Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ

Ермоленкова Г.В. 1 Преображенская Е.В. 1
1 ГАУ ДПО «Саратовский областной институт развития образования»
Социальная компетентность подростков находится в первую очередь в зависимости от специально организованных педагогических условий, в которых происходит становление жизненно важной качественной характеристики личности. Ключевой фигурой является учитель, педагог, от уровня профессионального мастерства которого зависит реализация задач «опережающего» обучения. Подростковый возраст наиболее благоприятный для становления социальной компетентности и одновременно сложный, противоречивый в проявлениях «взрослости» и «детскости». В рискогенном обществе, в постоянно изменяющемся информационном пространстве, все сложнее определить истинность знаний, ценностных ориентаций. Учитель, педагог в силу своих профессиональных обязанностей должен помочь ребенку в решении постоянно возникающих проблем жизнедеятельности. У многих педагогов период взросления пришелся на эпоху доминирования репродуктивного обучения, когда учитель был источником знаний. Эту модель поведения он чаще всего и воспроизводит. Молодым педагогам, имеющим небогатый опыт работы в школе, сложно оперировать знаниями об организации процесса социализации в сложной ситуации множественности выбора. Участие учителя в деятельности педагогического сообщества в рамках тьюторской сети позволяет каждому, и педагогу-тьютору и тьюторанту, реализовать свои потребности и возможности в своевременной поддержке процесса формирования и развития социальной компетентности подростка. Педагог опытный в одном профессиональном направлении может выступать в нем как педагог-тьютор, в другом же получать помощь как тьюторант. Совместная взаимосвязанная деятельность педагога-тьютора и тьюторанта позволяет педагогическому мастерству и одного, и другого специалиста расти и развиваться, преумножая опыт друг друга в значимых вопросах современного образования в целом и в становлении социальной компетентности подростков в частности.
социальная компетентность подростков
педагогическое мастерство
педагог-тьютор
тьюторант
тьюторская сеть
1. Михайлов А.П. Модель некомпетентной властной иерархии // Препринты ИПМ им. М.В. Келдыша. 2017. № 117. [Электронный ресурс]. URL: https://keldysh.ru/papers/2017/prep2017_117.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
2. Равен Д. Наше некомпетентное общество: часть I (с обсуждением некоторых компетентностей, необходимых для его преобразования) // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 274–293.
3. Загвязинский В.И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. 2013. № 2. С. 3–8.
4. Хуторской А.В. Компетентностный подход как воплощение договора между социумом и личность // Вестник Института образования человека. 2012. № 2. С. 16.
5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Вестник института образования человека. 2012. № 2. С. 8.
6. Татур Ю.Г. Компетентностный подход в описании результатов и проектировании стандартов высшего профессионального образования. Авторская версия / Материалы ко второму заседанию методологического семинара. Серия: Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325221547.pdf (дата обращения: 10.12.2019).
7. Штомпф Г. «Проектное мышление» – это не о размышлениях, а о действиях // Проблемы управления в социальных системах. 2012. № 6. С. 68–72.
8. Каспржак А.Г. Институциональные тупики российской системы подготовки учителей // Вопросы образования. 2013. № 4. С. 261–282.
9. Ивойлова И. Показали класс. Лучшие учителя страны живут в Москве, Казани, Самаре, Димитровграде, Санкт-Петербурге / Российская газета. Рубрика: Общество – Неделя № 225(7391). 05.10.2017. [Электронный ресурс]. URL: https://rg.ru/2017/10/05/nazvany-sem-osobennostej-rossijskih-uchitelej.html (дата обращения: 10.12.2019).
10. Слободчиков В.И. Инновационное образование: введение в проблему // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2008. № 6. С. 12–15.

