Неотъемлемой частью научного исследования, в том числе и педагогического, является экспериментальная работа. Основной особенностью эксперимента как практического метода является то, что он проводится в контролируемых исследователем условиях, позволяя целенаправленно их создавать и варьировать (так называемые независимые переменные), фиксируя количественные и качественные изменения исследуемых показателей (зависимых переменных).
Основная цель педагогического эксперимента заключается в том, чтобы оценить эффективность педагогического воздействия, таким образом подтвердить или опровергнуть выдвигаемую гипотезу исследования и получить практически значимые результаты исследования.
Целью проведенной нами экспериментальной работы была проверка на практике результативности и эффективности разработанного комплекса педагогических условий функционирования структурно-функциональной модели формирования готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
В процессе экспериментальной работы, для реализации цели исследования, решались следующие задачи:
1) изучить состояние проблемы формирования готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность (КД);
2) определить и проследить уровни готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в КД по выделенным критериям и показателям;
3) адаптировать структурно-функциональную модель формирования готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность и подтвердить с помощью статистического анализа эффективность педагогических условий, обеспечивающих функционирование модели;
4) оценить и интерпретировать полученные результаты.
Материалы и методы исследования
Для решения задач экспериментальной работы мы применили следующие методы: компьютерное анкетирование, наблюдение, собеседование, анализ рабочих программ информационных дисциплин, статистические методы для обработки данных, полученных в ходе педагогического эксперимента.
Комплексное использование данных практических методов позволяет более качественно оценить уровни готовности обучающихся на всех этапах педагогического эксперимента.
Результаты исследования и их обсуждение
Педагогический эксперимент проводился в три этапа (констатирующий, формирующий, итоговый), и на каждом из них решались определенные задачи.
Общая численность выборки обучающихся в констатирующем и формирующем эксперименте составила 102 студента Южно-Уральского государственного колледжа.
Обучающиеся колледжа были разделены на четыре группы, три из которых являются экспериментальными (ЭГ-1, ЭГ-2, ЭГ-3) и одна – контрольной группой (КГ): ЭГ-1 – группа ИС248Д специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование»; ЭГ-2 – группа ПК251Д специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; ЭГ-3 – группа ПК250Д специальности 09.02.03 «Программирование в компьютерных системах»; КГ – группа ИС217Д специальности 09.02.07 «Информационные системы и программирование».
Все группы студентов, принимающих участие в эксперименте, находились в одинаковых условиях по материально-техническому и методическому обеспечению (материальной базы, образовательной среды).
Для диагностики уровня готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность в работе была использована программа, предложенная А.С. Доколиным [1].
Программа включает в себя уровни, критерии, показатели и методы их диагностики, которые дают возможность судить о состоянии исследуемого объекта – готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
А.С. Доколин выделил креативно-ценностный, ситуативно-репродуктивный и пассивно-адаптивный уровни готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность [1].
На диаграмме представлены результаты распределения эспериментальных данных по отдельным критериям готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность на констатирующем этапе (рис. 1).
Рис. 1. Результаты распределения обучающихся колледжа по уровням готовности во всех группах на констатирующем этапе эксперимента
Анализируя результаты, можно отметить, что во всех группах преобладают студенты с низким или пассивно-адаптивным уровнем готовности, в среднем это 59 %, ситуативно-репрезентативный уровень достигнут у 22 %, креативно-ценностный уровень имеют в среднем только 19 % респондентов.
После проведения констатирующего этапа эксперимента мы пришли к следующим выводам: количество студентов по уровням готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность в выбранных группах распределено примерно одинаково; основная часть студентов во всех группах имеет пассивно-адаптивный уровень готовности к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Таким образом, в традиционных условиях колледжа формирование готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность является недостаточно продуктивным, что свидетельствует о необходимости разработки и реализации адаптированной модели и выделенного комплекса педагогических условий для более эффективного формирования готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
Для того, чтобы обосновать достоверность полученных практических результатов, был использован непараметрический критерий К. Пирсона (χ2), который не требует знаний о параметрах распределения и допускает использование данных, измеренных в различных шкалах. Критерий χ2 является одним из наиболее часто используемых статистических методов в педагогических исследованиях, так как применяется не только для обработки данных, полученных в результате исследования, но и позволяет оперировать вторичными данными (частотами).
