Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГУМАНИЗМ ДЖ.П. НАЙКА В РЕФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ В XX ВЕКЕ

Асланов Д.И. 1 Мартынова Е.О. 1 Голубова М.И. 2
1 Филиал Ставропольского государственного педагогического института
2 Институт сервиса туризма и дизайна (филиал) Северо-Кавказского федерального университета
В статье подробно рассматривается процесс реформирования образования Индии с начала XX века. Представлены основные концепции реформирования образования ведущих общественных и политических деятелей страны. Показаны роль и участие индийского историка образования и педагога Дж.П. Найка в разработке принципов новой модели образования в связи с принятием в 1950 г. статьи 45 Конституции Индии о всеобщем обязательном образовании. Большой научный и практический вклад индийского ученого состоит в том, что он проанализировал существовавшую в то время в Индии систему образования, а также предложения по ее реформированию и на этой основе разработал комплекс мер по ее совершенствованию. Дж.П. Найк в своих трудах раскрыл преимущественные направления развития образования в Индии с учетом интересов беднейших слоев населения. Он считал, что все общеобразовательные учреждения должны больше времени уделять участию в программах по социальному обеспечению и национальному развитию. Ученый предложил ряд приоритетных структурных изменений, реализация которых, как считал Дж.П. Найк, поможет выполнить положения, записанные в статье 45 Конституции Индии и, следовательно, повлиять в целом на социально-экономическое развитие государства.
образование
школа
реформирование образования
гуманизм
качество образования
1. Педагогическое наследие и его роль в современном образовании [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-na-temu-pedagogicheskoe-nasledie-i-ego-rol-v-sovremennom-obrazovanii-2130755.html (дата обращения: 05.06.2019).
2. Speeches and Writings of Gopal Krishna Gokhale. Edited By D.G. Karve and D.V. Ambekar. Vol. III. Educational. N.Y.: Asia Publishing House, 1967. xv, 331 p.
3. Parulekar R.V. Literacy in India. Macmillanand Co., 1939. 2s. 9d. Р. 816–819.
4. Fisher L. The Life of Mahatma Gandhi. N.Y.: Harper & Row, (c)1983, c1950. xi, 558 p.
5. Bhargava M.L. History of Modern India. Upper India Publishing House, 1970–623 p.
6. Le texte suivant est tir? de Perspectives : revue trimestrielle d’?ducation compare (Paris, UNESCO : Bureau international d’?ducation). 1994. vol. XXIV. nо.?1–2. Р. 209–224.

Мировая педагогическая мысль оставила огромное наследие по проблемам развития различных видов и уровней образования. Изучение специфики педагогической мысли разных стран и народов, а также обобщение передового педагогического опыта выступают базисом при реформировании современной системы образования и служат основой для инновационных преобразований.

Педагогический опыт раскрывает неисчерпаемые возможности совершенствования человека и общества, что всегда привлекает внимание выдающихся деятелей педагогики, представителей педагогической общественности на всём протяжении развития системы воспитания и образования.

Педагогическая деятельность несет в себе свойственные ей хронологические и территориальные особенности. Вместе с различиями, в личности педагогов, в их опыте, прослеживается всегда общее: высокий уровень профессиональных знаний, творчество, высокая эффективность труда, потребность в анализе и обобщении собственного накопленного опыта и опыта своих предшественников и современников.

В современном образовательном пространстве все динамично меняется, и необходима постоянная рефлексия и взгляд не только в будущее, но и в прошлое, чтобы понять направления развития методов обучения и формирования человеческой личности, чтобы определить эффективность педагогического влияния на социальный прогресс. Только эта профессиональная рефлексия открывает ранее неизвестные педагогические ценности [1].

Цель исследования: определение факторов и условий, оказавших существенное значение и влияние на реформирование начального образования в Индии в первой половине XX в. на основе формирования и развития гуманистических основ педагогического творчества индийского историка образования и педагога Дж.П. Найка.

Материалы и методы исследования

В качестве методического инструментария в статье используется эволюционный метод, сущность которого состоит в том, что в процессе эмпирического (практического) анализа развития изучаемого процесса или явления выявляются его признаки, сущностные черты и характеристики на различных этапах его развития. В свою очередь это позволяет понять и объяснить существующее состояние объекта, выявить тенденции развития и, следовательно, предположить дальнейшие события и характер предстоящих изменений состояния объекта.

Для исследования многих объектов эволюционный, исторический метод по существу является единственным, поскольку объекты существуют в единственном числе и воспроизвести их в каком-либо опыте не представляется возможным.

Эволюционный метод в данной статье коррелирует с ретроспективным анализом, отражающим количественные и качественные изменения в системе дошкольного образования в Индии в процессе его эволюции.

