Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ

Скворцова Т.П. 1 Георгиевская Е.В. 1
1 ФГБНУ «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования»
Проблема педагогической диагностики развития художественной одаренности детей, занимающихся в дополнительном художественном образовании, актуальна на современном этапе развития дополнительного образования. Художественная одаренность определяется в данном исследовании как широкий спектр предпосылок к художественному творчеству. Первым сенситивным периодом для ее проявления являются дошкольный и младший школьный возраст, поэтому на данном этапе важно определить проблемные зоны развития одаренности ребенка и построить его индивидуальную траекторию развития с учетом его способностей и потребностей, а также с учетом компьютеризации и технологической поддержки дополнительного художественного образования, которое получают дети в данный период жизни. Выделены компоненты художественной одаренности детей и структурные составляющие профессиональной компетентности педагогов, осуществляющих обучение детей художественным видам творчества с помощью средств информационных и коммуникационных технологий. Компоненты художественной одаренности детей: мотивационный, креативный, когнитивный, аффективный, операционный. Структурные составляющие профессиональной компетентности педагогов: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная сферы, сфера саморегуляции и ИКТ-компетентности в художественном образовании. Представлены эмпирические данные, подтверждающие связь между развитием детской художественной одаренности и характеристиками профессиональной компетентности педагога.
развитие художественной одаренности детей средствами информационных технологий
педагогическая диагностика
1. Боякова Е.В. Взаимодействие среды и эстетического развития дошкольников в современных исследованиях // Преемственные подходы в профессиональной подготовке педагогов к непрерывному социально-личностному развитию детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях реализации ФГОС: сб. тр. участников III Всерос. (с междунар. участием) науч.-метод. конф., 3 апр. 2015 г., 0,5. г. Владимир / редкол.: Белякова Н.В. (предс.) [и др.]. Владимир, 2015. С. 25–36.
2. Шумакова Н.Б. Специфика и проблемы развития одаренных детей в младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. 2018. Т. 10. № 1. C. 1–7. DOI: 10.17759/psyedu.2018100101.
3. Алексеева Л.Л. Предметы искусства в школе и оценка качества образования // Сетевой электронный журнал «Педагогика искусства». 2017. № 2. С. 15–20. [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/alekseeva_15-20.pdf (дата обращения: 29.08.2019).
4. Красильников И.М. Концепция электронного музыкального творчества как вида учебно-художественной деятельности // Сетевой электронный журнал Педагогика искусства. 2015. № 2. [Электронный ресурс] URL: http://www.art-education.ru/electronic-journal/koncepciya-elektronnogo-muzykalnogo-tvorchestva-kak-vida-uchebno-hudozhestvennoy (дата обращения: 20.08.2019).
5. Мелик-Пашаев А.А. Биографические факторы развития художественной одаренности // Сетевой электронный журнал Педагогика искусства. 2018. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/melik-pashaev_8-15_.pdf (дата обращения: 30.08.2019).
6. Одаренные дети: сборник методик по выявлению способностей и одаренности детей / ГОУ ДОД Дом детского творчества «На реке Сестре»; Составители Л.Ф. Васильченко, Я.П. Атласова. 2-е изд. СПб.: ДДТ «На реке Сестре», 2014. 39 с.
7. Бабаева Ю.Д., Брушлинский А.В., Дружинин В.Н., Ильясов И.И., Калиш И.В., Лейтес Н.С., Матюшкин А.М., Мелик-Пашаев А.А., Панов В.И., Ушаков Д.В., Холодная М.А., Шумакова Н.Б., Юркевич В.С. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд., расш. и перераб. М.: ООО «Издательство МАГИСТР», 2003. 94 с..
8. Савенков А.И. Психология детской одаренности: учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2019. 334 с.
9. Гетманенко А.О. Модель детской музыкальной одаренности // Сибирский психологический журнал. 2016. № 59. С. 34–44.
10. Лосева С.Н. Возрастные и структурные особенности музыкальной одаренности учащихся и её развитие в процессе вокально-хоровой деятельности: автореф. дис. ... канд. псих. наук: 19.00.07. Иркутск, 2011. 20 с.
11. Педагогика индивидуальности: Учебное пособие для магистрантов направления «Психолого-педагогическое образование» / Под науч. Ред. Т.Б. Гребенюк. Авт.-сост. Т.Б. Гребенюк, С.А. Любишина. М.: Изд-во РАЕ, 2014. 103 с.
12. Santi E.A., Gorghiu G. The teacher’s role on building the high-school student’s self-esteem // MEPDEV 2nd: 2016 Central & Eastern European LUMEN International Conference Multidimensional Education & Professional Development. Ethical Values // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS. [Electronic resource]. URL: https://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/MEPDEV2016FA082.pdf (date of access: 30.08.2019).
13. Sumbleen Ali, Abdul Khaleque, Ronald P. Rohner Influence of Perceived Teacher Acceptance and Parental Acceptance on Youth’s Psychological Adjustment and School Conduct: A Cross-Cultural Meta-Analysis/ First Published October 8, 2014. DOI: 10.1177/1069397114552769.
14. Ларионова Л.И., Сафронова М.А. Имплицитные представления об интеллектуально одаренной личности // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2018 Т. 7 № 1А. С. 76–82. [Электронный ресурс]. URL: https://docviewer.yandex.ru/view/1130000027817058 (дата обращения: 30.08.2019).
15. Скворцова Т.П. К вопросу разработки педагогической диагностики художественной одаренности обучающихся // Педагогика искусства. 2019. № 2. С. 133–140.

