В современном высшем образовании наметился ряд противоречий, связанных с вхождением России в Болонский процесс:
– между необходимостью осмысления и обобщения опыта преемственности между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой за рубежом и внедрения этого опыта в России;
– между доступностью высшего и постдипломного образования и замедлением темпов вхождения России в мировое образовательное пространство [1].
Интерес к данной проблематике только набирает силу. Ранее были изучены и описаны:
– концептуальные идеи философской аксиологии (М. Вебер, В. Виндельбанд, И. Кант, Г. Лотце, Д. Рикардо, Г. Риккерт, А. Смит, В. Франкл и др.);
– принципы и концепции непрерывного образования (Дж. Боткин, Р. Дейв, Ж. Кондорсэ, А. Корреа, Ч. Куписевич, П. Лангран, М. Малица, А. Печчеи, Б. Саймон, Э. Фор, М. Эльманджра, D. Crawford, T. Husen и др.);
– системно-структурный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов);
– теория отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев);
– механизм поведения личности в предметной области, включая ценностные аспекты (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.) [2].
Однако в современных исследованиях недостаточно изучено (и в теоретическом, и в эмпирическом аспектах) такое психологическое явление, как ценностные восприятия личности студентов, планирующих обучение и обучающихся в магистратуре. Необходимо выявить структуру ценностных восприятий, их связь с такими категориями, как ценность, установка, ценностное отношение.
Нам представляется важным анализ современных ценностных восприятий личности в образовательной и профессиональной сферах и, в частности, ценностных восприятий студентов при выборе программ обучения в магистратуре. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию системы образования на ступени «бакалавриат – магистратура», помогут студенту в построении индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.
Материалы и методы исследования
В ходе предыдущих исследований мы выявили специфические стороны понятий «ценность», «установка», «ценностное отношение» в трактовке разных наук и общие для них положения, которые помогли нам определить сущность категории «ценностное восприятие студентов» [3].
1 этап. Для того чтобы выяснить, какие ценности лежат в основе восприятий студентов при выборе программ обучения в магистратуре, необходимо проведение качественного исследования, а именно метода фокус-группы (групповое интервью одновременно с 8–12 людьми) среди студентов старших курсов. Фокус-группа (focus group) – это непринужденное неструктурированное интервью, которое берет у небольшой группы респондентов специально подготовленный ведущий. При проведении фокус-группы используется неструктурированный сбор информации, которая в дальнейшем анализируется нестатистическими (качественными) методами [4, с. 197].
Целью проведения фокус-группы является определение ценностей, которые лежат в основе выбора программ обучения в магистратуре. Испытуемыми стали студенты 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование» в количестве 15 человек.
2 этап. После проведения фокус-группы стало необходимым подтверждение результатов с помощью количественного анализа. Для этого было проведено анкетирование около 400 студентов старших курсов и магистрантов 1 года обучения.
Результаты исследования и их обсуждение
На подготовительном этапе были поставлены задачи, изложены правила поведения в группе. Затем предлагалось выбрать из списка ценности, которые ассоциируются у студентов с обучением в магистратуре. Список ценностей был составлен К. Бланшар и М. О`Коннор в книге «Ценностное управление». Вопросы интервью:
1. Какую из перечисленных ценностей вы считаете самой важной при выборе программы обучения в магистратуре? Почему?
2. Какую из перечисленных ценностей вы поставили бы на второе место при выборе программы обучения в магистратуре? Почему?
3. Какую из перечисленных ценностей вы поставили бы на третье место при выборе программы обучения в магистратуре? Почему?
4. Если среди перечисленных ценностей вы не нашли нужные, то какую бы ценность вы добавили к списку? Почему? [5, с. 109].
В ходе проведения исследования стимулировалось развитие плодотворной дискуссии с помощью наводящих вопросов.
Метод фокус-группы должен был ответить на такие вопросы:
1. Определение предпочтений студентов и их отношений к выбору программ магистратуры.
2. Получение мнений по поводу замыслов новых программ магистратуры.
3. Представление новых идей относительно существующих программ магистратуры.
4. Развитие творческих концепций для рекламы обучения в магистратуре.
