На сегодняшний день одной из многочисленных задач в создании инновационной высокотехнологичной экономики, способной обеспечить прорыв России по ряду направлений, является формирование профессиональной элиты в области архитектуры и дизайна. Этот фактор определяет систему профориентационной работы среди школьников, при конкурсном наборе в профильные классы, в которых ведется подготовка по архитектурно-художественным направлениям. В этом контексте приобретает значение профориентация как «…научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства» [1].
Отметим еще одну из проблем, связанную со значительными затруднениями школьников при выборе будущей профессии в соответствии с их способностями, учетом центральных психологических процессов юношеского возраста (самосознания, смысла жизни, мировоззрения) и в целом с готовностью к профессиональному самоопределению. Ученики старших классов, например, испытывают большие затруднения в выборе будущей профессии, которые связаны с отсутствием личного опыта принятия решений, влияющих на качество дальнейшей жизни, ведущих к неожиданным переменам и новому опыту. По результатам социологических опросов, причину беспокойства сами подростки связывают, во-первых, с отсутствием осведомленности для более свободной ориентации в большом потоке информации о постоянном обновлении профессиональных требований на рынке труда, во-вторых, совершенно не владеют достоверной информацией о собственных склонностях, способностях, талантах как о личных ресурсах. По мнению экспертов, конфликты профессионального самоопределения могут быть спровоцированы несоответствием: успеха и финансовой стабильности, высокой самооценки и самоуважения; потребностей, позиций, интересов, мечты и собственных возможностей; подготовленностью, способностями и эмоционально-волевым качествами; несовпадением собственных представлений о своих профессиональных достоинствах с реальностью; противоречия, возникающие между возможностями и социальными ограничениями, и так далее [2]. Таким образом, профориентационная работа оптимизирует систему образования в соответствии с требованиями современности, что привело к появлению межпредметной науки, интегрирующей некоторые направления педагогики и психологии в области изучения объекта и субъекта в ситуации учения как социально-психологического процесса.
В данном контексте нам представляется важным рассмотреть некоторые аспекты формирования профессионального самоопределения старшеклассников, обратившись к трудам классиков педагогики и психологии. Широко известны труды представителей психолого-педагогической науки, посвященные изучению мышления как процесса, формирующего образовательную траекторию личности, его индивидуальных особенностей и типов мышления (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Петухов, З.И. Калмыкова, А.А. Матюшкина, А.Г. Маклаков, В.Э. Мильман, Н.И. Поливанова, Н.В. Рыжова, Б.М. Теплов, Р.С. Немов и др.). Для нашего исследования важно мнение об интеллектуальных способностях индивидуума, которые поддаются корректировке и направленному воздействию. Психологический подход к изучению процессов мышления стал базой эмпирической основы педагогической науки и гармонично коррелируется с методами педагогических исследований [3]. Выделяя область, относящуюся к психологии мышления, представители науки характеризуют её через описание видов: словесно-логическое, наглядно-действенное, наглядно-образное, которые образуют этапы развития мышления в онтогенезе, в филогенезе. В настоящее время научно доказано, что эти три вида мышления сосуществуют и функционируют у каждого человека, но при решении различных задач преобладающим становится один из них [4, 5]. Педагогическая наука направленно исследует: потребности и мотивы, заставляющие человека включаться в познавательную деятельность; конкретные обстоятельства, при которых у человека возникает необходимость в анализе, синтезе, и т.д. Исследуемые мотивы мышления делятся на специфические, познавательные и неспецифические. В первом случае движущими силами мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляются познавательные потребности. Во втором – процесс мышления происходит под влиянием внешних причин, а не чисто познавательных интересов. То есть под влиянием тех или иных необходимостей человек начинает мыслить и уже в процессе событий формируются и развиваются все более глубокие познавательные потребности. П.Я. Гальперин так определил предмет психологии мышления: «Психология изучает только процесс ориентировки субъекта при решении интеллектуальных задач на мышление» [3]. Индивидуальные особенности у различных людей проявляются в том, что у них по-разному складывается соотношение взаимодополняющих видов и форм мыслительной деятельности, поэтому наиболее валидным считается комплексное исследование с использованием нескольких методик.