Внедрение технологий в образовательное пространство детей влияет на интеллектуальное, социальное, эмоциональное развитие и в целом на развитие их личности [1, с. 25–36; 2]. Развитие одаренности как качественное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности [3], также изменяется в современной образовательной среде, неотъемлемой частью которой уже стали информационные технологии и виртуалистика [4]. Мы опираемся на определение художественной одаренности А.А. Мелик-Пашаева, понимая под этим феноменом широкий спектр предпосылок к художественному творчеству, его приблизительные возрастные границы которого простираются от 5–6 до 8–9 лет, так называемые сенситивные периоды художественного развития [5]. В педагогической практике художественного образования важное место отводится развитию операциональных навыков (техника рисования, качество и мастерство владения инструментом), в то время как остальные сферы художественной одаренности не находятся в поле зрения педагогов и, таким образом, неочевидны для наблюдения и поддержки в художественном развитии ребенка, а программы дополнительного художественного образования все больше ориентируются на общеразвивающий эффект от занятий, чем планомерное формирование исполнителя или развитие предпрофессиональных навыков в искусстве. Так возникает проблема педагогической диагностики художественной одаренности [6], поиск способов и методов оценки художественного творчества ребенка, осваивающего программу с использованием компьютерных технологий. Для поиска критериев наблюдения за развитием художественной одаренности мы обратились к исследованиям структуры данного феномена.

В исследованиях проблемы детской одаренности определяются разные компоненты ее структуры. В психолого-педагогической литературе выделены следующие компоненты одаренности, доступные для педагогического наблюдения: мотивационный, креативный, когнитивный, аффективный, операционный [7–10]. Критерии проявления в художественной деятельности по данным компонентам могут быть достаточно легко наблюдаемы педагогом и определяются нами как особенности проявления того или иного качества в художественной деятельности, осуществляемой с помощью компьютерных технологий (например, ребенок пользуется музыкальными редакторами для преобразования своего напева; ребенок обращает внимание на эстетическую составляющую тех или иных цифровых художественных произведений и т.п.). Структурные составляющие профессиональной компетентности педагогов определены на основании исследований отечественных ученых [11]: интеллектуальная, мотивационная, эмоциональная, волевая, предметно-практическая, экзистенциальная сферы, сфера саморегуляции и ИКТ-компетентности в художественном образовании.

Отечественные и зарубежные исследователи определяют существование влияния личности педагога на формирование и развитие воспитанников [12–14], в связи с этим мы выдвинули гипотезу о наличии связи между аспектами профессиональной деятельности педагога дополнительного художественного образования, использующего в своей педагогической деятельности средства ИКТ, и развитием художественной одаренности его воспитанников. Обладая высокой мотивацией к творческому саморазвитию и развитию воспитанников, креативностью, педагогической рефлексией, умением использовать возможности компьютерных технологий для формирования предметных и личностных результатов воспитанников в художественном образовании, педагог дополнительного художественного образования может выступать экспертом в оценке тех или иных проявлений художественной одаренности ребенка и осуществлять педагогическую диагностику.

Цель исследования: разработка системы педагогической диагностики развития художественной одаренности детей, занимающихся творчеством, на основе применения средств ИКТ, возникла из проблемы педагогической диагностики художественной одаренности в современной информационной среде. Педагогическая диагностика, на наш взгляд, является более доступным методом оценки проявлений и достижений ребенка в той или иной художественной деятельности. Педагог в этом случае выступает главным экспертом, непосредственно влияющим на художественное развитие ребенка и выстраивающим его дальнейшую траекторию развития.

Материалы и методы исследования

Педагогическая диагностика художественной одаренности детей осуществлялась путем наблюдения и оценки педагогом тех или иных проявлений каждого компонента художественной одаренности ребенка (мотивационный, креативный, когнитивный, аффективный, операционный), имеющего доступ к средствам ИКТ с целью художественного образования [15].

