводятся в устьях рек, бухтах и заливах, то представителям этой специальности необходимо не только уметь плавать, грести, управлять маломерным судном, но и оказывать помощь утопающему, если такая необходимость возникнет.
Профессиограмма проведения работ по строительству, эксплуатации, обследованию и ремонту гидротехнических сооружений имеет много общего с разработанными профессиограммами для специалистов строительного профиля. Для строительного профиля были разработаны комплексы ППФП с применением атлетической гимнастики [8], гимнастики, рукопашного боя, легкой атлетики, спортивных и подвижных игр [9], с направленностью на развитие основных физических качеств в зависимости от направленности будущей деятельности [10]. В работе [11] развитие физических качеств дифференцируется в зависимости от курса обучения с использованием спортивных игр [12]. Авторами [13] предлагается включать в комплексы ППФП элементы легкой атлетики, волейбола и гимнастики. Перечисленные выше разработки ППФП были выполнены под определённые строительные специальности, как они не отражают в полной мере специфику работы гидротехника. Эти комплексы частично можно использовать при разработке комплексов ППФП для гидротехников.
При проведении строительных работ, обследования и ремонта гидротехнических сооружений гидротехнику приходится передвигаться по временным настилам, вертикальным и наклонным трапам, большую часть рабочего времени он находится на открытом воздухе при различных метеорологических условиях. Находясь на краю гидротехнического сооружения и передвигаясь по строительным настилам, человек со слабым вестибулярным аппаратом будет испытывать головокружение, что может привести его к падению. Предусматривая такой вариант, как падение в воду, в ППФП гидротехника включается обязательное обучение плаванию. При проведении строительных работ кроме рабочих на участке могут работать различные машины и механизмы, рабочая ситуация постоянно изменяется, в некоторых случаях приходится принимать моментальные решения. Ответственность за принятые решения и обеспечение безопасных условий труда приводит к психоэмоциональному напряжению и заболеваниям сердечно-сосудистой и нервной систем.
Основные качества, которыми должен обладать гидротехник, приведены в таблице.
Психофизические нагрузки гидротехника
Нагрузки |
Профессионально важные качества |
||
Физические |
Психологические |
||
11 |
Проведение работ по инженерным изысканиям обследованию и ремонту гидротехнических сооружений |
Общая и силовая выносливость, силовые качества, статические нагрузки, координация, умение ориентироваться на местности |
Эмоциональная уравновешенность, концентрация внимания, большой объём оперативной памяти самостоятельность, целеустремленность, зрительная память, ответственность |
22 |
Проектирование, строительство и эксплуатация портовых гидротехнических сооружений |
Развитый вестибулярный аппарат, общая и статическая выносливость |
Эмоциональная устойчивость, смелость, целеустремленность, ответственность, зрительная память, внимательность, решительность |
33 |
Обслуживание и ремонт судоходных и портовых гидротехнических сооружений, их конструкций, узлов, деталей надводной и подводной частей |
Общая и статическая выносливость, координация |
Ответственность, психоэмоциональная устойчивость, настойчивость, зрительная память, самостоятельность |
44 |
Производство путевых работ на внутренних водных путях |
Общая выносливость, координация, силовые качества |
Эмоциональная устойчивость, умение работать в команде, ответственность, зрительная память, самостоятельность |
При производстве путевых работ гидротехник занимается подготовкой и расстановкой плавучих навигационных знаков. Расстановка плавучих знаков производится с борта маломерных и специализированных судов (в зависимости от района производства работ). При работе на морских судах члены экипажа испытывают качку, поэтому гидротехник должен обладать статокинетической устойчивостью и иметь развитый вестибулярный аппарат. Развитие статокинетической устойчивости рассмотрено в работах [14, 15].
Для выполнения трудовых функций гидротехника требуется высокий уровень психофизических качеств: общей и силовой выносливости; координации; развитый вестибулярный аппарат; умение ориентироваться на местности и преодолевать естественные препятствия; концентрация внимания; хороший глазомер; большой объём зрительной памяти; дисциплинированность; самостоятельностью; решительностью; ответственность; устойчивость к нервно-эмоциональному напряжению, которое связано с повышенной ответственностью за организацию производства работ, результаты работы; умение работать в коллективе; самостоятельность, а именно – умение принимать решения и нести за них ответственность; иметь навыки управления маломерным судном; уметь плавать и оказывать первую помощь пострадавшим. Поскольку часть работ выполняется в полевых условиях, то в программу ППФП включается и теоретический раздел, в который входят самоконтроль, основы спортивной тренировки и оказания первой помощи.
Полученные теоретические знания дают возможность специалистам разрабатывать комплексы физических упражнений для самостоятельных занятий и осуществлять самоконтроль за своим самочувствием. Кроме развития психофизических ПВК на занятиях по ППФП, студенты восполняют дефицит двигательной активности, устраняют возникающее в процессе учебной деятельности психоэмоциональное напряжение, повышают устойчивость организма к воздействие негативных факторов, вызывающих профессиональные заболевания. На занятиях по ППФП, как и при занятиях физической культурой и спортом, формируется характер человека, его личностные качества.
В университет студенты поступают с различной физической подготовленностью, учитывая это обстоятельство, занятия в первом семестре на первом курсе начинаются с общей физической подготовки, что позволяет нивелировать разницу в физической подготовленности и определить индивидуальные физические качества студента для дальнейшей индивидуализации занятий.
В комплекс ППФП для гидротехников включаются: кроссовая подготовка, спортивные игры, работа с отягощениями на развитие силовой выносливости. Как прикладные виды спорта (ПВС) могут быть рекомендованы: легкая атлетика, туризм, спортивное ориентирование, лыжные гонки, биатлон, полиатлон, спортивные многоборья. При разработке программ ППФП учитываются и индивидуальные физические качества студента, что позволяет выстроить оптимальную индивидуальную траекторию развития ПВК.
Выводы
Разработанная профессиограмма позволила определить психофизические ПВК. На основе анализа научно-методической литературы были отобраны виды спорта, которые можно рекомендовать студентам, обучающимся по направлению 08.03.01 «Строительство» по профилю «Гидротехник водного транспорта», как профессионально-прикладные: плавание, спортивное ориентирование, кроссовая подготовка, лыжные гонки и биатлон, гребной спорт, спортивные игры, полиатлон, многоборья (морское, легкоатлетические, современное пятиборье и др.). Полиатлон и многоборья развивают навык переключение с одного вида деятельности на другой, что очень важно не только для выполнения должностных обязанностей гидротехника, но в и других профессиональных сферах, специалисты в которых работают в условиях многозадачности. При планировании занятий по многоборью необходимо учитывать теорию переносов, что даёт положительный эффект за относительно минимальные сроки занятий, при этом необходимо учитывать индивидуальные физические качества студентов. Элементы из этих видов спорта включаются в комплексы ППФП по рассмотренному направлению обучения.
ППФП носит избирательный характер, что даёт возможность выработать динамические стереотипы, которые позволяют молодому специалисту войти в профессию в минимальные временные отрезки и способствуют эффективному выполнению должностных обязанностей.
Библиографическая ссылка
Зуб И.В. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ГИДРОТЕХНИКА ВОДНОГО ТРАНСПОРТА // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 3. – С. 153-157;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37958 (дата обращения: 21.11.2024).