По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире более одного миллиарда людей (15 % населения) страдают различными формами инвалидности [1]. Из них 9,1 % – слепых и слабовидящих людей. Наряду с термином «инвалид» в российских нормативных документах используется термин «маломобильные группы населения» (МГН) – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве [2].
В настоящее время разработаны и соблюдаются законодательные и технические нормативно-правовые требования в области архитектуры и строительства по обеспечению доступной среды для МГН, изложенные в СП 35-105-2002, СП 59.13330.2016, ГОСТ Р 50918-96, ГОСТ Р 51630-2000, ГОСТ Р 52131-2003, ГОСТ Р 52871-2007, ГОСТ Р 52875-2007 и т.д. Для людей с нарушениями в сфере опорно-двигательного аппарата разработан достаточно широкий спектр мероприятий, облегчающих им условия передвижения на территории города (устройство лифтов и подъемников, пандусов и лестниц с расширенными разгрузочными площадками, ограждающих поручней, тактильных поверхностей, дорожной разметки, указателей и др.). Но для слепых и слабовидящих людей мероприятий, облегчающих условия пространственной ориентации, а значит, и условий передвижения, крайне недостаточно. Достижению этой задачи может служить универсальный дизайн [3], который называют также «инклюзивным дизайном» или «дизайном для всех».
Формирование благоприятной и безопасной среды жизнедеятельности и реабилитации для МГН, в том числе – открытых городских пространств (ОГП), является одним из важнейших направлений внутренней социальной политики Российской Федерации. Задача ландшафтных проектировщиков – архитекторов и дизайнеров заключается как в следовании нормативным требованиям для создания безопасной доступной среды ОГП, так и в умении сделать элементы этой среды эстетически привлекательными, удобными для всех групп населения, независимо от того, относятся они МГН или нет.
Обучение принципам универсального дизайна в вузе является важным этапом подготовки специалистов – дизайнеров среды для их дальнейшей работы в области ландшафтного проектирования и создания инклюзивных городских объектов и пространств.
Цель исследования: выявление приемов формирования сенсорного сада для слабовидящих на принципах универсального дизайна.
Объект исследования: инклюзивное рекреационное пространство сенсорного сада, как средство, позволяющее получать важные знания, развивать навыки, регулировать эмоции и поддерживать уверенность в себе людям с ограниченными возможностями.
Предмет исследования: особенности обучения приемам универсального дизайна при формировании сенсорного сада с использованием природных и искусственных ориентиров на территории школы для слабовидящих детей в г. Артеме Приморского края.
Материалы и методы исследования
На этапе постановки проблемы и определения ее связи с важными научными и социальными задачами, касающимися формирования ОГП для слабовидящих МГН, были проанализированы последние публикации по теме исследования, посвященные: универсальному (инклюзивному) дизайну среды ОГП [4–6]; реабилитации людей с нарушениями зрения путем ландшафтной организации ОГП [7, 8]; формированию сенсорных садов [9, 10]; определению ассортиментов декоративных растений и результатов интродукции декоративных растений природной флоры на юге Приморского края [11–13]; принципам архитектурно-ландшафтной организации детских площадок [14, 15] и пришкольных территорий [16–18]. На этапе сбора и изучения исходных данных применялись такие методы, как наблюдение, фотофиксация, описание функциональных и эстетических характеристик объектов, а также – опрос в форме анкетирования.
С 2017 г. во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на кафедре дизайна и технологий (ДЗТ) в рамках дисциплин по ландшафтному проектированию среды введен курс по обучению универсальному дизайну. За это время студенты, руководствуясь принципами универсального дизайна, выполнили ряд дизайн-проектов благоустройства городских территорий с адаптацией для МГН. Дважды (в 2017 и 2018 гг.) студенческие коллективы ВГУЭС занимали призовые места с проектами по ландшафтной организации рекреационных пространств г. Владивостока на Всероссийском студенческом архитектурном конкурсе «Универсальный дизайн» в г. Москве.
В 2018–2019 учебном году перед студентами была поставлена цель – выявить основные приемы формирования сенсорных садов и выполнить экспериментальную проектную разработку сада на принципах универсального дизайна. Проектное предложение было реализовано на пришкольном участке территории КГКСКОУ «Коррекционной школы-интерната III–IV видов» – специальной школы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья в г. Артеме Приморского края. В школе учатся и проживают 123 человека, в том числе 43 незрячих, 20 детей со сложным дефектом, 2 ребенка – сироты, 10 детей из семей, родители которых лишены родительских прав.
