Сегодня в связи с постоянным усложнением содержания профессиональной деятельности специалистов-дизайнеров и увеличением объема знаний в профессиональной подготовке студентов в вузах появилась тенденция объединения производства и образования. Требования, предъявляемые к дизайнерам, растут и изменяются значительно быстрее, чем это может учесть система образования [1]. Поэтому рассчитанные на подготовку дизайнеров программы и курсы должны постоянно модернизироваться [2].
В статье рассматриваются художественные и технические принципы проектирования дизайн-объектов в рамках дисциплины «Проектирование в дизайне среды», разработанной на кафедре дизайна и технологий Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. На кафедре дизайна и технологий используется практико-ориентированный метод обучения студентов по дисциплине «Проектирование в дизайне среды».
Выявление современных тенденций практико-ориентированного обучения необходимых для решения комплекса творческих и практических задач при проектировании дизайна среды. Научная актуальность проблемы состоит в необходимости систематического обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации и более внимательного отношения к проблемам человека и общества [3]. Новизна данной работы состоит в исследовании современных тенденций практико-ориентированного обучения по дисциплине «Проектирование в дизайне среды» студентов-дизайнеров. Развитие информатизации общества требует высокого уровня профессиональной подготовки студентов, необходимости самообразования, самостоятельного решения задач, широкого кругозора, развития и совершенствования базовой подготовки студентов. Задача российского образования состоит в подготовке квалифицированных специалистов, владеющих своей профессией, конкурентоспособных, подготовленных в смежных областях профессиональной деятельности, разносторонних и мобильных в своей специальности.
Материалы и методы исследования
Концепция статьи состоит в исследовании современных тенденций практико-ориентированного подхода в системе образования студентов-дизайнеров. В статье рассматриваются современные проблемы, существующие в практико-ориентированном обучении студентов, отмечается важность выполнения реальных проектов в процессе обучения. Для решения задач исследования применены общетеоретические методы научных разработок.
Результаты исследования и их обсуждение
Составляющие дизайн-проекта включают творческую часть и техническое исполнение. В студенческих работах формируются основные качества будущего специалиста:
– умение выполнять предпроектный анализ, систематизировать характеристики проектируемого дизайн-объекта;
– умение работать в группе и индивидуально;
– выполнять дизайн-проект различного назначения (графика, интерьер, экстерьер, ландшафт);
– реализовывать и согласовывать дизайн-проект на практике;
– умение создавать концептуальные, индивидуальные характеристики проекта;
– приобретать навыки поиска необходимой литературы по проблеме;
– владеть навыками использования основных правил и норм проектирования среды, правильно оформлять проектную документацию;
– навыки оригинальной графической подачи проекта с применением современных графических программ;
– применение современных технологий и материалов в проектировании.
При выполнении учебных проектов изучаются методы моделирования пространства и объектов, которые формируются на основе проектируемой концепции проекта и позволяют студенту представлять, понимать проблемы проектируемого пространства среды в целом. Организация эмоционально окрашенного пространства выполняется при создании концепции дизайн-проекта. Концепция проекта формируется с учетом существующих характеристик дизайна среды: физических, конструктивных, художественных. Создание дизайн-концепции – основной этап проектирования. Важным на этапе создания проектной концепции является метафора [4]. На кафедре дизайна и технологий учебные проекты в основном выполняются на основе заказов подразделений ВГУЭС, заказов города, края. В соответствии с программой дисциплины «Проектирование в дизайне среды» выполняются следующие проекты:
– во втором семестре (2 модуль) – разработка объекта с несложной функцией в городской среде (место для общения);
– в третьем семестре (3 модуль) – разработка упаковки, оформление витрины;
– в четвертом семестре (4 модуль) – разработка фирменного стиля компании;
– в пятом семестре (5 модуль) – разработка интерьеров жилого пространства (квартиры, коттеджа);
– в шестом семестре (6 модуль) – разработка интерьеров общественного пространства (кафе, офис, университет, медицинские учреждения); ландшафтная организация рекреационного объекта (придомовая территория);
– в седьмом семестре (7 модуль) – разработка интерьера многоуровневого пространства; ландшафтная организация среды (сквер, парк);
– в восьмом семестре (8 модуль) – по заказам предприятий выполняется выпускная квалификационная работа. Студенты работают с заказчиками, включая все этапы дизайн-проекта (рис. 1, 2).
Во время обучения студенты выполняют работы самых различных направлений: графический дизайн, дизайн интерьера жилого и общественного пространства, ландшафтный дизайн.
За 2013–2019 учебные годы на кафедре дизайна ВГУЭС студентами было выполнено много практико-ориентированных дизайн-проектов, таких как: «Разработка интерьеров медицинской клиники», «Разработка интерьеров мотеля по трассе М60», «Разработка интерьеров международной школы», «Разработка интерьеров кубриков детского оздоровительного центра “Океан”» и т.д. [5].
Студенты в процессе всего обучения участвуют в проводимых в городе, крае, а также в международных конкурсах. При подготовке студенческих дизайн-проектов к выставкам и конкурсам рассматриваются основные характеристики проектов: актуальность, креативность, профессиональность, качество графического выполнения, учет региональных особенностей и современных тенденций проектирования.
Подготовка к конкурсам и выставкам положительно влияет на профессиональную познавательную мотивацию студентов, способствует развитию профессиональных качеств.
