Воспитательный, личностно-развивающий потенциал музыкального искусства всесторонне исследован многими поколениями ученых и практиков в области философии, искусствознания, психологии, педагогики. Поэтому сегодня является очевидным, что, «благодаря неограниченным интегративным каналам и средствам воздействия (музыкально-звуковым, смыслоречевым, художественно-образным, абстрактным чувственно-эмоциональным), музыка способна формировать, корректировать и стимулировать развитие познавательной, творческой, эмоционально-волевой, социально-коммуникативной сфер личности» [1, с. 47].
В последние столетия, кроме общепедагогических, художественно-эстетических, духовно-нравственных результатов воздействия вокального искусства на личность, в психолого-педагогической науке и практике получили широкое распространение концепции общей музыкотерапии, а также начала формироваться теория и методика специального коррекционного воздействия музыкального искусства на отдельные функции человеческого организма, в частности высшей нервной деятельности – мышления, памяти, речи. Первые исторические сведения о терапевтическом и коррекционном потенциале музыки и, в частности, вокала содержатся в трудах античных мыслителей – Аристотеля, Гиппократа, Пифагора и др. С тех пор оздоровительная роль музыки в целом и пения в особенности является объектом научных размышлений и ядром авторских концепций, систем и методик. «Ввиду многоаспектности условий, определяющих успех обучения, вокальная педагогика является предметом искусства и науки. Исследованием голосовой функции занимаются физиология, акустика, психология, биофизика, физика и другие научные направления» [2, с. 164], что обеспечивает вокально-педагогическую методику и практику потенциально-результативными знаниями. Так, например, с развитием в XIX в. психологии как самостоятельной состоятельной области научно-практического знания получили возможность теоретико-методического формирования такие коррекционные направления, как арт-терапия, музыкотерапия, развивавшиеся на стыке психологии, педагогики и художественной деятельности. Очевидно, «значение музыки, а также музыкального образования для общества трудно переоценить, их роль должна непрерывно возрастать, если человек хочет выжить в современном мире, сохраняя при этом духовное и физическое здоровье» [3, с. 37].
В то же время, несмотря на общие тенденции к интеграции наук, искусств и практических видов творчества, логопедия и дефектология, имеющие самое непосредственное отношение к певческому искусству, развивались исключительно в интегративном русле медицинских наук, в частности физиологии, психологии и психиатрии. Результаты исследований в данных научных областях крайне актуальны для современной педагогики, так как «с каждым годом в нашей стране растет число людей, страдающих дефектами речи различных видов: афония, тахилалия, брадилалия, дислалия, ринолалия, дизартрия, алалия, афазия, заикание. Согласно статистике последних лет, одной из самых распространенных патологий является заикание» [4, с. 28].
Совершенно очевидна родственность проблем и взаимодополняемость инструментария логопедии, дефектологии, музыкотерапии, вокалотерапии, психологии, коррекционной педагогики, однако на операционально-технологическом и организационно-практическом уровнях не наблюдается масштабных результатов решения психоэмоциональных и физиологических проблем обучающихся на подобной интегративной основе. Так, например, многие авторы методик по устранению заикания, такие как И.А. Сикорский, Л.З. Арутюнян, Ю.Б. Некрасова, Г.Д. Неткачев, Э. Фрешельс, Т. Гепфнер, Н.М. Асатиани, В.М. Шкловский, включали в курс лечения артикуляционную гимнастику, дыхательную гимнастику, психологическую работу с личностью, и лишь некоторые из них – вокальные упражнения, но не в той мере, в которой они могли бы принести высокие результаты выздоровления заикающихся.
О результатах слияния потенциала педагогических, психологических и медицинских исследований сегодня практически нет возможности получить информацию. По сути, сегодня не существует научно обоснованной, проработанной на технологическом уровне, апробированной методики по работе с заикающимися детьми в классе эстрадного вокала, базирующейся на общих закономерностях музыкотерапии, а также учитывающей возможности вокалотерапии, в особенности активного характера, с учетом деятельностных и художественных потребностей и интересов детей.
Всё вышесказанное подтверждает очевидную необходимость объединения, обобщения опыта поколений ученых и практиков в области решения проблемы заикания, коррекции негативных психоэмоциональных состояний и формирования новых комплексных решений на расширенной междисциплинарной основе антропологических наук, искусства и практических видов художественного творчества, которые, как, например, эстрадный вокал, наиболее востребованы в детско-подростковой среде.
Цель исследования: обосновать научно-теоретические и методико-дидактические возможности коррекции заикания у детей посредством эстрадного вокала.
