Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

Свердев Р.Г. 1
1 Саратовский военный ордена Жукова Краснознаменный институт войск национальной гвардии России
Статья содержит основные положения работы куратора подразделения в военном вузе, связанной с подготовкой курсантов в освоении военной профессией, владении оружием и боевой техникой, способности руководить подчиненными в любых условиях. Обозначены основные направления в воспитании молодого поколения, а именно государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое, воинское, экологическое, составляющие единую систему военно-профессионального воспитания будущего офицера. В статье находят отражение вопросы учебной и внеучебной деятельности, за которые несет ответственность куратор, такие как дисциплина, контроль успеваемости, положительная атмосфера сотрудничества. Институт кураторства в военном вузе в настоящее время претерпевает сложный процесс реконструкции и модернизации. Кураторская работа выражает суть «субъект-объектных» отношений. Субъект, а именно преподаватель-куратор или наставник, делится опытом, наблюдает за становлением молодых кадров, воздействует, применяя подходящие воспитательные меры. Курсант, являясь объектом воспитательного воздействия, впитывает и перенимает опыт старшего поколения. Необходимо отметить, что в настоящее время все чаще предъявляются требования к участникам педагогического процесса в подходе «субъект – субъект», причем обе стороны-участники – и педагоги, наставники, кураторы, и обучающиеся, курсанты, молодые специалисты, являются его субъектами, активно участвуют, принимают решения, осуществляют необходимые действия.
военный вуз
воспитательная деятельность
воспитательный процесс
куратор подразделения
курсанты
1. Концепции воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/6724917/3e22e51c74db8e0b182fad67b502e640/#friends (дата обращения: 16.05.2019).
2. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71433920/ (дата обращения: 13.05.2019).
3. Зайнуллина Л.Н. Совершенствование воспитательной деятельности куратора студенческой группы на диагностической основе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Казань, 2009. 21 с..
4. Горшкова М.А. Модель воспитательной деятельности куратора студенческой группы в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01. Москва, 2011. 20 с.
5. Филатов А.Ю. Педагогические условия организации воспитательной работы в военном вузе на современном этапе общественного развития: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Рязань, 2011. 23 с.
6. Царева Н.А. Особенности организации воспитательной работы в военном вузе // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке. 2016. Т. 18 (12). С. 98–102.
7. Поршнева Е.Г., Родионов В.А. Роль куратора на военной кафедре гражданского вуза // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7. Ч. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11948 (дата обращения: 27.05.2019).
8. Ивченко Н.В. Становление и развитие института кураторства в военных вузах внутренних войск МВД России // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. № 1 (57). С. 160–164.
9. Свердев Р.Г. Роль куратора в воспитательной системе военного вуза войск национальной гвардии // Наука и школа. 2017. № 4. С. 130–134.
10. Зотикова Н.А. Особенности педагогической деятельности куратора в группе будущих педагогов профессионального обучения // Среднее профессиональное образование. 2007. № 11. С. 19.
11. Пихтелев А.М. Социальное партнерство в системе социальных отношений // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. 2017. Т. 11. № 4. С. 59–61.
12. Исаев И., Кролевецкая Е. Институт кураторства: проблемы эффективности // Высшее образование в России. 2007. № 5. С. 90–94.
13. Положение о кураторах в военном институте внутренних войск МВД России. Саратов: СВКИ, 2015. С. 26–28.

Известно, что организация воспитательной деятельности в военных подразделениях берет начало со времен правления Петра I, когда произошли изменения в практике военного воспитания от стихийно-ситуативной к военно-педагогической системе. В отечественной педагогике воспитание представляет собой многосторонний процесс духовного взаимообогащения, обновления воспитателей и воспитуемых. Развитие российского государства влечет за собой формирование системы воспитания военнослужащих в России. Имена русских полководцев, например Петра I, П.Г. Румянцева, П.А. Потемкина, А.В. Суворова, М.И. Кутузова, напрямую связаны с вопросами воспитания молодых людей в теории и на практике во время становления русской армии и русского флота. Письменное отражение становления воспитанников находит себя в различных летописях, государственных документах, уставах.

