Одним из актуальных критериев оценки успешности научно-педагогической деятельности в XXI в. является высокий уровень владения набором коммуникативных навыков (КН), необходимый для осуществления продуктивного профессионального общения [1]. Однако результаты многочисленных опросов работодателей как в России, так и за рубежом, свидетельствуют об отсутствии у современных выпускников аспирантуры достаточной степени сформированности навыков достижения целей именно научно-преподавательской деятельности как на родном, так и на иностранном языках.
Изменения в формате, темпе, видах работы участников мировой академической среды привели к трансформации основных целей и задач обучения в аспирантуре российских вузов, что нашло отражение в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах по различным направлениям подготовки, включая медицинские.
В качестве ориентиров процесса формирования КН на третьей ступени обучения регламентирующие образовательные документы предлагают следующие универсальные компетенции: готовность к участию в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3) и использование современных методов и технологий научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4) [2].
Отметим, что формирование навыков общения для дальнейшего применения их на практике требует последовательной, логически организованной методической работы на протяжении всего периода обучения. Такая компетенция, как готовность к решению профессиональных задач на родном и иностранном языке, представляет собой комплексное явление и включает когнитивный, поведенческий, мотивационный компоненты, а также систему ценностей и личностных качеств [3–5]. Соответственно, условием ее успешного формирования на любой ступени высшего образования может выступить единая образовательная среда, призванная усилить каждый вышеназванный компонент в ходе освоения базовых и профессиональных дисциплин, в результате чего будут сформированы УК-3 и УК-4.
Цель исследования: определение основ методики формирования КН аспирантов медицинских вузов с учетом требований действующих образовательных стандартов и компонентного состава коммуникативной компетенции (КК), соответствующего современным требованиям академической среды.
Материалы и методы исследования
Для определения методических основ интеграции дисциплины «Иностранный язык» в единое образовательное пространство мы поставили следующие задачи: во-первых, определить компонентный состав КК будущих преподавателей-исследователей; во-вторых, спроектировать результативные педагогические подходы, воздействующие на когнитивную, поведенческую, мотивационную и ценностную сферы личности с целью оптимизации самого процесса формирования данной группы навыков.
Разработанная нами модель КК будущего преподавателя-исследователя в медицинской сфере основана на синтезе европейского видения отвечающих современным требованиям коммуникативных способностей [3–5] и адаптации их к российской культуре, языку и социальным особенностям ситуаций общения.
Модель КК была адаптирована к культурной и социальной специфике российского рынка труда на основе результатов анкетирования потенциальных работодателей будущих преподавателей-исследователей в медицинской сфере (медицинские вузы, научно-исследовательские центры, органы системы здравоохранения) [6].
Определенные нами компоненты КК делятся на два блока: (1) устные и письменные навыки общения в онлайн-формате и (2) устные и письменные навыки общения в офлайн-формате (рисунок). Современная научно-педагогическая среда, так же как и многие другие виды профессиональной деятельности в XXI в., расширила рамки и форматы общения от традиционного (коммуникация «здесь и сейчас», в очном режиме) до дистанцированного формата (временная и пространственная удаленность адресата и адресанта). Поэтому сегодня необходимо переориентировать структуру КК будущих работников научно-педагогической сферы и по-новому определить навыки, которые позволят им организовывать учебную деятельность, научное сотрудничество, устанавливать партнерские отношения исключительно в дистанционном формате с использованием современных цифровых технологий общения. Известно, что научно-педагогическая среда устойчива к изменениям: традиционно и по сей день наиболее частотной и популярной формой обучения выступает очный формат. Тем не менее тенденции к интернационализации образовательных систем крайне сильны на сегодняшний день, а их развитие стремительно набирает темп. В этой связи видится оправданным ориентировать процесс формирования КК и на подготовку обучающихся к адаптации навыков очного общения к онлайн-формату.
Модель коммуникативной компетенции будущего преподавателя-исследователя в медицинской сфере
Следует отметить, что новый компонентный состав КК обладает универсальным характером для обучения аспирантов различных направлений подготовки, а также позволяет интегрировать дисциплину «Иностранный язык» в единое образовательное пространство и обеспечить междисциплинарную связь с другими преподаваемыми в аспирантуре предметами (например, «Педагогика высшей школы», «Использование научных данных в преподавании», «Медицинская информатика и статистика в научных исследованиях» и другие), отвечающих за формирование профессиональных компетенций.
Вместе с тем переориентация целей дисциплины «Иностранный язык» с повышения уровня владения изучаемым языком на поэтапное овладение выше предложенными компонентами КК определяет новую методологию ее реализации в учебном процессе. Взяв за основу разработанные Дж. Бердом положения о связности и преемственности в процессе формирования КН [5], в 2017 г. мы спроектировали интегрированную методику обучения КН будущих преподавателей-исследователей (далее – методика), воздействующую на когнитивную, поведенческую, мотивационную и ценностную сферы личности за счет активизации самостоятельной деятельности обучающихся, создания установки на дальнейшее профессиональное саморазвитие и самосовершенствование.