Цель исследования: апробация методик исследования индивидуальных особенностей мышления старших школьников художественных классов. Создание инструментария для работы психолого-педагогической службы вуза, позволяющего помочь старшеклассникам в выборе сферы будущей профессиональной деятельности, профиля обучения, ориентации на сознательный выбор в соответствии с собственными склонностями и способностями. Объектом исследования являются индивидуальные способности и типы мышления старших школьников специальных классов гимназии архитектурно-художественного направления. Предмет исследования: методы диагностики преобладающих типов мышления как особенности интеллектуальной деятельности индивидуума в системе профориентационной работы школы. Есть предположение, что данное исследование поможет сформировать комплекс диагностических методов в помощь педагогическому коллективу, учащимся, родителям, школьному психологу в профориентационной работе при выборе будущей профессии. В качестве гипотезы выдвигается мнение о том, что иные преобладающие типы мышления, помимо креативного, имеют непосредственное влияние на художественные способности в отличных друг от друга сферах архитектурно-художественного направления. Их выявление может стать частью исследования в соответствии со спецификой программы допрофессиональной подготовки учебного учреждения. По нашему мнению, в школе, где ведется подготовка в трех направлениях: архитектура, изобразительное искусство и дизайн, процедура дифференциации на этапе формирования специализированных классов только по уровню креативности не представляется достаточной. Высокий уровень креативности сознания не указывает на то, что данный человек обладает способностью к изобразительному творчеству или проектной деятельности [5, 6]. И напротив, средние показатели творческой мобильности могут наблюдаться у человека с выраженными способностями в области изобразительных и прикладных искусств.
Материалы и методы исследования
На основании поставленной цели, предмета и объекта исследования сформулированы следующие задачи: 1. Провести теоретический анализ психолого-педагогических исследований процесса мышления старших школьников специальных классов гимназии архитектурно-художественного направления. 2. Выявить взаимосвязь между типом мышления и основными требованиями к индивидуальным особенностям человека, указанным в профессиограмме. 3. Апробировать методы диагностики индивидуальных особенностей мышления старших школьников с целью исключения конфликтов профессионального самоопределения. Методологической основой исследования стали труды Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, О.К. Тихомирова. В исследовании приняли участие учащиеся 10–11 специализированных классов МБОУ гимназии № 35 г. Ростова-на-Дону с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла, получающие начальное архитектурно-художественное образование по предметам: рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное искусство, черчение. Набор в специализированные классы гимназии с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла осуществляется в два этапа. Первый этап, при поступлении в 8 класс. Учащиеся заполняют анкету, в которой указывают причину заявленного желания обучаться в специализированном классе, отвечают на вопросы о предпочтениях в учении и внеурочной деятельности и сообщают об ожиданиях от предстоящего выбора. Второй этап, при поступлении в 10 профильный класс. Набор осуществляется по конкурсу, где учитывается: средний балл аттестата; отсутствие медицинских противопоказаний; желание претендента; наличие опыта художественной деятельности.
Анализ процедуры показал, что независимо от возраста учащиеся сообщают информацию о профессиональном интересе, опираясь на свои представления о желаемом и о собственных возможностях. Они не всегда основаны на личном опыте и знании претендента (имеют особое влияние мнение авторитетных людей, советы или давление родителей) и ясном понимании специфики будущей профессии (поверхностное знакомство с результатами деятельности представителей профессии, чаще с позиции потребителя). Важно отметить, что знакомство с претендентом через пакет документов исключает возможность непосредственного контакта с претендентом. Протокольный сбор информации не дает правдивую картину и не может считаться валидным. Есть предположение, что более широкое комплексное исследование учащихся может свести к минимуму искажение информации о респондентах и сделает процесс дифференциации менее формальным.