Когда в Индии в XIX в. была создана современная образовательная система, единственной целью Британского правительства было желание дать образование обеспеченному классу, который, по существовавшей тогда теории, должен будет в будущем передавать знания массам. Традиционная образовательная система состояла в поступлении в первый класс в возрасте шести лет и последующий ежегодный переход в класс более высокого уровня. Обучение проводилось профессиональными преподавателями и было разделено на три ступени: начальное, среднее и высшее. Целью каждой ступени была подготовка учащегося к последующей. Система была ориентирована на имущий класс и была слишком дорогостоящей, чтобы ее можно было расширить. Ее целью было получение знаний, а не подготовка к жизни. Она культивировала в большей степени умственный труд, нежели ручной. К концу XIX в. эта модель утвердилась во всех штатах страны. Это была система, в которую надлежало внести структурные изменения с тем, чтобы она была доступна и отвечала интересам народных масс. Когда в начале ХХ в. лидеры националистов стали ратовать за предоставление всеобщего образования, встал вопрос о модернизации традиционной системы или создании альтернативной модели. Британское правительство не желало изменений, поэтому исключило возможность предоставления всеобщего образования под предлогом административных и финансовых сложностей. К числу наиболее известных национальных лидеров, ратовавших за реформирование школы, были Гокхале, Парулекар, Махатма Ганди, Ачария Виноба, К. Раджагопалачари и др.

Заслуга Гопала Кришна Гокхале состоит в том, что он поднял вопрос о предоставлении всеобщего среднего образования в 1910–1912 гг., выдвинув законопроект об обязательном четырехлетнем начальном образовании для детей. Он знал, что столкнется с двумя доводами против его проекта, суть которых заключалась в следующем: есть ли необходимость отказываться от теории фильтрации и переходить к широкому образованию масс и поддержит ли правительство программу обязательного образования. Модель начального образования, предложенная Гокхале, имела одну ясную цель – устранение всеобщей неграмотности. Это было важное и хорошо обдуманное решение, основанное на финансовых возможностях.

В поддержку своего законопроекта Гокхале выдвинул три довода.

1. Достижение всеобщей грамотности масс могло бы стать большим достижением в масштабе страны. «Даже если цели, поставленные перед программой начального образования, ограничивались способностью читать, считать и писать, – говорил он, – ее всеобщее распространение является крайне важным, поскольку грамотность лучше, чем неграмотность, значит, искоренение неграмотности совсем немаловажное достижение».

2. Тем, кто обращал внимание на качество образования, он отвечал: «Изначальной целью получения образования массами является ликвидация неграмотности. Качество образования, несомненно, важно, но только после преодоления неграмотности».

3. Он соглашался с замечанием, что ликвидация неграмотности не решит многих проблем. Но он утверждал, что без этого нельзя строить никакие планы национального развития. Он отмечал: «Невозможно представить, что система всеобщего образования решит наши проблемы и создаст новую жизнь. Но с распространением всеобщего образования у многих появится возможность лучше устроиться в жизни. С распространением грамотности появится больше уверенности в положительном результате усилий в государственных или негосударственных делах, улучшении экономического и социального положения, повышении морального уровня» [2].

Гокхале боролся за признание необходимости введения всеобщего обязательного образования. Однако правительство Индии отклонило этот тезис, ссылаясь на отсутствие финансов и административного ресурса.

Финансовые и административные проблемы возникли вновь, когда в 1918–1930 гг. местные правительства приняли законы о реализации всеобщего обязательного образования. После принятия закона местные правительства столкнулись с проблемой финансирования, а также неосуществимости программы на базе существующих традиционных школ. Ответы на эти вопросы дал Р.И. Парулекар в своих работах «Массовое (всеобщее) образование в Индии» [3].

Модель начального образования, которую он предлагал, может быть кратко изложена следующим образом.

1. Основной целью начального образования является ликвидация неграмотности. Качество образования приобретает значение только после решения этой задачи.

2. Поэтому первым шагом программы является концентрация всех средств, направляемых на ликвидацию неграмотности. Цель четырехлетнего начального образования – обучение письму, счету и чтению, бесплатно и обязательно для всех в течение 5–10 лет.

3. Возраст приема в школы не должен быть ограничен семилетним возрастом, чтобы провести программу в указанные сроки.

4. Для работающих детей старшего возраста необходимо организовать обучение по принципу «неполного дня».