Представляемая нами методика основана на взаимосвязи методов онлайн-обучения и двух педагогических подходов: «перевернутый класс» (flipped classroom) и обучение на основе сценариев (scenario-based learning). Данная методика позволяет ориентировать учебную деятельность на интерактивность и имитацию реальной коммуникативной ситуации; ввести в курс дисциплины базовую теорию коммуникации, конфликтологии, психологии, социологии и культурологии; консолидировать цели и задачи всех видов учебной работы; оптимизировать процесс обучения с учетом его кратковременности [7].
Педагогический подход «перевернутый класс» предполагает предварительную разработку и размещение преподавателем цифровых ресурсов (видеолекции, материалы по теме, электронные сценарии) на образовательной платформе (СДО Moodle), которые студенты должны самостоятельно изучить при подготовке к аудиторному занятию. Во время очного занятия под руководством преподавателя студенты выполняют ряд заданий индивидуально, в парах или группах, что позволяет проверить степень понимания самостоятельно приобретенных знаний и сформировать практические навыки, востребованные в их будущей карьере.
При разработке онлайн-ресурса преподавателю необходимо брать во внимание индивидуальные и групповые ожидания и потребности обучающихся, включающие личностные характеристики, специфику их дальнейшей сферы занятости, стиля учебной работы, способов ознакомления с материалом, а также выбрать наиболее подходящие форматы представления информации: видеоролики, видеолекции, упражнения, нацеленные на поиск данных в интернете, работу с информационными ресурсами, анализ и синтез теоретического материала в цифровом формате и другие [8, 9].
При разработке формата и содержания теоретического материала для онлайн-ресурса необходимо учитывать то, что он направлен на развитие как знаниевого компонента КК, так и на совершенствование ее лингвистической составляющей. Другими словами, данный ресурс должен не только сформировать осведомленность обучающихся о теории коммуникации, но и повысить уровень владения языком. Поэтому необходимо сопровождать теоретический иноязычный материал сопутствующими заданиями лексического, грамматического и стилистического характера, которые организуют процессы восприятия, понимания и интерпретации информации и стимулируют дальнейшую речевую деятельность студентов в формате аудиторного занятия.
Одним из значимых преимуществ подхода «перевернутый класс» считается то, что студентам предоставляется возможность самостоятельного выбора удобного для них места и времени подготовки к очным занятиям, что благоприятствует становлению ряда определенных личностных качеств, включающих дисциплинированность, мотивированность, ответственность, самостоятельность, вовлеченность и другие.
Таким образом, обучение иностранному языку на третьем цикле обучения, организованное с использованием подхода «перевернутый класс», позволяет консолидировать разные типы учебной деятельности, а также максимально согласовать аудиторную и самостоятельную работу обучающихся.
Подход «Обучение на основе сценариев» призван повысить интерактивность аудиторных занятий и «погрузить» студентов в течение очных занятий в имитирующие реальность коммуникативные ситуации. На первой ступени высшего образования студентами уже были хорошо отработаны практические навыки врача в симуляционных классах. Следовательно, выпускники специалитета медицинских вузов будут особо мотивированы на работу с коммуникативными сценариями, ведь для них такой вид деятельности является привычным, ассоциированным с их родом занятости, а также демонстративным в плане визуализации коммуникативной ситуации.
Подготовка на основе этого подхода строится на принципах ситуационного обучения, утверждающих, что обучение будет более продуктивным, если оно происходит в контексте, максимально приближенном к дальнейшей профессиональной деятельности обучающихся.
Во время работы со сценарием студенты анализируют его сюжетную линию, основанную на проблеме, которую им предстоит затем решить. В ходе поиска верного решения студенты применяют свои предметные знания и навыки критического мышления, демонстрируют личностные качества, обнаруживают степень подготовки к решению психологически и социально затрудненных ситуаций. Такой вид обучения идеально подходит для реализации в рамках компетентностного подхода в образовании, так как представляет собой сочетание знаний, навыков и подходов для успешного выполнения профессиональных задач с упором на конечную цель, то есть будущую профессию обучающихся [10].
Как отмечают европейские эксперты в области обучения на основе сценариев из Университета Св. Георгия (г. Лондон, Великобритания), одним из главных преимуществ виртуальных сценариев является то, что они предоставляют обучающимся возможность принимать решения в безопасной обстановке без страха совершить ошибку, что упрощает принятие решения в дальнейшей практике [11, 12].