Кроме этого, для оценивания динамики готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность были использованы показатели динамических рядов [2].
Количественную оценку роста уровня готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность отражает средний показатель (Ср):
(1)
где a, b, c – выраженное в процентах количество студентов колледжа на пассивно-адаптивном, ситуативно-репродуктивном и креативно-ценностном уровнях.
На сколько в среднем изменялся изучаемый показатель при переходе от предыдущего к последующему периоду времени, показывает показатель абсолютного прироста (G):
G = Пкон – Пнач, (2)
где Пнач – начальное значение показателя, Пкон – конечное значение показателя.
Коэффициент эффективности Кэфф. экспериментальной методики:
КЭфф = Ср(э)/Ср(к), (3)
где Ср(э) – значение среднего показателя экспериментальной группы, Ср(к) – значение среднего показателя контрольной группы [3].
В качестве инструментария для обработки данных исследования были использованы специализированный статистический пакет SPSS и электронные таблицы MS Excel [4, 5].
Представим общие результаты формирующего этапа эксперимента по формированию готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность.
На формирующем этапе эксперимента приняли участие снова четыре группы: одна контрольная и три экспериментальные. При проверке выделенных педагогических условий использован принцип обогащения: в ЭГ-1 (первой экспериментальной группе) выполнялась проверка влияния только первого педагогического условия, в ЭГ-2 (второй экспериментальной группе) реализованы первое и второе условия. В ЭГ-3 (третьей экспериментальной группе) было апробировано влияние трех педагогических условий в комплексе:
– «рефлексивно-ценностное сопровождение студентов при анализе ситуаций и выполнении заданий по информационной безопасности в киберпространстве;
– формирование системы внутреннего противодействия вовлечению в киберэкстремистскую деятельность посредством реализации принципа предосторожности во время рефлексивно-ценностного сопровождения в учебной и внеучебной деятельности;
– включение в проектные задания по дисциплинам информационного цикла в качестве содержательного контента информации юридического, технологического и акмеологического направлений профилактики киберэкстремизма» [6].
Исходя из цели исследования мы сформулировали гипотезы (нулевую и альтернативную), которые необходимо было проверить в процессе экспериментальной работы. Нулевая гипотеза (Н0) предполагает, что нет различия по уровням готовности к противодействию вовлечению в КД в контрольных и экспериментальных группах в конце формирующего эксперимента, а отмеченные отличия не являются статистически значимыми. Данная гипотеза (Н0) подтверждается, если расчетное значение критерия χ2расч меньше критического значения χ2крит. Критическое значение критерия хи-квадрат χ2крит для уровня статистической значимости 0,05 примем равным 5,99. Согласно альтернативной гипотезе (Н1): различия в уровнях готовности обучающихся к противодействию вовлечению в КД в контрольных и экспериментальных группах являются статистически значимыми и обоснованы реализацией разработанного комплекса педагогических условий. Если расчётное значение критерия χ2расч больше критического значения χ2крит, то подтверждается альтернативная гипотеза (Н1).
Проанализируем полученные расчётные данные по критерию χ2 при оценке уровня готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность (табл. 1).
Таблица 1
Расчетные данные по критерию χ2 при оценке уровня готовности обучающихся к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность на итоговом этапе эксперимента
Группы |
Значение χ2расч |
Значение χ2крит. |
Р |
КГ и ЭГ-1 |
6,318 |
5,991 |
0,04247268 |
КГ и ЭГ-2 |
7,043 |
0,029561429 |
|
КГ и ЭГ-3 |
7,566 |
0,02275112 |
В экспериментальных группах в конце формирующего эксперимента было получено подтверждение альтернативной гипотезы (Н1), так как расчетные значения критерия χ2расч меньше χ2крит. (6,318 > 5,991; 7,043 > 5,991; 7,566 > 5,991), при этом значимость хи-критерия во всех случаях меньше 0,05 (0,0425; 0,0296 и 0,0228).