Материалы и методы исследования
Исследуя коррекционные возможности музыки, следует обратить внимание на ставший традиционным довольно узкий стилежанровый спектр, ограничивающий использование музыкальных произведений. Практически неисчерпаем комплекс психологических, физиологических, эмоциональных проблем, на нейтрализацию или профилактику которых направляются сегодня средства музыкального искусства. Кроме общего воздействия музыки, специалистов психолого-педагогических и медицинских специальностей сегодня интересуют коррекционные и лечебные возможности отдельных видов, жанров, стилей музыкального искусства. В данном контексте было многогранно исследовано положительное воздействие классической музыки на духовно-нравственное и интеллектуальное становление личности, а также влияние фольклора на формирование чувств толерантности и развитие художественно-творческих способностей детей и подростков, что обосновано в многочисленных научно-практических исследованиях и апробировано в практической деятельности педагогов образовательных и социально-культурных учреждений различных типов. Однако воспитательный, развивающий, а также корректирующий потенциал современной музыки, к которой тяготеет большинство представителей детско-подростковой среды, к настоящему времени не исследован в достаточной мере.
В сфере музыкальной педагогики имеется лишь ограниченное количество исследований, раскрывающих различные аспекты организации обучения эстрадному вокалу (А.Б. Арутюнова, А.С. Зайцева, О.С. Изюрова, Н.И. Козлов, В.А. Матук, Е.Л. Рыбакова, П.В. Свиридов, Н.С. Ющенко). В то же время «в современной музыкальной культуре, характеризующейся богатством стилей, жанров, направлений, сформировался отдельный пласт – детское эстрадное искусство. Детские эстрадные коллективы и отдельные исполнители прямо и косвенно определяют массовые интересы и художественные вкусы современных детей и подростков, формируют мотивацию поступления в учреждения дополнительного образования на эстрадные вокальные сольные и ансамблевые отделения» [5, с. 144].
В процессе занятий эстрадным вокалом, при условии реализации специально разработанных педагогических стратегий у обучающихся неизменно происходит формирование достойных художественных вкусов, развитие музыкальных и творческих способностей, профессионализация интересов, коррекция психоэмоциональных и коммуникативно-поведенческих свойств и проявлений. Высокая интерактивность искусства эстрадного вокала обусловливает максимальную эмоциональную, деятельностную и коммуникативную реализацию личности детей и подростков, так как «в детском возрасте, когда ребенок воспринимает художественное произведение (не только музыкальное, но и литературное и т.д.) особенно эмоционально и непосредственно, художественная коммуникация устанавливается успешно. Наличие творческой окрашенности подобной коммуникации достигается благодаря тому, что дети воспринимают музыкальный образ в процессе своего собственного исполнения – в пении, в инсценировке произведения, при этом активно вживаясь в музыкальный образ и становясь его активным создателем, что и придает всему процессу коммуникации ярко выраженный творческий характер» [6, с. 11].
Результаты исследования и их обсуждение
Эволюционно-историческое родство разговорной речи и пения положило начало нашим системным исследованиям интегративного психолого-педагогического и медицинского характера и содержания. Его ключевым вектором, априори потенциальным, однако до сих пор не имеющим систематизированных результатов в виде методических и дидактических комплексов, явилось исследование коррекционных возможностей эстрадного вокала в решении речевых проблем детей и подростков, в частности распространенной проблемы заикания.
Проведенный нами анализ накопленного к настоящему периоду мультидисциплинарного теоретического, методического и практического опыта «коррекционной работы с заикающимися детьми с учетом признанного психотерапевтического потенциала музыкального искусства в целом и очевидного, эмпирически доказанного логопедического эффекта вокала позволил предположить, что существует вероятность качественного и быстрого устранения дефектов речи ребенка посредством интересного большинству детей эстрадного вокала, одновременно, в едином образовательном процессе, свойственном для данного музыкально-сценического жанра, воспитывая в нем уверенность в себе, коммуникативность, гармоничное ощущение себя в обществе» [5, с. 145].
Полученные на теоретическом проектно-аналитическом и эмпирическом уровнях результаты подтвердили необходимость внесения соответствующих структурно-организационных изменений в деятельность вокальных студий и кружков, массово функционирующих сегодня в системе дополнительного музыкального образования детей. Однако следует отметить, что простая «смена наименований структурных компонентов системы образования не приводит к положительным изменениям в содержании и, соответственно, в результатах подготовки… Очевидно, требуются качественные преобразования на методологическом, дидактическом, методическом и технологическом уровнях функционирования системы» [7, с. 12].