5. Наиболее важным фактором, влияющим на стоимость обучения, является отношение «учитель – ученики». Если будет утверждено соотношение «учитель – много учеников», тогда программа станет значительно дешевле и осуществимей. Для младших школьников первого и второго года обучения нужно организовать две трехчасовые смены, в каждой из которых учитель ежедневно работает с группой 30 человек. Для школьников третьего и четвертого годов обучения нужно также организовать сменное обучение, так как большинство из них работает.

Изучив опыт развитых стран на начальном этапе становления системы образования, Р.И. Парулекар пришел к выводу, что программа осуществима в Индии при наличии выполнения двух условий, которые значительно снизят стоимость проекта: достижение соотношения «учитель – много учеников» и двухсменные занятия в школе.

Образовательная модель Гокхале – Парулекара имела ограничения, так как ее основной целью было достижение всеобщей грамотности в течение четырехлетнего срока обучения в начальной школе. К 1935 г. общественное мнение радикально изменилось. Если в 1912 г. общественность приняла идею четырехлетнего обязательного обучения, то в 1935 г. общество требовало восьмилетнего обязательного обучения. Это вызвало необходимость переосмысления содержания образования в начальной школе. Именно в этот момент М. Ганди сформулировал идею базового образования, которая подняла дискуссию на новый уровень [4].

Наиболее значительным вкладом М. Ганди в понимание проблемы было его утверждение, что самым слабым местом унаследованной традиционной системы образования было отсутствие в ней обучения социально полезному труду и ремеслам. Традиционное индийское общество, как и другие общества, разделено на два лагеря. Первую немногочисленную группу составляет образованный, культурный, праздный класс, который ведет паразитический образ жизни, монополизируя контроль над большинством социальных ресурсов, не принимая прямого участия в производстве материальных ценностей. Именно этот класс получает все выгоды образовательной системы.

Вторым лагерем являются широкие массы, которые на самом деле являются производителями большей части материального благосостояния. Они же получают меньше всех выгод от существующей системы образования и остаются вне ее сферы деятельности. Поэтому такие дисциплины, как обучение ремеслам и социально полезный труд, не являлись частью содержания начального образования. По мнению М. Ганди, это было основной причиной, по которой традиционная модель образования имела уклон в сторону правящей части общества и подвергалась критике со стороны ее эксплуатируемой части.

Таким образом, он делал вывод, что наивысшей целью новой образовательной системы должна стать ликвидация различий между двумя классами, построение равноправного общества, в котором отсутствует эксплуатация, где каждый индивид получает образование, достигая высокого уровня культуры, одновременно являясь активным производителем материальных ценностей. Это достижимо только в том случае, когда образовательная система будет строиться вокруг социально полезного труда и обучения ремеслам, которые станут частью жизни и системы ценностей каждого индивида.

Что касается финансовой стороны, то в этом аспекте взгляды М. Ганди были ясными и четкими. Он придерживался мнения, что система образования должна быть самоокупаемой за счет доходов, получаемых от продажи изделий ремесел и социально полезного труда и что этих средств должно хватить также и на зарплату учителям. Он считал самоокупаемость самым важным звеном реализации новой образовательной системы.

Первый этап реформы проводился с большим энтузиазмом. Он получил действенную поддержку со стороны правительств различных штатов в 1937–1939 гг., в которых большинство были члены партии Национального конгресса. В период Второй мировой войны, когда члены Конгресса не участвовали в работе правительственных структур, проведение преобразований было практически приостановлено. Только после достижения страной независимости реформе был дан новый импульс. В одних штатах все начальные школы принимали участие в проведении реформы. В других в эксперименте приняли участие отдельные школы или районы. В некоторых районах эксперимент проводился в средних школах. Эксперимент, проводившийся в сельских образовательных учреждениях, рассматривался как своего рода продолжение реформ на пути к высшему образованию. Для подготовки кадров все педагогические вузы были ориентированы на подготовку учителей для работы в новых условиях.

Однако по ряду причин программа базового образования не достигла тех результатов, каких от нее ожидали.

Одним из основных завоеваний новой системы обучения стало положение о том, что обучение должно быть связано с общественно полезным трудом и должно идти через приобретение навыков производительного труда. Общепризнанно, что связь обучения с трудом способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию. С этой точки зрения концепция базового образования нанесла чувствительный удар по старой системе, центральным звеном которой было получение знаний.