Рассмотрим количественную оценку роста уровня готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. На конец эксперимента средний показатель (Ср.) относительно рассматриваемого нами уровня готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность значительно возрос во всех экспериментальных группах. В контрольной группе абсолютный прирост (G) по Ср. показателя составил лишь 0,12, а самый высокий прирост Ср. показателя наблюдается в ЭГ-3 – 0,78 против 0,72 в ЭГ-1 и 0,74 в ЭГ-2.
Анализ данных по изменению коэффициента эффективности (Кэфф.) при оценке уровня готовности студентов к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность показал, что в конце формирующего этапа во всех экспериментальных группах его значение больше единицы, при этом в третьей экспериментальной группе (ЭГ-3), в которой педагогические условия были реализованы в комплексе, наблюдается наибольший прирост (0,37), что больше прироста в ЭГ-2 на 0,02 и в ЭГ-1 на 0,03 (табл. 2).
Таблица 2
Изменение среднего показателя (Ср.) и коэффициента эффективности (Кэф.) относительно уровня готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в КД в ходе формирующего эксперимента
Коэффициенты |
Группы |
|||||||
ЭГ-1 |
ЭГ-2 |
ЭГ-3 |
КГ |
|||||
Ср. |
1,5733 |
2,2933 |
1,5769 |
2,3205 |
1,5926 |
2,3704 |
1,6667 |
1,7821 |
G по Ср. |
0,7200 |
0,7436 |
0,7778 |
0,1154 |
||||
Кэф. |
0,9440 |
1,2869 |
0,9462 |
1,3022 |
0,9556 |
1,3301 |
– |
– |
G по Кэф. |
0,3429 |
0,3560 |
0,3746 |
– |
В экспериментальных группах в среднем 51,69 % обучающихся имели креативно-ценностный уровень, 29,42 % – ситуативно-репродуктивный уровень и 18,89 % оставались на пассивно-адаптивном уровне. При этом на конец формирующего этапа эксперимента в контрольной группе данные существенно не изменились: уменьшилось количество студентов с пассивно-адаптивным уровнем на 11,54 %, увеличилось количество студентов с ситуативно-репродуктивным уровнем на 11,54 %, на креативно-ценностном уровне в среднем не произошло изменений (рис. 2).
Рис. 2. Результаты распределения обучающихся колледжа по уровням готовности во всех группах на конец эксперимента
Выводы
Таким образом, в рамках решения задач педагогического исследования, в экспериментальных группах апробирована методика реализации комплекса педагогических условий формирования готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность. Результаты, полученные в процессе экспериментальной работы, позволили оценить начальный уровень готовности и отследить динамику изменения, темпы повышения уровня готовности обучающихся колледжа к противодействию вовлечению в КД. Сравнительный анализ результатов экспериментальных данных, полученных на начало и конец формирующего эксперимента в экспериментальных и контрольной группах, показал, что более эффективному повышению уровня готовности студентов колледжа к противодействию вовлечению в киберэкстремистскую деятельность способствует комплексное воздействие всех педагогических условий (ЭГ-3), чем их применение по отдельности (ЭГ-1, ЭГ-2). Объективность проверки выдвинутой научной гипотезы исследования подтверждена с помощью статистических методов.
Библиографическая ссылка
Диденко Е.В., Гафарова Е.А., Степанова О.А., Диденко Г.А., Шамаева Т.Н. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГОТОВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КОЛЛЕДЖА К ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ВОВЛЕЧЕНИЯ В КИБЕРЭКСТРЕМИСТСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 112-116;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37640 (дата обращения: 21.11.2024).