Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЦЕННОСТНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ

Сигитова Л.И. 1
1 ФБГОУ ВО «Алтайский государственный педагогический университет»
В работе рассмотрены противоречия, связанные с вхождением России в Болонский процесс, сложившиеся на ступени магистратуры в системе современного высшего образования в России. Автор анализирует проблемы, связанные с выбором программ магистратуры студентами старших курсов высших учебных заведений. В начале статьи сделан краткий обзор научных направлений, связанных с заявленной проблемой, изучены ценности, лежащие в основе выбора магистерских программ. В основной части представлены количественные показатели при выборе студентами ценностей обучения в магистратуре, рейтинг ценностей по числу выборов. Установлено, что главными ценностями при выборе программ магистратуры у респондентов являются перспектива, самореализация и успех. Автором выявлена необходимость более глубокого анализа структуры ценностных восприятий, обозначена их связь с такими категориями, как ценность, установка, ценностное отношение. В работе предложены пути дальнейшего исследования, которые позволят провести не только качественный, но и количественный анализ ценностных предпочтений студентов высших учебных заведений, их корреляцию с такими явлениями, как успеваемость студента, форма обучения, его финансовое положение и др. Изучение данной проблемы позволит повысить эффективность разработки и реализации основных образовательных программ, востребованных на современном рынке труда.
ценностные восприятия
студенты
магистратура
направление обучения
профиль обучения
1. Жарикова Л.И. Опыт интеграции российской системы образования в Болонский процесс // Развитие социально-гуманитарного образования и науки в контексте модернизации отечественной высшей школы: матер. ІІ Всеукраинской наук.-практ. конфер. (г. Днепропетровск, 26 декабря 2014 г.). В 2-х ч. Ч. 1. (на укр. яз.). Днепропетровск: Инновация, 2015. С. 76–78.
2. Woodward W.R. Hermann Lotze: An Intellectual Biography, Cambridge University Press. 2015. p. 74.
3. Жарикова Л.И. Организационно-педагогические условия становления ценностного отношения будущих учителей к непрерывному педагогическому образованию // Образование через всю жизнь: Непрерывное образование в интересах устой­чивого развития: материалы 12-й междунар. конф.: / сост. Н.А. Лобанов, А.М. Ма­мырханова; под науч. ред. Ж.О. Жилбаева, Н.А. Лобанова, В.Н. Скворцова; ЛГУ им. А.С. Пушкина, НИИ соц.-экон. и пед. пробл. непрерыв. образования; Национальная академия им. И. Алтынсарина. Вып. 12. Астана: НАО им. И. Алтынсарина; СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2014. Ч. III. С. 326–329.
4. Бланшар К., О`Коннор М. Ценностное управление / Пер. с англ. П.А. Самсонов. Минск: ООО «Попурри», 2014. 112 с.
5. Малхорта, Нэреш К. Маркетинговые исследования. Практическое руководство. 3-е изд. Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2002. 960 с.

В современном высшем образовании наметился ряд противоречий, связанных с вхождением России в Болонский процесс:

– между необходимостью осмысления и обобщения опыта преемственности между бакалавриатом, магистратурой и аспирантурой за рубежом и внедрения этого опыта в России;

– между доступностью высшего и постдипломного образования и замедлением темпов вхождения России в мировое образовательное пространство [1].

Интерес к данной проблематике только набирает силу. Ранее были изучены и описаны:

– концептуальные идеи философской аксиологии (М. Вебер, В. Виндельбанд, И. Кант, Г. Лотце, Д. Рикардо, Г. Риккерт, А. Смит, В. Франкл и др.);

– принципы и концепции непрерывного образования (Дж. Боткин, Р. Дейв, Ж. Кондорсэ, А. Корреа, Ч. Куписевич, П. Лангран, М. Малица, А. Печчеи, Б. Саймон, Э. Фор, М. Эльманджра, D. Crawford, T. Husen и др.);

– системно-структурный подход к изучению личности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, К.К. Платонов);

– теория отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев);

– механизм поведения личности в предметной области, включая ценностные аспекты (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.В. Петровский и др.) [2].

Однако в современных исследованиях недостаточно изучено (и в теоретическом, и в эмпирическом аспектах) такое психологическое явление, как ценностные восприятия личности студентов, планирующих обучение и обучающихся в магистратуре. Необходимо выявить структуру ценностных восприятий, их связь с такими категориями, как ценность, установка, ценностное отношение.

Нам представляется важным анализ современных ценностных восприятий личности в образовательной и профессиональной сферах и, в частности, ценностных восприятий студентов при выборе программ обучения в магистратуре. Результаты исследования будут способствовать совершенствованию системы образования на ступени «бакалавриат – магистратура», помогут студенту в построении индивидуальной образовательной и профессиональной траектории.

