Вопрос внедрения и приоритетности цифровых коммуникаций в образовательный процесс высшего учебного заведения сегодня является актуальным, поскольку немногие региональные (локальные) университеты могут себе позволить оборудованные компьютерные аудитории, полный комплекс цифровых коммуникаций и их инструментария, что в совокупности направлено на совершенствование образовательного процесса, улучшению знаний, умений и навыков студентов и последующего их профессионального роста.
Цифровые коммуникации сегодня – это не только доступ в интернет в высшем учебном заведении, это еще и полное погружение образовательного процесса в информационное познание, что подразумевает овладение информацией, возможностью ее сбора, обработки, хранения и техники использования в образовательном процессе. На основе цифровых и информационных технологий в университетах формируются учебные планы, рабочие программы, методические и презентационные материалы и, как следствие, вопрос о развитии и внедрении цифровых коммуникаций в образовательный процесс вуза сегодня является актуальным для всех субъектов научного пространства.
В условиях глобализации и интеграции всех мировых процессов образование приобретает еще и международный характер, что напрямую отражается на цифровизации вузов, аккумуляции всех усилий по внедрению цифровых коммуникаций и технологий для совершенствования качества образовательного продукта.
Проблема использования цифровых коммуникаций и их инструментария в образовательном процессе университетов рассматривается на протяжении последний десятилетий особенно ярко и масштабно, так как подготовка высококвалифицированных и профессиональных кадров для современной экономической инфраструктуры ставится во главу угла государственной политики.
При изучении вопроса развития и внедрения цифровых коммуникаций в региональных вузах особое внимание уделялось работам А.И. Шутенко, М.Н. Бычковой, С.С. Шляховой, Д.И. Хлебович, J. Blake, D. Christodoulou, C. James, N. Hassey, C. Hendrick, H. Sahlgren G., А.В. Ильиной, А.В. Коптелова, А.В. Машукова и др.
Однако многие авторы рассматривают использование цифровых коммуникаций только лишь с позиции демонстрации достижений и информации самого университета, абстрагируясь от образовательного процесса и тех возможностей, которые могут дать цифровые коммуникационные инструменты при совершенствовании образования и доведения его до качества международного.
При исследовании вопроса развития и внедрения цифровых коммуникаций в образовательный процесс двух региональных университетов – Ростовского государственного экономического (РГЭУ) и Донского государственного технического (ДГТУ) – необходимо тщательно выявлять потребности каждого их этих субъектов и в глубине потребностей формирования образовательных ресурсов вуза. Также очевидно, что для каждого университета с его профессиональными направлениями, для каждой дисциплины и тем более преподавателя и студента, охват цифровыми коммуникациями может быть различным, проникновение цифровых коммуникаций и инструментария – также неодинаковы.
Таким образом, цель исследования заключается в выявлении потребности развития цифровых коммуникаций в образовательном процессе Ростовского государственного экономического и Донского государственного технического университетов со стороны профессорско-преподавательского состава и студентов.
Материалы и методы исследования
Цифровые коммуникации должны быть не только приоритетом в современном высшем образовании, но также важным инструментом в процессе взаимодействия субъектов высшего образования на всех уровнях этого процесса. Поясняя, добавим, что необходимо развивать цепочку взаимодействия в следующем русле: вуз > школа > колледжи > потенциальные абитуриенты > родители потенциальных абитуриентов > вуз > преподаватели > образовательный процесс > выпускники вуза > работодатели.
На каждом этапе взаимодействия всех субъектов рынка в данной цепочке цифровые коммуникации выполняют свойственные только им функции. При этом нами указана последовательность, начиная не со школы в вуз, а, напротив, вуз должен быть заинтересован в привлечении абитуриентов и, в соответствии с данной стратегией, развивать собственную цифровую коммуникационную базу. Поэтому на первой стадии данной цепочки предполагается цифровизация вуза, далее всего образовательного процесса, вплоть до контакта с работодателями.
Фактически аналогичный формат цифрового взаимодействия был представлен в презентации А.В. Бронина «Цифровой вуз – университет будущего» «…учащиеся > родители > профессорско-преподавательский состав > сотрудники > администрация > абитуриенты > работодатели» [1].
До недавнего времени в центре структуры образования была цепочка: школа > колледж > вуз. В настоящее время наблюдается динамичное реформирование системы образования «…в России фокус смещается в сторону обучающегося. Яркий пример – «индивидуальная образовательная траектория», позволяющая готовить креативного профессионала [2, с. 2121].