Современные аспекты содержания воспитательной работы, цели, задачи, виды, принципы и направления воспитания личного состава Вооруженных сил Российской Федерации отражены в Концепции воспитания военнослужащих [1]. На войска национальной гвардии России возлагается задача обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человек и гражданина согласно ФЗ от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2]. Офицеры русской армии являются теми людьми, от которых ждут проявления деловых и профессиональных, морально-боевых и общечеловеческих качеств наряду с другими, необходимыми в военном деле. В условиях становления войск национальной гвардии России это влечет за собой изменение структур, модернизацию целевых приоритетов, создание благоприятных предпосылок для совершенствования воспитательной деятельности в военном институте.

Изучение деятельности куратора широко представлено в современных научных исследованиях как изучение вопросов ее совершенствования [3], выявление педагогических условий ее организации [4], как построение модели воспитательной деятельности куратора [5] и др.

Цель исследования: научное обоснование теоретических основ функционирования воспитательных систем в целом и воспитательной деятельности в военном вузе в частности, кураторов подразделения; возможности активного участия в формировании военно-профессиональных и личностных качеств будущих офицеров, проектировании воспитательной деятельности куратора подразделения и ее эффективное профессиональное применение.

Материал и методы исследования: изучение нормативных и законодательных документов, анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, выявление специфики и особенностей воспитательной деятельности куратора военного подразделения.

Результаты исследования и их обсуждение

Оснащение военных кадров на предмет комплектования боеготовности войск российской армии приобретает важное значение с каждым годом. На современном этапе происходит усложнение и повышение требований к офицерскому составу в вопросах владения оружием, соблюдения режима и условий службы, а также профессиональной компетенции и моральным качествам военнослужащих России.

Изменения в современном обществе, в образовании и других сферах деятельности участников воспитательного процесса объясняют актуальность решения задачи организации воспитательной деятельности в военном вузе, а именно требования к личности молодого воспитанника в рамках социального заказа общества и уровню владения общекультурными и профессиональными компетенциями выпускника военного вуза.

Вопросы деятельности куратора подразделения, изучение и анализ организации воспитательного процесса обозначают в качестве приоритета в воинском воспитании преобразование молодых курсантов в подготовленных к воинскому делу и военной службе дисциплинированных офицеров, владеющих оружием, боевой техникой, способных осуществлять руководство вверенными им людьми, как в мирных, так и боевых условиях.

Будущие офицеры должны развиваться целостно и гармонично в реализации духовных и материальных потребностей личности человека. Каждый человек должен найти свое место в мире, в гармонии со своими возможностями и потребностями, воплотить свои желания на практике в окружающей его действительности. Всестороннее развитие личности курсанта военного вуза способствует овладению военной профессией и выполнению воинского долга. Можно сказать, что целью воспитательного процесса в военном вузе является целенаправленное развитие будущих офицеров-профессионалов и становление их профессионального сознания.

В 2013 г. В.В. Путин отметил особо важность повышения качества подготовки русских офицеров, сказав, что образование военнослужащего должно быть конкурентоспособным гражданскому, так как будущий офицер должен быть профессионалом своего дела и высокоинтеллектуальным специалистом [6, с. 98]. Изменения не только в современном обществе, а во всем мире влекут за собой возрастание роли воспитания военнослужащих.

Основная цель воспитания офицера войск национальной гвардии предполагает всестороннее развитие личности военнослужащего и формирование высоких морально-боевых качеств. Организация и осуществление воспитательной работы требует больших усилий, чем формирование основной цели, необходима конкретизация качеств, которые характеризуют офицера-профессионала в военном деле, а также постановкой задач в сфере воспитательной работы.

Патриотизм и дисциплина, товарищество и взаимовыручка, честь и достоинство, мужество, смелость и решительность определим как необходимые качества профессионала в военном деле. Опираясь на положение основной цели военного воспитания, как включающей в себя специфические качества личности офицера профессионала, происходит отбор методов воспитательной работы, теорий, необходимых для обеспечения формирования военно-профессиональной личности будущего офицера. Непрерывный процесс формирования и развития гармоничной личности побуждает обучающихся к самосовершенствованию в вопросах будущей службы.

Нормативно-правовые акты, регламентирующие работу в области воспитания молодых кадров в сфере военной подготовки, позволяют выделить такие направления, как государственно-патриотическое, духовно-нравственное, правовое, эстетическое, физическое, воинское, экологическое. Необходимые офицеру-профессионалу качества специфичны по своему содержанию, что и позволяет в связи с этим разделять процесс воспитания по направлениям воспитательной работы. Все вышеперечисленные направления работы составляют единую систему военно-профессионального воспитания и представляют собой его содержательную сторону.

