Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мохоров Д.А. 1 Мохорова А.Ю. 1 Демидов В.П. 1
1 ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого»
В статье рассматривается актуальная проблема российского общества, связанная с процессом распространения правовых знаний среди студентов высших учебных заведений. Обосновываются наиболее эффективные подходы к формированию позитивных правовых установок у обучающихся, определяются цели реализации основных правовых положений, являющихся основой поэтапного формирования развитого гражданского общества, анализируются ценностные предпочтения правового характера, реализуемые в процессе воспитательного воздействия со стороны профессорско-преподавательского состава на правосознание студентов. Обозначаются основные ориентиры, служащие основанием для формирования уважительного отношения к правовой системе государства со стороны представителей молодого поколения. Эффективность процесса правового обучения во многом определяется степенью профессиональной подготовленности педагогов, преподающих учебные дисциплины правового цикла. Уровень правовой культуры каждого молодого человека напрямую зависит от комплекса передовых образовательных технологий, применяемых в ходе реализации требований, предусмотренных государственными стандартами для программ высшего образования. Важную роль в деятельности профессорско-преподавательского состава при обучении студентов основам правовых знаний играют индивидуальные подходы, применяемые педагогами для качественного усвоения основных правовых концептов. Кроме того, существенную роль играют факторы непосредственного влияния педагогов на выработку в сознании обучающихся в указанных технических вузах ценностно-ориентированных взглядов на правовую систему российского государства как отражение концептуальных подходов воздействия общества на формирование нравственных устоев представителей молодого поколения, наиболее соответствующих целям и задачам построения современного гражданского общества в нашей стране. Решение данной задачи в процессе преподавания правовых дисциплин осуществляется на базе передовых информационных технологий, что существенно повышает качество учебного процесса.
правовая система
профессиональное образование
обучение и воспитание
правовое сознание
правовая культура
гражданское общество
ценностные предпочтения
1. Попова Н.В. Ключевые темы актуальной образовательной политики и практики // Высшее образование в России. 2017. № 10. С. 26–38.
2. Тресков А.П. Правовое государство и гражданское общество: проблемы взаимодействия и функционирования // Известия ВУЗов. Северокавказский регион. Общественные науки. 2014. № 4. С. 83–86.
3. Жигулин А.А. Правовая культура студентов как единый комплекс правовых ценностей // Территория науки. 2013. № 6. С. 188–196.
4. Жигулин А.А. Правовая культура студентов как социальный феномен // Психология, социология и педагогика. 2012. № 3. С. 7–10.
5. Матевосова Е.К. Доктрина правового нигилизма // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 6 (43). С. 1037-1043.
6. Орлова О.В. Роль государства и права в гражданском обществе // Труды Института государства и права РАН. 2016. № 1. С. 48–61.
7. Харников М.В. Организационно-педагогические условия, способствующие эффективному правовому просвещению подростка в образовательной организации // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2019. № 179. С. 54–59. DOI: 10.20310/1810-0201-2019-24-179-81-89.
8. Харников М.В. Формирование правовой культуры подростков: сущность и факторы влияния // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2018. № 177. С. 70–80. DOI: 10.20310/1810-0201-2018-23-177-70-80.
9. Хащенко Т.Г., Хащенко А.В., Шпак М.М. Формирование личностной готовности студентов вуза к правомерной профессиональной деятельности: психолого-педагогические условия и технология: монография. Ульяновск: Ульяновская ГСХА, 2012. 160 с.
10. Baranova T., Khalyapina L., Kobicheva A., Tokareva E. Evaluation of students’ engagement in integrated learning model in a blended environment Education Sciences Volume 9, Issue 2, June 2019, Номер статьи 138. [Electronic resource]. URL: https://www.mdpi.com/2227-7102/9/2/138 (date of access: 12.09.2019). DOI: 10.3390/educsci9020138.
11. Сокольская Л.В. Генетический код правовой культуры социума // Закон русский. 2017. № 7. С. 51–62. DOI: 10.17803/1729-5920.2017.128.7.063-074.