Материалы и методы исследования

В ходе предыдущих исследований мы выявили специфические стороны понятий «ценность», «установка», «ценностное отношение» в трактовке разных наук и общие для них положения, которые помогли нам определить сущность категории «ценностное восприятие студентов» [3].

1 этап. Для того чтобы выяснить, какие ценности лежат в основе восприятий студентов при выборе программ обучения в магистратуре, необходимо проведение качественного исследования, а именно метода фокус-группы (групповое интервью одновременно с 8–12 людьми) среди студентов старших курсов. Фокус-группа (focus group) – это непринужденное неструктурированное интервью, которое берет у небольшой группы респондентов специально подготовленный ведущий. При проведении фокус-группы используется неструктурированный сбор информации, которая в дальнейшем анализируется нестатистическими (качественными) методами [4, с. 197].

Целью проведения фокус-группы является определение ценностей, которые лежат в основе выбора программ обучения в магистратуре. Испытуемыми стали студенты 4 курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиля подготовки «Начальное образование» в количестве 15 человек.

2 этап. После проведения фокус-группы стало необходимым подтверждение результатов с помощью количественного анализа. Для этого было проведено анкетирование около 400 студентов старших курсов и магистрантов 1 года обучения.

Результаты исследования и их обсуждение

На подготовительном этапе были поставлены задачи, изложены правила поведения в группе. Затем предлагалось выбрать из списка ценности, которые ассоциируются у студентов с обучением в магистратуре. Список ценностей был составлен К. Бланшар и М. О`Коннор в книге «Ценностное управление». Вопросы интервью:

1. Какую из перечисленных ценностей вы считаете самой важной при выборе программы обучения в магистратуре? Почему?

2. Какую из перечисленных ценностей вы поставили бы на второе место при выборе программы обучения в магистратуре? Почему?

3. Какую из перечисленных ценностей вы поставили бы на третье место при выборе программы обучения в магистратуре? Почему?

4. Если среди перечисленных ценностей вы не нашли нужные, то какую бы ценность вы добавили к списку? Почему? [5, с. 109].

В ходе проведения исследования стимулировалось развитие плодотворной дискуссии с помощью наводящих вопросов.

Метод фокус-группы должен был ответить на такие вопросы:

1. Определение предпочтений студентов и их отношений к выбору программ магистратуры.

2. Получение мнений по поводу замыслов новых программ магистратуры.

3. Представление новых идей относительно существующих программ магистратуры.

4. Развитие творческих концепций для рекламы обучения в магистратуре.

Сначала студенты осуществляли индивидуальный выбор, затем групповой (три общих для группы ценности).

Из табл. 1 и 2 видно, что главными ценностями при выборе программ магистратуры у респондентов являются перспектива, самореализация и успех. По нашему мнению, этот результат закономерен. Магистратура является одним из этапов непрерывного образования и для выпускников бакалавриата – новой ступенью, раскрывающей перспективу дальнейшей научной работы, получения более глубоких знаний. Через обучение в магистратуре возможна самореализация в науке, профессиональной деятельности. Необходимо отметить: если поступление в вуз не всегда является осознанным актом, то решение продолжить обучение в магистратуре – индивидуальный, продуманный, самостоятельный шаг.

Таблица 1

Количественные показатели при выборе студентами ценностей обучения в магистратуре (частота и место выбора)

п/п

Ценность

1

2

3

4

5

1

Самореализация

4 (26,6 %)

3 (20 %)

1 (6,66 %)

2 (13,3 %)

2

Целеустремленность

2 (13,3 %)

1 (6,66 %)

3

Учеба

2 (13,3 %)

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

4

Дружба

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

5

Инициатива

1 (6,66 %)

6

Коллективизм

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

 

7

Оригинальность

1 (6,66 %)

8

Перспектива

1 (6,66 %)

5 (33,3 %)

2 (13,3 %)

2 (13,3 %)

1 (6,66 %)

9

Свобода

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

10

Творчество

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

11

Смелость

1 (6,66 %)

12

Ум

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

13

Новаторство

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

14

Эффективность

1 (6,66 %)

15

Успех

2 (13,3 %)

1 (6,66 %)

2 (13,3 %)

16

Самоконтроль

2 (13,3 %)

1 (6,66 %)

17

Мудрость

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

18

Сотрудничество

1 (6,66 %)

19

Уважение

1 (6,66 %)

1 (6,66 %)

20

Сила

1 (6,66 %)

21

Трудолюбие

1 (6,66 %)

2 (13,3 %)

22

Поддержка

1 (6,66 %)

23

Ясность

1 (6,66 %)

24

Контроль

1 (6,66 %)

25

Чувство юмора

2 (13,3 %)

26

Власть

1 (6,66 %)

27

Приключения

1 (6,66 %)

28

Ответственность

1 (6,66 %)