Профессиональная составляющая является центральным звеном в военном воспитании, объединяя воедино элементы системы воспитания курсантов. Военно-учебные заведения призваны готовить, прежде всего, профессионала в военном деле, готового к решению профессиональных задач в процессе освоения военного дела в условиях учебной и боевой деятельности, опираясь на имеющийся опыт и знания успешного достижения основной цели военно-профессионального воспитания.

Успешное военно-профессиональное воспитание требует от объекта (курсанта) и субъекта (куратора) этой деятельности четкого осознания не только цели, но и стоящих перед ними задач. В специфических условиях военного вуза кураторам воинских коллективов в своей воспитательной работе важно опираться на определенные закономерности.

Прежде всего, в воспитательной работе следует отталкиваться от нормативных положений, определяющих функции коллектива и военного подразделения. Важно помнить о воинской этике и воинской дисциплине в рамках профессиональной деятельности офицеров. Воинский долг, как нравственная норма поведения военнослужащего, определяется направлением государственной политики и назначением вооруженных сил страны, что должно учитываться при определении направлений воспитательной работы с курсантами. Национальные особенности и российские традиции в военном деле требуют использования исторического и современного опыта воинского воспитания, поскольку уровень воинской дисциплины, уставные отношения и организация военно-профессиональной подготовки оказывают непосредственное влияние на результаты воспитательной деятельности.

Развитие воспитательного процесса среди военнослужащих определяют такие значимые тенденции, как понимание сущности и характера данного процесса, практическое применение сформированных навыков профессионального труда. Знание основных закономерных тенденций, отражающих важнейшую сторону диалектики воспитательной деятельности, позволяет более конкретно и целенаправленно решать поставленные задачи на практике.

Непосредственно на уровне подразделения, воспитание курсантов осуществляется путем внедрения воспитательных возможностей в повседневную деятельность. Офицеры, командиры роты и взвода, являясь кураторами военных подразделений, ответственны за организацию воспитательного процесса в военном вузе. Считается, что кураторская деятельность позволяет организовать деятельность курсантов в области информационно-воспитательной работы, внеучебной деятельности, а также найти решение индивидуальных проблем, связанных со сплочением коллектива и взаимодействием внутри него. Сочетание современных методов и форм обучения используется куратором для эффективного обеспечения целенаправленного воспитательного процесса.

Воспитательная работа представляет собой комплекс информационно-пропагандистских, индивидуально-психологических, правовых, социально-экономических, морально-этических, культурно-досуговых, спортивно-массовых и иных мероприятий в рамках воспитательной работы в профессиональной подготовке военнослужащих. Все мероприятия должны быть разработаны с учетом развития гармоничной личности и необходимости внедрения мероприятий, связанных с формированием чувства патриотизма в сознании будущих специалистов. Межличностное взаимодействие всех субъектов воспитательной работы происходит согласованно и разносторонне, так как многоплановая воспитательная деятельность осуществляется на разных структурных уровнях вуза, факультета, кафедры, курса и других [6, с. 99].

Институт кураторства в военном вузе в настоящее время претерпевает сложный процесс реконструкции и модернизации. Рассматривая становление кураторства, можно отметить, что объектом воспитательного процесса является воинский коллектив, учебный взвод. Задача куратора – привить курсантам навыки самовоспитания, самообучения и саморазвития для всестороннего развития личности [7]. Важно понимание необходимости этого процесса всеми участниками воспитательного процесса [8, с. 161].

В военном вузе традиционно распределяется кураторство за подразделениями следующим образом: курсантские батальоны курируют заместители начальника военного института, кураторами рот выступают начальники кафедр, соответственно, взводы находятся под кураторством профессорско-преподавательского состава [9, с. 131].

Подразумевается, что в случае необходимости кураторы готовы оказать любую консультацию, как индивидуальную, так и групповую, в вопросах информации или социализации. Творчество, контроль, организация благоприятного климата и обеспечение соблюдения дисциплины, являясь основными функциями кураторской деятельности, также являются и решением ситуационных задач [10, с. 19].

