В связи с переводом экономики страны на инновационный путь развития стратегические задачи модернизации системы профессионального образования и развития кадрового потенциала включают в себя в качестве приоритетной задачу формирования у выпускников отечественных университетов компетенций инновационной деятельности: это способность и готовность к непрерывному образованию, систематическое самосовершенствование, профессиональная мобильность, способность к критическому мышлению и пр. [1].
Система высшего профессионального образования инновационную педагогическую деятельность рассматривает как деятельность, направленную на поиск, изучение, распространение, разработку и внедрение педагогических и организационных инноваций, передачу результатов фундаментальных и прикладных научно-исследовательских разработок в образовательный процесс и создание инновационной образовательной среды, которая обеспечивает инновационную активность обучающихся [2].
В системе профессионального образования в рамках деятельностно-компетентностного подхода приобретает новое значение опыт деятельности, выступающий в качестве готовности личности к определенным действиям на основе приобретённых знаний, умений и навыков. Опыт деятельности приобретает статус дидактической единицы. В этом случае при деятельностно-компетентностном подходе традиционная триада «знания – умения – навыки» пополняется новой дидактической единицей «опыт деятельности» [3].
В современных условиях специалист должен обладать не только знаниями, сколько способностью их применения в профессиональной деятельности. В рамках данного подхода знания выступают основой компетентности. Компетентностный подход акцентирует внимание на результате образования, рассматриваемом не в качестве суммы накопленных знаний, а в способности субъекта осуществлять деятельность при всём разнообразии жизненных ситуаций. При компетентностном подходе осуществляется возможность приведения в гармонию содержания, технологии профессионального образования и запросов общества на современного высококвалифицированного, компетентного специалиста. Следовательно, при рыночной экономике главный критерий качества профессионального образования – компетентность.
Президент России В.В. Путин отметил, что «начиная со школьного и дополнительного образования, мы создаём условия, чтобы дети во всех регионах страны могли реализовывать технические и научные проекты, с детства приучались к командной, творческой работе. Эти навыки необходимы современному специалисту практически в любой сфере [4].
При рассмотрении теоретических основ и способов формирования компетенций обучающихся высшей школы авторы научных трудов указывают, что формирование компетенций выступает необходимым результатом накопления нематериального вида капитала обучающихся и ответом образовательной системы на запросы общества, рынка труда [5, 6].
Проектно-ориентированная деятельность в образовательном процессе обуславливает формирование основных компетенций будущего профессионала. Предмет проектной деятельности заключается не только в проведении исследования, осмыслении итогов, применения и внедрения в практику, но и в том, что обучающиеся приобретают профессионально важные знания, у них формируются профессионально важные качества личности, критическое мышление, развиваются творческие способности, социальная компетентность [7].
В трактовке современных учёных метод проектов рассматривается как педагогическая технология, целью которой является выработка умения применять имеющиеся знания на практике и приобретать новые. Метод проектов уникален, что отражается в возможности использования не только как метода обучения, но и как средства применения на практике полученных знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности [8].
Теоретические исследования и практические разработки недавнего времени рассматривают вопросы управления инновационными процессами и проектами в образовании (А.Г. Горшев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатина и другие), проектной деятельности студентов (Е.Г. Горшкова, Т.И. Закирова, М.Ю. Беликова), реализация которых обусловлена, по мнению учёных, ответом системы образования на запросы общества, современного рынка труда.
В работах зарубежных учёных содержится определение проекта как учебного метода, при котором осуществляется совместная деятельность группы студентов с целью максимизации собственных знаний и знаний коллег. В ряде других работ содержится предположение, что обучающиеся занимаются анализом и решением проблем в социально-интерактивной среде [9, 10].
И.В. Корякина рассматривает проектную деятельность обучающихся как средство формирования профессиональной компетенции, выделяя в качестве основных пять видов деятельности, являющихся составляющими самой проектной деятельности, при которой реализуется частично-поисковый метод обучения, состоящий из анализа проблемы, постановки цели, выбора средств, при помощи которых достигается поставленная цель, поиска и обработки информации то исследуемой теме, оценку полученных результатов и рефлексию [11].
По замечаниям учёных нашего времени (И.А. Зимняя, В.В. Рубцов, И.А. Сасова, В.Ф. Сидоренко и др.), проектирование рассматривается как средство, обуславливающее формирование проектного способа взаимодействия с окружением, способного снять противоречия, как результат взаимодействия технологического этапа развития современного общества и образования.
