Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Артюшина Л.А. 1 Троицкая Е.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
В статье описаны результаты одного из этапов функционирования экспериментальной площадки на базе общеобразовательной школы на тему «Изучение состава и структуры базовых компетенций и способов их фиксации в содержании учебных предметов основной школы». В рамках данной деятельности осуществляется разработка и анализ диагностических средств оценки уровня сформированности базовых компетенций обучающихся основной школы. В данной работе предложен один из возможных подходов реализации методики разработки диагностических средств для оценки развития информационной компетенции обучающихся. Выделены основные виды оценочных материалов и их структурные элементы, определяющие уровень формирования компонентов информационной компетенции при изучении различных дисциплин. К ним относятся опросные листы, анкеты, листы учета личных и коллективных достижений обучающихся. Показана взаимосвязь между видами оценочных материалов и компонентами базовых компетенций, которые они диагностируют. Приведены примеры фрагментов оценочных средств различного вида. Показаны примеры применения оценочных средств для различных форм учебного процесса и отдельных дисциплин основной школы. Приведены результаты оценки уровня сформированности информационной компетенции обучающихся основной школы с применением разработанного диагностического инструментария.
диагностический инструментарий
информационная компетентность
оценочные критерии
1. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций // Интернет-журнал «Эйдос». 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2005/1212.htm (дата обращения: 12.07.2019).
2. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm (дата обращения: 12.07.2019).
3. Артюшина Л.А., Троицкая Е.А. Способы фиксации общекультурных компетенций в содержании учебного материала школьного учебника (на примере предметов учебной программы для основной школы) // Современные наукоемкие технологии. 2018. № 8. С. 167–170.
4. Приказ Министерства образования и науки России № 1897, от 17.12.2010. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс]. URL: https://минобрнауки.р ф/документы/938 (дата обращения: 12.07.2019).
5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования // Проектирование и организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода: Межвузовский сб. науч. тр. / Под ред. А.А. Орлова. Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. Вып. 1. С. 117–137.
6. Максимов Н.И., Савельева Г.П. Анализ и обобщение отечественного и зарубежного опыта создания рейтинговых систем оценки качества образования. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2017. 41 с.
7. Селиверстова Е.Н., Кузнецова Н.В., Лебедева М.Н., Артюшина Л.А., Прохорова С.А., Лопаткина Е.В. Инновационные процессы в школьном обучении: учеб. пособие /под ред. проф. Е.Н. Селивёрстовой. Владимир: Издательство Владимирского государственного университета, 2014. 374 с.
8. Артюшина Л.А. Некоторые аспекты формирования ключевых компетенций школьников // Вестник Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. Серия: педагогические и психологические науки. 2018. № 33 (52). С. 15–21.
9. Щуркова Н.Е. Педагогика. Игровые методики в классном руководстве. М.: Издательство Юрайт, 2018. 165 с.
10. Дубина И.Н. Математико-статистические методы в эмпирических социально-экономических исследованиях. М.: Финансы и статистика, 2014. 416 с.

Несмотря на многолетнюю работу по новым образовательным стандартам, ориентированным на базовые компетенции, в школах до сих пор отсутствует устоявшаяся практика их измерения и оценки. Причиной является отсутствие целостной методики оценивания уровня их сформированности. Об этом говорят сами дидакты, например, в [1, 2]. В связи с этим в ходе экспериментальной работы, проводимой сотрудниками кафедры «Информатика и защита информации» на базе средней общеобразовательной школы № 6 г. Владимира, в рамках инновационного проекта «Изучение состава и структуры базовых компетенций и способов их фиксации в содержании учебных предметов основной школы», возникла необходимость в построении целостной системы оценки результатов формирования базовых компетенций обучающихся основной школы.

В работе [3] были определены цель, задачи и этапы опытно-экспериментальной работы. В данной статье на примере информационной компетенции приводится описание этапа разработки и содержание системы диагностического инструментария для оценки уровня сформированности базовых компетенций обучающихся основной школы, применявшейся в эксперименте.

Цель данного этапа: определить организационно-методические подходы к квалиметрическому сопровождению ФГОС и на их основе разработать систему диагностического инструментария для оценки уровня сформированности базовых компетенций обучающихся основной школы.

К основным задачам на данном этапе были отнесены:

– Анализ методик разработки и внедрения системы средств и технологий для оценки уровня сформированности базовых компетенций обучающихся основной школы.

– Определение системы критериев, соответствующих им групп показателей и уровневых характеристик, по которым можно судить о степени сформированности базовых компетенций у учащихся основной школы.