Многим шире представляет это взаимодействие С.С. Шляхова: «…Целевыми аудиториями университета являются внутренние (учащиеся, студенты, слушатели; руководители, преподаватели, сотрудники), внутренне внешние (родители студентов, выпускники, попечители, учредители, спонсоры), внешние (органы управления образованием, абитуриенты, родители абитуриентов, работодатели, СМИ, конкуренты, деловые партнеры, органы муниципальной власти, профессиональные ассоциации, фонды и грантодатели) аудитории…» [3, с. 135].
Сегодня не является новым понятие цифровой вуз. Для центральных регионов – это вполне традиционное явление на пороге 2020 г., на фоне развития Сколково и других инновационных интеллектуальных центров России. Однако в региональных вузах происходит диаметрально противоположная ситуация. Вполне вероятно, что не все региональные вузы сегодня обладают цифровыми коммуникациями для создания креативного и инновационного образовательного пространства для профессорско-преподавательского состава и студентов, чтобы в достаточной мере соответствовать обучению в центральных вузах и международным стандартам. В этой связи важно уделять внимание и дополнительным образовательным программам для профессорско-преподавательского состава, которые также должны быть на уровне современных цифровых технологий. «…Это позволит выявить и систематизировать актуальные инновационные практики профессионального развития работников образования по приоритетным направлениям развития общего образования, а также довести данные практики до их практического внедрения» [4].
Четко вырисовывается проблема использования цифровых коммуникаций в образовательном процессе региональных вузов, которая предопределяется многими объективными и субъективными причинами, исходящими как из общего пространственного аспекта, так и из особенностей образовательного процесса отдельного взятого регионального университета.
Доминанта использования цифровых коммуникаций и их инструментария «… складывается между субъектами образовательного процесса – преподавателем и студентом…» [5, с. 577]. Однако такое утверждение не совсем корректно, так как это взаимодействие намного шире и охватывает всех контрагентов образовательного процесса, которые авторами представлены ранее.
Так, Д.И. Хлебович подчеркивает «…Университет находится в конкурентной среде. Интернационализация образования актуализирует поиск четких конкурентных преимуществ и выбор стратегии для их поддержки. В конкурентной среде внешние коммуникации, как и другая деятельность компании, должны быть клиентоориентированными, что усиливает важность решения о выборе канала, формата, содержания коммуникации» [6].
На основании поставленной проблемы авторами было проведено эмпирическое исследование мнения профессорско-преподавательского состава в двух региональных вузах с целью выявления фактического использования цифровых коммуникаций в образовательном процессе и личностного отношения к этой теме. Требовалось также выяснить, насколько преподаватели вузов восприимчивы к новым цифровым коммуникациям, компетентны и могут усовершенствовать образовательный процесс в соответствии с международными стандартами. Однако само отношение к международным стандартам тоже требует уточнения.
Методы исследования: анкетирование в полевых условиях (непосредственно в университетах), опрос в мобильной сети WhatsApp по базе контактов авторов, рассылка вопросов по e-mail.
Период исследования: июнь 2019 г. Целевая аудитория – профессорско-преподавательский состав Ростовского государственного экономического университета и Донского государственного технического университета. В совокупности был опрошен 61 преподаватель, в том числе 32 – РГЭУ, 29 преподавателей – ДГТУ.
Портрет респондентов: средний возраст – 39 лет, преподавательский стаж – более 10 лет (70 %), количество преподаваемых дисциплин (по общим программам бакалавриата, магистратуры и пр.) – более трех (59 %), работа в других вузах – 30 % опрошенных.
В исследовании необходимо было ответить на вопросы, которые мы пронумеровали для обобщения результатов в таблице:
1. Готовы ли вы применять цифровые коммуникации и их инструментарий в образовательном процессе по вашим дисциплинам?
2. Применяете ли вы цифровые коммуникации и их инструментарий в образовательном процессе?
3. Как вы считаете, насколько ваши компетенции в применении цифровых коммуникаций и их инструментария соответствуют требованиям современного студента (шкальный вопрос)?
4. На ваш взгляд, каковы приоритеты цифровых коммуникаций в образовательном процессе с точки зрения их эффективности в аспекте овладения знаниями, умениями и навыками в профессиональной деятельности обучаемого (шкальный вопрос)?
5. Как вы оцениваете готовность студентов к использованию цифровых коммуникаций и их инструментария в образовательном процессе по вашим дисциплинам (шкальный вопрос).
На этом фоне мы видим одинаковую для обоих вузов тенденцию – преподаватели готовы внедрять цифровые коммуникации в образовательный процесс, но если это будет соответствовать разработанным Учебным стандартам и планам. По факту получается, что «пропаганда» цифровых коммуникаций существует отдельно от профессиональной направленности вузов. В настоящее время немногие образовательные компетенции соответствуют современным тенденциям в высшем образовании и могут быть сформулированы так, чтобы адекватно соответствовать тому процессу, который в действительности происходит в региональных вузах.