Сначала студенты осуществляли индивидуальный выбор, затем групповой (три общих для группы ценности).
Из табл. 1 и 2 видно, что главными ценностями при выборе программ магистратуры у респондентов являются перспектива, самореализация и успех. По нашему мнению, этот результат закономерен. Магистратура является одним из этапов непрерывного образования и для выпускников бакалавриата – новой ступенью, раскрывающей перспективу дальнейшей научной работы, получения более глубоких знаний. Через обучение в магистратуре возможна самореализация в науке, профессиональной деятельности. Необходимо отметить: если поступление в вуз не всегда является осознанным актом, то решение продолжить обучение в магистратуре – индивидуальный, продуманный, самостоятельный шаг.
Таблица 1
Количественные показатели при выборе студентами ценностей обучения в магистратуре (частота и место выбора)
№ п/п |
Ценность |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Самореализация |
4 (26,6 %) |
3 (20 %) |
1 (6,66 %) |
2 (13,3 %) |
– |
2 |
Целеустремленность |
2 (13,3 %) |
1 (6,66 %) |
– |
– |
– |
3 |
Учеба |
2 (13,3 %) |
– |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
– |
4 |
Дружба |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
– |
5 |
Инициатива |
1 (6,66 %) |
– |
– |
– |
– |
6 |
Коллективизм |
1 (6,66 %) |
– |
– |
1 (6,66 %) |
|
7 |
Оригинальность |
1 (6,66 %) |
– |
– |
– |
– |
8 |
Перспектива |
1 (6,66 %) |
5 (33,3 %) |
2 (13,3 %) |
2 (13,3 %) |
1 (6,66 %) |
9 |
Свобода |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
– |
– |
– |
10 |
Творчество |
1 (6,66 %) |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
11 |
Смелость |
– |
1 (6,66 %) |
– |
– |
– |
12 |
Ум |
– |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
– |
13 |
Новаторство |
– |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
14 |
Эффективность |
– |
1 (6,66 %) |
– |
– |
– |
15 |
Успех |
– |
– |
2 (13,3 %) |
1 (6,66 %) |
2 (13,3 %) |
16 |
Самоконтроль |
– |
– |
2 (13,3 %) |
– |
1 (6,66 %) |
17 |
Мудрость |
– |
– |
1 (6,66 %) |
1 (6,66 %) |
– |
18 |
Сотрудничество |
– |
– |
1 (6,66 %) |
– |
– |
19 |
Уважение |
– |
– |
1 (6,66 %) |
– |
1 (6,66 %) |
20 |
Сила |
– |
– |
1 (6,66 %) |
– |
– |
21 |
Трудолюбие |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
2 (13,3 %) |
22 |
Поддержка |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
– |
23 |
Ясность |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
– |
24 |
Контроль |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
– |
25 |
Чувство юмора |
– |
– |
– |
– |
2 (13,3 %) |
26 |
Власть |
– |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
27 |
Приключения |
– |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
28 |
Ответственность |
– |
– |
– |
– |
1 (6,66 %) |
Таблица 2
Рейтинг ценностей по числу выборов
№ п/п |
Ценность |
Количество выборов |
Суммарный процент выборов |
1 |
Перспектива |
11 |
73,3 % |
2 |
Самореализация |
10 |
66,6 % |
3 |
Успех |
5 |
33,3 % |
4 |
Учеба |
4 |
26,6 % |
5 |
Дружба |
4 |
26,6 % |
Окончание табл. 2 |
|||
№ п/п |
Ценность |
Количество выборов |
Суммарный процент выборов |
6 |
Новаторство |
4 |
26,6 % |
7 |
Целеустремленность |
3 |
20 % |
8 |
Ум |
3 |
20 % |
9 |
Самоконтроль |
3 |
20 % |
10 |
Трудолюбие |
3 |
20 % |
11 |
Коллективизм |
2 |
13,3 % |
12 |
Свобода |
2 |
13,3 % |
13 |
Творчество |
2 |
13,3 % |
14 |
Уважение |
2 |
13,3 % |
15 |
Мудрость |
2 |
13,3 % |
16 |
Чувство юмора |
2 |
13,3 % |
17 |
Инициатива |
1 |
6,66 % |
18 |
Оригинальность |
1 |
6,66 % |
19 |
Смелость |
1 |
6,66 % |
20 |
Эффективность |
1 |
6,66 % |
21 |
Сотрудничество |
1 |
6,66 % |
22 |
Сила |
1 |
6,66 % |
23 |
Поддержка |
1 |
6,66 % |
24 |
Ясность |
1 |
6,66 % |
25 |
Контроль |
1 |
6,66 % |
26 |
Власть |
1 |
6,66 % |
27 |
Приключения |
1 |
6,66 % |
28 |
Ответственность |
1 |
6,66 % |
Примечание. *В одном из бланков строка для варианта 5 оказалось пустой.
