На современном этапе развития плавания, с его исключительно высокими требованиями к организму спортсмена, все более остро встает вопрос о научно обоснованном подходе к тренировочному процессу. Плавание находится в группе циклических видов спорта. Работа, при выступлении на соревнованиях, проходит в основном с постоянной мощностью в анаэробной (гликолитической) или смешанной энергетической зоне, в зависимости от длины дистанции. Плавание относится к дисциплине из олимпийской программы [1].
Скорость плавания пловца в наибольшей степени зависит от эффективности гребка, что, собственно, и определяет эффективность в плавании. Это значит, что если мы хотим, чтобы пловцы, с которыми работаем, прогрессировали, то необходимо все усилия приложить на повышение эффективности выполнения гребка. Большое число тренеров эффективность своих пловцов оценивают таким образом, что считают гребки при преодолении соревновательной дистанции. Уже давно известно, что если пловец сможет соревновательную дистанцию преодолеть с меньшим числом гребков, чем на предыдущих соревнованиях, при условии, что частота гребков останется такой же за единицу времени, то можно ожидать достижения лучшего результата [2].
Цель исследования: выявить влияние интенсивности плавания и эффективности выполнения гребка при прохождении дистанции на соревновании по плаванию.
Материалы и методы исследования
В исследовании приняли участие пловцы ДЮСШ в количестве 15 человек (девушки, возраст 12–13 лет, спортивный разряд КМС), которые соревновались на дистанциях 50 и 100 м вольным стилем.
С 1970 г. исследователи анализируют видеосъемки национальных и международных соревнований, чтобы понять, что же отличает победителей от проигравших. И один показатель повторяется раз за разом: более быстрые пловцы на дистанции делают меньше гребков. Проведя анализ литературных источников [1–3], можно констатировать, что данной литературы очень мало и нет единого понимания в подготовке пловцов к соревнованиям с совершенствованием техники гребка и других показателей на «ударных» тренировках.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследовательская группа на главном соревновании предыдущего сезона показала в среднем следующие результаты: 50 м вольным стилем – 29,5 с с 38 гребками и 100 м вольным стилем – 1:03,5 мин. Первые 50 м они проплыли за 30,0 с с 36 гребками, а вторые 50 м с 38 гребками. Также было установлено, что спортсмены недостаточно хорошо выполняли стартовый прыжок и поворот после первых 50 м. Дальнейший анализ показал, что причиной этому является недостаточно высокий уровень скоростной силы мышц ног, что подтверждено и результатами лабораторных исследований в предыдущем сезоне.
Целью следующего сезона было достижение результата 27,8–28,0 с на 50 м вольным стилем (с привычной частотой, это 36 гребков) и 1:00,00 мин. на 100 м вольным стилем (с привычной частотой 34 гребка на первых 50 м и 36 гребков на вторых 50 м). Также необходимо поднять уровень скоростной силы мышц ног, что должно улучшить выполнение старта и поворота.
По окончании первой части подготовительного периода исследовательская группа достигла запланированных объемов работы во всех энергетических зонах. На «сухих» тренировках также достигнут запланированный объем работы в воспитании различных видов проявления мышечной силы. Лабораторные измерения, проведенные в этом периоде, дали хорошие результаты всех энергетических показателей, а также и показателей силы всех основных мышечных групп и подвижности в суставах. Что же касается скоростной силы мышц ног, то здесь отмечено значительное улучшение результатов, и это положительно сказалось на выполнении стартового прыжка и поворота на соревнованиях. Предварительно установлено, что показатели здоровья, а также психологического и социального статуса находятся в рамках нормы.
Адаптация организма спортсмена всегда специфична, и это значит, что если мы исследовательскую группу должны подготовить к достижению определенного результата, то на «ударных» тренировках необходимо отрезки в сериях проплывать с той скоростью, которая для этого необходима. В соответствии с этим, для нужд тренировки вырабатываются специальные таблицы интенсивности для каждого пловца отдельно.