Самооценка профессиональной компетентности педагога (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, предметно-практической, экзистенциальной сфер, сферы саморегуляции и ИКТ-компетентности в художественном образовании) проводилась параллельно с наблюдением за детьми.

Исследование проводилось на базе детской школы искусств Тверского региона и культурных центров и центров детского творчества Москвы. Предметами художественного образования были изобразительное искусство и музыка. Период обучения детей: от 4 месяцев до 3 лет. Диагностику проводили педагоги, долгое время преподающие дисциплину и применяющие в практике своей работы различные мультимедиасредства и компьютерные технологии, такие как презентации, программы для работы с изображением (Microsoft Paint, Adobe PhotoShop), электронные музыкальные инструменты, программы для записи и монтажа видео. В исследовании участвовали 25 детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, 4 педагога дополнительного художественного образования (музыка, изобразительное искусство). После обработки «сырых» баллов нами был проведен перевод баллов в стены методом линейной стандартизации, а результаты были разделены на три уровня: высокий, средний, низкий. Относительно уровней нами был произведен качественный и количественный (критерий Спирмена) анализ данных.

Результаты исследования и их обсуждение

Субъективная оценка педагогом творческих проявлений в разных компонентах художественной деятельности воспитанников выполняла помимо диагностической еще и обучающую функцию. Педагоги стали обращать внимание на все компоненты развития художественной одаренности и уже для собственной индивидуальной работы с детьми отмечать средства информационных и коммуникационных технологий, которые могут помогать в процессе развития того или иного компонента каждого воспитанника. Так, например, педагог, преподающий детям музыку (опыт работы более 20 лет), в процессе наблюдения за обучающимся (возраст 7 лет, ходит в кружок 6 месяцев) констатировал для себя следующее: ребенок для своего возраста достаточно хорошо владеет приемами сьемки на камеру планшета выступления коллектива детей, обучающихся вместе с ним, быстро обучается новому и сохраняет к этой деятельности устойчивый интерес, однако интерес к игре на инструменте непостоянен, кроме того, мальчик не проявляет в достаточной мере эмпатию по отношению к коллективу, импульсивен на занятиях. Педагог сделал вывод о необходимости оказания помощи воспитаннику в преодолении его импульсивности и развитии сотрудничества через те виды деятельности, которые вызывают у ребенка больший интерес – аудио и видеосьемка, элементарный монтаж, индивидуальная исполнительская деятельность. В процессе самооценки педагог констатировал, что некоторые сферы его профессиональной деятельности ему бы хотелось еще развить и усовершенствовать в соответствии с быстроменяющейся информационной средой, которая, по его мнению, уже естественна для современного поколения детей. Например, для педагога важно усовершенствовать волевую сферу в плане педагогической целеустремленности, терпения и владения собой в педагогической деятельности, так как его воспитанники не всегда обладают достаточной произвольностью и развитыми волевыми качествами, чтобы продолжать обучение в моменты, когда сталкиваются с трудностями (заучивание нот, концертные выступления, планомерная монотонная работа по подготовке своей партии к выступлению и т.п.).

Результаты педагогического наблюдения представлены в табл. 1.

Из табл. 1 видно, что у всех обследуемых детей преобладает средний уровень проявления разных компонентов художественной одаренности. Отсутствие высокого уровня развития таких компонентов художественной одаренности, как «мотивационный», «когнитивный», «аффективный», «операционный» объясняется нами как естественная норма развития детей обследуемой группы. В силу своих возрастных и психологических особенностей дети не проявляли такие качества, как произвольность, рефлексию, высокий уровень владения информационными и коммуникационными технологиями, хотя предпосылки к этому есть. Несмотря на начальный этап изучения дисциплины и невозможность владения инновационными технологиями на профессиональном уровне, дети показывают достаточно высокие баллы по такому компоненту, как «креативность», что говорит о сенситивности данного возраста к развитию одаренности и проявлениям творчества (это же подтверждается данными отечественных исследователей Д.Б. Богоявленской, А.А. Мелик-Пашаева и др.). При этом дети младшего школьного возраста закономерно проявляют более высокие показатели по развитию всех компонентов художественной одаренности, чем дети старшего дошкольного возраста. Эти данные, на наш взгляд, являются возрастной нормой. У младших школьников естественно более широкий спектр возможностей и навыков, а дошкольники только осваивают их. Это не отменяет широко распространенных взглядов на то, что ребенок именно в дошкольном возрасте должен познакомиться со многими видами художественной деятельности, а наоборот, подтверждает данную позицию многих родителей и педагогов о том, что для всестороннего развития детей необходимо предоставить ему максимально возможный ассортимент художественных видов деятельности.