– Разработка пакета диагностических методик для определения уровня сформированности базовых компетенций обучающихся основной школы.

– Проведение диагностики. Статистическая обработка и анализ экспериментальных данных.

В процессе работы нами были применены такие методы исследования, как анкетирование, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, статистическая обработка полученных данных.

Контрольная (30 человек) и экспериментальная (33 человека) группы исследования были сформированы из обучающихся основной школы (5 а, б, в классы), которые мы наблюдали в период с мая 2016 г. по май 2018 г.

Предлагаемая методика основывается на новом подходе, соответствующем требованиям ФГОС основной школы [4] и международной практике, что предполагает введение системы критериев оценки, а также уровней сформированности базовых компетенций.

В выборе критериев мы опирались на понятие, состав и структурные компоненты компетенции, представленные А.В. Хуторским в работе [5] и рекомендованные им как соответствующие измерители общеобразовательной подготовки школьников.

Мы оценивали уровень сформированности базовых компетенций по трем критериям:

– знаниевый, ориентированный на информационную компоненту компетенции;

– инструментальный, ориентированный на деятельностную компоненту компетенции;

– мотивационный, ориентированный на опытную и ценностно-целевую компоненты компетенции.

Подобный способ был описан в [6] и использован нами также ранее при разработке дидактических средств включения рефлексивных умений в содержание образования [7].

На примере информационной компетенции рассмотрим методики, по которым оценивался уровень сформированности базовых компетенций у школьников основной школы.

Группа показателей по знаниевому критерию была сориентирована на состав информационной компоненты каждой компетенции.

Для определения уровня сформированности ключевых компетенций по знаниевому критерию были использованы следующие методы диагностирования: анкетирование, создание экспериментальных ситуаций, наблюдение.

Для анкетирования нами были разработаны вопросники, использование которых позволяло фиксировать показатели знаниевого критерия на всех этапах экспериментального обучения. Опрос проводился в виде анонимного анкетирования учащихся экспериментальных и контрольных классов. Периодичность работы по вопросникам была следующей: первый опрос проходил в сентябре (начало обучения), второй опрос – в конце обучения (май). Вопросы, включенные в вопросник, сориентированы на конкретизированное нами содержание информационной компоненты каждой ключевой компетенции, представленное в работах [8].

Для информационной компетенции мы диагностировали наличие следующих знаний и представлений: о типах и различных источниках информации и их особенностях (информация какого типа, в каком источнике содержится); о средствах получения, обработки и систематизации информации (компьютер, интернет и т.д.); об алгоритмах поиска (по различным типам запросов: адресным, тематическим, фактографическим); о способах обработки различных типов информации; о различных технологиях подготовки и оформления результатов самостоятельной работы с информацией; включенность понятий и терминов, в которых фиксируются представления о перечисленных типах, источниках и алгоритмах поиска информации в активный словарный запас школьника

Задания вопросника были распределены по составляющим информационной компоненты информационной компетенции следующим образом. Задания 1, 2, 3, 4 – знания о типах и различных источниках информации, их особенностях. В частности, первый вопрос сориентирован на источники информации, содержащие исторические сведения, второй вопрос – на правовые сведения, третий и четвертый – соответственно на сведения лексического и биологического характера. Задания 2 и 4 также сориентированы на знания об алгоритмах поиска информации по различным типам запросов. Задания 5, 6 – знания о различных способах и технологиях представления и обработки информации. Например, в виде диаграммы, координатного луча, таблицы и т.д.

Включенность понятий и терминов, в которых фиксируется информационная компонента, в активный словарный запас школьника оценивалась нами с помощью создания экспериментальных ситуаций и наблюдения за тем, как школьники описывают свою познавательную деятельность в ходе решения учебной задачи. А именно, употребляются или нет ими в активной речи при решении задачи вышеперечисленные знания и представления.

Приведем характеристику уровней сформированности информационной компетенции по знаниевому критерию:

Нулевой – отсутствует представление о типах и различных источниках информации и их особенностях. Нет представления о средствах, способах, алгоритмах и технологиях, с помощью которых информацию можно получить, обработать, систематизировать и представить. В активной речи для описания своей познавательной деятельности этих понятий и терминов не употребляет.

Низкий – имеет представление о типах и различных источниках информации и их особенностях. Нет представления о средствах, способах, алгоритмах и технологиях, с помощью которых информацию можно получить, обработать, систематизировать и представить. Не применяет имеющиеся знания и представления в активной речи для описания своей познавательной деятельности.