Работа в процессе обучения была разбита на два этапа: 1) проведение предпроектного анализа; 2) выполнение проектной разработки сенсорного сада на основе принципов универсального дизайна. На первом этапе обучения студенты посетили коррекционную школу-интернат и всесторонне обследовали территорию объекта проектирования; проанализировали нормативную литературу, регламентирующую размещение элементов доступной среды; выявили последние тенденции в мировой практике при проектировании аналогичных объектов; проанализировали возможности использования искусственных и природных ориентиров для слабовидящих; подобрали элементы наполнения пространства; изучили влияние природных факторов на улучшение здоровья и адаптации людей с ограничениями по зрению; определили ассортимент декоративных растений для озеленения. В рамках предпроектного исследования студентами был проведен опрос сотрудников и детей школы разных возрастных групп (около 100 респондентов). В результате опроса было выявлено, что слабовидящие люди часто упоминают зеленые зоны, парк и лес как свои любимые места для времяпрепровождения. В качестве любимого аромата указывают запах свежей зелени. При описании красоты (в их понимании) отмечают цветы и природу.
Результаты исследования и их обсуждение
Исследования показывают, что пребывание на озелененных территориях и уход за растениями помогают МГН, включая слепых и слабовидящих людей, развивать различные навыки, регулировать эмоции и поддерживать уверенность в себе. Соответствующим образом оборудованные озелененные ОГП могут быть использованы для реабилитации и социализации слабовидящих с различной патологией. «Нарушения зрения приводят к значительным расстройствам восприятия окружающего мира и коммуникации с другими людьми. Это обусловлено тем, что «почти 90 % информации здоровый человек получает через зрение» [9, с. 37].
В связи с тем, что полная компенсация потерь, связанных с потерей зрения, невозможна, важным аспектом организации ландшафтных объектов «для слабовидящих и слепых людей является перевод зрительных образов в образы и форму, доступную для тактильного и/или звукового восприятия» [9, с. 38]. В значительной степени этому способствуют сенсорные сады. В настоящее время в отечественной и зарубежной практике наблюдается растущее движение за включение сенсорных садов в структуру многих образовательных учреждений для детей-инвалидов, детских оздоровительных учреждений, а также – ботанических садов. Сенсорные сады способствуют восстановлению зрительного восприятия на основе использования сохранных анализаторных систем (слуха, осязания, обоняния). В таком саду дети-инвалиды по зрению получают необходимые для повседневной жизни навыки, учатся ориентироваться и перемещаться в пространстве.
Основным принципом, позволяющим облегчать пространственную ориентацию слепых на ОГП, является активное «использование их уникальных компенсаторных способностей с одновременным привлечением эффективных природных ориентиров из числа определенных пород деревьев, цветов и цветущих кустарников» [7, с. 134]. Именно в этом случае в большой степени задействуются внутренние резервы организма слепого, его скрытые компенсаторные возможности. При этом слепой менее зависим от какой-либо технической помощи извне и способен проявлять большую самостоятельность в выборе пути. С целью определения приемов озеленения и элементов, которые могут играть роль природных ориентиров в сенсорном саду для слабовидящих, был проведен анализ ассортиментов декоративных растений и результатов интродукции декоративных растений природной флоры юга Приморского края [11–13], а также – принципов архитектурно-ландшафтной организации детских площадок [14, 15] и пришкольных территорий [16–18].
В ходе исследования были выявлены и рекомендованы для последующего использования в качестве природных ориентиров породы деревьев, цветов и цветущих кустарников, обладающих выраженными шумовыми, ароматическими и тактильно-морфологическими характеристиками. Выявлено, что оживлению зрительных представлений на основе слуха может служить шум листвы крупных пород деревьев: дуба монгольского, липы амурской, ореха маньчжурского, осины дрожащей, ясеня носолистного. Кроны этих деревьев в ветреную погоду весной и летом и опавшая листва, шуршащая под ногами в осеннее время, служат источником звуковых сигналов, распространяющихся на большое расстояние и улавливающихся обостренным слухом слепых.
Оживлению зрительных представлений на основе осязания служат растения с характерной структурой листвы: хвойные (ели, лиственницы, можжевельники, пихты, сосны, тис остроконечный) и лиственные (кизильник блестящий, магнолии, сирени и др.), а также растения с ярко выраженной фактурой коры: деревья (бархат амурский, береза даурская, береза маньчжурская, береза ребристая, дуб черешчатый, рябина амурская, сосна обыкновенная, сосна погребальная) и кустарники: (бересклет Максимовича, бересклет малоцветковый, бересклет священный, жимолость Маака, жимолость Максимовича, жимолость раннецветущая, черемуха Маака).
Оживлению зрительных представлений на основе обоняния служат породы кустарников, летников и многолетников, обладающие характерными ароматами. Среди кустарников это различные сирени и розы; из многолетников – нарциссы и флоксы, однолетников: тагетес, настурция, душистый горошек.
Важным ориентиром при движении слабовидящих и цветовым сопровождением на фоне застройки являются кустарники с обильным ярким цветением и яркой листвой: клен ложнозибольдов, вишня сахалинская, слива трехлопастная, вейгела, чубушник венечный, спирея Вангутта, форзиция промежуточная. В зимнее время на фоне белого снега будут выделяться стройными вечнозелеными колоннами посадки можжевельника китайского.