Поэтому для исследовательской группы мы выработали средний показатель, для того, чтобы группа знала, каких результатов должна добиваться на «ударных» и остальных тренировках, данные приведены в табл. 1.
Таблица 1
Интенсивность плавания на «ударных» и остальных тренировках
Дистанция, м |
Скорость, м/с |
Результат (мин:сек) в зависимости от максимальной скорости ( %) |
||||||
100 % |
98 % |
95 % |
92 % |
90 % |
85 % |
80 % |
||
50 |
1,72 |
29,0 |
29,6 |
30,7 |
31,6 |
32,3 |
34,3 |
36,2 |
75 |
1,68 |
44,6 |
45,5 |
46,9 |
48,4 |
49,7 |
52,4 |
56,0 |
100 |
1,64 |
1:01,0 |
1:02,1 |
1:04,1 |
1:06,3 |
1:07,6 |
1:11,9 |
1:16,3 |
150 |
1,59 |
1:34,3 |
1:36,2 |
1:39,4 |
1:42,7 |
1:44,9 |
1:51,1 |
1:58,1 |
200 |
1,54 |
2:10,0 |
2:12,5 |
2:17,0 |
2:20,8 |
2:23,9 |
2:32,7 |
2:42,6 |
300 |
1,47 |
3:24,0 |
3:28,3 |
3:34,3 |
3:42,2 |
3:47,3 |
4:00,0 |
4:14,2 |
400 |
1,43 |
4:39,7 |
4:45,7 |
4:54,1 |
5:03,0 |
5:10,1 |
5:27,9 |
5:47,8 |
600 |
1,39 |
7:11,7 |
7:21,2 |
7:34,5 |
7:56,2 |
8:00,0 |
8:28,5 |
9:00,0 |
800 |
1,35 |
9:52,6 |
10:04,7 |
10:29,9 |
10:50,4 |
11:01,2 |
11:41.,8 |
12:27,7 |
Примечание: к запланированным лучшим результатам добавлена 1 секунда в связи с тем, что нет стартового прыжка.
Известно, что для успешной организации управления тренировкой необходимо обеспечить регулярный приток информации о состоянии следующих показателей:
– аэробных способностей;
– анаэробных способностей (как лактатной так и алактатной фракции);
– эффективности техники;
– скорости восстановления после «ударных» тренировок.
В течение сезона необходимо контролировать эти показатели и всегда знать, на каком уровне они в данный момент находятся. При контроле данных показателей лучше всего создать условия для спортсменов исследовательской группы, в которых они максимально загружены, а затем, на основании результатов, которые спортсмены показывают, оценивать на каком уровне эти показатели находятся. Для этой цели можно использовать модели тренировок, которые построены таким образом, чтобы максимально загружать отдельные источники энергии. В рамках этого контролируется и эффективность.
У пловцов, которые соревнуются на дистанциях 50 и 100 м, ведущим источником энергии на соревнованиях является гликолитический (лактатный). Для воспитания способности работать в анаэробных условиях используются нагрузки, которые длятся от 20–30 с до 1,5–2 мин. Мощность работы субмаксимальная, что значит не менее 90–95 % от максимальной на этих дистанциях, а на коротких и выше. Необходимо плавать со скоростью одинаковой, или близкой к той, которая запланирована для пловца на главном соревновании сезона. Работа на более низких скоростях не имеет тренировочного эффекта. Это, конечно, относится только к «ударным» тренировкам. Пловцы, которые соревнуются на 50 и 100 м, на «ударных» тренировках в наибольшей мере используют отрезки 50, 75 м в различных комбинациях. Пловцы, которые соревнуются на дистанциях 50 и 100 м, для воспитания гликолитических способностей очень часто используют упражнение 4×50 м с сокращением паузы отдыха между повторениями. Исследования показали, что такой режим работы обеспечивает образование почти максимального кислородного долга. Если пловцы в состоянии соответствующим образом отработать не только одну серию, но и весь объем работы, в которой гликолитическая способность максимально загружена (3–4 до 5–6 серий), тогда это значит, что данный источник энергии достаточно хорошо развит.
