В период обучения в начальной школе у детей младшего школьного возраста формируются важные психические новообразования, происходит становление учебной деятельности, в том числе учебной мотивации и базовых учебных умений, это происходит под целенаправленным педагогическим воздействием. В этот период ребенок младшего школьного возраста переживает психологическую перестройку, которая требует от него умственного напряжения и физической выносливости.
Развиваясь как субъект учебной деятельности, младший школьник сталкивается с множеством трудностей, которые относятся к сфере познавательного и личностного развития, отношений со сверстниками и взрослыми (педагогами, родителями). Одновременно взрослым важно учитывать психические новообразования, которые происходят с ребенком этого возраста, оказывать ему поддержку. Именно поэтому формирование учебной деятельности у младшего школьника является предметом пристального внимания в деятельности педагога-психолога и педагогов начальной школы.
Цель исследования: определение эффективных психолого-педагогических условий сопровождения формирования учебной деятельности младших школьников, их обоснование и апробация.
Материалы и методы исследования
Проанализировав научную литературу, мы рассмотрели понятия «деятельность» и «учебная деятельность», а также их компоненты.
Термин «деятельность» определяется:
– в работах Т.А. Власовой, А.И. Дьячкова, С.Л. Рубинштейна и других как «совокупность действий человека, выполняющих определенную функцию и направленных на удовлетворение его материальных и духовных потребностей»;
– в трудах А.В. Запорожца, В.П. Зинченко, Б.П. Ломова она представлена «как активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью»;
– по А.И. Леонтьеву – как «процесс, побуждаемый мотивом, в основе которого находится определенная потребность человека»;
– по мнению В.А. Крутецкого, А.В. Петровского, «как активность, регулируемая осознанной целью и направленная на достижение цели».
Неоднозначно в работах ученых (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн и др.) определено понятие «учебная деятельность». В широком понимании оно рассматривается как синоним научения, в узком смысле как ведущий тип деятельности детей младшего школьного возраста. По мнению исследователей, «учебная деятельность» имеет деятельный смысл и характеризуется особым отношением личности ученика к предмету обучения в период школьной жизни.
Изучению структуры учебной деятельности и ее компонентов ученые в психолого-педагогических исследованиях уделяют достаточное внимание. Ведущим является мнение Д.Б. Эльконина. Автор рассматривает учебную деятельность как взаимосвязь следующих компонентов: учебно-познавательных мотивов, учебных задач и операций, действий по контролю за процессом и результатом усвоения и по оценке степени усвоения [1; 2].
Сущность учебной деятельности заключается в том, что под руководством учителя ребенок начинает пользоваться научными понятиями, приобретает знания, при этом обогащается и «перестраивается» личность ребенка. В результате учебной деятельности усваиваются новые категории, происходит развитие и изменение самого ученика, ребенок приобретает новые способности и способы действия с научными понятиями.
По мнению большинства ученых-психологов, учебная деятельность как ведущая деятельностью детей младшего школьного возраста не дается ребенку в готовом виде.
Младший школьник в процессе освоения учебной деятельности проходит ряд этапов в своем развитии, сначала осваивает предметную, потом игровую и манипуляционную деятельность, и только затем учебную, в которой ребенок не только усваивает знания, но и учится осваивать и реализовывать их самостоятельно.
Важной и безусловной задачей младшего школьного возраста является формирование учебной деятельности и ее компонентов. Учащийся начальной школы, осваивая учебные действия, ставит перед собой учебные задачи, усваивает знания, умения, контролирует и оценивает свои действия, находит способы реализации усвоенных знаний. Каждое учебное действие состоит из нескольких учебных операций, при правильном выполнении которых обеспечивается успешный результат деятельности детей [3; 4].
В исследованиях подчеркивается сложный по содержанию и структуре характер учебной деятельности, отсюда следует, что для ее формирования необходимо достаточно времени и ее становление подчиняется определенным принципам системной и целенаправленной работы под педагогическим руководством.
По новому стандарту начального общего образования системно-деятельностный подход является главным в обучении младших школьников. В условиях школьного обучения является необходимым пробудить у детей интерес к предмету и процессу обучения, а также развить у них навыки самообразования. Условиями для реализации системно-деятельностного подхода является отказ от репродуктивных методов и способов обучения. Основным становится задачный принцип построения предметного содержания. Школьники уже на уровне начального образования должны самостоятельно и инициативно совершать учебные действия в образовательном процессе, широко используя различные средства для решения учебных и учебно-практических задач, ориентируясь на различные коллективные формы взаимодействия детей и педагогов как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Для выполнения этих требований необходимо создание и обеспечение комфортных условий для всех участников образовательного процесса, включающих психолого-педагогические условия, содержание которых отражено в следующих положениях: необходимости учета индивидуальных возрастных, психологических особенностей обучающихся (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), для определения целей образования; осуществление индивидуально ориентированной психолого-педагогической помощи детям, испытывающим трудности в освоении образовательной программы; формирование психологической культуры обучающихся; охрану и сохранение их психологического здоровья.
