Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

Шевченко И.А. 1 Соткина С.А. 1 Бикмаева А.В. 2 Коллегаева Н.М. 3 Бурлака А.А. 4 Жуковская И.Е. 4
1 ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина»
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
3 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 6 им. К. Минина»
4 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа»
В статье рассмотрена актуальная проблема формирования у школьников географической культуры, географической «карты» своего ближайшего окружения как составной части общей культуры человека. Географическая культура школьника как главная цель географического образования формируется на уроках географии и во внеклассной работе по предмету: Мы считаем, что в дополнительном географическом образовании необходимо изучать геоэкологические особенности своего города, широко использовать краеведческий материал на уроках географии. Разделяя эту точку зрения, в данной статье изучение геоэкологических особенностей своего города в рамках городских экскурсий рассматривается на примере г. Дзержинска Нижегородской области, так как этот город входит в число самых загрязненных городов России по результатам исследований Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Города Нижегородской области являются одним из тех географических объектов, знакомство с которыми намного может расширить представления у учащихся о родном крае, ещё более углубить чувство любви к своей малой родине и вместе с тем расширить и углубить их знания в области географии и краеведения, доставить много новых практических необходимых сведений. Предлагаемые маршруты географических краеведческих экскурсий по городам Нижегородской области даются применительно к курсам физической и, главным образом, социально-экономической географии России и рассчитаны как на учебное время года, так и на каникулярное. По каждому маршруту даются основные наметки того, что и в каком направлении следует изучать, поскольку подробная географическая краеведческая характеристика объектов должна быть сделана в ходе самой экскурсии на основе как полученных во время ее, так и предварительно изученных материалов. Важно подчеркнуть, что городские географические экскурсии имеют большое значение и для выбора учащимися своей будущей профессии. Материалы статьи представляют практическую ценность, направленную на развитие дополнительного географического образования.
город
городской ландшафт
экскурсия
планировка
Дзержинск
кружок
дополнительное географическое образование
географическая культура
1. Шевченко И.А., Жуковская И.Е., Голованева А.П. Геоэкологические экскурсии в рамках дополнительного образования: опыт реализации // Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность сборник статей по материалам XIV Международной научно-практической конференции. 2017. С. 86–90.
2. Экологическое краеведение: сборник кейсов для учащихся / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой. Нижний Новгород: ООО «Исток», 2012. 80 с.
3. Шевченко И.А., Соткина С.А., Ниазбаева Е.А., Зимовец Е.Г., Бикмаева А.В. Изучение экологии городского ландшафта в дополнительном геоэкологическом образовании // Современные наукоемкие технологии. 2019. № 2. С. 190–195.
4. Культура природопользования: научные и образовательные аспекты / Под ред. Н.Ф. Винокуровой. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. 164 с.
5. Шевченко И.А. Развитие человека и экологии городского ландшафта в контексте коэволюционных ценностей современной культуры в рамках культурно-экологического модуля // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 01. С. 116–120.
6. Теория и методика геоэкологического образования: учеб. пособие. Часть II / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.В. Мартиловой. Нижний Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2014. 252 с.
7. Шурыгина А.Г., Носкова Т.С. Программа курса «Экология родного края» // География в школе. 2006. № 3. С. 50–53.
8. Козловцева О.С. Организация работы на экологической тропе как путь формирования экологической культуры // Современный учитель дисциплин естественнонаучного цикла. 2017. С. 176–178.
9. Смирнова Ж.В., Красикова О.Г. Современные средства и технологии оценивания результатов обучения // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 6 № 3. С. 9.
10. Беляева Т.К., Пухова А.Г., Таможняя Е.А., Толкунова С.Г. Развитие творческого мышления будущих учителей географии в процессе самостоятельной исследовательской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 2. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/article/view?id=24206 (дата обращения: 01.06.2019).