Одновременно с этим можем оценить и уровень эффективности гребка. Как уже говорилось, используются, например, серии 4×50 м с сокращением паузы. Мощность работы субмаксимальная (не менее 95 %). Если пловцы в состоянии в течение сезона на таких тренировках при выполнении этого упражнения, постоянно уменьшать число гребков, в то время как частота гребков остается постоянной, и улучшать время плавания, тогда это значит, что эффективность гребка растет. То же самое относится и к другим упражнениям, которые используются на «ударных» тренировках.
Параллельно с этим, контролируем уровень эффективности гребка и результаты, показанные на соревнованиях за тот же период. Таким образом, если контролируем результаты и эффективность на «ударных» тренировках и одновременно с этим эффективность и результаты на соревнованиях, тогда можем наших пловцов довести до запланированной эффективности и результата на главном соревновании сезона. Хорошей иллюстрацией этого может послужить некоторая часть результатов, которые исследовательская группа показала на тренировках и соревнованиях в течение сезона (табл. 2).
Таблица 2
Результаты тренировочной и соревновательной деятельности экспериментальной группы пловцов
Результаты в тренировочной серии 4×50 м (в скобках – число гребков) |
Результаты на соревнованиях (в скобках – число гребков) |
30,5 (35) – 30,8 (35) – 31,0 (36) – 31,7 (38) 30,5 (36) – 30,9 (36) – 31,5 (37) – 31,5 (37) 29,7 (35) – 30,9 (36) – 31,4 (36) – 31,5 (37) 29,1 (34) – 29,3 (35) – 30,0 (35) – 30,7 (36) 29,1 (34) – 29,5 (35) – 29,4 (35) – 30,0 (35) |
50 м – 29,1 (37) 100 м – 30,9 (33) – 1:03,5 (38) 50 м – 28,9 (37) 100 м – 29,9 (36) – 1:02,6 (38) 50 м – 28,6 (37) 100 м – 29,6 (36) – 1:01,3 (37) 50 м – 28,2 (36) 100 м – 28,6 (35) – 1:01,0 (37) 50 м – 27,8 (36) 100 м – 28,4 (34) – 59,9 (36) |
Примечание: взяты, для примера, наиболее типичные серии из отдельных тренировок.
Как видно из приведенных результатов, исследовательская группа постепенно, в течение сезона, на «ударных» тренировках и на соревнованиях, повышала уровень эффективности гребка или, точнее, способность поддерживать определенный уровень эффективности определенное время с определенной мощностью, а также улучшала время плавания отрезков на тренировках и дистанций на соревнованиях. Правда, существует некоторое несоответствие между результатом и числом гребков на тренировках в начале сезона. Объяснением может послужить то, что пловцам исследовательской группы было необходимо некоторое время для того, чтобы они снова нашли ту частоту гребков, которая им больше всего подходит.
Следующий показатель, который имеет существенное значение в подготовке спортсменов и который необходимо постоянно контролировать, это состояние алактатного источника энергии. Он используется для работы с максимальной мощностью и его использование в основном связано с работой над повышением эффективности, то есть повышением скорости плавания. Как известно, это в основном короткие серии по 4–5 повторений, в которых нагрузка длится от 6 до 10 с, а в отдельных случаях и до 15 с. В плавании для этого используются отрезки от 10–15 м до 25 м. Работа проходит с максимальной мощностью, что является основным условием при работе над повышением эффективности. Необходимо считать количество гребков на отдельных отрезках или, что более удобно, пловцы выполняют всегда одинаковое число гребков с тем, чтобы контролировать расстояние, которое они таким образом проплывают. Например, в нашем случае, если в начале сезона, для того чтобы проплыть 15 м за 8,0 с, было необходимо выполнить 10 гребков, то в конце сезона за 8,0 с пловцы были в состоянии с 10 гребками проплыть 16 м. Это значит, что пловцы исследовательской группы смогли повысить эффективность гребка.