Еще одна концепция достойная упоминания принадлежит бывшему министру образования штата Тамил Наду С. Раджагопалачари. Он попытался объединить модель Гокхале – Парулекара, в которой основное внимание уделяется соотношению «учитель – ученик» и двусменной системе, и концепцию базового образования М. Ганди. Раджагопалачари стремился сократить большие расходы, связанные с организацией новых и поддержанием уже существующих школ. Поэтому он предложил организовать обучение в начальной школе на основе двусменной системы и с целью сокращения затрат на обучение ремеслам в школе, предложил, чтобы дети занимались дома семейным ремеслом. Реформатор утверждал, что, несмотря на дестабилизировавшие общество процессы, реформы проводившиеся в Индии, связь с трудом благодаря крепким семейным традициям не прерывалась. Большинство детей продолжали помогать родителям и одновременно изучали семейное ремесло без помощи школы. Поэтому Раджагопалачари предложил, чтобы дети посещали школу в течение трех дней в неделю, а в оставшиеся четыре дня работали с родителями. Таким образом, считал реформатор, те дети, которые не желают следовать ремеслу родителей или чьи родители планируют другое предназначение для своих детей, смогут использовать эти четыре дня по своему усмотрению. Остальные смогут использовать эти четыре дня для обучения детей ремеслу, а оставшихся трех дней хватит для получения образования в школе. Несмотря на ряд положительных черт, данная концепция не была одобрена, потому что имела черты системы двойного образования – одно для городов и проживающих в них классов, а другое для сельской местности. К тому же она не способствовала устранению деления общества на касты. Поскольку концепция вызвала резко отрицательную реакцию, от нее отказались.

Следует также упомянуть концепцию Ачария Вайноба, который выступал за неформальный подход и небольшие затраты на образование. Он выдвинул идею так называемой «одночасовой школы».

Основная идея, заложенная в концепции реформатора, заключается в необходимости выведения базового образования за рамки существующей системы и неформальный подход при его внедрении, а также значительное сокращение затрат, при которых эксперимент станет доступным в условиях современного экономического уровня развития.

Ачария Вайноба утверждал, что нагрузка в современных школах при обучении пятилетних детей чрезмерна. В течение дня они занимаются по 4–5 часов. В этом случае дети из бедных семей не могут посещать школу, поэтому образование для них не представляет собой никакой ценности.

Предложение реформатора заключалось в том, что нужно иметь «одночасовую школу». Занятия можно проводить рано утром на рассвете и любой ребенок, даже из самой бедной семьи, сможет прийти в школу. В это время можно проводить занятия по чтению, письму и арифметике. Всю остальную часть дня дети могут трудиться.

В вечернее время можно проводить одночасовое занятие для взрослых и детей. Его можно назвать гуманитарным. Оно не предназначено для чтения и письма. Оно предназначено для чтения Рамайаны или Бхагавадгиты. На нем можно рассказывать истории святых, обсуждать деревенские проблемы, новые идеи и предложения в сельском хозяйстве. На занятиях много времени будет уделяться знаниям, необходимым в практической деятельности. Утром дети будут ходить в школу, чтобы научиться читать, считать и писать, а вечером получать общие знания. В результате таких занятий отпадет необходимость проводить каникулы. В обычных школах каникулы длятся шесть месяцев, поэтому многое за каникулы забывается. В новых школах такое понятие будет отсутствовать. Ачария Вайноба считал, что «одночасовые» школы подобного рода могут быть организованы по всей стране в течение одного года и с минимальными затратами.

Учителя подобных школ тоже будут иметь свободное время для занятий собственными делами, поэтому им не потребуется платить большую зарплату. Жители деревни будут делиться с ними частью урожая в счет оплаты за их работу. Особенно важны такие школы будут для сельской местности, где обучение будет непосредственно связано с сельским хозяйством и сельской жизнью, а также изучением окружающей среды.

В основу разработанной автором концепции легло утверждение, что мозг энергичен и активен утром, поэтому дети с готовностью будут усваивать материал, а значит, в утреннее занятие можно включить большой объем знаний. А. Вайноба подчеркивал, что он знал это из своего практического опыта. Он обучал мальчиков в течение нескольких лет и большинство училось не более часа в день. Они многому научились и впоследствие стали достойными государственными служащими. Реформатор также считал, что детей не следует лишать права посещать вечерние занятия для взрослых, поскольку они получат преимущества обоих классов. В течение двух часов в день они будут читать, писать и слушать. Если деревенскому совету удастся эффективно организовать производство, дети смогут его изучать оставшуюся часть дня. Школа не должна организовывать производство, это обязанность совета. Таким образом автор делал вывод о том, что затраты на школу будут минимальными, а дети станут настоящими мастерами своего дела.

В 1964–1966 гг. Индийский комитет по образованию, приняв во внимание все предыдущие идеи и эксперименты, выдвинул свою модель начального образования. Ее основу составляют два компонента: районные школы и концепция вариативного поступления и «неполного дня» [5].