Актуальность вопросов, связанных с необходимостью развития социальной компетентности подростков, обусловлена пристальным вниманием педагогического сообщества к результативности образовательного процесса, поиску средств повышения его эффективности. Характерной особенностью информационного общества, называемого сегодня рискогенным (У. Бек, О.Н. Яницкий), считается: доминирующая роль знания (Г. Бехманн), его «скоропорченность», а также противоречивость и, как следствие, недостаточность (А.П. Альгин); интенсивность, стремительность и масштабность происходящих изменений во всех сферах жизнедеятельности человека (М. Вебер); девальвация традиционных ценностей и появление новых, не свойственных российскому менталитету, ориентиров и моделей поведения (Н.В. Калинина, И.В. Калинин).

Уязвимость в этой ситуации подростков, стоящих на пороге взрослости, желающих ее, но не имеющих в достатке необходимых механизмов взаимодействия с самим собой и окружающим миром, не подвергается сомнению. Острая потребность в утверждении себя с позиций нового статуса «я – взрослый» и недостаточный арсенал знаний, умений, опыта, уровня развития качественных характеристик личности, необходимых для позитивной реализации своего потенциала, провоцируют риски наслоения на фундамент некомпетентного общества [1, 2] подростковой некомпетентности. Многообразие возникающих при этом ситуаций и возможностей их развития ориентирует педагогов на переход с образования «догоняющего» к образованию «опережающему» [3, с. 3], обеспечивающему выпускника необходимыми и разнообразными компетенциями, которые по сути все социальны, так как формируются, развиваются и проявляются в социуме (И.А. Зимняя). Поиск эффективных «технологий вселения» [4, с. 2] подростка в неустойчивую социальную действительность, создания условий для обретения им сложного комплекса востребованных сегодня и обеспечивающих успешность жизни качественных характеристик обобщенных понятием «социальная компетентность», является важнейшей составляющей профессиональной деятельности педагога.

Данные проблемы позволили нам определиться с целью исследования: выявление педагогических условий развития социальной компетентности подростков в современном образовательном процессе, факторов влияющих на его качество.

Материалы и методы исследования

Методологическую основу данного исследования составили такие подходы, как личностно-ориентированный (А.Г. Асмолов, В.В. Сериков, В.И. Слободчиков, И.С. Якиманская, Е.А. Ямбург), системно-деятельностный (А.А. Бодалев, В.И. Жуков, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Л.И. Божович, А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, В.Д. Шадриков); теории общения (В.П. Зинченко, Г.М. Андреева, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский), коллектива (А.С. Макаренко, А.Т. Куракин, С.Т. Шацкий), развивающего обучения (Л.С. Выготский, М.Н. Скаткин, Л.В. Занков, М.А. Данилов, Б.П. Есипов, В.В. Давыдов, С.В. Иванов, Д.Б. Эльконин), проблемного обучения (Д.Н. Богоявленский, В.И. Макарова, А.М. Матюшкин, М.И. Махмутов, Т.В. Кудрявцев, В. Оконь). В исследовании использовались сравнительно-исторический метод, метод системного анализа.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ научной психолого-педагогической литературы показал широкую вариативность и многоаспектность подходов к оценочным суждениям исследователей в отношении понятий «компетентность», «социальная компетентность». А.В. Хуторской рассматривает компетентность как качественную характеристику личности, обусловленную опытом в социально и личностно значимой продуктивной деятельности [5]. Ю.Г. Татур расширяет данное понятие, анализируя компетентность с позиций приобретаемого интегрального свойства личности, обеспечивающего успешность деятельности в условиях нестабильности и динамичности тех изменений, которые сегодня наблюдаются в обществе во всех сферах жизнедеятельности человека, от технологической до общественной. При этом Ю.Г. Татур особо отмечает, что компетентный человек успешен даже при отсутствии «в своей знаниевой базе готовых алгоритмов», он эффективно действует за счет проявления творческого, созидательного мышления, способности к реализации своего потенциала [6, с. 8–9]. Значимость данных возможностей не подвергается сомнению, но именно у подростков они играют знаковую роль и приобретают особую актуальность, так как закладывают «фундаментальный капитал» тех способностей, умений, того социального опыта, который во многом определяет успешность личности на протяжении всей жизни.