Остался еще один энергетический показатель, который необходимо контролировать – аэробная способность. В конце первой части подготовительного периода результаты лабораторных измерений показали, что аэробный источник энергии находится на удовлетворительном уровне. Нам надо было с помощью «ударных» тренировок, на которых работа ведется на способность поддерживать определенный уровень эффективности определенное время с определенной мощностью или частотой, которые и представляют собой модельные тренировки, поддерживать аэробную способность спортсменов на удовлетворительном уровне до конца сезона.
Так как эта задача является важной, чтобы спортсмены вошли в соответствующий ритм работы, в котором строго проводится логичное чередование рабочих единиц в рамках микроцикла, то очень важно контролировать, как проходит восстановление между «ударными» тренировками. Это очень важно знать для того, чтобы оценить, вошел ли спортсмен в состояние сверхвосстановления или нет. Если взять во внимание скорость восстановления после «ударных» тренировок, то чередование отдельных рабочих единиц (или тренировок) в тренировочном процессе, а в особенности в рамках микроцикла, должно осуществляться таким образом, чтобы «ударные» тренировки планировались через временные интервалы, достаточные для того, чтобы организм вошел в состояние сверхвосстановления [4–6]. Микроцикл состоит из определенного числа тренировок, которые представляют одно целое в рамках тренировочного процесса. Нужно обязательно иметь в виду логическое чередование рабочих единиц, каждая из которых предназначена для целенаправленной работы на развитие отдельных показателей, от которых зависит результат. Через подготовительный, предсоревновательный и все этапы досоревновательного периода, спортсменов необходимо постепенно ввести в соответствующий ритм работы. В ходе тренировочного процесса мы использовали следующий способ контроля за восстановлением.
В начале и в конце каждой тренировки, в рамках разминки и свободного плавания во время разгрузки, пловцы получают задание плавать различные дистанции «средним темпом» или «вполсилы». Если они все еще чувствуют усталость, это значит, что они недостаточно восстановились, тогда результат будет хуже. А если они успели восстановиться, тогда время будет лучше. Результаты в таких упражнениях контролируются отдельно для каждого пловца. Из упражнений, которые используются, самыми распространенными являются плавание на отрезках от 200–400 м до 1000 м, или серии по 50 и 100 м с короткими паузами в общем объеме 600–1000 м. Конкретно в нашем случае экспериментальная группа плавала серии по 50 м. Если скорость плавания была в среднем где-то около 85 % от максимальной (табл. 1), тогда это означает, что исследовательская группа достаточно хорошо себя чувствует и готова к следующей «ударной» тренировке. Если же она в среднем плавала со скоростью ниже 80 % от максимальной, тогда это означает, что исследовательская группа все еще недостаточно восстановилась.
Выводы
После проведенного анализа выступлений исследовательской группы пловцов в прошлом сезоне, определены цели на следующий, а это достижение определенного уровня эффективности и выполнение конкретного результата. Лабораторные измерения показали, что уровень общей физической подготовленности удовлетворительный и созданы все условия для нормальной работы. Затем исследовательская группа введена в соответствующий ритм работы в рамках микроцикла, где мы регулярно получали информацию об уровне эффективности и результатах на модельных тренировках, а также и о состоянии источников энергии. Это нам дало возможность без серьезных проблем довести исследовательскую группу до запланированных результатов на главном соревновании сезона.
Библиографическая ссылка
Григан С.А., Бельмач В.А. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ОСНОВНЫХ ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА ПЛОВЦОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 3. – С. 138-142;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37955 (дата обращения: 10.10.2024).