На основе проведенного исследования и анализа данных материалов были определены основные приемы ландшафтной организации территории школы для слабовидящих детей, и на их основе студентами выполнена проектная разработка сенсорного сада, которым, по сути, является вся территория школы. Функционально-пространственная организация пришкольного участка сформирована с учетом рекомендаций преподавателей школы для слабовидящих детей и экспертов из Общества слепых г. Владивостока (рисунок).
Функционально-пространственная организация сенсорного сада на территории коррекционной школы-интерната в г. Артеме Приморского края. Проектное предложение
Данные рекомендации помогли студентам выделить на территории различные зоны с таким расчетом, чтобы в дальнейшем облегчить школьникам ориентацию в пространстве. Запроектированы: тактильные зоны для рук и ног; зоны с интерактивными стенками-панно и шрифтом Брайля; зона для тихих игр; многофункциональная поляна для подвижных игр; зоны с детским игровым оборудованием и со спортивными тренажерами; огород; ароматический сад пряных трав; плодовый сад; каменистый сад; акустический тоннель. Для каждой из перечисленных зон определены свои приемы ландшафтной организации, облегчающие ориентацию в пространстве. Проектное предложение не ограничивается рекомендациями по созданию безопасной доступной среды для МГН, регламентируемыми нормами и правилами. Дизайн пространства пришкольной территории максимизирован с учетом использования принципов универсального дизайна для всех, независимо от мобильности, а также – в части усиления познавательной функции природы и для получения удовольствия от общения с природными и рукотворными элементами наполнения пространства.
В узловых точках пересечений дорожек в качестве природных ориентиров авторами предложена посадка древесно-кустарниковых групп и многолетников, способствующих восстановлению зрительного восприятия на основе использования сохранных анализаторных систем (слуха, осязания, обоняния). Важную роль в навигации по территории школы играют специализированные сенсорные мини-сады, помогающие ориентироваться при переходе из одной зоны в другую: плодовый сад с плодами разнообразной формы и фактуры: гладкими, опушенными, округлыми и неправильной формы; ароматический мини-сад с пряными растениями: тимьяном, мелиссой лекарственной, мятой перечной и др.; огород, на территории которого дети могут тренироваться в посадке растений и уходе за ними. Сочетание положительного воздействия работы в огороде на свежем воздухе, благотворного влияния природы и возможность практического использования результатов своего труда позволит получить необходимый терапевтический эффект.
Особое внимание в студенческой проектной разработке уделено покрытиям дорожек и площадок и организации акустического тоннеля (при движении звук ног и тросточек будет отражаться от покрытий и стен тоннеля, эхо позволит детям определять свое местоположение). Характер дорожных одежд на остальной территории неоднородный, с включением отдельных участков из «мягких» покрытий – используются гравийные полосы на асфальтовых дорожках перед поворотами и информационными стендами. Покрытия на основных путях движения территории имеют направляющие тактильные полосы с включением резонирующих участков, выполненных из полой акустической плитки и рельефной плитки из твердых материалов, указывающих оптимальное направление движения.
В студенческом проекте предложена комплексная система тактильной ориентации в пространстве, являющаяся важной составляющей, обеспечивающей инклюзию детей с ограничениями по зрению. Разработаны рельефные наземные указатели: фреска в зоне для проведения школьных мероприятий и несколько интерактивных стенок-панно, включающих различные тактильные элементы и тексты, выполненные шрифтом Брайля.
Заключение
На кафедре ДЗТ ВГУЭС сегодня уделяется большое внимание обучению студентов принципам универсального дизайна, основанное на реальном проектировании средовых объектов, где требуется переход от создания доступной среды к комплексным инклюзивным решениям среды. Полученные во время обучения теоретические знания и практические опыт и умения в области универсального дизайна позволят студентам в профессиональной деятельности грамотно решать проектные задачи для достижения полного включения МГН в общественную жизнь. Выполненные студентами теоретическое исследование с привлечением социологических инструментов и экспериментальная проектная разработка сенсорного сада для слабовидящих позволяют сделать вывод о том, что природные и искусственные ориентиры должны рассматриваться как две взаимодополняющие и одинаково важные составляющие в обустройстве основных путей передвижения МГН в ОГП. Сенсорный сад, в котором создана безбарьерная среда для людей с ограничениями по зрению, обеспечивает выполнение санитарно-гигиенических, антропометрических, экологических и эмоционально-психологических требований, а также благодаря универсальному дизайну обеспечивает доступность всех структурных элементов для всех категорий населения без необходимости их адаптации. Инклюзивное пространство поможет детям получить дополнительную информацию о пришкольной территории, рукотворной и природной окружающей среде и будет способствовать расширению возможности реабилитации детей.
Библиографическая ссылка
Иванова О.Г., Копьёва А.В., Храпко О.В. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОМУ ДИЗАЙНУ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СЕНСОРНОГО САДА НА ТЕРРИТОРИИ ШКОЛЫ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ ДЕТЕЙ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 175-180;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37608 (дата обращения: 03.12.2024).