В результате исследования было получено подтверждение необходимости комплексного рассмотрения корректирующих психоэмоциональных, коммуникативных и речевых возможностей вокальной музыки, в частности эстрадного вокала, и выработки такого же комплексного решения на методико-дидактическом и практическом уровнях. Мы пришли к выводу, что все методы и приемы, использованные ранее учеными и практиками в различных психолого-педагогических и медицинских областях для устранения заикания, можно в различной мере применять в вокально-педагогической работе, основываясь на музыкальном материале эстрадного вокала.
В процессе многолетней сравнительно-аналитической, проектной, методической, организационно-технологической, практической педагогической и экспериментально-исследовательской деятельности нами были получены научно и практически значимые результаты, способные повысить качество педагогической работы в детских студиях эстрадного вокала, обеспечить в процессе обучения детей и подростков современному вокальному искусству комплексную психолого-эмоциональную поддержку, коммуникативно-логопедическую коррекцию.
В процессе исследования было установлено, что наиболее эффективной в классе эстрадного вокала является коррекционная работа с заикающимися детьми, структура и содержание которой построены в результате обобщения и интеграции разработанных и зарекомендовавших себя в качестве эффективных направлений, подходов, методов, форм педагогического, психологического, медицинского сопровождения, обеспечивающих комплексное воздействие на заикающихся в психических, эмоциональных, психологических и физических аспектах. Эмпирически подтверждено, что заикание можно существенно корректировать на уроках эстрадного вокала при условии реализации авторской программы и соответствующего ей цикла занятий, содержание которых построено в соответствии и на основе специально разработанной комплексной интегративной методики, наполнено адаптированными либо специально разработанными играми, упражнениями, заданиями, художественным вокальным материалом.
Таким образом, нами была научно обоснована целесообразность обобщения и интеграции разработанных и зарекомендовавших себя в качестве эффективных направлений, подходов, методов, форм педагогического, психологического, медицинского сопровождения коррекционной работы с заикающимися детьми, обеспечивающих комплексное воздействие на заикающихся в психических, эмоциональных, психологических и физических аспектах. Именно на данной теоретико-методологической базе была разработана авторская комплексная интегративная методика организации коррекционной работы с заикающимися детьми в классе эстрадного вокала в учреждении дополнительного образования, основанная на результатах анализа и синтеза основных положений общей, возрастной и музыкальной психологии; общей, вокальной и коррекционной педагогики; арт-, музыкальной и вокалотерапии, физиологии, дефектологии и логопедии. Её реализация, как показала экспериментальная педагогическая практика в Ачинской детской музыкальной школе № 2, обеспечивает целостное, многоаспектное воздействие на психоэмоциональные и физиологические проблемы обучающихся и их решение на новом качественном уровне; нейтрализацию основных психологических, педагогических и физиологических проблемных факторов в коррекционной работе с заикающимися детьми за счет интегративного воздействия на проблему и следствие заикания.
Естественно, «в сфере искусства не может быть однозначного, раз и навсегда установленного рецепта, поскольку очень многое определяется личностными качествами педагога и ученика» [8, с. 169], возрастными особенностями и специфическими учебно-воспитательными, психоэмоциональными, межличностными коммуникативными и социальными потребностями каждого заикающегося. Действительно, результативность работы с заикающимися детьми в процессе реализации авторской программы, цикла занятий и методики во многом зависит от антропогенных факторов: активной контактности детей; регулярности посещения ими аудиторных занятий; полного выполнения домашних заданий; постоянного участия в домашней работе родителей, а также от квалификационного мастерства учителя, так как «у каждого педагога, долго и успешно работающего в данной области, существует свой метод обучения, который модифицируется применительно к каждому ученику, исходя из его особенностей» [8, с. 169]. Однако при столкновении с проблемой заикания максимально эффективным инструментарием для любого педагога, независимо от его практического опыта, может стать разработанная авторская методика, программа и конспекты цикла занятий с сопровождающими методическими и дидактическими материалами, которые представляют собой подробные инструкции-рекомендации для преподавателей вокала по работе с заикающимися детьми, готовы к внедрению в системе дополнительного образования, а также в сети общеобразовательных школ в рамках дополнительного образования.
Библиографическая ссылка
Гузовская А.С., Черватюк П.А. КОРРЕКЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА В РЕШЕНИИ РЕЧЕВЫХ И ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-2. – С. 341-344;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37748 (дата обращения: 03.12.2024).