Комитет по образованию подчеркивал, что хорошая образовательная система должна сближать классы и социальные группы и способствовать появлению равноправного и интегрированного общества. Анализ показал, что современная система образования способствовала делению общества на классы. Небольшое количество частных платных школ обслуживали представителей высших слоев, а большое количество общественных бесплатных школ предоставляли образовательные услуги простому народу. Комитет указывал, что тенденция к углублению различий между классами усиливается. С целью ее преодоления была разработана концепция «районной школы» для начального этапа обучения с последующим ее внедрением на более высоких уровнях. Концепция предполагала посещение школы всеми детьми, проживающими поблизости, независимо от кастовой, общинной, религиозной, социальной и экономической принадлежности. Комитет придерживался мнения, что, помимо укрепления социальной и национальной интеграции, этот проект имеет два основных преимущества. Во-первых, такая школа обеспечит хорошее образование детям из имущих классов, потому что принимать участие в жизни простых людей является неотъемлемой частью хорошего образования. Во-вторых, это будет способствовать привлечению представителей богатых и привилегированных классов к участию в работе общественных школ, а значит, быстрому улучшению их экономического положения.

Концепция вариативного поступления и «неполного дня» в свою очередь состоит из двух программ, имеющих принципиальное значение.

а) Все дети в возрасте 11–14 лет, которые не посещают школу и которые не закончили первый этап обучения, но которых можно считать грамотными, должны посещать специальные занятия по принципу «неполного дня» в течение одного года. Результаты проведенных экспериментов показали, что, если в этой возрастной группе начать занятия по программе «неполного дня» (полтора-два часа три раза в неделю), то в течение одного года дети получат необходимые знания. По мнению комитета, подобные классы могут быть организованы учителями начальной школы во внеурочное время, используя помещение и оборудование, имеющееся в школе. Время начала занятий должно зависеть от местных условий и возможности их посещения детьми. Занятия не должны препятствовать выполнению детьми их семейных обязанностей. Предполагалось, что они будут заниматься в течение полутора часов утром или вечером. Например, для девочек, вероятно, самое удобное время это середина дня. Учителя должны быть подготовлены к проведению подобных занятий. Нет необходимости разрабатывать отдельный учебный план. Поскольку численность такого класса будет небольшой, у учителя есть возможность уделять больше внимания каждому ученику. Это позволит обучить грамоте в течение указанного срока. Затраты на проведение занятий в таких классах будут сравнительно невысокими, а результаты существенными.

б) Чтобы компенсировать отсев, связанный с экономическими проблемами, необходимо ввести программу обучения «неполного дня» для всех детей, которые закончили низший уровень начального образования и хотят продолжать учебу дальше, но не могут этого сделать по программе «полного дня».

Комитет подчеркивал, что на начальном этапе занятия следует проводить на добровольной основе. Посещение занятий может стать обязательным только после того, как местная община осознает важность их проведения.

Что касается содержания начального образования, то комитет принимает за основу систему базового образования, неотъемлемой частью которой является общественно полезный труд. Однако в связи с изменившимися условиями комитет внес одно важное предложение. Вместо обучения ремеслам, что являлось вчерашним днем, он предложил ввести в школьные программы социально полезный труд на основе достижений современной науки и технологий. Осознавая, что подобные изменения увеличат затраты на образование, комитет посчитал, что подобная практика даст хорошие результаты в будущем.

Важным замечанием по вопросу содержания образования следует считать рекомендации комитета, в которых говорится, что содержание образования «неполного дня» должно отвечать требованиям и учитывать способности получающих его детей. Обучение тех детей, которые заканчивают данный уровень образования и желают его продолжить, должно соответствовать содержанию образования «полного дня». Для тех, кто не хочет его продолжать, а таких будет большинство, в содержание образования необходимо включить обучение основам наук и технологий, что будет соответствовать их непосредственным требованиям.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотренные выше аспекты развития системы образования Индии послужили отправной точкой для концептуальных основ реформирования и развития системы дошкольного образования Дж.П. Найка.

В связи с принятием в 1950 г. статьи 45 Конституции о всеобщем обязательном образовании индийский историк образования и педагог Дж.П. Найк принял активное участие в разработке принципов новой модели образования. Большой научный и практический вклад индийского ученого состоит в том, что он проанализировал существовавшую в то время в Индии систему образования, а также предложения по ее реформированию и на этой основе разработал комплекс мер по ее совершенствованию. По мнению ученого, образование должно быть преобразовано в мощный инструмент социальных преобразований, тесно связанный с национальным развитием. Оно должно быть в первую очередь обращено к народу Индии, который все еще живет за чертой бедности, дать ему возможность действенно участвовать в построении государства, способствовать пробуждению его самосознания.