В трудах И.А. Зимней находим рассмотрение проектной деятельности как основы гармоничной взаимосвязи человека с окружающим миром, выступающей как форма, при которой реализуется искусство, планирование, прогнозирование, созидание, исполнение и оформление [12].
В трудах Е.С. Полат находим формулировку содержательного понимания метода проектов, под которым учёный понимает определённым образом организованную поисковую, исследовательскую, творческую, познавательную индивидуальную или групповую деятельность обучающихся, предусматривающую, что результат достигается при определённой организации процесса обучения с применением методов, приёмов, приводящих к развитию познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельного конструирования собственных знаний и ориентации в информационном окружении, анализа, выдвижения гипотезы [13].
Как утверждает Е.С. Полат, результатом реализации проектной деятельности в образовательной системе может являться успешная адаптация молодого поколения к социально-экономическим условиям современного общества, формирование мотивации к приобретению знаний и стремление к самообразованию.
Анализируя представленные в научных трудах определения «проектная деятельность», находим, что его основой выступают понятия «учебный проект» и «учебное проектирование». Учебное проектирование в большинстве случаев рассматривается как процесс деятельности над учебным проектом, результатом которого является конкретный продукт [14].
Придерживаясь позиции Н.А. Бреднёвой, мы склонны рассматривать учебный проект в качестве самостоятельной деятельности, направленной на реализацию продукта, предполагающей творческую самореализацию личности обучаемых, развитие профессиональных компетенций, которыми должен обладать современный специалист [15, 16].
Особую значимость проектной деятельности в образовательном процессе придаёт тот факт, что при приобретении навыков проектной деятельности повышается качество формирования как общих, так и профессиональных компетенций будущего специалиста.
На различных уровнях жизни и деятельности общества появление проектирования было результатом активного стремления вторгнуться в окружающий мир, основываясь на исследовательских знаниях о нём [17].
Формирование проектной деятельности как разновидности профессионально-педагогической деятельности происходило достаточно многолетний промежуток времени [18]. Возникновение метода проектов относится к началу ХХ в., где он становится весьма популярным. В 1910 г. профессором Коллингсом, организатором длительного эксперимента в штате Миссури в сельской школе, была предложена классификация учебных проектов, в которую входили: проекты игр, экскурсионные проекты, повествовательные проекты и конструктивные проекты [19].
Начиная с 1905 г. в отечественном образовании метод проектов привлекает к себе внимание, начинается его активное обсуждение. К сторонникам данного метода следует отнести педагогов П.П. Блонского, П.Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого и др. В качестве безусловного преимущества метода проектов учёными считалась необходимость самостоятельно добывать информацию и интегрировать знания с целью решения конкретной социальной проблемы.
Целью проектной деятельности является создание условий:
– для самостоятельного приобретения обучающимися знаний из различных источников;
– решения познавательных и практических задач, опираясь на приобретённые знания;
– приобретения коммуникативных навыков при работе в группе;
– развития исследовательских умений: выявление проблемы, сбор информации, проведение эксперимента, анализ, построение гипотезы, обобщение и пр. – и системного мышления.
Основываясь на научных исследованиях по вопросам проектной деятельности, мы приходим к выводу, что проектирование как вид деятельности обладает следующими характеристиками:
– при проектировании студенты создают новый продукт, недостаток информации способствует поиску альтернативных методов действий, системному анализу конструктов и процесса, деятельности в коллективе;
– основу проектирования составляет процесс мыслительной деятельности, заключающийся в осмыслении результата;
– интересы обучающихся первостепенны, проектирование носит не только учебный, но и жизненный смысл;
– обучающийся как субъект проектирования не только познаёт, осваивает окружающий мир, но и выступает как миростроитель своего мира: понимание, видение места и пути;
– проектная деятельность как средство развития и саморазвития не только проектировочных, но и личностных способностей – основа обучения, воспитания, творческого сотрудничества обучающихся и преподавателей;
– проектирование, имеющее личностный смысл, способствует укреплению мотивации обучающихся к образовательному процессу;
– процесс от проектирования до реализации проекта как форма непрерывного образования опирается на принцип саморазвития: решая одни задачи и проблемы, обучающийся ставит перед собой новые задачи и проблемы, стимулирующие возникновение новых форм проектирования;
– диалог как способ реализации жизненного процесса.