Таблица 2

Рейтинг ценностей по числу выборов

п/п

Ценность

Количество выборов

Суммарный процент выборов

1

Перспектива

11

73,3 %

2

Самореализация

10

66,6 %

3

Успех

5

33,3 %

4

Учеба

4

26,6 %

5

Дружба

4

26,6 %

Окончание табл. 2

п/п

Ценность

Количество выборов

Суммарный процент выборов

6

Новаторство

4

26,6 %

7

Целеустремленность

3

20 %

8

Ум

3

20 %

9

Самоконтроль

3

20 %

10

Трудолюбие

3

20 %

11

Коллективизм

2

13,3 %

12

Свобода

2

13,3 %

13

Творчество

2

13,3 %

14

Уважение

2

13,3 %

15

Мудрость

2

13,3 %

16

Чувство юмора

2

13,3 %

17

Инициатива

1

6,66 %

18

Оригинальность

1

6,66 %

19

Смелость

1

6,66 %

20

Эффективность

1

6,66 %

21

Сотрудничество

1

6,66 %

22

Сила

1

6,66 %

23

Поддержка

1

6,66 %

24

Ясность

1

6,66 %

25

Контроль

1

6,66 %

26

Власть

1

6,66 %

27

Приключения

1

6,66 %

28

Ответственность

1

6,66 %

Примечание. *В одном из бланков строка для варианта 5 оказалось пустой.

**К списку не были добавлены дополнительные ценности.

По поводу других ценностей мнения участников разделились. Вероятно, что это тоже положительный результат: обучение в магистратуре решает не только общие задачи, но и удовлетворяет разные индивидуальные потребности обучающихся.

Результаты исследования говорят о необходимости проведения дополнительного исследования. Результаты, полученные фокус-группой, будут проверяться в ходе опроса, на основе которого будет составлен количественный прогноз.

Для проверки гипотезы: ценности, лежащие в основе выбора магистерских программ, будут отличаться для студентов высших учебных заведений, обучающихся по различным направлениям обучения и профилям обучения – было проведено анкетирование около 400 студентов старших курсов и магистрантов 1 года обучения.

Среди прочих были заданы и проанализированы вопросы:

«С4. Назовите направление подготовки, по которому Вы обучаетесь»;

«С5. Назовите профиль подготовки, по которому Вы обучаетесь».

Выявлялась зависимость ответов респондентов на вопрос о ценностном восприятии программы магистратуры от того, по какому направлению и профилю обучался студент.

Сначала мы проанализировали ответы респондентов по вопросу о ценностном восприятии программы магистратуры и расположили результаты по рейтингу – от более часто выбираемых вариантов ответов к менее часто выбираемым.

Далее мы проанализировали зависимость выбора респондента от направления, профиля обучения. Большинство студентов (около 80 %), обучающихся по юридическому, экономическому, педагогическому, медицинскому, техническому профилям, важным при выборе программы обучения в магистратуре назвали качество обучения. Около 70 % таких студентов считают важным при выборе программы обучения в магистратуре бесплатное обучение и 60 % – невысокую стоимость обучения.

Студенты, обучающиеся по таким специальностям, как дизайн, компьютерные технологии, реклама, управление, на первое место ставят престижность будущей профессии (62 %) и престижность вуза (54 %).

Таблица 3

Рейтинг вариантов ответов по важности для респондента при выборе программы обучения в магистратуре

п/п

Вариант ответа

% от ответов

1

Возможность саморазвития

68 %

2

Престижность будущей профессии

60 %

3

Качество обучения

55 %

4

Престижность вуза

50 %

5

Простота поступления

43 %

6

Бесплатное обучение

40 %

7

Возможность заниматься научными исследованиями

25 %

8

Невысокая стоимость обучения

20 %

9

Затрудняюсь ответить

10 %

10

Другое

7 %

Выводы

1. Ценностное восприятие личности студентов, планирующих обучение и обучающихся в магистратуре, – системное новообразование, имеющее сложную структуру.

2. Ценности, лежащие в основе выбора магистерских программ, отличаются у студентов высших учебных заведений, обучающихся по различным направлениям обучения и профилям обучения. Данный вопрос на сегодняшний день является актуальным, и анализ ответов респондентов может помочь вузу в определении наиболее востребованного профиля подготовки.

3. Необходимо исследование ценностных восприятий студентами программ обучения в магистратуре с точки зрения их взаимосвязи с типом поведения обучающихся, педагогических условий их формирования в образовательной среде вуза.


Библиографическая ссылка

Сигитова Л.И. ЦЕННОСТНЫЕ ВОСПРИЯТИЯ СТУДЕНТОВ ПРИ ВЫБОРЕ ПРОГРАММ ОБУЧЕНИЯ В МАГИСТРАТУРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 202-206;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37576 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674