Исходя из этих положений Дж.П. Найк в своих трудах раскрыл преимущественные направления развития образования в Индии с учетом интересов беднейших слоев населения. Он считал, что все общеобразовательные учреждения должны больше времени уделять участию в программах по социальному обеспечению и национальному развитию. Под социальными программами реформатор предполагал работу студентов с учащимися школ и слабыми студентами. Ученый призывал обратить особое внимание на образовательные программы для взрослых (включая ликвидацию неграмотности), обучение молодежи в возрасте 15–25 лет, расширение начального и дошкольного образования.

Следующим аспектом его программы было широкомасштабное привлечение в образовательный процесс непрофессиональных преподавателей, а также создание возможностей для поступления в школы детей старшего возраста, и тех, которые работают в том числе в своих семьях. Ученый признавал, что официальная система с возможностью однократного поступления, последовательного обучения в течение «полного дня» с привлечением профессиональных преподавателей в основном обслуживает обеспеченные классы.

Он поддержал высказанную Р.И. Парулекаром идею обучения по программе «неполного дня» для беднейших слоев населения, чтобы удовлетворить их потребности в дальнейшем образовании. Дж.П. Найк считал важным поощрять развитие программ по самообразованию и предоставлять кандидатам возможность сдавать университетские экзамены.

Тщательно проанализировав положения, выдвинутые Гокхале и Парулекаром, а также их последователями, ученый определил цели и задачи новой системы образования в разных возрастных группах.

1. Программа обучения взрослых, целью которой является воспитание чувства самосознания, гражданственности, получение знаний в области планирования семьи и повышения профессиональных навыков посредством обучения основам наук и технологическим процессам. Цель программы – ликвидировать неграмотность в течение 10 лет.

2. Программа обучения в возрастной группе 15–25 лет составляет не менее 6 часов в неделю для всех, окончивших школу. Цель этой программы такая же, как для взрослых, с соответствующими изменениями, и предполагает сверх того участие в играх, спортивных соревнованиях, а также практическое участие молодежи в программах национального развития.

3. Ввести всеобщее начальное образование для детей в течение 10 лет.

Согласно принятому положению ребенок поступает в начальную школу в возрасте 6 лет в первый класс. Дети старше или младше 6 лет, поступающие в школу в первый раз, также идут в первый класс. Справедливо также утверждение, что дети, которые занимались частным образом, после сдачи экзаменов могут быть приняты в классы старше, если их знания соответствуют этому уровню. Однако принятие в первый или другие классы детей старше или младше шестилетнего возраста скорее исключение, нежели правило. В сельской местности дети поступают в школу в возрасте только пяти или шести лет и только в первый класс.

Подобная система имеет два очевидных преимущества: в первом классе она способствует формированию групп учащихся одного возраста, которые будут последовательно переходить из класса в класс. Во-вторых, в однородных классах легче осуществлять процесс обучения.

Однако у данной системы есть и отрицательные стороны. К примеру, если сельский ребенок не пойдет в школу в возрасте шести лет, он никогда уже не попадет в первый класс и проживет жизнь неграмотным. Возможность однократного поступления в школу делает эту систему на практике неэффективной.

Если ребенок 11–14 лет хочет начать обучение, то такой ребенок может быть принят в начальную школу, но поступить он может только в первый класс. Такой взрослый ребенок будет вынужден находиться в классе с детьми младше него и учить материал с той же скоростью, что и все остальные. Обычно это неинтересно взрослому ребенку и он бросает школу. Поэтому ученый утверждал, что такому ребенку требуются занятия по специальной программе с применением тех методов, которые соответствуют его развитию. Однако, как указывал Дж.П. Найк, в существовавшей системе образования такие возможности отсутствуют.

Реформатор считал, что новая модель образовательной системы будет значительно прогрессивнее, если будет обеспечено право поступления в школу в шесть лет, а также в возрасте 9, 11, 14 и даже 17 лет. Ученый объяснял, что желание учиться может возникнуть у ребенка в любом возрасте, поэтому система образования должна быть достаточно гибкой, чтобы иметь возможность принять всех желающих в специально подготовленные для этого школы, где преподавание ведется с учетом возрастных особенностей. Возможность альтернативного получения образования позволит привлечь тех детей, которые оказываются не охваченными нынешней системой. Дж.П. Найк считал, что подобная система будет гораздо более эффективной с точки зрения борьбы с неграмотностью.

Другим важным аспектом классической модели, на который указывал реформатор, является последовательный характер обучения, который подразумевает ежегодный переход учеников в старший класс после сдачи годовых экзаменов. Существуют исключения, когда дети не проходят экзамен и остаются в том же классе на второй год или когда в течение одного года ребенок усваивает программу, рассчитанную на два года. Однако в большинстве случаев преобладает принцип последовательного обучения.

