Профессиональная деятельность современного архитектора направлена на преобразование среды и организацию пространства в интересах человека и общества, на основе его миропонимания и мировосприятия, его видения актуальных проблем и требований времени.
В этой связи, в условиях интеграции в профессиональной деятельности архитектора не только художественного и инженерного, но и предпринимательского начал, остро стоит вопрос о формировании деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности, что предполагает развитие у них моральной устойчивости, морально-этической ответственности и нравственной надежности.
Деонтологическая подготовка будущих архитекторов предполагает учет индивидуальных особенностей их личности и главным образом тех ценностей и ценностных ориентаций, которые определяют характер и направленность их профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом [1]. В связи с этим одним из центральных методологических подходов к организации в вузе деонтологической подготовки будущих архитекторов является аксиологический подход.
В современной педагогической аксиологии большое внимание уделяется такому понятию, как «профессиональные ценности» [2].
Профессиональные ценности архитектора прописаны в документах, регламентирующих его деятельность. В Кодексе профессиональной этики архитектора определены его обязанности перед обществом (соблюдение законов, уважение ценностей культурного наследия, ценности природной идентичности, ненанесение вреда общественным ценностям и приоритетам), заказчиком (в любых ситуациях превалирование профессиональных ценностей над ценностями личностными), перед профессией (уважение ценностей архитектуры) [3]. В ряде исследований подчеркивается, что профессиональные ценности архитектора являются важнейшими структурными компонентами его профессиональной культуры [4; 5].
Аксиологический подход к деонтологической подготовке будущих архитекторов предполагает, что все деонтологические знания, полученные студентами в процессе изучения определенных учебных дисциплин, как общетеоретического, так и профессионального циклов, только тогда становятся устойчивыми элементами деонтологической готовности, когда они имеют личностно значимый смысл и выступают ориентирами в их профессиональной деятельности и жизнедеятельности в целом.
Реализация аксиологического подхода к деонтологической подготовке будущих архитекторов предполагает осуществление двух основных процедур:
– выявление системы ценностей будущих архитекторов;
– определение способов повышения значимости для будущих архитекторов профессиональных ценностей.
Материалы и методы исследования
Исследование, ориентированное на выявление системы ценностей будущих архитекторов, осуществлялось на базе образовательных организаций высшего архитектурного образования. В исследовательскую выборку вошли 164 студента, обучающихся на 2-м (44 студента), 3-м (44), 4-м (38) и выпускном, 5-м курсе (41).
Исследование осуществлялось с помощью опросных методов (анкетирование, ориентированное на выявление отношения студентов к жизненным ценностям) и диагностических методов (тестирование). В исследовании была использована методика Э. Шейна «Якоря карьеры», направленная на выявление преобладающего типа карьерных ориентаций респондентов. Ценностные ориентиры в карьере диагностируются на основании особенностей ответов респондентов на 41 вопрос, вопросы бьли сгруппированы в 9 шкал, отражающих следующие ценностные установки: стремление стать настоящим профессионалом своего дела, управленческие интересы, ценности свободы и независимости, установки на надежную и стабильную работу, привязанность к определенному месту жительства, стремление служить обществу и людям, решать уникальные задачи.
Уровень деонтологической готовности будущих архитекторов к профессионально-проектной деятельности определялся на основании оценок экспертов, которыми выступили преподаватели вуза (каждого студента оценивали по три преподавателя).
В исследовании использовались статистические методы: расчет среднего арифметического, процентного распределения, стандартного отклонения, сравнительный анализ среднегрупповых показателей осуществлялся с помощью расчета t-критерия Стьюдента.
Результаты исследования и их обсуждение
В начале исследования, с помощью специально разработанной анкеты, нами было выявлено отношение студентов-архитекторов к деньгам, то есть к материальным ценностям. На наш взгляд, именно оно является одним из показателей системы ценностей будущих архитекторов, так как указывает на степень преобладания материальных ценностей над духовными и социально значимыми.
В результате исследования было выявлено, что в представлениях большинства студентов как младших, так и старших курсов деньги являются символом власти, престижа, счастья (рис. 1).
17,68 % студентов считают, что деньги – это средство достижения успеха; 17,07 % студентов указали на то, что деньги символизируют власть над людьми; 10,98 % – престиж; 10,36 % – счастье. Здесь необходимо уточнить, что стремление к достижению успеха может трактоваться двояко: с одной стороны, такая установка личности может свидетельствовать о ценности самореализации и саморазвития. Однако, с другой стороны, восприятие денег как средства достижения успеха отражает наличие у таких студентов непомерных амбиций, которые при определенных условиях могут стать источником отступления от морально-нравственных норм профессионального поведения. Чрезмерное самолюбие, самомнение, тщеславие – это оборотная сторона амбиций и стремления к успеху. Для 6,71 % от общего числа опрошенных студентов деньги являются средством достижения своих, личных, целей в жизни, а для 7,93 % – достижения почета и уважения других людей.