Психолого-педагогическая работа по формированию учебной деятельности младшего школьника осуществляется в процессе сопровождения. Необходимыми условиями данного процесса становятся: соблюдение принципов системности и комплексности, учета интересов ребенка и особенностей его развития; коррекционно-развивающая направленность всего образовательного процесса и применение современных образовательных технологий; создание в образовательной организации комфортного социально-психологического климата; включение в сопровождение всех субъектов образовательного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение
Для определения уровня сформированности учебной деятельности младших школьников нами использован комплекс методов и методик, направленный на изучение компонентов учебной деятельности: учебной мотивации (познавательные мотивы), учебных действий (умения внимательно слушать и точно выполнять простейшие указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, умения руководствоваться системой условий задачи), действий контроля и оценки.
Мы использовали: методику диагностики учебной мотивации (опросник Н.Г. Лускановой); методику диагностики сформированности компонентов учебной деятельности А.Л. Венгера; методику оценки уровня сформированности учебной деятельности (авторы Г.В. Репкина, Е.В. Заика); методику «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т.А. Нежновой, Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера).
В выборочную совокупность в исследовании вошли младшие школьники в возрасте 8–9 лет, в количестве 60 человек, которые были распределены на экспериментальную (n = 30) и контрольную группу (n = 30 человек). По результатам диагностики мы выявили:
– высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности в экспериментальной группе присутствует у 7 чел. (23,3 %), в контрольной группе – у 9 чел. (30 %);
– средний уровень в экспериментальной группе имеют 10 чел. – 33,4 %, в контрольной группе – 7 чел. – 23,3 %;
– низкий уровень – в экспериментальной группе присутствует у 13 чел. – 43,3 %, в контрольной группе – у 14 чел. – 46,7 %. На таких детей необходимо особо обратить внимание, так как им свойственно иметь трудности в освоении компонентов учебной деятельности, проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем, отрицательное либо нейтральное отношение к школе, низкий уровень учебной мотивации и учебно-познавательных интересов.
Таким образом, нами выявлены следующие проблемы формирования учебной деятельности младших школьников: преобладающим являются очень низкий и низкий уровень школьной мотивации, отрицательное отношение к школе; у большинства испытуемых наблюдается ситуативный учебный интерес. Изучение компонентов учебной деятельности дало следующие результаты: у респондентов отсутствует учебно-познавательный интерес или он носит ситуативный характер; отсутствует цель и отсутствие учебных действий как целостных единиц деятельности; ведущим является выполнение учебных действий в сотрудничестве с учителем; отсутствует контроль и контроль на уровне непроизвольного внимания; также отсутствие оценки и неадекватная ретроспективная оценка.
При расчете U-критерия Манна – Уитни, мы получили UЭмп = 416, что означает отсутствие статистически значимых различий в сравниваемом признаке между контрольной и экспериментальной группами.
На следующем этапе исследования нами составлена и апробирована программа психолого-педагогического сопровождения формирования учебной деятельности младших школьников, направленная на: создание благоприятных психолого-педагогических условий, способствующих максимальному формированию компонентов учебной деятельности младших школьников.
В основу разработки программы положен опыт, представленный в работах – А.К. Марковой, М.В. Матюхиной, Р.В. Овчаровой, Е.И. Рогова.
Система психолого-педагогической работы по формированию компонентов учебной деятельности младших школьников опирается на принципы: приоритета интересов ребенка; системности, целостности; учета объективных и субъективных факторов в формировании компонентов учебной деятельности младшего школьника; принцип непрерывности; принцип практической направленности; принцип активности ребенка в образовательном процессе; принцип позитивности [5].
Программа включает три взаимосвязанных блока, которые реализуются параллельно: работа с младшими школьниками; работа с педагогами и их родителями.
Направления психолого-педагогической деятельности, представленные в программе, являются традиционными: диагностика сформированности компонентов учебной деятельности; консультативная и информационная поддержка учащихся, родителей и педагогов, повышение психолого-педагогической компетентности участников сопровождения в решении задач учебной деятельности младших школьников; профилактика трудностей в освоении учащимися начальной школы компонентов учебной деятельности; коррекционная и развивающая работа, включающая занятия непосредственно направленные на формирование компонентов учебной деятельности (учебная мотивация, учебные действия, действия контроля и оценки).