Средний – имеет представление о типах и различных источниках информации и их особенностях. В основном имеет представление о средствах, способах, алгоритмах и технологиях, с помощью которых информацию можно получить, обработать, систематизировать и представить. Однако не применяет имеющиеся знания и представления в активной речи для описания своей познавательной деятельности.

Высокий – знает о типах и различных источниках информации и их особенностях, о средствах, способах, алгоритмах и технологиях, с помощью которых информацию можно получить, обработать, систематизировать и представить. Применяет имеющиеся знания и представления в активной речи для описания своей познавательной деятельности.

Приведем фрагмент вопросника, по которому мы диагностировали уровень сформированности информационной компетенции по знаниевому критерию у учащихся 5 класса.

Выполни задания:

1. Укажи источники информации, в которых ты бы искал ответы к заданию:

Заполни пропуски и отгадай название города. Город ________________ основан в _______ году князем Юрием Долгоруким в заболоченной долине реки _______ на месте ранее существовавших здесь славянских поселений и назван в честь Всеволода Большое Гнездо (в крещении – Дмитрия, сына Юрия Долгорукого), родившегося в тот год.

__________________________________________________________________________

2. Тебе нужно узнать, как называется международный документ, защищающий права ребёнка, запиши подробно, где и как ты его будешь искать?

__________________________________________________________________________

В качестве показателей инструментального критерия мы использовали:

– степень самостоятельности осуществления учеником умений, составляющих деятельностную компоненту компетенции (по внешнему требованию или без него, с подсказками или без них);

– степень осознанности учеником умений, составляющих деятельностную компоненту компетенции (возможность применения учащимся сформированных умений при решении новых заданий).

Приведём характеристику уровней сформированности базовых компетенций по инструментальному критерию:

Нулевой – не осуществляет действий, составляющих умение, даже тогда, когда даётся указание учителя.

Низкий – самостоятельно не осуществляет действий, но если даётся указание учителя и система подсказок, то применяет действия, составляющие умение, в знакомых типах заданий.

Средний – самостоятельно использует действия, составляющее умение, в знакомых типах заданий.

Высокий – самостоятельно использует действия, составляющие умение, в знакомых и новых типах заданий.

Уровень сформированности информационной компетенции школьников по показателям инструментального критерия мы сочли возможным проанализировать на примере умения самостоятельно анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Нами была адаптирована методика [9], состоящая из серии заданий по различным учебным предметам и классам основной школы, содержащая разные учебные тексты и единое требование: «Прочитайте текст и утверждения после него. Докажите правильность каждого утверждения информацией из текста».

Такая формулировка в явном виде «направляет» учащегося на работу с содержанием текста. Полное или частичное выполнение или невыполнение учащимся таким образом сформулированного требования служило показателем уровня сформированности умения самостоятельно анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию.

Группа показателей по мотивационному критерию была сориентирована на состав ценностно-целевой и опытной компонент каждой компетенции.

В качестве показателей мотивационного критерия для информационной компетенции явились:

– степень осознанности ценности информации в современной жизни, негативных последствий неинформированности и неумения работать с информацией;

– ориентация на комплексное использование различных информационных ресурсов и вариативных способов сбора, обработки и систематизации информации;

– опыт применения комплекса информационных умений для решения возникающих жизненных и познавательных задач.

Для диагностики степени осознанности ценности информации в современной жизни, негативных последствий неинформированности и неумения работать с информацией мы использовали методику выбора любимых занятий в свободное время и на уроке. Ученикам предлагалось из перечня занятий выбрать (или расположить в порядке убывания) самые любимые.

Перечень занятий (видов деятельности) в заданиях составлен таким образом, что включает в себя не только занятия, указывающие на интерес, так или иначе связанный с получением, анализом и обработкой информации, например (А (1, 3, 4, 5, 7), Б (2, 3, 4, 7)), но и занятия связанные с другими интересами (А (2, 6), Б (1, 5, 6)).

Высокий ранг (или выбор) вышеуказанных пунктов рассматривался нами как свидетельство того, что учащийся осознает ценность информации, любит работать с ней. Низкий ранг (или выбор других) указанных пунктов свидетельствовал об отсутствии у учащегося интереса к работе с информацией, непонимании ее ценности.

Фрагмент опросника представлен ниже:

Уважаемый школьник, научно-методическая служба школы просит вас ответить на следующие вопросы.