Следует обратить внимание на то, что менее трети от общего числа опрошенных студентов – будущих архитекторов – считают, что деньги – это просто средство взаиморасчета (3,66 %), ведения бизнеса (5,49 %), удовлетворения базовых потребностей человека (12,80 %).
Таким образом, результаты анализа ответов студентов на вопрос о восприятии денег позволяют говорить о том, что большинство из них имеют стереотипные представления о влиянии материального достатка на психологическое благополучие человека и преобладании материальных ценностей над духовными.
Рис. 1. Процентное распределение ответов студентов всех курсов на вопрос о значении денег
Рис. 2. Результаты изучения представлений студентов о сущности деонтологических понятий и нравственных ценностей
Более информативными являются результаты исследования отношения студентов всех курсов, обучающихся по программам высшего архитектурного образования, к таким этическим ценностям и деонтологическим понятиям, как честь, долг, совесть, счастье, добро и зло. Студентам предлагалось выбрать из перечня пословиц и поговорок те из них, которые, по мнению студентов, наиболее точно отражают суть обозначенных явлений.
Результаты такого исследования наглядно представлены на рис. 2.
25,00 % студентов полностью согласились со стереотипным, житейским мнением о том, что «Денежка не солжет: в беде да в нужде выручит»; 20,12 % из общего числа опрошенных студентов выбрали из предложенного списка такую пословицу, как «Денежка дорожку прокладывает»; 11,59 % – «Деньгам все повинуется». Значительное количество студентов-архитекторов руководствуются искаженными нравственными ценностями, о чем свидетельствует факт их согласия с такими поговорками, как «Праведным быть – скудно жить» (19,51 %), «Худа честь, коли нечего есть» (21,34 %), «Были бы деньги, а честь найдем» (21,34 %).
Таким образом, количественный и качественный анализ восприятия студентами, обучающимися по программам высшего архитектурного образования, ценностей денег, власти, престижа, успеха, чести, совести, правдивости, справедливости показал, что система ценностей у многих студентов отражает стереотипное представление об общественной и личностной значимости материального достатка, как о необходимой составляющей современной жизни. Такая система ценностей обусловливает и соответствующий выбор поведения будущих архитекторов в той или иной ситуации, возникающей в их профессиональной деятельности. Погоня за прибылью, преобладание эгоцентрических мотивов поведения над социоцентрическими, стремление достичь уважения у других людей, высокого социального статуса при сочетании с игнорированием таких ценностей, как честь, долг, совесть, справедливость, нравственность, могут стать источником нравственной деформации их личности.
Дальнейшее исследование, выполненное с помощью методики Э. Шейна, было ориентировано на выявление особенностей и динамики ориентации студентов в своей будущей карьере. Анализ его результатов позволяет прийти к заключению в необходимости реализации в вузе аксиологического подхода к деонтологической подготовке будущих архитекторов.
Во-первых, было выявлено, что многие студенты, поступившие в вузы на обучение по программам архитектурного образования, исходили из своих приспособленческих ценностей. Так, в группе студентов второго курса обучения наивысший балл среди предложенных карьерных ориентаций пришелся на такие ценности, как «стабильность работы» (4,8 ± 0,56), «стабильность места жительства» (4,0 ± 0,42) и «интеграция стилей жизни» (4,1 ± 0,51) (рис. 3).
Исходя из полученных данных, можно говорить о том, что многие студенты рассматривают профессию архитектора как достаточно престижную и гарантирующую стабильность в жизни. Стремление устроиться, достичь успеха не в ущерб личным интересам, достигнуть согласия и гармонии между привычным образом жизни и желанием просто иметь «хорошую» работу характерны, по данным нашего исследования, для большинства студентов младших курсов, обучающихся по программам высшего архитектурного образования.
Однако уже на третьем курсе система ценностных ориентаций в карьере меняется. На первый план выдвигается стремление достичь профессионализма в избранной сфере деятельности. Средне-групповые показатели по шкале «Профессиональная компетентность» в группе студентов третьего курса значимо выше, чем в группе студентов второго курса (t = 3,79, p < 0,001), и составляют 4,6 ± 0,48, тогда как в группе студентов второго курса – 2,6 ± 0,33. Уже к третьему курсу возрастает и значимость для студентов ценности предпринимательства (4,4 ± 0,49) и вызова (5,0 ± 0,54).