В рамках первого блока деятельность была направлена на развитие познавательных психических процессов младший школьников и учебных умений, а также закрепление сформированных учебных умений. Кроме того, важное место занимала рефлексия нового уровня развития познавательных психических процессов и обучение приемам общения со сверстниками (в паре и в группе).
Регулярные занятия по формированию учебных умений и учебной мотивации для младших школьников являются необходимыми [6; 7].
При выполнении комплекса развивающих упражнений используется музыкальное сопровождение, наглядные методы, ребятам необходимо показывать каждое упражнение, хвалить детей за правильное его выполнение.
В ходе занятий мы старались способствовать познавательному психическому развитию ребенка. Проводимые занятия, направлены кроме развития познавательных процессов (внимание, память, мышление), на решение проблем в эмоционально-волевой сфере (развитие воли, эмпатии и др.), в сфере общения (формирование сплоченности класса, умений высказать свое мнение и адекватно реагировать на высказываемое мнение сверстника и др.). Занятия включают в себя разнообразные упражнения: развивающие, игровые, рисование и другие задания – в зависимости от поставленных целей. Все перечисленные занятия проводятся в групповой форме.
Отдельным параллельным блоком проходила работа с педагогами, которых мы приглашали принять участие в тренингах, посвященных развитию личностных качеств, которые являются необходимыми для эффективной работы с детьми, испытывающими трудности в освоении учебной деятельности. Одновременно было организовано взаимопосещение, наблюдение и анализ уроков, что позволило учителям поделиться опытом, обсудить наиболее успешные методики работы с младшими школьниками. По мере необходимости учителям оказывалась консультативная помощь, направленная на углублении их знаний по вопросам формирования отдельных компонентов учебной деятельности младших школьников.
Важной задачей стало установление благоприятных отношений между всеми участниками образовательного процесса, что позволило объединить усилия педагогов и родителей в формировании учебной деятельности младших школьников и создать условия для доверительного и открытого сотрудничества.
Работа с родителями включала проведение классных собраний, организацию открытых уроков и индивидуальную работу. Нами организованы родительские собрания на тему: «Ваш ребенок – первоклассник», на котором затрагивались вопросы организации учебного процесса в начальной школе, проблемы адаптации; «Учебная мотивация учащихся», при помощи которого нам удалось способствовать пополнению арсенала знаний родителей об учебной мотивации обучающихся; родительское собрание «Учебная мотивация или как помочь ребенку полюбить учебу?» было направлено на создание условий для формирования списка приемов формирующих мотивацию к обучению в семье, знакомство родителей с основными ошибками, которые способствуют понижению мотивации.
Важное место занимают индивидуальные консультации педагога-психолога и учителя начальной школы, родителей обучающихся и родителей школьников, испытывающих трудности в обучении.
Взаимосвязь учителя с родителями на уровне начального образования очень важна, так как родители заботятся о своих детях, создают им условия для успешного освоения учебной деятельности, стремятся помочь и поддержать своих детей.
Заключение
Проведя контрольное изучение сформированности учебной деятельности младших школьников, авторы выявили статистически значимые изменения в экспериментальной группе (UЭмп = 238), что говорит об успешной работе:
– высокий уровень сформированности компонентов учебной деятельности в экспериментальной группе присутствует у 17 чел – 56,7 % (было у 7 чел – 23,3 %), в контрольной группе стал у 10 чел. – 33,3 % (был у 9 чел. – 30 %);
– средний уровень в экспериментальной группе имеют 8 чел. – 26,6 % (было у 10 чел. – 33,4 %), в контрольной группе – у 9 чел. – 30 % (было у 7 чел. – 23,3 %);
– низкий уровень – в экспериментальной группе присутствует у 5 чел. – 16,7 % (было у 13 чел. – 43,3 %), в контрольной группе стало у 11 чел. – 36,7 % (было у 14 чел. – 46,7 %).
Таким образом, эффективными психолого-педагогическими условиями формирования учебной деятельности младших школьников являются:
– внедрение научно обоснованной программы психолого-педагогической работы по формированию учебной деятельности младших школьников;
– включение в процесс сопровождения учебной деятельности младших школьников и активизация участия всех субъектов образовательной деятельности (учащиеся и их родители, педагоги, психолог);
– повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах формирования компонентов учебной деятельности младших школьников.
Эффективными методами работы по формированию учебной деятельности младших школьников являются: создание игровых ситуаций; дидактические игры; игровые и коммуникативные упражнения; психогимнастика и упражнения на релаксацию.
Библиографическая ссылка
Баркунова О.В., Седова С.С. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СОПРОВОЖДЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2020. – № 2. – С. 86-90;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37920 (дата обращения: 03.12.2024).