Основной целью данной системы должно стать формирование групп детей с приблизительно одинаковыми навыками. Подобная практика дает прекрасные результаты. С другой стороны, по мнению ученого, она не отвечает интересам тех детей, которые начинают обучение позже, так как экспериментально доказано, что дети возрастной группы 11–14 лет способны пройти курс обучения I–V классов примерно за два года, а подростки 14–18 лет в состоянии пройти курс обучения I–VIII классов за три года и достаточно успешно сдать экзамены для получения свидетельства об окончании начальной школы. Дж.П. Найк подчеркивал, что подобные программы очень полезны и соответствуют условиям развивающейся страны, которой является Индия. Однако такие программы не были разработаны для повсеместного внедрения и прошли апробацию лишь в тех школах, где работают дальновидные педагоги.

Другой важной составной частью существующей системы начальной школы является проведение учебных занятий в течение «полного дня». Естественно, что это не создает проблем для детей, которые могут посещать занятия в течение дня. Однако система не учитывает интересы простых людей, которые настолько бедны, что их дети вынуждены работать дома или вне его, чтобы пополнять ничтожный бюджет их семьи. Большинство мальчиков должны начинать работать в возрасте девяти лет. Они работают в семейном крестьянском хозяйстве, пасут скот или пытаются заработать каким-нибудь другим образом. Девочки должны помогать матерям следить за младшими братьями и сестрами. Такие дети не в состоянии посещать школьные занятия. Поэтому они либо совсем не посещают школу, либо рано или поздно бросают ее. Ученый указывал, что согласно статистическим данным количество таких детей составляет 60 % и более. Отсюда реформатор заключает, что выше упомянутые экономические факторы обусловливают недостатки системы начального образования.

Один из вариантов решения этой проблемы ученый видел в повышении уровня жизни простого народа до такой степени, что они станут отправлять детей в школу. Другой, в выплате компенсации малоимущим семьям за недополученные финансовые средства, вынуждая, таким образом, родителей посылать детей в школу. Дж.П. Найк понимал, что осуществление первого предложения рассчитано на длительную перспективу. Второе неосуществимо по финансовым затратам. Единственно приемлемым вариантом может стать концепция обучения, основанная на «неполном учебном дне». Такая система даст возможность детям из бедных семей материально помогать родителям и одновременно учиться. Анализируя статистические данные, ученый указывал, что преобладающая тенденция заключается в том, что ребенок посещает учебные занятия в течение полного дня или совсем не посещает школу. Подобная практика, по его мнению, не имеет права на существование в стране, где большая часть населения живет в бедности. Ее необходимо заменить другой, при который все работающие дети могли бы посещать занятия «неполного учебного дня». Расписание таких занятий, считал реформатор, можно организовать таким образом, чтобы это устраивало детей и не препятствовало их обязанности помогать семьям.

Еще одним аспектом, характеризующим современную начальную школу, является использование только профессионально подготовленных учителей. Это связано в первую очередь с необходимостью поддерживать качество обучения. Однако, как указывал Дж.П. Найк, существует отрицательная сторона такого подхода.

Во-первых, рост стоимости обучения из-за неизбежного повышения заработной платы, что в среднем повышает расходы из расчета на одного учителя, и, во-вторых, сокращает соотношение «учитель – ученик», что также ведет к увеличению расходов на одного ученика. Для повышения качества обучения ученый предлагал привлекать для работы в школе людей, известных в данной местности, а также местные педагогические кадры. К примеру, столяр или портной могут учить своему ремеслу, а певец обучать музыке, даже если у них нет специального образования. В случае необходимости эти специалисты могут пройти курс специальной программы. Однако на практике подобные идеи не реализуются. Стоимость обучения может быть также сокращена за счет привлечения учащихся к обучению. Традиционной чертой индийской школы была система наставничества. Ученики были разделены на пары, где младшего ученика опекал старший по возрасту, которого в свою очередь контролировал учитель. Подобная система или ее элементы могут дать отличные результаты особенно в школах с одним учителем или там, где экономически выгодно иметь учителя в каждом классе.

Следует отметить также, что в начальных школах отсутствуют подготовительные классы и детские ясли. Наиболее распространенным родом занятий у девочек дошкольного возраста является уход за маленькими братьями и сестрами. С одной стороны, посредством различных программ государство пытается увеличить количество девочек, посещающих школу. C другой, существует запрет приводить в школу маленьких детей, что является фактором, сдерживающим распространение образования среди девочек. В результате, дети из бедных семей не посещают школу. Эксперимент, проведенный в некоторых районах, по созданию при школах подготовительных классов и яслей показал, что дополнительные затраты были минимальными, а число девочек из бедных семей, посещавших школу, резко возросло.