Рис. 3. Результаты исследования профиля и динамики карьерных ориентаций будущих архитекторов, обучающихся на разных курсах
Стремление решать уникальные задачи, делать возможным невозможное, преодолевать препятствия ради достижения победы – такие ценности формируются в процессе приобщения студентов к творческому методу, развития у них творческих способностей, интереса к авторскому воплощению идей, теорий, концепций. Увеличение среднегрупповых показателей степени выраженности у студентов старших курсов ценности вызова, новизны, оригинальности обусловлены спецификой современной системы архитектурного образования, интегрирующей в себе творческое начало и навыки профессиональной деятельности архитектора.
Качественный анализ результатов исследования показал, что в процессе обучения будущие архитекторы осознают особенности и специфику своей будущей профессии. Из года в год возрастает степень выраженности у будущих архитекторов ориентации на реализацию своих способностей и талантов в избранной сфере деятельности. Средне-групповые показатели степени выраженности такой карьерной ориентации, как профессиональная компетентность, возрастают, достигая к выпускному курсу своих верхних значений (5,2 ± 0,55), что свидетельствует о развитии у обучающихся творческих способностей и интереса к своей будущей профессиональной деятельности.
Необходимо обратить внимание еще и на позитивную динамику такой карьерной ориентации, как «автономия». Если на втором курсе среднегрупповые показатели по данной шкале не превышали средних значений – 3,0 ± 0,34, то уже на третьем курсе среднегрупповые показатели увеличиваются (3,7 ± 0,43); на четвертом курсе они составили 5,2 ± 0,56, а на пятом – достигают своего максимума – 5,9 ± 0,67. По сравнению со вторым курсом, среднегрупповые показатели степени выраженности у студентов ценности независимости и автономии, статистически достоверно выше в группе студентов четвертого (t = 3,38, p < 0,01) и пятого (t = 3,72, p < 0,001) курсов.
В процессе обучения формируются и развиваются, судя по результатам поперечного среза, ориентации на предпринимательскую и организационно-управленческую деятельность. Среднегрупповые показатели степени выраженности такой ценности, как «Предпринимательство», зафиксированные в группе студентов пятого курса, значимо выше, чем второго (t = 2,25, p < 0,05). От курса к курсу растет количество студентов, кто ориентирован на создание «своего дела», своей организации для предоставления архитектурных услуг, своего бизнеса, что в целом сочетается со стремлением к достижению независимости. Следовательно, процесс обучения в вузе способствует развитию у будущих архитекторов стремления к созданию своих организаций, построению своего дела, приносящего прибыль, ориентации создать свой собственный бизнес. Увеличилось и количество тех студентов, которые ориентированы на управление людьми, проектами, принятие ответственности на себя за результат общего дела. Ценности власти, управления, продвижения по служебной лестнице, стремление достичь карьеры в управленческой деятельности в сочетании с низкой степенью выраженности ценности служения людям определяют несформированность у будущих архитекторов деонтологической готовности.
Профессионально-проектная деятельность, как указывалось выше, осуществляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом к пространству своего обитания. Следует обратить внимание на тот факт, что служение, как один из видов карьерных ориентаций, не является важной ценностью для многих студентов, обучающихся на разных курсах по программам высшего архитектурного образования. Динамики ценности служения не наблюдается. Среднегрупповые значения по данному показателю во всех исследовательских выборках не выходят за пределы нижнего порога среднего уровня – от 2,2 до 2,8 баллов, что свидетельствует об отсутствии интереса к ценностно-смысловой организации обучения будущих архитекторов. Для многих студентов ценность принесения пользы окружающим не является личностно значимой, что не может гарантировать их надежности в решении деонтологических проблем, возникающих в процессе их профессионально-проектной деятельности.
Заключение
Таким образом, результаты исследования, проведенного в рамках констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы, позволяют говорить о том, что современная профессиональная подготовка будущих архитекторов не может гарантировать развитие у них морально-этических ценностей и приоритетов, нравственных и духовных качеств личности, обеспечивающих деонтологическую готовность к профессионально-проектной деятельности.
Для организации в вузе деонтологической подготовки будущих архитекторов необходима реализация аксиологического подхода. Его дидактическое обеспечение представляет собой систему развивающего и проблемного обучения, при котором обучение становится ценностно-ориентированным, что предполагает усиление ценностно-смысловой направленности такой подготовки.
При реализации аксиологического подхода происходит постижение будущим архитектором самого себя, своих идеалов, ценностей и приоритетов, их соотнесение с этикой профессиональной деятельности архитектора.
Библиографическая ссылка
Кузьменко А.Н. АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ДЕОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ АРХИТЕКТОРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 10-1. – С. 131-136;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37711 (дата обращения: 23.11.2024).