Результаты исследования и их обсуждение
Интересно мнение, что «…требования современного рынка труда, навыки, умения и стремления сегодняшней молодежи дают огромный потенциал для преподавателей в расширении рамок учебного процесса, познания новых программ, обеспечения образовательного процесса интерактивными инструментами в целях его совершенствования и приближения к наилучшей и эффективной выработке компетенций для использования их в профессиональной деятельности» [7, с. 132].
Обобщенные результаты опроса профессорско-преподавательского состава РГЭУ и ДГТУ (Ростов-на-Дону), июнь 2019
Порядковый номер вопроса |
Ростовский государственный экономический университет (112 преподавателей) |
Донской государственный технический университет (72 преподавателя) |
||||||||||
да |
нет |
да |
нет |
|||||||||
Вопрос 1 |
98 |
4 |
71 |
1 |
||||||||
Вопрос 2 |
110 |
2 |
60 |
12 |
||||||||
5-балльная шкала оценки |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Вопрос 3 |
78 |
30 |
32 |
|||||||||
Вопрос 4 |
55 |
57 |
70 |
|||||||||
Вопрос 5 |
47 |
60 |
33 |
30 |
Чтобы адекватно оценить проведенное исследование, нами было проанализировано исследование, проведенное зарубежными учеными по данной тематике, представленное в Ежегодном исследовательском сборнике CfEE [8]. В данном исследовании анализировался большой массив данных вторичных исследований за последний учебный год по использованию технологий в образовании на примере разных стран. Важно здесь то, что проблемы развития и внедрения цифровых коммуникаций в образовательный процесс в разных странах, несмотря на различное экономическое, техническое и технологическое развитие, фактически идентичны, остаются открытыми и актуальными.
Ранее в наших работах, на основе исследований мы утверждали, что «…только благодаря формирующейся потребности современной молодежи и новой формации преподавателей, возможно усовершенствовать образовательный процесс, развивая использование цифровых коммуникаций. Всё это предопределено в аспекте появления новых руководителей, новых управленцев и владельцев бизнеса, которые являются потенциальными работодателями и ориентированы на активное использование информационно-коммуникационных технологий» [7, с. 134].
В личных беседах, на конференциях и заседаниях кафедр профессорско-преподавательский состав университетов делает упор на использование цифровых коммуникаций, но при этом они должны быть адекватными и адаптированными к учебным планам и здесь появляется взаимозависимость между инициативой преподавателей и реальной возможностью, оснащенностью и доступностью цифровых технологий для ведения образовательного процесса на уровне международных стандартов.
Таким образом, результаты показали вполне положительную картину использования и внедрения цифровых коммуникаций профессорско-преподавательским составом двух региональных университетов. Преподаватели активно используют инструментарий цифровых коммуникаций, начиная с лекционных занятий, лабораторных работ и заканчивая дистанционной работой со студентами вне аудиторных занятий. Обмен информацией, проверка выполненных кейсов, практик сегодня не является новой работой и это не называется «цифровым вузом» – это уже стандартный образовательный процесс, усовершенствовать который стремится каждый преподаватель и каждый университет. Но для достижения международного качества и уровня использования цифровых коммуникаций, региональным университетам необходимо прилагать больше усилий, привлекать инвесторов, меценатов, расширять цифровое пространство, разрабатывать инфраструктуру и повышать профессиональные компетенции.
Заключение
Обобщая, выделим, что развитие и внедрение цифровых коммуникаций в образовательный процесс региональных университетов зависит не только от профессиональной деятельности и квалификации профессорско-преподавательского состава, но и от стратегии самих вузов, развития инфраструктуры и цифровизации, что позволяет расширять грани проникновения цифровых коммуникационных инструментов в отдельно взятый университет и создавать современное научное пространство.
В данной статье вопрос только поставлен, проблема фактически не решена и требует более глубоких исследований и разрешения. Тем не менее авторами статьи разработаны рабочие программы дисциплин, основанные на полном и/или частичном использовании цифровых коммуникаций и их инструментария в образовательном процессе по дисциплинам маркетинга, рекламы, педагогики, социологии и др.
Библиографическая ссылка
Безпалова А.Г., Миргородская О.Н., Дадаян Н.А., Легконогих А.Н. ЦИФРОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ – ДОМИНАНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В РЕГИОНАЛЬНЫХ ВУЗАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 9. – С. 122-125;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37678 (дата обращения: 21.11.2024).