Таблица 1

Диагностические данные о развитии компонентов художественной одаренности детей средствами информационных и коммуникационных технологий

Компонент развития художественной одаренности

Уровень проявления компонента художественной одаренности

Высокий

Средний

Низкий

Мотивационный

0 %

100 %

0 %

Креативный

24 %

72 %

4 %

Когнитивный

0 %

100 %

0 %

Аффективный

0 %

96 %

4 %

Операционный

0 %

92 %

8 %

Представляют интерес данные, полученные в процессе диагностики педагогов обследуемой группы детей. Соотнесем результаты оценки детей с результатами самооценки их педагогов. Результаты самооценки педагогов представлены в табл. 2.

Таблица 2

Диагностические данные о развитии сфер компетентности педагога дополнительного художественного образования, работающего со средствами информационных и коммуникационных технологий

Сфера компетентности

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Интеллектуальная

75 %

25 %

0 %

Мотивационная

100 %

0 %

0 %

Эмоциональная

75 %

0 %

25 %

Волевая

50 %

50 %

0 %

Предметно-практическая

50 %

50 %

0 %

Экзистенциальная

75 %

25 %

0 %

Саморегуляции

25 %

75 %

0 %

ИКТ-компетентности

50 %

50 %

0 %

 

Из табл. 2 видно, что все педагоги нашей выборки достаточно высоко оценивают свои профессиональные качества и мотивированы на развитие одаренности своих воспитанников. В сфере ИКТ-компетентности педагоги оценивают себя на высоком и среднем уровне владения информационными и коммуникационными технологиями в преподавании изобразительного искусства и музыки. 25 % педагогов нашей выборки достаточно критично отнеслись к самооценке в эмоциональной сфере и оценили ее развитие как низкое, что побудило их к саморазвитию в данной области.

Мы провели количественный анализ данных о развитии мотивационного компонента детей и мотивационной сферы компетентности их педагогов и выявили наличие статистической связи. Коэффициент корреляции Спирмена (ρ) равен 0,942, что позволяет нам предположить наличие прямой связи между мотивацией педагога к развитию одаренности обучающегося и мотивацией самого ребенка к творческому развитию. Теснота (сила) связи по шкале Чеддока – высокая. Критическое значение критерия Спирмена при данном числе степеней свободы составляет 0,398, ρнабл > ρкрит, зависимость признаков статистически значима (p < 0,05).

Выводы

Педагогическое наблюдение за развитием художественной одаренности в дополнительном образовании позволяет избежать сложного процесса согласования диагностических процедур с родителями воспитанников. Педагоги могут оценивать свой вклад в развитие и обучение ребенка не только по формальным показателям, например владение инструментом или оттачивание техники рисования, но и по другим проявлениям развития художественной одаренности: поддержка мотивации ребенка, развитие его креативности, умения донести до окружающих авторскую идею, раскрыть и реализовать ее. Педагог, осуществляя анализ поведенческих проявлений развития художественной одаренности воспитанника, может оперативно корректировать программу обучения, подобрать другие методы и приемы взаимодействия, выстроить задания в соответствии с определенным уровнем развития той или иной составляющей художественной одаренности ребенка.

Педагог, осуществляя экспертную оценку умениям и достижениям своих воспитанников, опираясь на критерии проявления художественной одаренности как на определенный показатель развития того или иного качества, может самостоятельно составлять психолого-педагогические рекомендации. Проектировать индивидуальную траекторию развития каждого конкретного ребенка в художественной деятельности с использованием средств информационных и коммуникационных технологий станет гораздо легче и эффективнее. Возможным станет индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение творческого развития личности ребенка с учетом его интересов, потребностей и способностей в разных видах художественного творчества как отдельно, так и в интеграции друг с другом (создание мультимедиаопер, фильмов, мультфильмов, проектная деятельность по звукорежиссуре и т.п.). Таким образом, понимая структуру художественной одаренности и критерии ее развития, педагоги дополнительного художественного образования могут действовать сообща с учителями школы, которую посещает ребенок, с родителями и другими участниками образовательного процесса. Более точно можно будет выстроить индивидуальную траекторию развития личности каждого ребенка, опираясь на современные достижения науки и техники, внедряя в практику образовательного процесса современные информационные технологии.

Исследование выполнено в рамках проекта «Развитие художественной одаренности детей и юношества средствами информационных и коммуникационных технологий». Номер для публикаций: 27.8719.2017/8.


Библиографическая ссылка

Скворцова Т.П., Георгиевская Е.В. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-2. – С. 366-370;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37753 (дата обращения: 18.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674