В настоящее время в условиях современной школы методика обучения географии переживает сложный период, связанный с изменением целей образования, внедрением ФГОС нового поколения, построенного на системно-деятельностном подходе. В «Концепции модернизации российского образования» одной из важных задач является интеграция знаний учащихся о природе и обществе, которые они получают при изучении традиционного курса по физической географии. Для этого проводится перестройка содержания школьной географии, когда в современных условиях особое внимание уделяется краеведческой составляющей [1]. Наряду с этим повышается научный уровень преподавания географии, где большое значение отдается изучению школьниками географии на самостоятельной основе. Это во многих случаях приводит к тому, что школьная география становится малопонятным и нелюбимым предметом для учащихся. Современные методисты считают, что основная причина отсутствия интереса к географии своего края (города) состоит в том, что изучаемые вопросы иногда далеки от реальной жизни, от современных интересов учащихся, которые хотят знать, где они могут использовать полученные географические знания. Учащиеся должны убедиться в необходимости и важности географических знаний для своей настоящей и будущей жизни. Именно поэтому в рамках модернизации географической дисциплины в школе необходима целостная методическая система, направленная на повышение интереса в изучении географии своего края (города) на основе комплексных характеристик изучаемых территорий. Города Нижегородской области являются одним из тех географических объектов, знакомство с которыми намного может расширить представления учащихся о родном крае, ещё более углубить чувство любви к своей малой родине и вместе с тем расширить и углубить их знания в области географии и краеведения, доставить много новых практических необходимых сведений [2].

Цель исследования: разработка методических особенностей организации и проведения городских экскурсий в дополнительном географическом образовании. В связи с новыми целями образования, подход к подготовке должен так же меняться и становиться личностным, а наиболее значимыми качествами современного выпускника становятся те, которые определяются как его конкурентоспособность и коммуникабельность. Для этого разрабатываются географические кружки в системе внеурочной деятельности школьников. Формирование у школьников географической культуры, географической «карты» своего ближайшего окружения – составная часть общей культуры человека [3]. Географическая культура школьника как главная цель географического образования формируется на уроках географии и во внеклассной работе по предмету: это активная гражданская позиция, зрелые эмоционально-ценностные ориентации, взгляды, убеждения, идеалы, моральные нормы. Мы считаем, что в дополнительном географическом образовании необходимо изучать геоэкологические особенности своего города, широко использовать краеведческий материал на уроках географии. Разделяя эту точку зрения, в данной статье изучение геоэкологических особенностей своего города в рамках городских экскурсий рассматривается на примере г. Дзержинска, так как этот город входит в число самых загрязненных городов России по результатам исследований Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации [4].

Материалы и методы исследования

Анализ методических работ и школьной практики позволил сделать вывод о том, что учителя и учащиеся проявляют интерес к изучению краеведения, но комплексное изучение географии и экологии родного края в рамках курсов географии основной и старшей школой осложняется острой нехваткой времени на реализацию краеведческого компонента. В связи с этим целесообразным видится изучение географии своего края в рамках внеурочной деятельности. Однако многие учителя сталкиваются с проблемой отсутствия учебных и методических материалов по геоэкологическому краеведению, не только отдельных муниципальных районов, но и целых субъектов Российской Федерации [5].

Предлагаемые маршруты географических краеведческих экскурсий по городам Нижегородской области даются применительно к курсам физической и, главным образом, социально-экономической географии России и рассчитаны как на учебное время года (часовые экскурсии в пределах своего города), так и на каникулярное (однодневные поездки в другие города). По каждому маршруту даются основные наметки того, что и в каком направлении следует изучать, поскольку подробная географическая краеведческая характеристика объектов должна быть сделана в ходе самой экскурсии на основе как полученных во время ее, так и предварительно изученных материалов [6].

Учитывая учебное значение краеведческих экскурсий, требующих ознакомление с наиболее яркими и характерными особенностями природы и хозяйства, можно выделить основной маршрут: Нижегородский- экскурсии в пределах городов Нижнего Новгорода и Дзержинска. Этот маршрут в основном охватывает наиболее индустриальную западную часть Нижегородской области – район с важнейшими промышленными центрами крупнейших городов во главе с Нижним Новгородом. В этой части области представлены ее ведущие отрасли промышленности, причём как старые (судостроительная, металлообрабатывающая, кожевенная, деревообрабатывающая), так и новые (автостроение, химическая, целлюлозно-бумажная, энергетическая). В этой же части Нижегородской области хорошо выделяются и типичные черты её природных условий, по которым она делится на две резко отличные части – возвышенная, сильно изрезанная оврагами и балками почти безлесная, правобережье Волги и Оки, и низменное лесистое их левобережье [7].