Результаты исследования и их обсуждение
Процесс реализации представляемой методики был запущен в аспирантуре СЗГМУ им. И.И. Мечникова в сентябре 2017 г. По результатам собеседования, проводимого в конце каждого семестра с преподавателями и аспирантами и нацеленного на выявление эффективности предлагаемого формата обучения, мы определили следующие педагогические особенности, которые необходимо учитывать при проектировании описываемого нами курса:
1. Целью обучающего онлайн-ресурса должно выступать не только повышение уровня осведомленности о теории коммуникации, но и отработка языковых умений и навыков слушателей аспирантуры (в среднем на начальном этапе обучения 40 % аспирантов отмечало, что им «сложно понимать видеолекции или письменный теоретический материал в случае, если преподаватель не предложил ряд языковых упражнений лексического и грамматического характера» или «достаточно сложно готовиться к аудиторному занятию без сопровождающего списка функциональных фраз на иностранном языке, который они могли бы использовать в собственной речи»).
2. Каждое занятие ресурса должно содержать не более чем пятиминутную видеолекцию и/или презентацию, представляющие теоретические основы темы, выполнить серию заданий, ориентированных на общее понимание просмотренного, ознакомиться с перечнем функциональных фраз, выполнить 2–3 упражнения на отработку навыков их использования в речи, а также изучить виртуальный сценарий, содержащий определенный коммуникативный сбой в академической сфере общения.
3. В начале каждого аудиторного занятия преподавателю следует проводить тестирование аспирантов, состоящее из 10–15 вопросов на проверку понимания материалов, которые аспиранты изучили самостоятельно.
4. В ходе аудиторного занятия аспиранты обсуждают усвоенный материал, принимают активное участие в дискуссиях, решении сценариев, а также обсуждают размещенные в онлайн-ресурсе коммуникативные сценарии и выполняют ряд заданий, связанных с их решением. Данная работа предваряется ознакомлением учащихся с основными лексико-грамматическими конструкциями, стратегиями и тактиками речевого поведения, соответствующими целям и задачам занятия по конкретному сценарию. В процессе урока преподаватель не выступает в традиционной роли эксперта знаний, а направляет и корректирует речевую деятельность обучающихся, что способствует формированию у аспирантов привычки к самостоятельной коммуникации.
5. С целью повышения самоконтроля успешности выполнения сценария два последних занятия каждого семестра целесообразно проводить в помещениях симуляционного центра, где представленные аспирантами сценарии записываются на видео для дальнейшего совместного анализа с преподавателем.
Таким образом, в ходе реализации дисциплины «Иностранный язык» посредством интегрированной методики формирования КН мы, во-первых, совершенствуем КН обучающихся посредством самостоятельно выполняемых аспирантами упражнений в СДО Moodle и регулярного мониторинга и контроля их речевой деятельности на очном занятии; во-вторых, при анализе коммуникативного сценария на очном занятии, организованного по модели «перевернутый класс», формируем условия для определения коммуникативного сбоя, поиска способов его коррекции и продуцирования на иностранном языке ситуации, где эффективно решается та или иная коммуникативная задача.
Заключение
Для определения продуктивности и результативности разработанной нами методики мы проводили регулярный мониторинг по оценке эффективности обучения по модели «перевернутый класс» и обучения на основе сценариев, а также фиксировали изменения в уровне сформированности компонентов КК будущих работников высшей школы.
Система мониторинга и оценки, состоящая из оценочных листов, позволила определить правильность выполнения коммуникативных сценариев, включающую корректный выбор речевых стратегий и тактик, способов решения конфликта и точность лингвистического оформления высказываний.
Результаты исследования показали, что аспиранты, активно посещавшие занятия и своевременно выполнявшие задания на образовательной платформе, имели значительный прогресс в выполнении контрольных сценариев (от 48 % до 87 %), что доказывает эффективность предлагаемой методики.
Кроме того, по завершении курса нами было организовано анкетирование среди всех участников образовательного процесса для определения их уровня удовлетворенности результатами курса. Большая доля аспирантов (96 %) отметили значительную удовлетворенность результатами обучения. Весь профессорско-преподавательский состав кафедры, задействованный в процесс разработки и реализации курса на основе интегрированной методики, дал высокую оценку эффективности представляемой методики.
Однако не все преподаватели, принявшие участие в реализации курса, выразили готовность продолжить работать по предложенной методике. В ходе интервьюирования мы выявили следующие причины резистентности к работе по данной методике:
1) высокая времязатратность при подготовке к занятию по модели «перевернутый класс» и реализации сценария;
2) незнакомый подход к организации форм учебной работы;
3) неготовность к быстрой смене привычного («наработанного») формата собственной педагогической деятельности.
Вместе с тем негативные реакции на предлагаемый нами формат обучения составили достаточно малый процент (19 %) от общего количества профессорско-преподавательского состава кафедры иностранных языков. 100 % преподавателей отметили высокий интерес к новому формату педагогической деятельности, что позволяет судить о перспективности и эффективности разработанной нами методики.
Библиографическая ссылка
Ольховик Н.Г., Липатова Е.Г., Воздвиженская А.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ АСПИРАНТОВ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 200-204;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37613 (дата обращения: 21.11.2024).