В современном российском обществе основным концептом развития в правовом пространстве является создание правового демократического государства и высокоразвитого гражданского общества, что закреплено в Конституции нашей страны. Эта цель недостижима, если уровень правовой культуры молодого поколения будет недостаточно высок для осознания наиболее важных аспектов правовой действительности [1]. Исходя из общепринятых научных представлений, понятие гражданского общества связано с определенным этапом развития социальных общностей людей, в рамках которого населению со стороны органов власти гарантируется безусловное осуществление прав и свобод личности, создание условий для усиления процессов самодеятельности индивидуумов в общественной жизни, обеспечение необходимых условий для реального проявления активности граждан в политической сфере, и, кроме того, повышение участия отдельных лиц в процессах политического характера. Гражданское общество не может возникнуть произвольно. Для его построения необходимой характерной чертой развития государства и права является формирование основ правовой государственности.

Цель исследования: изучение подходов к правовому воспитанию молодежи, определение круга важнейших факторов, влияющих на достижение высокого уровня правовой культуры студентов и выявление основных аспектов педагогического характера, объективно воздействующих на достижение адекватных представлений в среде обучающихся о правовой системе Российской Федерации с целью формирования устойчивого гражданского общества.

Материалы и методы исследования

При проведении исследования использовались общенаучные методы – анализ основных положений правовой системы, синтез правовых концептов, сравнение отдельных правовых явлений для выделения сходных и различных черт и их признаков. Применялся системный метод, предполагающий изучение правовых явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности и опирающийся на научную классификацию правовых элементов, на наиболее характерные признаки частей правовой системы Российской Федерации; формально-юридические подходы, предполагающие выработку определенных выраженных оценок при наступлении тех или иных процессов и явлений, как индивидуального, так и массового характера, позволяющих студентам действовать в практической ситуации в рамках правового поля.

Следует отметить, что, по мнению ведущих исследователей указанной сферы общественной жизнедеятельности, гражданское общество и правовое государство диалектически взаимосвязаны [2]. Диалектика связей двух этих важнейших политико-правовых институтов обусловлена тем, что только многогранное и полиаспектное взаимодействие между указанными явлениями правовой и политической реальности создает реальные возможности развития конкретного исторически обусловленного типа общества во всей многоаспектности. Становление гражданского общества во многом зависит от уровня правовой культуры всего населения конкретного государства. Развитие правовых представлений о механизмах воздействия на социальные процессы со стороны органов власти, которые формируются в рамках разновозрастной структуры общества, опирается на высокий уровень правового воспитания. Кроме того, образование гражданского общества лежит в русле интересов значительного по численности большинства населения той или иной страны, что позволяет путем применения разнообразных методов педагогическо-правового воздействия создать необходимые предпосылки для реального воплощения идей демократического социально развитого современного государства.

Результаты исследования и их обсуждение

В рамках решения задачи создания основ современного гражданского общества в Российской Федерации, важное значение имеют процессы правового воспитания населения. Данный вопрос является в некотором отношении ключевым, так как молодое поколение впоследствии будет занимать важнейшие социально-политические позиции в нашем государстве и от уровня их правосознания во многом зависит разрешение задачи формирования развитого гражданского общества. Педагогическое воздействие на правовое сознание граждан осуществляется в форме правового воспитания. Правовое воспитание – это целенаправленная деятельность государства, общественных организаций, отдельных лиц по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения другому; систематическое воздействие на сознание и поведение человека в целях формирования определённых позитивных представлений, взглядов, ценностных ориентаций, установок, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.

В современной России успешно реализуются разнообразные формы правового воспитания, которые призваны создать объективные предпосылки для понимания членами общества приоритетных правовых установок, которые отражают сущностные подходы государства к регулированию наиболее важных общественных отношений в условиях перехода нашей страны к рыночной экономике. Применение той или иной формы педагогического воздействия в рамках процесса правового воспитания зависит от конкретных обстоятельств социального, политического, культурного, национального характера, складывающихся на территории Российской Федерации в настоящий период времени.

Рассматривая проблематику воспитательного процесса, можно выделить такое направление, как формирование индивидуального правосознания и правовой культуры на начальном этапе жизни каждого человека [3]. В этот период закладываются основы правовых взглядов членов российского общества и устанавливаются сущностные элементы, определяющие уровень правовой культуры молодых людей. Влияние на сознание ценностно-ориентированных правовых установок молодого поколения обусловлено тем, насколько конгруэнтно связана социальная активность родителей с теми правовыми постулатами, которые проецируются государством на модели желательного поведения членов общества.