**К списку не были добавлены дополнительные ценности.
По поводу других ценностей мнения участников разделились. Вероятно, что это тоже положительный результат: обучение в магистратуре решает не только общие задачи, но и удовлетворяет разные индивидуальные потребности обучающихся.
Результаты исследования говорят о необходимости проведения дополнительного исследования. Результаты, полученные фокус-группой, будут проверяться в ходе опроса, на основе которого будет составлен количественный прогноз.
Для проверки гипотезы: ценности, лежащие в основе выбора магистерских программ, будут отличаться для студентов высших учебных заведений, обучающихся по различным направлениям обучения и профилям обучения – было проведено анкетирование около 400 студентов старших курсов и магистрантов 1 года обучения.
Среди прочих были заданы и проанализированы вопросы:
«С4. Назовите направление подготовки, по которому Вы обучаетесь»;
«С5. Назовите профиль подготовки, по которому Вы обучаетесь».
Выявлялась зависимость ответов респондентов на вопрос о ценностном восприятии программы магистратуры от того, по какому направлению и профилю обучался студент.
Сначала мы проанализировали ответы респондентов по вопросу о ценностном восприятии программы магистратуры и расположили результаты по рейтингу – от более часто выбираемых вариантов ответов к менее часто выбираемым.
Далее мы проанализировали зависимость выбора респондента от направления, профиля обучения. Большинство студентов (около 80 %), обучающихся по юридическому, экономическому, педагогическому, медицинскому, техническому профилям, важным при выборе программы обучения в магистратуре назвали качество обучения. Около 70 % таких студентов считают важным при выборе программы обучения в магистратуре бесплатное обучение и 60 % – невысокую стоимость обучения.
Студенты, обучающиеся по таким специальностям, как дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление, на первое место ставят престижность будущей профессии (62 %) и престижность вуза (54 %).
Таблица 3
Рейтинг вариантов ответов по важности для респондента при выборе программы обучения в магистратуре
№ п/п |
Вариант ответа |
% от ответов |
1 |
Возможность саморазвития |
68 % |
2 |
Престижность будущей профессии |
60 % |
3 |
Качество обучения |
55 % |
4 |
Престижность вуза |
50 % |
5 |
Простота поступления |
43 % |
6 |
Бесплатное обучение |
40 % |
7 |
Возможность заниматься научными исследованиями |
25 % |
8 |
Невысокая стоимость обучения |
20 % |
9 |
Затрудняюсь ответить |
10 % |
10 |
Другое |
7 % |
Выводы
1. Ценностное восприятие личности студентов, планирующих обучение и обучающихся в магистратуре, – системное новообразование, имеющее сложную структуру.
2. Ценности, лежащие в основе выбора магистерских программ, отличаются у студентов высших учебных заведений, обучающихся по различным направлениям обучения и профилям обучения. Данный вопрос на сегодняшний день является актуальным, и анализ ответов респондентов может помочь вузу в определении наиболее востребованного профиля подготовки.
3. Необходимо исследование ценностных восприятий студентами программ обучения в магистратуре с точки зрения их взаимосвязи с типом поведения обучающихся, педагогических условий их формирования в образовательной среде вуза.
Библиографическая ссылка
Сигитова Л.И. ЦЕННОСТНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 202-206;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37576 (дата обращения: 21.11.2024).