Задание 1. Прочитайте внимательно каждый из пяти разделов и в каждом обведите кружком только один из пунктов, который для вас наиболее предпочтителен.

А. В телевизионных программах вы предпочитаете смотреть:

1. Познавательные телепередачи и фильмы о научных достижениях, открытиях.

2. Боевики, блокбастеры.

3. Передачи о технических новинках и изобретениях.

4. Передачи о животных, растениях.

5. Спортивные программы.

6. Мультфильмы.

7. Общественно-политические и информационные программы.

Б. Свободное время вы используете для:

1. Встречи с друзьями.

2. Конструирования моделей и механизмов.

3. Чтения научной литературы (книг, журналов), поиску в Интернете.

4. Посещения выставок и музеев, занятий художественным творчеством.

5. Занятий спортом.

6. Работы в саду, на пришкольном участке; похода на природу.

7. Занятий в клубе (кружке, художественной или музыкальной школе) и т.п.

Ориентация на комплексное использование различных информационных ресурсов и вариативных способов сбора, обработки и систематизации информации и опыт применения комплекса информационных умений для решения возникающих жизненных и познавательных задач оценивались нами при помощи предъявления учащимся на уроках проектных заданий и наблюдения за тем, как они действуют в ходе работы над проектом. По результатам наблюдений каждым учителем заполнялся лист индивидуальных достижений, где оценивались количество и качество применения различных информационных ресурсов и способов получения и обработки информации.

Приведём характеристику уровней сформированности информационной компетенции по мотивационному критерию:

Нулевой – не использует информационные ресурсы, не умеет собирать, систематизировать и обрабатывать информацию даже тогда, когда источники информации и способы сбора, обработки и систематизации прямо указываются учителем.

Низкий – самостоятельно не использует информационные ресурсы, не умеет собирать, систематизировать и обрабатывать информацию, но если даются прямые указания учителя и система подсказок, то может осуществить поиск, систематизацию и обработку информации в знакомых типах заданий.

Средний – самостоятельно использует информационные ресурсы, сбор, систематизацию и обработку информации в знакомых типах заданий.

Высокий – самостоятельно использует информационные ресурсы, сбор, систематизацию и обработку информации в знакомых и новых типах заданий.

В качестве примера приведем результаты диагностики информационной компетенции по знаниевому критерию (рисунок):

Явно видна положительная динамика у учащихся экспериментальной группы (5а, 6а и 5б, 6б классы) в сравнении с контрольной группой (5в и 6в классы).

art1a.wmf

art1b.wmf

art1c.wmf

art1d.wmf

Результаты диагностики информационной компетенции по знаниевому критерию

Данные результаты после соответствующей оценки обрабатывались с использованием порядковой шкалы и критерия однородности χ2 [10]. Сопоставив эмпирическое (4,68) и критическое значения (7,82) критерия, мы подтвердили, что контрольные и экспериментальные классы до применения специального комплекса дидактических средств имели одинаковый первоначальный уровень сформированности информационной компетенции по знаниевому критерию.

После проведения эксперимента мы снова вычислили эмпирическое значение критерия. Сопоставив эмпирическое и критическое значения критерия (17,12 > 7,82), мы подтвердили достоверность различий по знаниевому критерию информационной компетенции.

Аналогичным образом производились вычисления по каждому критерию.

Выводы

1. В результате реализации данного этапа экспериментальной работы были проанализированы методические и организационные подходы и критерии к разработке диагностических материалов и технологии оценки уровня сформированности базовых компетенций обучающихся основной школы (на примере информационной компетенции).

2. К основным видам измерительных материалов отнесены опросники, листы мониторинга личных и групповых достижений обучающихся, а также тестовые материалы.

3. При разработке диагностических материалов была применена субъектно-деятельностная модель последовательного формирования уровня развития базовых компетентностей обучающегося.

4. При разработке технологий оценки уровня развития базовых компетенций учитывались различные виды и формы учебных и контрольных мероприятий – классная и внеурочная работа, а также совместная работа обучающихся над учебными проектами.

5. Статистическая обработка и сравнительный анализ данных обучающихся экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп подтвердили достоверность различий по знаниевому критерию информационной компетенции.

Данные результаты и выводы будут служить основой для исследования теоретических аспектов создания и разработки оценочных средств уровня сформированности базовых компетенций у обучающихся основной школы, а также совершенствования диагностических материалов и технологий их применения.


Библиографическая ссылка

Артюшина Л.А., Троицкая Е.А. СИСТЕМА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 8. – С. 100-105;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37638 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674