В данной статье покажем на примере проведения городской экскурсии «Связь ландшафта с планировкой города Дзержинска», которая позволяет убедительно показать, что возникновение города и его планировка не случайны, не стихийны, а большую роль в этом сыграли особенности географического положения, история его развития и естественный ландшафт [8].

Экскурсия закрепляет и конкретизирует физико-географические знания, навыки и умения, полученные учащимися в 5–7 классах, и является подготовкой к изучению г. Дзержинска в курсе экономической географии. Опыт показывает, что данную экскурсию целесообразно проводить весной в седьмом классе или осенью – в восьмом. Готовясь к ней, учителю необходимо изучить маршрут, наметить остановки, которые позволяют показать учащимся характерные особенности архитектуры г. Дзержинска и ландшафта. Экскурсионная группа разбивается на бригады, которым даются определенные задания, например зарисовки, сбор гербария, ведение дневника. В соответствии с заданиями распределяется групповое снаряжение: альбомы, карандаши, гербарные папки с газетной бумагой, эклиметры, компасы, термометры. Перед экскурсией проводится беседа у карты города. Ученикам сообщается, что ядром формирования города обычно служит кремль, рыночная площадь, монастырь, ратуша и т.д. Здесь же уместно рассказать об особенностях географического положения г. Дзержинска и об истории его возникновения, подчеркивая при этом, что человек старается с момента возникновения города органически вписать его в окружающий ландшафт. Руководитель беседует с учащимися о содержании характеристики географического положения города, о значении географического положения для развития природы, хозяйства и деятельности населения любой территории. Рассматриваются особенности географического положения своего населенного пункта. Дается оценка их положения. В заключение перед учащимися ставится задача изготовить карты и картосхемы, изображающие в наглядной форме некоторые особенности географического положения города, даются поручения и проводится инструктаж по изготовлению следующих экспонатов:

1. План улицы, в котором находится школа.

2. План города и топографическая карта окрестностей города, в котором находится школа.

3. Административно-политическая карта области с четким обозначением на ней территории административного района, в которых расположена школа.

4. Карта России с четким обозначением на ней границ своей области (края) и областного центра.

5. Карта мира с ярким обозначением на ней территории России, населенного пункта, в котором находится школа, и расстояний от него (стрелками и в километрах) до Северного полюса, экватора, Атлантического и Тихого океанов.

6. Карта административного района, в котором находится школа.

7. Данные о величине территории своего района и области (в абсолютных показателях и по сравнению с другими областями и некоторыми зарубежными странами).

Во многом планировка города зависит от природных особенностей градостроительного центра. Города растут вокруг планировочной оси (реки, дороги, усилия и т.д.). Чем больше ландшафтный элемент, вокруг которого развивается город, тем сильнее его влияние как основного проектного фактора. Природная ситуация помогала и помогает архитекторам наметить основы архитектурно-планировочного рисунка города, его будущего силуэта. Наиболее интересные архитектурные ансамбли города определяются сочетанием рельефа, водных пространств, зеленых насаждений с архитектурными формами.

Маршрут начинается с места, откуда наиболее хорошо просматривается характерный рельеф г. Дзержинска. Внимание учащихся обращается на особенности городского силуэта. Характер рельефа определяет направление улиц и очертание уличной сети. Архитектура зданий подчеркивает движение рельефных линий, которые играют роль важного архитектурного компонента ландшафта. Особое значение в абрисе г. Дзержинска имеют холмы, надпойменные речные террасы. Они используются для строительства значительных административных зданий, скульптур, ансамблей, служащих композиционными центрами городов. Использование архитекторами командных точек и склонов надпойменных террас усиливает выразительность и законченность облика города. Овраги и выемки, если они хорошо задернованы, укреплены и засажены деревьями и кустарниками, служат хорошей разрядкой в архитектурной застройке. Равнинный рельеф придает планировке г. Дзержинска строгость и регулярность. Иногда естественный рельеф не удовлетворяет градостроителей, и они существенно изменяют его. Засыпаются овраги и долины мелких рек и ручьев, поднимаются низменные участки города. Учащимся сообщается, что под воздействием сложного рельефа планировочная структура других городов иногда принимает очень запутанные очертания. В городах, расположенных в горных районах, преобладает террасная застройка, параллельная горизонталям. Очертания городов приспосабливаются к форме долин и межгорным котлованам. Рельеф нуждается в рациональном использовании и постоянной охране. Это борьба с образованием карстов и оврагов, которая осуществляется путем засыпки, террасированием склонов, их озеленением и укреплением; проводится работа по ликвидации отрицательных последствий некоторых строительных мероприятий. В заключении этой части экскурсии учащиеся зарисовывают отдельные силуэты, а затем отвечают на вопросы, поставленные учителем:

1. Дайте общую характеристику рельефа нашего города.

2. Какие мелкие формы рельефа можно выделить в районе экскурсии и как они используются в городской планировке?

3. Как изменили городские строения видимый горизонт?

4. Как используются овраги и балки в планировке города?

Далее школьники знакомятся с гидрографической сетью и ее влиянием на планировку г. Дзержинска. Учащиеся отвечают на вопрос, какие элементы составляют гидросеть города. Грунтовые воды оказывают прямое и косвенное влияние на его планировку. Учитель сообщает, что уровень стояния грунтовых вод, заболоченность определяют степень освоенности той или иной части города. Водные поверхности играют роль значительных планировочных элементов, индивидуализирующих внешний облик города. Там, где город имеет крупные водные поверхности, архитектурная планировка ориентируется на воду. Так, вдоль реки Оки, озер Пыра, Святое, крупных прудов прокладываются набережные, транспортные магистрали, повторяющие очертания береговых линий. К воде направляются улицы и полосы зелени, вдоль берега разбиваются парки и скверы. Изрезанная береговая линия с островами, откосами предполагает живописную композицию. При большой ширине реки нет необходимости в строгой увязке и согласованности внешних фасадов.

Учитель подчеркивает, что город, в свою очередь, оказывает большое влияние на изменение гидрографической сети, например, в Дзержинске исчезло много мелких рек и ручьев, около 10 мелких прудов, озер и болот. Это повлияло на изменение рельефа и микроклимата города. Охрана вод в городах имеет первостепенное значение. Проводятся мелиоративные работы, ликвидируется заболоченность городских территорий, ухудшающих санитарный режим. Город защищается от затопления паводковыми водами путем создания водохранилищ, дамб, гранитных набережных. Водоемы очищаются от бытового и промышленного загрязнения. Целесообразно задать следующие вопросы, закрепляющие эту часть экскурсии:

1. Что делается в городе для улучшения водоснабжения и очистки водных бассейнов?

2. Как сочетается архитектура и планировка города с его гидрографической сетью?

3. Какое влияние оказывают грунтовые и поверхностные воды города на другие элементы городского ландшафта?

Следующая часть экскурсии посвящена характеристике климата г. Дзержинска. Учитель рассказывает о климате города, как об одном из решающих факторов внешней среды, который градостроители всесторонне изучают при планировке и застройке. Внимание учащихся обращается на тот факт, что климат города существенно отличается от климата окружающих территорий по средней температуре, характеру ветровой деятельности, увлажнению, инсоляции, запыленности. Каждый город и его отдельные части имеют свой микроклимат, на который существенное влияние оказывает рельеф, наличие водных объектов, растительность. Большая работа проводится архитекторами для защиты городов от ветра. В городе с сильной ветровой деятельностью улицы проектируются короткими с часто меняющимися направлениями, чтобы разбить и затормозить ветровой поток. Если улица совпадает с направлением ветра, то на ней высаживаются зеленые насаждения. Пешеходные дорожки убираются вглубь застройки под защиту зданий. Для борьбы с ветром применяются ветрозащитные барьеры из многоэтажных зданий. Воздушный бассейн города нуждается в охране. Промышленные предприятия в городах стараются не строить в подветренных районах. Так, в Дзержинске преобладают ветры юго-западного направления, поэтому микрорайон Юго-Запад стал районом интенсивного жилищного строительства с минимальным количеством промышленных предприятий. Учащиеся определяют направление ветров в микрорайоне расположения жилой застройки относительно зеленых массивов, измеряют температуру воздуха на открытых пространствах и в озелененных районах, записывают в дневник экскурсии свои наблюдения, а затем им предлагаются вопросы:

1. Как можно улучшить микроклимат своего двора, школьного участка?