Важным этапом в формировании правовой культуры подрастающего поколения является то время, в рамках которого представители молодежных слоев общества находятся в цикле получения школьного образования [4]. В общеобразовательных учебных заведениях в рамках разрешения данной задачи преподается ряд предметов правовой направленности, которые закладывают базовые знания школьников о правовой системе современного российского государства. Последовательность правового воспитания молодежи в Российской Федерации проявляется в том, что в высших учебных заведениях предусмотрены обязательные правовые дисциплины, которые позволяют студентам получить более обширный комплекс знаний в сфере регулирования государством основных общественных отношений с помощью системы права. Правовое воспитание молодого поколения позволяет существенно снизить явления правового нигилизма и обеспечить создание здоровой социальной среды, позволяющей оградить членов общества от противоправных деяний [5].

Результатом последовательного осуществления процесса правового воспитания лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, является достижение высокого уровня правовой культуры. Правовая культура как сложное социально-правовое явление не формируется спонтанно, ее уровень во многом зависит от того, какие методы используются преподавателями в учебном процессе [6]. При этом следует обратить особое внимание на разработанность педагогических подходов, реализуемых в рамках преподавания правовых дисциплин [7]. Указанный комплекс приёмов и способов должен охватывать все стороны воспитания личности в вузе, чтобы добиться многогранности восприятия индивидуальным сознанием молодого человека тех правовых концептов, которые укоренились в современном российском обществе в начале ХХI в. Социальная ориентированность профессорско-преподавательского состава правовых дисциплин на позиции справедливости, гуманности, законности, свободы проявлений личностных качеств оказывает непосредственное сущностное влияние на закрепление в индивидуальных ценностных ориентирах каждого студента наиболее приемлемых для современного российского общества установок правового характера. Наличие у преподавателей права высокого теоретического уровня знаний по конкретным дисциплинам в области регулирования общественных отношений в сочетании со значительным практическим опытом в решении ситуаций правового характера, позволяет более широко и разнообразно влиять на выработку у обучающихся тех социальных основ, которые востребованы в нашей стране в период сложных преобразований, происходящих уже несколько десятилетий.

Рассматривая и оценивая разнообразные подходы к правовому воспитанию молодежи, следует указать, что научная обоснованность и эффективность применяемых методов воздействия на сознание индивидуума напрямую сказывается на достижении высокого уровня индивидуальной правовой культуры членов общества. В основе системы методов правового воспитания могут лежать как общенаучные теоретические положения, охватывающие весь комплекс познавательной деятельности, так и совокупность приемов и способов, применение которых объективно направлено на создание основ правосознания, отвечающего задаче формирования развитого гражданского общества [8]. Поэтому в рамках правового воспитания студентов нельзя игнорировать применение диалектических методов, воздействующих на индивидуальные представления личности о наиболее важных концептах правовой культуры. То есть вся разносторонность диалектических подходов должна быть широко использована профессорско-преподавательским составом, специализирующимся на осуществлении учебного процесса в области права. В связи с этим профессорско-преподавательскому составу необходимо выработать научно обоснованную концептуально приемлемую программу правового обучения и воспитания студентов в рамках требований государственных стандартов, разработанных в системе высшего образования Российской Федерации, что может привести к позитивным результатам в области повышения уровня правовой культуры наиболее активных представителей молодого поколения, что в дальнейшем повлечет закрепление в сознание каждого студента правовых представлений соответствующим уровню решаемых задач российским обществом в ближайшие десятилетия [9].

Немаловажное значение в решении проблем правового воспитания молодежи имеют факторы, реализуемые в порядке самовоспитания. Самовоспитание связывает процессы педагогического воздействия, оказываемые представителями профессорско-преподавательского состава на правосознание личности, с влиянием семьи, школьных и студенческих коллективов, а также с конкретными факторами реальной действительности, в условиях которой развивается тот или иной обучающийся в современный период времени.

Самосовершенствование в правовой сфере, реализуемое обучающимися, позволяет им сформулировать наиболее адекватные взгляды на узловые моменты реалий объективной действительности, что создает необходимые условия для полноценной адаптации молодого поколения к быстроменяющимся факторам современной жизнедеятельности общества. В самовоспитании дисциплинируются те качества человека, которые пригодятся ему для достижений в рамках профессиональной и социальной деятельности в качестве активных участников наиболее важных процессов преобразований, происходящих в Российской Федерации в последние годы.

Важной является содержательная сторона педагогической деятельности [10], потому что те цели и задачи, которые должны быть решены и достигнуты в рамках формирования прогрессивно настроенной правовой личности, определяют результаты, необходимые современному российскому обществу при осуществлении правовой политики.