В процессе реализации проектной деятельности у обучающихся развивается ряд способностей:
– коммуникативных (при обсуждении творческих заданий, коммуникаций с преподавателем и студентами, дискуссиях, защитах проектов и пр.);
– личностных (умения адекватно и быстро реагировать на вопросы, находить конструктивные решения возникающих проблемных ситуаций; воображение, импровизация, познавательная активность);
– социальных (способность к работе в коллективе, самодисциплина, толерантность);
– литературно-лингвистических (изложение замысла проекта, импровизация при защите проекта);
– технологических (наглядно-образное, абстрактно-логическое мышление, речевые навыки, память) (Д.В. Симоненко, М.В. Ретивых) [20].
Содержательную характеристику проектной деятельности, представленной в федеральных образовательных стандартах высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), составляют такие виды деятельности, как разработка стратегических концепций и бизнес-проектов, заданий для их создания, управление ходом процесса проектирования, оценка качества и результативности проекта. Следовательно, формирование проектной компетентности будущего специалиста в качестве результата профессионального образования обусловлено его способностью осуществлять проектную деятельность.
Учебный творческий проект рассматривается нами как результат исследования студента, осуществленного собственными силами от идеи до реализации, выражающийся в интеллектуальной либо материальной форме, который имеет объективную и субъективную новизну. При данном виде деятельности обучающиеся имеют возможность поиска ответов на интересующие их вопросы, важные для них применительно к будущей профессиональной деятельности. Выбор приоритетного направления из тематического поля исследования, предложенного преподавателем, всегда остаётся за студентом.
Дидактическая составляющая технологии проектного обучения включает в себя формирование способностей, которые позволят максимально эффективно осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с реальной обстановкой, адаптироваться к изменчивым условиям и ситуациям профессиональной деятельности, профессиональную коммуникацию. Это основывается на идее, что проектная деятельность выступает культурной формой деятельности с возможностью формирования способности к осуществлению ответственного выбора. Рассматривая дидактическую составляющую проектной деятельности, можно отметить, что при деятельности в проекте обучающийся имеет возможность занять активную позицию, что будет способствовать обеспечению способов командных форм работы при решении задач проекта.
По мнению В.Г. Веселовой, Н.В. Матяш, при проектировании изменяются значимые качества субъекта: самосознание, направленность, формирование регулятивных компонентов самосознания – саморегуляция, самоанализ, самоконтроль деятельности, ответственность, прогнозирование [21].
При рассмотрении основных составляющих понятия «проектная деятельность» в литературе по педагогике и психологии автор А.В. Сазанова указывает, что при проектировании происходит развитие исследовательских и творческих данных студента: способности к самоопределению и целеполаганию, способности ориентироваться в информационном пространстве [22].
Интеграция в учебно-воспитательный процесс в высшем учебном заведении метода проектов, проектной деятельности реализует идею развития креативных способностей студентов, выработки креативного стиля мышления, обусловленных фундаментальной профессиональной подготовкой завтрашнего профессионала, способствует формированию профессиональных компетенций, обеспечивающих конкурентоспособность [23].
Выводы
Таким образом, формирование навыков проектной деятельности в полной мере возможно непосредственно в условиях учебного процесса. Это обусловлено тем, что профессиональная деятельность на производстве базируется на приобретённых навыках осуществления проектной деятельности, оценки её результатов, коммуникации с профессиональным окружением, рефлексии. При последовательном освоении всех компонентов проектной деятельности обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, необходимые для подготовки и реализации проекта в будущей профессиональной деятельности; создаются условия, при которых происходит формирование и совершенствование информационно-методических, социально-коммуникативных, операционно-технологических и теоретических компетенций [24]. Указанные факторы будут способствовать разрешению одного из основных противоречий современной системы образования – между репродуктивностью образовательной деятельности и продуктивностью профессиональной деятельности [25].
Библиографическая ссылка
Челнокова Е.А., Фролова Н.В., Челноков А.С., Уткина Е.О. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ПРИОБРЕТЕНИЯ ОПЫТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТАМИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 11-1. – С. 225-229;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37796 (дата обращения: 21.11.2024).