Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Белецкая Е.А. 1 Бовкунова Ю.В. 1 Ефремова Н.В. 1
1 ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры»
В статье представлен анализ социокультурной ситуации в рамках самореализации личности подростка в условиях клубных формирований. Спецификой деятельности клубных формирований является предоставление возможности естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Представлен спектр теоретических подходов к рассматриваемой проблематики, а также – раскрыт региональный компонент, направленный на формирование творческой личности в условиях МБУК «Культурно-досуговый центр Масловопристанского сельского поселения» Шебекинского района Белгородской области. Авторы выделяют, что главной чертой клубных формирований является получение подростками всестороннего развития в процессе творческой деятельности, что влияет на формирование различных свойств личности: социальных, психологических и др. Дана характеристика структуры клубных формирований, приведены комплексные примеры. Определен социокультурный потенциал клубных формирований в становлении и развитии подрастающего поколения. Раскрыты условия формирования творческой активности подростков, лидерских, организаторских качеств личности. Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи: изучить сущность и специфику деятельности клубных формирований; выявить факторы, влияющие на самореализацию подростков в современных клубных формированиях; проанализировать условия развития деятельности клубных формирований на базе МБУК «Культурно-досуговый центр Масловопристанского сельского поселения». Методы, применяемые в ходе исследования: теоретические – библиографический, синтез, обобщение, сравнение, структурно-функциональный анализ; эмпирический – беседа, наблюдение (непосредственное, опосредованное). В статье представлено взаимодействие муниципального бюджетного учреждения культуры «Культурно-досуговый центр» с социокультурной инфраструктурой Масловопристанского сельского поселения.
самореализация
клубные формирования
свободное время
социально-культурная деятельность
индивидуальный подход
коллектив
социокультурные потребности
1. Василькова М.И. Деятельность клубного объединения в развитии творческих способностей детей подросткового возраста // Вестник КемГУ. 2017. № 38. С. 152–159.
2. Полукаров В.В. Подростковый клуб: самодеятельность, творчество, самоопределение. М., 2011. 79 с.
3. Грушецкая И.Н. Социально-педагогическая характеристика досуговой деятельности учащихся [Электронный ресурс]. URL: http://www.supеrinf.ru (дата обращения: 14.11.2019).
4. Куприянов Б.В. Восемнадцать форм воспитательной работы с детским коллективом класса // Классный журнал. 2009. № 6. С. 104–123.
5. Ильин А. Особенности подросткового возраста (статья) [Электронный ресурс]. URL: http://zdd.1sеptеmbеr.ru/2003/22/2.htm: (дата обращения: 23.11.2019).
6. Фролова Г.И. Организация и методика клубной работы с детьми и подростками: учеб. пособие для студентов ин-тов культуры. М.: Просвещение, 1986. 157 с.
7. Мирошниченко Е.В., Гененко О.Н., Ряднова С.А., Миронова М.В. Учреждения культурно-досугового типа как сфера актуализации ценностей традиционной народной культуры среди молодежи // European Social Science Journal. 2018. № 10. С. 274–283.

Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением и одной из составляющих данной работы являются клубные формирования. Теоретической основой статьи послужили труды по философско-социологическим, культурологическим, психолого-педагогическим исследованиям свободного времени и культуры досуга М.А. Ариарского, М.М. Бахтина, И.В. Бестужева-Лады и другие [1].

В разное время ученые, теоретики и практики клубной работы многоаспектно изучали данный блок. Среди них можно отметить имена таких российских ученых, как В.В. Туев, А.В. Сасыхов, Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, М.А. Ариарский, А.С. Запесоцкий, Л.Л. Новикова, В.Э. Хазанова, Н.Ф. Максютин, В.В. Полукаров и другие [1].

Для создания клубного формирования «…необходима реальная потребность некоторого числа подростков в соответствующей деятельности по интересу. На возникновение разнообразных интересов и распространение тех или других любительских занятий влияет школа и детские внешкольные учреждения, передачи радио и телевидение, мода на какие-либо формы досуга. В таких случаях клубному формированию необходимо выявить уже существующие потребности и бытующие формы неорганизованного досуга» [2].

Таким образом, одна из приоритетных задач современного общества – это формирование разносторонней личности на основе базовой культуры и активной гражданской позиции через творческую самореализацию в рамках деятельности клубных формирований.

Цель исследования: выявление социально-культурных условий, направленных на формирование личности подростка и способствующих ее развитию, а также самореализации в современных условиях.

Материалы и методы исследования

Методы исследования: теоретический – библиографический метод; эмпирический – наблюдение, сравнение, беседа.

В работе клубного формирования нужно не только руководствоваться интересами, вкусами и модой, уже получившими распространение, но активно и предметно направлять и организовывать интересы, потребности подрастающего поколения.