Для знакомства с требованиями к индивидуальным особенностям специалиста, отраженными в профессиограмме, мы рассмотрели две актуальные для нашего исследования профессии творческого направления: архитектор и художник. По результату исследования научных источников, мы получили представление о требованиях к профессионально важным качествам претендентов на должность архитектора или художника (графика, живописца, дизайнера). Мы исключили общие по содержанию позиции и выявили требования к индивидуальным особенностям мышления, диагностика которых поможет, при общих качествах креативности, отличить возможного художника и архитектора друг от друга. Профессионально важные качества архитектора: развитое абстрактно-символическое мышление, развитое аналитическое мышление, высокий показатель рефлексивности мышления. Профессионально важные качества художника: наглядно-образное мышление, гибкость мышления, рефлексивность мышления, способность к формированию ассоциативных образов. Мы предположили, что выявление данных особенностей индивидуума даст результат, способствующий выявлению личных ресурсов каждого респондента и его предрасположенности к виду профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение
Выбор тестов для апробации был произведен с учетом условий временных ограничений, поэтому прохождение теста-опросника, состоящего из 40 вопросов, было организовано в онлайн режиме на ПК [7, 8]. В результатах тестирования мы получаем информацию о количестве набранных баллов по каждому типу мышления: предметно-действенное; абстрактно-символическое; словесно-логическое; наглядно-образное. Им обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить образы прошлого, будущего или никогда не существующей ситуации – художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышлением; креативностью – способностью находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талантливых в любой сфере деятельности. Самые высокий балл укажет на доминирующий тип мышления.
Таким же образом было произведено тестирование по методике «исключение понятий» на выявление способности респондента к анализу [7]. Результат тестирования, при максимальном количестве баллов – 13, испытуемый получает в виде процентов и может увидеть всю историю ответов с оценкой «верно/не верно».
Для определения коэффициента гибкости мышления был выбран тест А.С. Лачинса, который проводился в режиме реального времени. Высокий коэффициент гибкости (от 0,5 до 1) указывает на способность респондента следовать быстро меняющимся установкам и встраиваться в предлагаемые условия и, напротив, низкий показатель (до 0,5) является признаком склонности к консервативному восприятию предлагаемой ситуации, наличию внутреннего сопротивления внешним факторам, меняющим реальность.
Для апробации тестов респонденты не разделялись по гендерному признаку. Ими стали случайным образом выбранные учащихся профильных классов (в дальнейшем Испытуемый 1, Испытуемый 2, Испытуемый 3, Испытуемый 4) разного уровня успеваемости по основным и профильным предметам. По завершении исследования с каждым испытуемым была проведена беседа, включающая вопросы: Оказалось ли это исследование для Вас важным? Что нового Вы узнали о себе? Вы планируете воспользоваться в дальнейшем данной информацией? Если да, то каким образом? Можете ли Вы однозначно ответить на вопрос о выборе будущей профессии? Если да, то на чем был основан Ваш выбор?
Результаты тестирования. Испытуемый 1. Результаты тестирования: преобладающие типы мышления – словесно-логическое, предметно-действенное; тест «Исключение понятий» – 60 % средний уровень; коэффициент гибкости: 0,276 – низкий уровень. Речь грамотная, с четкой структурой, наполнена определяющими дополнениями. Выражена способность к ясной формулировке мысли. Энергичный, уравновешенный. Аналитические способности средние. Преобладание предметно-действенного мышления сочетается с низким уровнем гибкости мышления. Исследование посчитал важным для себя, некоторые результаты оказались для него неожиданными. Они заставили размышлять о собственных возможностях и появилось желание узнать больше. Испытуемый сообщил, что профессия архитектора привлекает возможностью мастерить макеты отдельных строений или локаций по чертежам, что подтверждает преобладание предметно-действенного мышления, но теперь он сомневается о правильности выбора профессии, поскольку не готов иметь дело с абстрактными понятиями, сложными вычислениями, что является неотъемлемой частью специальности в области строительства и архитектуры. Думает рассмотреть другие варианты, возможно связанные с прикладным искусством и иностранными языками (изучение которых легко дается) или общественно-административной деятельностью.