Следует отметить, что на содержании правового воспитания объективно сказывается достаточность материальных ресурсов, используемых государством в различных формах правового воздействия на конкретных представителей современного социума. Немаловажно следующее обстоятельство. Содержательность педагогического воздействия во многом обусловлена средствами духовно-нравственного характера, используемыми преподавателями на различных стадиях обучения.

Острота проблемы формирования действительно позитивного отношения к основным концептам правовой системы Российской Федерации со стороны членов общества заключается в том, что воспитательные процессы носят непрерывный характер, то есть они определяют неразрывность связи между старшими и более молодыми поколениями, что должно обеспечить стабильность и предсказуемость выработки определенных устойчивых правовых позиций по отношению к наиболее существенным аспектам развития российского государства в исторической ретроспективе [11].

Выводы

Правовое воспитание – многогранный процесс. Оно предполагает широкое использование приемов и методов правового просвещения, охватывающего значительные массы современного общества, потому что социум, развиваясь в рамках пространственно-временных координат, имеет сложную системную структуру, и поэтому невозможно достичь позитивных результатов в деле повышения уровня правовой культуры населения, если остальные слои общества не будут каким-либо образом связаны с данным процессом. Правовое просвещение, с одной стороны, охватывает правовое воспитание молодежи, как важного элемента единого социального организма, с другой стороны, при правовом воспитании студентов следует не только формировать у них набор определенных знаний правового характера, но и достичь такого уровня мировоззрения, которое предполагает наличие в нем основных гуманистических начал. В рамках правового просвещения при реализации учебных процессов в высших технических учреждениях возможно выделить наиболее сущностные элементы, определяющие особенности правового развития российской государственности.

Правовое воспитание студентов объективно связано с разрешением долгосрочных перспективных задач, решаемых Российской Федерацией с целью прогрессивного развития как гуманитарных, так и технических областей знания. Воспитание молодого человека в духе уважения требований права – очень сложный процесс, предполагающий одновременное разрешение нескольких связанных задач как правового характера, так и социокультурного. Поэтому при осуществлении правового воздействия на умы молодого поколения необходимо осуществить эффективную реализацию сущностных концептов российской правовой системы в диалектической связи с реалиями социокультурной действительности, сложившейся в РФ.

Правовое воспитание предполагает формирование у каждого молодого человека реальных представлений о процессах, происходящих в современном российском государстве, и каким образом представители молодежи могут реализовать свои профессиональные знания в рамках той правовой модели, которая создается в последние несколько десятилетий.

Правовое воспитание должно носить строго индивидуальный характер, так как каждая личность обладает неповторимым набором психофизических особенностей, который отражается на их деятельности в современном социуме. Индивидуальный подход к формированию основных правовых установок позволяет конкретному представителю молодого поколения в значительной степени легче адаптироваться к правовым требованиям, предъявляемым российским обществом к каждому его члену.

Немаловажное значение в процессе правового воспитания молодых людей имеет возможность любого из них приобрести достоверную информацию о нормативно-правовых актах, регулирующих наиболее актуальные для указанных лиц сферы приложения их усилий. Правовая информированность студентов помогает им адекватно воспринимать требования, предъявляемые обществом к специалистам конкретной области деятельности, что существенно влияет на достижение профессиональных успехов молодыми людьми в выбранных ими направлениях социальной активности.

Одним из практических аспектов правового воспитания студентов является снижение пренебрежительного отношения их к комплексу нормативно-правового характера, установленного государством. То есть воспитание правового характера подрастающего поколения предполагает исключение из общественной жизни такого явления, как правовой нигилизм, который выражается в неконструктивном отрицании молодыми людьми устоявшихся обязательных требований и норм, характерных для российской правовой системы.

Российское государство, решая актуальную проблему формирования современного развитого гражданского общества, должно в широкой степени использовать правовое воспитание молодежи, осуществляемое в различных видах учебных заведений на протяжении значительного периода времени. Эффективность и современность подходов, реализуемых в процессе правового воспитания, напрямую отражается на успешности молодого поколения в его деятельности в сложный период социально-экономических и политических преобразований, происходящих в нашем государстве. Значимость правового воспитания воплощается в конкретной деятельности представителей студенческой молодежи при практическом разрешении проблем и задач, возникающих перед ними в рамках правовой реальности, сложившейся в обществе.


Библиографическая ссылка

Мохоров Д.А., Мохорова А.Ю., Демидов В.П. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 142-146;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37713 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674