2. Продумайте, как влияет климат на планировку нашего города?

Результаты экскурсии оформляются в альбомах, на планшетах и т.д.

Группа переходит в озелененный район г. Дзержинска. Значение растительности в городе трудно переоценить: она улучшает микроклимат, поглощает шум, защищает от ветра, пыли, шума, газов, регулирует температуру, влажность, химический состав воздуха, играет большую роль для создания рекреационных зон, является декоративным оформлением города. Вместе с рельефом и водными объектами она создает неповторимый облик города. Посадка новых группировок растений происходит только с учетом уже имеющихся. В городе есть дендрарий, создаются лесопарки, парки, бульвары, сады, озеленяются площади, улицы, дворы. Большую роль играют зеленые насаждения в борьбе с неблагоприятными климатическими факторами, сильными ветрами и смежными заносами. Создаются ветрозащитные полосы, прикрывающие жилую застройку. При подборе ассортимента растительности, для использования ее декоративных качеств учитывается красота плодов, листьев в летнем и осеннем убранстве, характер кроны, стволов; древесные породы подбирают так, чтобы цветение не прекращалось с весны до позднего лета. Охраняя растительность в городе, необходимо заботиться об улучшении почвенного состава, бороться с переуплотнением почвы, охранять деревья от механических и химических повреждений, охранять птиц и т.д. Заканчивая эту часть экскурсии, необходимо подчеркнуть, что проблема размещения города среди здорового природного окружения – важнейшая в градостроительстве. Учащиеся собирают гербарий древесных и кустарниковых пород, делают зарисовки и отвечают на следующие вопросы:

1. Как городская растительность сочетается с архитектурными и гидрографическими объектами?

2. Какую роль играет «зеленая архитектура» в ландшафте родного города?

3. Что делается в городе для охраны зеленых насаждений?

Результаты исследования и их обсуждение

При обучении в средней школе городские экскурсии занимают важное место в преподавании географии. Ознакомление учащихся с методикой полевых исследований осуществляется во время экскурсий по городу, во время походов по специально разработанным для этих целей маршрутам или во время выхода в район г. Дзержинска, намеченный для изучения. Руководителю кружка, во избежание примитивности, которой иногда страдает краеведческая работа в школе, необходимо своевременно ознакомить учащихся с содержанием и методикой исследования тех объектов, изучение которых им поручено. Чем раньше учащиеся будут ознакомлены с содержанием и методикой исследований, тем больше у них будет возможностей для самостоятельного выполнения работ [9]. Известно, что данные наблюдений и другие материалы, собранные во время полевых и других исследований, подвергаются так называемой камеральной обработке. Без такой обработки эти материалы не имели бы никакой ценности. Поэтому обучение членов кружка умению анализировать, обобщать и хорошо оформлять результаты своей работы является совершенно необходимым элементом деятельности дополнительного географического образования Выходы в природу и на производство, ознакомление воочию с географическими объектами города имеют большое познавательное и воспитательное значение [10].

Выводы

Таким образом, изучая особенности проведения городских экскурсий в дополнительном географическом образовании, можно сделать вывод, что городская планировка и застройка зависят от целого ряда разнообразных факторов, среди которых немаловажную роль играют элементы ландшафта, поэтому, прежде чем строить, градостроители подробно анализируют гипсометрические, почвенные, климатические, геологические и другие карты. Результаты экскурсии используются как краеведческие наглядные пособия на уроках географии. Экскурсии являются одним из главных методов дополнительного географического образования в школе. И, естественно, там, где они часто практикуются и хорошо восстановлены в методическом отношении, там и успеваемость выше, и знания учащихся более широкие и жизненные. Важно подчеркнуть, что городские географические экскурсии имеют большое значения и для выбора учащимися своей будущей профессии.


Библиографическая ссылка

Шевченко И.А., Соткина С.А., Бикмаева А.В., Коллегаева Н.М., Бурлака А.А., Жуковская И.Е. ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ГОРОДСКИХ ЭКСКУРСИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 235-239;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37620 (дата обращения: 19.04.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674