Правомерными и необходимыми представляются следующие пути: выявление имеющихся досуговых потребностей и их направленное формирование. Первый важен потому, что позволяет внести организацию в неконтролируемые, спонтанные процессы досуга; второй – потому что превращает клубное формирование в активную созидательную «силу» [3].

Для того чтобы подросток откликнулся на предложение вступить в какое-либо клубное формирование, его позиция должна отвечать следующим требованиям: подросток должен обладать такой потребностью или таким глубоким и устойчивым интересом, чтобы систематически уделять ему часть свободного времени, предпочитая его некоторым другим. Подросток, не заинтересованный в контактах с другими людьми по своему интересу, не вступит в какое-либо формирование. Интересы могут удовлетворяться в индивидуальном порядке или в крайне узком кругу. Например, любитель музицирует в одиночестве и не заинтересован ни в публике, ни в коллегах по этому увлечению. Можно очень любить литературу, но, будучи замкнутым человеком, не хотеть общения с другими людьми на почве своего интереса [4].

Подросток должен допускать возможность организации этой деятельности или потому, что ощущает потребность в учебе и руководстве, или потому, что готов подчиниться некоторому регламенту, ради преимуществ, которые дают занятия в клубном формировании. Например, ему необходима поддержка коллектива в разработке рационализаторской идеи; формирование предоставляет возможность пользования дорогой музыкальной аппаратурой; человек убедился в бесперспективности индивидуальных попыток создания любительских кинофильмов и т.п. Из-за этих или других причин подросток хочет участвовать в работе в роли ведущего или ведомого, выполнять некоторые требования, подчиняться определенному порядку. Если такой готовности к организации нет, соответствующие потребности и интересы могут реализоваться в неорганизованной приятельской компании [5].

Следует отметить, что возможности клубного формирования существенно расширяются в результате включения в систему его работы групповых, коллективных форм. Их педагогические возможности обусловлены, прежде всего, длительностью участия людей в клубных объединениях, следовательно, и воздействие на них может быть организовано как систематический, последовательный и более активный педагогический процесс.

Всестороннее гармоничное развитие предполагает формирование разнообразных биологических, психических и социальных свойств личности, которые развиваются в процессе деятельности.

Делая комплексный анализ социокультурных возможностей клубных формирований, необходимо отметить, что деятельность каждого клубного формирования имеет познавательный аспект. Так, в театральном коллективе участник знакомится с драматургическими произведениями, расширяет и углубляет свои знания об эпохе, к которой принадлежит это творение, постигает психологию людей. Так как театр – синтетический вид искусства, то участник знакомится также с музыкой, пластическими искусствами и т.д.

Деятельность любого клубного формирования происходит в форме общения с руководителем, лекторами, с приглашаемыми в формирование интересными людьми и между самими участниками, то есть по своему существу она является деятельностью коммуникативной. Дополняя и обогащая сферу общения личности, деятельность в объединении опять-таки непосредственно содействует ее всестороннему развитию [6].

Во многих объединениях основной деятельностью оказывается учебная, связанная с приобретением участниками определенных практических навыков и умений (работа фотокружков, различных курсов, классов игры на музыкальных инструментах).

Эти характеристики не претендуют на полноту, но делают возможным вывод, что в каждом клубном формировании есть по-разному представленный комплекс видов деятельности, а потому участие в объединении обязательно всесторонне развивает подростка.

Однако деятельность в клубном объединении не сама по себе приводит к формированию творческой личности подростка. Способность к самостоятельности, реализации индивидуальности может и подавляться руководителем. Это зависит от сознательного направления работы на решение задачи развития творческих способностей и от умения руководителя организовать деятельность как творческий процесс, представляющий возможность для индивидуальной самореализации.

Коллектив и его создание не самоцель для руководителя, а средство превращения индивидуальной активности в активность общественно значимую, средство воспитания общественно ценных качеств участников: их готовности к взаимопомощи, способности ориентировать индивидуальную деятельность на общие и общественно важные задачи.

Процесс самореализации, его изучение и разработка социально-культурных условий подростка в современном клубном формировании вызывают сегодня большой интерес ученых и практиков [7].

Результаты исследования и их обсуждение

В качестве примера остановимся на МБУК «Культурно-досуговый центр Масловопристанского сельского поселения» Шебекинского района Белгородской области. Масловопристанский Центр культурного развития связывает многолетнее сотрудничество с различными структурами и организациями сельского поселения.

В 2019 г. в Масловопристанском Центре культурного развития функционируют клубные формирования различной жанровой направленности в количестве – 36 (2018 г. – 35), число участников в них – 433 человека (2017 г. – 508 чел.) Число формирований для детей до 14 лет – 22, число участников – 279 человек, для молодежи – 10 формирований, число участников 98.

Из общего числа формирований число формирований самодеятельного народного творчества – 18 (2018 г. – 17), число участников в них – 153 человека (2017 г. – 182 чел.).