Предложения, высказанные ученым выше, имели целью решить проблему количественного состава учащихся в возрастной группе 6–14. Однако, как указывал реформатор, необходимо помнить, что целью системы образования является не только достижение всеобщего образования, но также сообщение учащимся знаний, умений и навыков, необходимых в современной жизни. Поэтому программы повышения качества начального образования очень важны. Эти программы заслуживают особого внимания, потому что они прямым образом влияют на посещение ребенком школы. Он не будет ходить на занятия, если они не интересны. Таким образом, качественное улучшение обучения в начальной школе не только само по себе важный аспект образования, но и необходимое условие увеличения числа учеников в школах.

В области повышения качества образования Дж.П. Найк уделял большое внимание содержанию образования. Он подчеркивал, что учебная программа на этом этапе должна содержать такие аспекты, как обучение родному языку, счету, формирование первичных научных знаний, трудовых навыков, физическое воспитание, развитие художественных задатков, а также участие в общественно полезных программах. Важно подчеркнуть, что только интегрированный подход к обучению, тесно связанный с социальной и природной средой, соблюдение принципа природосообразности обеспечит необходимые условия реализации вышеупомянутых аспектов.

Самым важным компонентом повышения качества образования, по мнению ученого, является включение в программу трудового воспитания. Существующая система, которая ориентирована на детей среднего класса, не придает большого значения обучению ручному и общественно полезному труду и поощряет высокомерное к нему отношение. Очевидно, что такое положение оказывает отрицательное воздействие даже на детей среднего класса, не говоря о простом народе. Поэтому необходимо срочно вводить трудовое воспитание в начальной школе. На начальном этапе целью трудового воспитания может быть обучение простым навыкам ручного труда в рамках общей программы. По мере взросления ребенка программа должна усложняться.

Программа повышения качества обучения в начальной школе и трудовое воспитание составляют единое целое, так как они взаимосвязаны. Наилучшие результаты достигаются, когда реализуются все компоненты, которые их составляют: совершенствование учебной программы, совершенствование учебников и учебного материала, использование методов активного преподавания, реформа системы экзаменов, совершенствование подготовки и обучения педагогических кадров, административная реформа, поощрение проведения школами экспериментальной работы, вовлечение учащихся, учителей, членов общества в программу повышения качества обучения.

Заключение

Подводя итог вышесказанному, следует подчеркнуть, что существующая модель начального образования в Индии в первой половине XX в., в основном была ориентирована на имущие классы, чьи дети успешно заканчивают начальную школу. Их основная цель – получение среднего и высшего образования, а начальное рассматривается ими как необходимая ступень к получению более высокого. Современная система образования, как неоднократно подчеркивал Дж.П. Найк, не отвечала интересам простого населения, большинство детей которого не в состоянии посещать школу. Если ставить целью преобразование начального образования во всеобщее, то, по мнению ученого, необходимо было радикально реформировать существующую модель с тем, чтобы она в первую очередь отвечала нуждам детей простого народа. Для этого ученый предлагал:

1. Заменить однократную систему поступления вариативной. Это позволит детям 9, 11, 14 лет поступать в специально организованные классы.

2. Сохранить последовательный характер обучения. Создать условия, при которых дети старшего возраста могли бы поступать на курсы в любое время и закончить их за короткое время.

3. Дополнить существующую систему обучения по принципу «полного учебного дня» системой «неполного дня» таким образом, чтобы работающие дети могли учиться, когда им удобно.

4. Использовать не только профессиональных учителей, но и привлекать к участию в учебном процессе местные кадры на основе неполного рабочего дня и эффективнее использовать старших учащихся для наставничества в начальной школе.

5. Объединить начальную школу и дошкольные учреждения. Девочки, которые должны следить за маленькими детьми, должны иметь возможность приводить их в школу и помещать в ясли, где за ними по очереди будут присматривать другие девочки под руководством учителей. Затраты на организацию такой системы будут минимальными, но это поможет бороться с неграмотностью среди девочек младшего возраста [6].

Ученый считал, что необходимо придать этим структурным изменениям приоритетный характер. Реализация вышеупомянутых принципов поможет выполнить положения, записанные в статье 45 Конституции Индии и, следовательно, повлиять в целом на социально-экономическое развитие государства.


Библиографическая ссылка

Асланов Д.И., Мартынова Е.О., Голубова М.И. ГУМАНИЗМ ДЖ.П. НАЙКА В РЕФОРМИРОВАНИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ИНДИИ В XX ВЕКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 7. – С. 137-145;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37602 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674