На конкурсах курсовых проектов и выпускных квалификационных работ студенческие проекты ВГУЭС отмечаются заслуженными дипломами, грамотами:
– Интернациональный форум «Новые идеи нового века» (ТОГУ г. Хабаровск);
– Pacific Stale and Design Week 5.0 Международная выставка-конкурс достижений преподавателей, студентов и творческих коллективов Дальнего Востока России и стран АТР «5.0 » (ВГУЭС, г. Владивосток);
– Международный фестиваль искусств «Пространство Амур» г. Благовещенск;
– открытая выставка-конкурс архитектурно-дизайнерского творчества молодежи ПАРАЛЛЕЛИ ДВФУ (г. Владивосток);
– Мир искусства на Русском (ДВФУ, г. Владивосток).
Проекты, выполненные по реальным заказам предприятий, создают значительную заинтересованность у студентов, повышают качество выполнения проектов. Заказчики, работающие со студентами, высоко оценивают выполненные дизайн-проекты. В учебном проектировании при практико-ориентированном подходе последовательность создания художественного образа дизайн-проекта включает:
– составление концепции решения, поиск образа проектируемого объекта;
– составление ассоциативного ряда проектируемого объекта и его составляющих, указывающего на проектируемое пространство;
– результат, защита дизайн-проекта, предоставляются альбомы чертежей и планшеты работ.
Рис. 1. Дипломный проект «Разработка интерьера квартиры» студентки Т.А. Кондрашиной (ВГУЭС, 2019 г.)
Рис. 2. Дипломный проект «Разработка фирменного стиля» студентки Д.Ю. Адушевой (ВГУЭС, 2019 г.)
При практико-ориентированном методе обучения важно:
– учитывать влияние современных тенденций проектирования дизайна среды;
– развивать и формировать образно-ассоциативное мышление у студентов;
– учитывать в дизайн-проектах художественные, культурные и национальные традиции;
– создавать функциональное, выразительное, художественное многообразие проектируемого пространства;
– учитывать тенденции современного искусства, применять художественный подход при проектировании;
– учитывать, что композиция проектируемого объекта дизайн среды может меняться под влиянием различных условий;
– изучать концептуальные работы ведущих дизайнеров и архитекторов мира;
– направлять студентов на поиск новых идей при проектировании художественно привлекательных пространств.
Цель практико-ориентированного обучения – систематизировать и упорядочить конкретную практическую задачу для достижения необходимого результата дизайн-проекта. Для этого необходимо:
– создавать на кафедре архив наглядных образцов (альбомов, планшетов) учебных и профессиональных проектов;
– разрабатывать, создавать методики процесса проектирования конкретного дизайн-проекта;
– рекомендовать и представлять специальную профессиональную и нормативную литературу по проектированию среды;
– учитывать возможные социально-экономические изменения в обществе;
– уметь работать с заказчиком;
– учитывать необходимость включения аналитической и исследовательской работы;
– формировать дисциплинированность студентов, умение планировать, оценивать свою деятельность, чувство ответственности.
Требования, предъявляемые к преподавателям проектирования:
– создавать возможность обучения студентов в производственных условиях, организовывать учебные и производственные практики на производстве;
– учитывать меняющуюся структуру профессии, современные трансформирующиеся тенденции профессиональной деятельности;
– участвовать в организации профессиональных и студенческих конференций, выставок, конкурсов;
– учитывать индивидуальные требования заказчика, технические и финансовые возможности заказчика;
– организовывать и проверять самостоятельную работу студентов;
– активно использовать при выполнении проектов современные графические программы и информационные технологии;
– учитывая, что знания в настоящее время быстро устаревают, непрерывно и постоянно повышать свою квалификацию.
Заключение
В настоящее время в связи со стремительным развитием техники и технологий во всех областях деятельности общества требования к проектированию объектов дизайна меняются и растут, изменяются условия рынка труда, формируются новые тенденции социально-культурных взаимосвязей, постоянно трансформируются технологии поиска концептуальных решений в дизайн-проектировании.
Практико-ориентированный метод обучения формирует и повышает у студентов творческую, познавательную и научно-исследовательскую деятельность, в результате подготовка к будущей специальности становится эффективнее. Выполнение практико-ориентированных проектов формирует профессиональное мышление студента, способного отвечать требованиям современного рынка труда, быть востребованным специалистом многопрофильного уровня. «Атлас новых профессий» прогнозирует, что к 2030 г. исчезнет 57 «традиционных» профессий и при этом появится 186 новых [6].
Сегодня преподаватели дизайнерских кафедр – это одновременно дизайнеры и педагоги, и у каждой из этих обязанностей есть свои специфические особенности.
В результате выполненных исследований определены основные современные тенденции организации практико-ориентированного обучения студентов-дизайнеров:
– выполнение учебных проектов и дипломных работ по заказам предприятий;
– учебные и производственные практики необходимо проводить на производстве под руководством преподавателя и заказчика;
– организация участия проектов в студенческих выставках, конкурсах и конференциях;
– учитывается меняющаяся структура профессии, современные тенденции профессиональной деятельности;
– изучение современных графических программ, информационных технологий и применение их в работе над проектом;
– необходимость постоянного повышения квалификации во всех областях профессии;
– самостоятельное изучение творчества ведущих дизайнеров и архитекторов мира.
Современное профессиональное образование требует подготовки квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, широко образованных, обладающих знаниями и навыками в смежных областях деятельности, способных к работе по специальности, ориентированных на социальную и профессиональную мобильность.
Рассмотренные в статье направления и тенденции являются неполным перечнем вопросов, которые решают дизайнеры при организации городской среды [7].
Библиографическая ссылка
Месенева Н.В. К ВОПРОСУ О ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 9. – С. 148-152;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37683 (дата обращения: 21.11.2024).