Социальную компетентность напрямую связывают так же и с новообразованиями, возникающими в процессе развития личности и характерными для каждого возраста. Область пересечения специфических особенностей современного общества и характеристик подростков в этом обществе позволяет выделить базовые составляющие в структуре социальной компетентности личности данной возрастной группы. В качестве центрального интегративного личностного образования определяют готовность и способность подростков к самореализации через постановку социально значимых целей, взаимодействию в социально значимой деятельности по решению значимых для общества проблем (Н.В. Калинина).

Безусловно, формирование и развитие личности подростка, становление и обогащение его качественных характеристик находится в непосредственной зависимости от тех видов деятельности, в которые он включен (С.Л. Рубинштейн, В.П. Зинченко, В.Д. Шадриков, А.И. Батищев). Из чего возникает закономерный вопрос: «Какие именно виды деятельности создадут то действенное поле, на котором подросток будет стремиться преодолевать сложившуюся ситуацию и себя в ней, обогащая свой опыт эффективного взаимодействия с собой и миром?»

Решение этого вопроса находится в области пересечения педагогики, психологии, социологии. С одной стороны, российский менталитет в своем основании имеет многовековые эсхатологические традиции, доминирование духовности над прагматизмом, потребность в осмыслении жизни (Н.В. Калинина, И.В. Калинин), приоритет общинности и соборности, высокой нравственности (К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, М.И. Воловикова). С другой, сегодня активно насаждаются новые нормы, ценности, способы взаимодействия, позиционируемые как «панацея» от всех бед, некое волшебное средство, обеспечивающее не только выживание, но и успешность в обществе «расставленных локтей» (В. Берг). В этом контексте нельзя не отметить и тот факт, что искусственно привитые, не свойственные обществу модели приводят не просто к трансформации социальной компетентности, они провоцируют нарушение душевного здоровья как следствие кризиса при адаптации личности к стремительному изменению социальных устоев (Ю. Мель).

Приоритетная задача педагога заключается в том, чтобы подобрать эффективные средства мотивации трудно мотивируемого сегодня подростка к образовательной деятельности, обеспечивающей его успешность не только сегодня, но и завтра, послезавтра, подготавливающей ко всему тому, что называют «взрослая жизнь», научить действовать рационально в условиях новых технологий, которые еще не изобретены. Сформировать качества, востребованные современным обществом, и при этом передать подростку всю красоту, уникальность, богатство и масштабность национальной культуры, заложить то, что будет побуждать на протяжении всей жизни сохранять и пополнять полученное культурное наследие, восполняя и собирая его по крупицам с тем, чтобы передать далее, следующим поколениям.

В этом аспекте знаменитые базовые принципы «учиться жить, учиться познавать, учиться делать и учиться сосуществовать», раскрывая все свои таланты, звучат достаточно реалистично, если рассматривать их через призму реалий современного общества, требующего от человека умений быстро и эффективно (рационально) решать проблемы в разных сферах своей жизнедеятельности, в том числе образовательной.

Г. Штомпф определяет три способа «решения проблем в человеческой практике» [7, с. 69]. К первому способу отнесен метод анализа, ко второму – принятие решений, к третьему – проектирование.

Проект как метод обучения вбирает в себя все три способа, научая современного школьника рациональному действованию в процессе всей логически построенной проектной цепочки, от анализа проблемы до ее разрешения. И в то же время формирует иррациональную сферу, возвышенно-духовную, перенаправляя вектор деятельности при решении проблем от себя к благополучателю, включая весь спектр своих ресурсов (интеллектуальных, практических, эмоциональных, временных и т.д.) в решение проблем ближнего, бескорыстную помощь ему. Авторство и соучастие подростка в социально значимом проекте позволяет чувствовать себя автором и сотворцом свой жизни, социальной реальности (В.Н. Ярская, О.Н. Ежов, В.В. Печенкин, Л.С. Яковлев) и создает условия для самореализации в достижении высоких жизненных целей, пополняет широкий арсенал интегративных знаний, умений, способов деятельности, качественных характеристик личности, обобщенных понятием «социальная компетентность».