Испытуемый 2. Результаты тестирования: преобладающие типы мышления – абстрактно-символическое, креативность; тест «Исключение понятий» – 80 % уровень выше среднего; коэффициент гибкости: 0, 4879 – средний уровень. Немногословен. Обладает наукообразным типом мышления, развитым логическим мышлением. Средний коэффициент гибкости указывает на склонность к консервативному восприятию быстро меняющихся установок, но способности к реагированию на нестандартные ситуации с наименьшим для себя ущербом. Респондент в эмоционально сдержанной форме поблагодарил за возможность пройти тестирование и пока не может выразить своего отношения к происходящему и не готов к обсуждению, поскольку получено много новой информации и ему надо подумать. В отношении будущей профессии сомнений не было, никогда не испытывал желания пробовать свои силы в других областях.
Испытуемый 3. Результаты тестирования: преобладающие типы мышления – наглядно-образное, креативность; тест «Исключение понятий» – 70 %; коэффициент гибкости: 0,1273 – высокий уровень. Речь эмоциональная, сбивчивая. В силу своего характера склонен фокусировать внимание на личных неудачах. Развито логическое мышление, высокий коэффициент гибкости мышления указывает на способность следовать быстро меняющимся установкам и встраиваться в предлагаемые условия. Подросток сообщил, что с недавнего времени испытывает желание исследовать свои способности и выяснить, в чем его главный талант, потому что чувствует тревогу от необходимости принятия решения о своем будущем, а результаты тестов показали, что он мало знал о своих достоинствах. Испытуемый выразил желание продолжить работу с психологом в форме индивидуальных консультаций с целью корректировки отношения к себе и миру, основанного на знании. В отношении будущей профессии не определился с выбором. Не хотел бы принимать поспешные решения, но точно знает, что его выбор будет в области, связанной с изобразительным искусством.
Испытуемый 4. Результаты тестирования: преобладающие типы мышления – наглядно-образное, предметно-действенное; тест «Исключение понятий» – 70 %; коэффициент гибкости: 0, 4372 – средний уровень. Респондент отнесся к тестированию как к обычной процедуре в системе образовательных услуг. Полученную информацию принял к сведению, но пока не знает что с ней делать. О будущей профессии имеет поверхностное представление, считает достаточным ориентироваться на мнение авторитетных для него личностей.
Из четырех случаев только в одном был получен запрос на рекомендацию педагога-психолога, ведущего исследование, и дальнейшее сопровождение.
Заключение
Итог диагностики – материал к разноуровневому анализу в формате профориентационной работы, позволяющий обнаружить скрытые ресурсы респондента в профессиональном самоопределении в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии с собственными склонностями, способностями, талантами. По результатам исследования апробированные методы изучения индивидуальных особенностей мышления были включены психолого-педагогической службой вуза в процедуру набора учащихся в специализированные классы. В текущем учебном году процесс дифференциации претендентов станет более корректным благодаря найденному способу получения информации по результатам тестирования и отработанной схеме ее систематизации. Принято решение провести апробацию комплекта методик среди абитуриентов архитектурно-художественного вуза, желающих обучаться на подготовительных курсах по направлениям: архитектура и искусство. Данное исследование по согласованию с администрацией включено в учебные планы гимназии, планы работы действующих педагогов, педагога-психолога по сопровождению подростка в его социальном и профессиональном самоопределении. Потребность подростка знать себя – естественна, как непременное условие взросления и достижения целей. Администрация образовательного учреждения, педагогический коллектив в целом, психологическая служба готовы сопровождать старшеклассника в целостной системе профориентационной работы при конкурсном наборе в профильные классы по архитектурно-художественным направлениям, чтобы сделать процесс социально-психологической адаптации более гармоничным, естественным и природосообразным.
Библиографическая ссылка
Куприянова Е.В., Власова И.М. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 137-141;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37645 (дата обращения: 21.11.2024).