В 2019 г. творческие коллективы Масловопристанского Центра культурного развития приняли участие в 32 конкурсах и фестивалях.

Центр досуга проводит работу с разными категориями и группами населения, основываясь на календаре государственных праздников и знаменательных дат принятом в России. В годовой план работы включены также праздники местного значения.

Основными задачами являются:

– проведение мероприятий, направленных на осуществление культурного досуга, удовлетворение запросов различных социальных и возрастных групп населения;

– внедрение и развитие новых форм культурно-досуговой деятельности;

– изучение общественных потребностей в сфере культуры;

– сохранение и поддержка самодеятельного художественного творчества.

Работа с подростками в Масловопристанском ЦКР ведется совместно с Масловопристанской общеобразовательной школой, детским садом № 2, детским садом № 3, детским садом «Акварель», детской школой искусств, физкультурно-оздоровительным комплексом «Пристань спорта», библиотекой, настоятелем храма Архангела Михаила отцом Сергием.

Досуг и отдых подростков на базе Масловопристанского Центра культурного развития включают следующие виды деятельности: развлекательные программы, спортивные мероприятия, танцевальные вечера, беседы, акции, конкурсные программы.

Специалисты Масловопристанского Центра культурного развития активно привлекают подростков в подготовку и проведение концертных и праздничных программ, совместными работами стали такие мероприятия, как Народное гуляние «Широкая масленица», конкурсно-развлекательная программа «Осенний бал-маскарад», народное гуляние, посвященное Дню поселка Маслова Пристань и другие.

beleck1.wmf

Рис. 1. Количество клубных формирований на базе Масловопристанского Центра культурного развития

beleck2.tif

Рис. 2. Основные направления работы Масловопристанского Центра культурного развития

beleck3.wmf

Рис. 3. Количество мероприятий, в которых приняли участие участники клубных формирований (2017–2019 гг.)

В 2019 г. наиболее яркими мероприятиями для подростков поселка и участников клубных формирований стали такие, как караоке-вечеринка «С песней по жизни». В рамках тематического вечера присутствующим были предложены песенные конкурсы «Паутина», «Эмоции», «Немое караоке» и другие.

Проводимые тематические мероприятия специалистами Масловопристанского Центра культурного развития готовятся с учетом исторических событий. Познавательная программа «У истоков Красной армии» тому подтверждение. Ребята узнали о том, как создавалась Красная Армия, об основных и значимых событиях с участием воинов Красной Армии, о героическом прошлом, а также освещены события современности с участием солдат и офицеров советской и российской армии, были приведены примеры мужества и героизма отдельных служителей Отечества.

Активно проводится профориентационная работа среди подростков села и участников клубных формирований. В рамках Всероссийской акции «Неделя без турникетов» была организована и проведена познавательно-развлекательная программа «Праздник как образ жизни». Участникам программы было рассказано о трудной, но в то же время и романтичной, интересной и увлекательной профессии – культработник. В рамках мероприятия был проведен мастер-класс, где подростки попробовали свои силы в качестве сценаристов, постановщиков, режиссеров, гримеров и актеров.

Безопасность поведения в период каникул актуальна, и специалисты Масловопристанского Центра культурного развития проводят профилактические беседы с участниками клубных формирований, например «Правила поведения на открытых водоёмах». В рамках мероприятия рассказывается о правилах безопасного поведения на воде и об оказании первой медицинской помощи пострадавшим. Присутствующие на мероприятии ребята познакомились не только с теоретической частью необходимой информации, но и учились полученные знания применять на практике.

Выводы

Таким образом, проведя социокультурный анализ деятельности клубных формирований на базе Масловопристанского Центра культурного развития, необходимо отметить, что деятельность ведется многоаспектно, с творческим подходом, с учетом психологических, физиологических особенностей подросткового возраста и тем самым вовлекая подростков в творческую среду, специалисты Масловопристанского Центра культурного развития ставят своеобразную «преграду» распространению негативных составляющих, которые характерны для современного общества. Вовлекая подростков в различные социально-культурные мероприятия в качестве участников, организаторов, совместно с различными социокультурными институтами, специалисты Масловопристанского Центра культурного развития способствуют духовному обогащению подростков, их нравственному росту, а также самореализации в современных социокультурных условиях.

Особенностью клубного объединения является значимость собственной культуры поведения подростка в клубном сообществе, в рамках которого осуществляется творческая деятельность подростков, исходя из личного интереса и потребностей. Совместная деятельность в клубном объединении способствует развитию личности подростка: освоению культурных ценностей, приобретению полезных навыков в области культуры и другое.


Библиографическая ссылка

Белецкая Е.А., Бовкунова Ю.В., Ефремова Н.В. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛУБНЫХ ФОРМИРОВАНИЙ КАК ФАКТОР САМОРЕАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 12-1. – С. 139-143;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37848 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674