Информирование курсантов о предстоящих мероприятиях, в учебной и внеучебной деятельности, находится в зоне ответственности куратора, дисциплинарные вопросы, а также обеспечение и поддержание здорового и благоприятного микроклимата в коллективе [11], создание атмосферы сотрудничества и взаимовыручки и учебной группе лежит на кураторе. Куратор следит за соблюдением дисциплины в курируемой группе, контролирует участие курсантов во всех видах деятельности, особенно в области успеваемости и посещения занятий. Индивидуальные и творческие способности личности куратора позволяют расширить его влияние на воспитуемых, быть участником жизни своих подопечных.

Система кураторства должна активно развиваться, поскольку личность молодого человека находится в постоянном развитии, как целостная самоорганизующаяся система. Управление со стороны куратора помогает становлению молодых курсантов в образовательной среде вуза, так как именно в возрасте 17–25 лет для юноши общение с лично значимым человеком очень важно [12, с. 90–94]. Становление будущего специалиста в военном деле проходит зачастую в общении с куратором, который помогает избежать ошибок и неоднозначных ситуаций, поскольку возраст молодых курсантов позволяет предполагать, что они не всегда способны ответственно принимать решения, отдавать отчет в своих действиях и осознавать последствия своих поступков, а некоторые склонны попадать под негативное влияние со стороны, избегая законов нравственности. Постоянный контроль и поддержка со стороны куратора объясняет необходимость развития кураторства в военном вузе. Другим важным моментом, объясняющим необходимость развития кураторства в военном вузе, являются не исследовательские статьи, материалы и мнения практиков, затрагивающие тончайшие грани особенностей кураторской деятельности, а открытые дискуссии по каждому из поднимаемых вопросов о кураторстве.

Разработка и реализация субъектами воспитательной системы военного вуза специализированных комплексных целевых программ кураторской работы обоснованы закономерностями организации воспитательной деятельности куратора в воинских подразделениях, а также внутренними нормативными документами учебного заведения, его спецификой. В нашем случае это Положение о кураторах в военном институте МВД России г. Саратова [13, с. 26–28].

Поводя итог, отметим тот факт, что актуальность воспитательной работы в военном вузе на сегодняшний день очень высока. Авторитет куратора должен повышаться за счет проводимых воспитательных мероприятий с курсантами, развития межличностных взаимоотношений и постоянного мониторинга психологического состояния воспитанников. Поднимаемая проблема своевременна и требует теоретического осмысления деятельности куратора в образовательной среде военного вуза.

Итак, опыт организации воспитательной деятельности куратора подразделения – это результат систематического целенаправленного воздействия на личность военнослужащего. Воинское воспитание носит системный характер, имеет свою внутреннюю логику и представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов. Показателем успешности воспитательного процесса является качество профессиональной подготовки выпускников, степень развития у них военно-профессиональных, личностных: патриотических, духовных, нравственных, моральных качеств. Профессиональное мастерство педагогов-кураторов, их педагогическая культура и личный пример являются одним из важнейших условий успешной воспитательной работы.

В заключение следует отметить, что профессиональная деятельность автора статьи направлена на повышении эффективности воспитательной деятельности куратора подразделения посредством современных форм, методов и средств воспитательной работы. В ходе проведенного исследования была сконструирована модель воспитательной деятельности куратора, которая в ходе внедрения в реальные условия военного вуза показала свою эффективность.

Результативность модели была доказана с помощью разработанного критериально-диагностического инструментария, в который входят критерии (мотивационный, содержательный, поведенческий, личностный), каждый из которых находит выражение в определенных показателях, что позволяет выявить три уровня сформированности военно-профессиональных и личных качеств курсантов: оптимальный (высокий), допустимый (средний), критический (низкий), а также проследить динамику процесса.

Полученные в ходе практической деятельности результаты позволяют разработать новые подходы к моделированию систем воспитания в военных учебных заведениях и обеспечить эффективность работы куратора по формированию военно-профессиональных и личных качеств будущих офицеров, что вносит вклад в развитие теории целостного педагогического процесса. Разработанная модель практически значима как система, соответствующая современным педагогическим условиям.


Библиографическая ссылка

Свердев Р.Г. ОПЫТ ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КУРАТОРА ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 219-223;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37617 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674