Считается, что проектное мышление лежит в основе любой успешной деятельности, более того «каждый постоянно мыслит проектно» [7, с. 71]. Сложность заключается в том, что качество «проектных мыслей» у разных людей существенно отличается. Требуется длительная многолетняя практика, прежде чем человек от «дилетанта» дорастет до «мастера проектного мышления».

Можно сказать, что вся жизнь человека – это «серия» фрактально построенных, взаимосвязанных и взаимодополняемых друг друга проектов, где качество одного проекта влияет на «отметку» другого. Получив «неудовлетворительно» за один проект, сама жизнь потребует от автора «работы над ошибками» и приложения больших усилий в подготовке к реализации другого.

В данном контексте в системе российского образования наблюдается своеобразный замкнутый порочный круг трудно разрешимых проблем. С одной стороны, навыки проектирования, как составляющей социальной компетентности подростков, должны приобретаться и осваиваться в образовательном процессе, в специально создаваемых педагогом для этого условиях. При этом педагог, как «носитель» проектного знания, выступает знаковой, ключевой фигурой, ориентируя подростка в сложном многообразии целей, способов и результатов проектирования, показывая своим примером вектор, направление деятельности, выступая в качестве образца для подражания, движущей силы, «ведущей за собой». Такие высокие требования предполагают и высокий уровень владения проектными методиками самим педагогом, его готовность к систематическому самообразованию, повышению уровня мастерства, трансляции своего опыта обучающимся, включении их в совместную проектную деятельность.

С другой стороны, отечественная система педагогического образования заметно отстает от запросов общества и готовит учителей «вообще, а не для решения определенного набора задач» [8, с. 266]. Немаловажную лепту в общую стагнацию вносит и тот факт, что средний возраст российских педагогов по результатам международного исследования TALIS в 2017 г. составляет 52 года, а доля учителей в возрасте от 50 до 59 лет составляет почти 30 % [9]. Профессиональный и жизненный опыт, традиционно рассматриваемый как положительный фактор в педагогической деятельности, в условиях динамично меняющегося общества становится фактором риска. Учитель предпенсионного и пенсионного возраста, чье профессиональное становление проходило в эпоху доминирования репродуктивного обучения, сегодня зачастую сталкивается с ситуацией, в которой отработанные годами приемы педагогической деятельности становятся малоэффективными. Меняется содержание образования, средства педагогической деятельности, появляются новые методики и стандарты, требующие от учителя умений не только учить, но и учиться самому, гибко реагируя на запросы общества к качеству образования. В образовательные организации пришел ученик нового поколения («некст»), владеющий современными цифровыми технологиями и опережающий по уровню подготовленности в этом направлении своего учителя.

Анализируя современное отечественное образование, В.И. Слободчиков говорит о необходимости формирования его нового образа. Образование должно выступать «мощным ресурсом… исторического развития» общества [10]. Данная ситуация выводит личность учителя, его педагогическое мастерство, готовность к решению поставленных задач на приоритетные позиции (передовой план), актуализируя проблемы поиска новых механизмов постдипломного сопровождения подготовки педагогических кадров.

Богатые традиции отечественной педагогики в осуществлении методической и профессиональной помощи, в первую очередь молодым учителям, нашли отражение в наставничестве, которое на современном этапе развития педагогического сообщества, трансформировалось в тьюторское движение. В задачу тьютора входит помощь в создании индивидуальной образовательной траектории обучающегося, сопровождение его в саморазвитии (Е.А. Александрова). Тьюторство, как социальный институт, успешно действующий в зарубежной педагогике, существует достаточно длительное время (Т.М. Ковалева) и рассматривается с позиций взаимодействия «педагог – обучающийся», где в качестве последнего выступают главным образом учащиеся и студенты.

Анализ практического состояния российской системы образования показывает, что сегодня в качестве обучающихся все чаще выступают учителя, нуждающиеся в помощи более опытных коллег педагогов-тьюторов. В отличие от педагога-наставника, передающего свой личный опыт, как более успешного и подготовленного специалиста, имеющего высокий уровень профессионального мастерства и наставляющего менее опытного коллегу, педагог-тьютор осуществляет сопровождение своего коллеги-тьюторанта в его индивидуальном профессиональном становлении и развитии. И если в первом случае помощь наставника требуется, как правило, молодому специалисту, то во втором случае в качестве тьюторанта готов выступать как специалист, только получивший образование, так и имеющий большой педагогический стаж работы, но не справляющийся с возникающими профессиональными проблемами, испытывающий трудности в адаптации к новым, постоянно меняющимся требованиям.

Педагоги-тьюторы в содружестве с педагогами-тьюторантами объединяются в профессиональные сообщества, организовывая профессиональные сети, очерченные, как правило, территориальными границами и профессиональными интересами. Следует отметить, что позиции «педагог-тьютор» и «педагог-тьюторант» не монолитны. Педагог опытный в одном профессиональном направлении может выступать в нем как тьютор, в другом же получать помощь как тьюторант. Совместная взаимосвязанная деятельность тьютора и тьюторанта позволяет педагогическому мастерству и одного, и другого специалиста расти и развиваться, преумножая опыт друг друга в значимых вопросах современного образования в целом и в становлении социальной компетентности подростков в частности.

Выводы

Итак, в обществе, где существуют риски «наслоения» некомпетентности подрастающего поколения на некомпетентность общества, особенно остро стоит проблема создания педагогических условий для становления социальной компетентности обучающихся, наиболее уязвимой в этой ситуации возрастной группы – подростковой. Понятия «компетентность», «социальная компетентность» рассматриваются с позиций качественных характеристик, обеспечивающих успешность жизнедеятельности во всех сферах жизни человека, соответствия пола и возраста, культурных традиций, норм и ценностей. Интеграция проблем современного общества и возрастных новообразований, потребностей обучающихся подросткового возраста позволяет определить в качестве центрального личностного образования социальную компетентность подростков. Их готовность и способность к самореализации через постановку социально значимых целей, взаимодействию в социально значимой проектной деятельности по решению значимых для общества проблем. Владение методом проектов как приоритетным в современной системе образования требует от педагога высокого уровня педагогического мастерства, умений не только организовать проектную деятельность подростков, увлечь их за собой, но и свою профессиональную жизнь «построить» как проект, демонстрируя на своем примере возможности достижения поставленных социально значимых целей. Профессия «учитель», традиционно считающаяся одной из самых трудных, отягощена сложностями информационного этапа развития общества. Недостаточная готовность к непрерывному образованию и самообразованию, мобильным изменениям в нестабильном обществе в силу разных объективных и субъективных причин, побуждают систему образования к пересмотру постдипломного сопровождения современного педагога. Наставничество, традиционно поддерживающее молодых специалистов, вышло на новые рубежи и, перестроившись, сегодня оказывает тьюторское сопровождение в самообразовании и саморазвитии любому педагогу, независимо от стажа и опыта работы. Данный подход позволяет повысить качество педагогических условий для развития обучающихся подросткового возраста в целом и их социальной компетентности в частности.


Библиографическая ссылка

Ермоленкова Г.В., Преображенская Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПОДРОСТКОВ: СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ, РИСКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-2. – С. 345-349;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37883 (дата обращения: 21.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074