Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПАРТАКИАДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Евтушенко И.В. 1 Коростелев Б.А. 2 Тер-Григорьянц Р.Г. 2 Котова Г.Л. 2 Тихонова М.Ю. 2 Чернышкова Е.В. 3
1 ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
2 АНО «Научно-методический центр образования воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»
3 ГКОУ «Волгоградская школа-интернат № 7»
В соответствии с положениями теории о неоднородности структуры отклоняющегося развития предполагается сочетание первичного нарушения, наиболее тесно связанного с биологическим фактором, имеющим органическую природу, с вторичными нарушениями социального характера, затрудняющими овладение коммуникативными умениями, успешность обучения и социализации. Можно выделить третичные расстройства психотравмирующего характера, включающие негативные переживания собственной неуспешности в самореализации, самовыражении, а также деструктивные модели поведения. Именно третичные нарушения становятся наиболее серьезным препятствием в установлении первичного контакта с ребенком с особыми образовательными потребностями, закрепляют устойчивые модели нарушенного поведения. Установлено, что наиболее эффективными в преодолении третичных нарушений являются доступные и интересные для детей виды деятельности, положительно оцениваемые обществом, такие как игра, спорт, творчество, труд. Формирование уверенности ребенка в собственных силах оказывается мощным фактором преодоления и компенсации вторичных и первичных нарушений. В статье обосновывается необходимость проведения спортивных соревнований для успешной социализации детей с проблемами здоровья (особыми образовательными потребностями) и их интеграции в общество. Представлены результаты исследования, проведенного «СУВАГ» при реализации проекта «Проведение спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» в рамках Госконтракта с Минобрнауки России на выполнение работ № 07.D06.12.0012 от 21.05.2018 г.
спартакиада
физическое воспитание
обучающиеся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья
1. Левченко И.Ю., Евтушенко И.В. Многоуровневая модель диагностики в системе ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/130-23495 (дата обращения: 24.04.2019).
2. Белявский Б.В., Кокшунова Л.Е. Всероссийская спартакиада детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья – путь в паралимпийский спорт // Специальное образование. 2014. № 4 (36). С. 12–16.
3. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры. М.: Спорт, 2016. 616 с.
4. Мозговой В.М. Уроки физической культуры в начальных классах. М.: Просвещение, 2009. 256 с.
5. Евтушенко И.В. Некоторые аспекты формирования нравственной культуры детей с интеллектуальным недоразвитием // Вестник УРАО. 2008. № 2 (40). C. 113–115.
6. Радциг Е.Ю., Федорова О.Ю., Эстрова П.А. Физиологические дисфонии в период мутации // Школьный логопед. 2006. № 2. С. 3–10.
7. Федорова О.Ю. Комплексный подход к устранению дисфоний у детей с узелками голосовых складок: дис. ... канд. пед. наук. Москва, 2007. 163 с.
8. Солдатский Ю.Л., Сорокина В.А., Онуфриева Е.К., Федорова О.Ю., Погосова И.Е., Володькина В.В. Структура охриплости в детском возрасте // Вестник оториноларингологии. 2010. № 2. С. 28–31.
9. Распределение инвалидов по полу и возрасту. Уровень инвалидизации в Российской Федерации / Положение инвалидов // Официальная статистика. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/ connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/disabilities/# (дата обращения: 24.04.2019).
10. Синюгина Т.Ю. О проведении II Всероссийского съезда дефектологов // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 6. С. 6.
11. Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г. Актуальные направления развития образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в современных условиях перехода к социальной экономике // Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Спутник+, 2014. С. 175–180.
12. Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л. Моделирование образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Особые дети в обществе. М.: СУВАГ, 2015. С. 114–122.
13. Евтушенко Е.А., Чернышкова Е.В. Педагогические условия эффективности эстетического воспитания глухих детей в музыкально-ритмической деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http://www.science-education.ru/127-20818 (дата обращения: 24.04.2019).
14. Евтушенко А.И. Опыт организации и содержания дополнительного образования обучающихся с умственной отсталостью // Актуальные проблемы образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: МПГУ, 2018. С. 206–211.
15. Евтушенко А.И. Роль занятий современными бальными танцами в эстетическом развитии детей с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2018. № 2 (76). С. 67–73.

Проблема физического развития является одной из значимых в процессе социализации современной молодежи с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (особыми образовательными потребностями, далее – ООП) [1]. Ее актуальность подтверждается исследованиями известных отечественных специалистов (Б.В. Белявский [2], С.П. Евсеев [3], В.М. Мозговой [4]). Стратегическими задачами государственной политики в области физического воспитания обучающихся с ООП являются положения, определяемые отечественным законом, указами Президента, распоряжениями и постановлениями Правительства Российской Федерации [5]. Среди мер, направленных на повышение качества жизни, здоровья подрастающего поколения и образования, изложенных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.», обозначена необходимость формирования модели здорового образа жизни и отказа от вредных привычек, создания условий, обеспечивающих систематические занятия физической культурой, спортом; достижение к 2024 г. таких критериев: конкурентоспособность на международном рынке образования российских образовательных моделей, занятие Россией места в десятке опережающих по качеству образования стран мира; становление гармоничной разносторонне развитой личности, обладающей социальной ответственностью, духовно-нравственными качествами, народными традициями, историческими и национально-культурными ценностями; реализация на всех уровнях общественного образования инновационных моделей, технологий обучения и воспитания, обеспечивающих активизацию положительных мотивов к обучению и самоорганизацию обучающихся в образовательном процессе; усовершенствование системы раннего выявления, помощи, развития потенциальных возможностей и способностей к творчеству у подрастающего поколения, созданной на принципах гуманизации, доступности; повышение качества образования, путем реализации адаптированных, вариативных, практико-ориентированных образовательных программ.

Актуальная ситуация, как в нашей стране, так и в мире, может быть представлена тенденцией к увеличению численности обучающихся с ООП, нуждающихся в обеспечении специальными условиями образования, физического воспитания, создании коррекционно-развивающих режимов [6–8]. По данным Росстата на 13 апреля 2018 г. среди несовершеннолетних в России насчитывалось 651 000 детей с инвалидностью [9]. Согласно данным заместителя министра просвещения России Т.Ю. Синюгиной, общее количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), нуждающихся в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП) – более одного миллиона человек [10]. Примерно половина детей с ОВЗ обучается в специальных образовательных организациях и пропорционально по четверти от общей численности детей с ОВЗ обучаются в специальных классах общеобразовательных организаций и в обычных классах совместно с детьми с нормативным развитием.

Цель исследования: вовлечение лиц с ООП в процесс регулярных занятий физической культурой и спортом, сопровождаемое укреплением их здоровья, пропагандой здорового образа жизни с помощью проведения Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ (далее – Спартакиада).

Материалы и методы исследования

Для реализации цели в период с 17 по 21 сентября 2018 г. в Москве была организована и проведена Всероссийская спартакиада для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Организатором Спартакиады выступило Министерство просвещения Российской Федерации с помощью научно-методического центра образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ», выступившего исполнителем проекта «Проведение спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ», имеющего богатейший опыт проведения Всероссийских мероприятий (Ставропольский край, 2014; Брянск, 2015; Ульяновск, 2016; Московская область, 2017) [11; 12]. Задачами Спартакиады были определены следующие положения: пропагандировать здоровый образ жизни среди обучающихся с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата; популяризировать физическую культуру и спорт, гуманистические идеалы Паралимпийского (Сурдлимпийского) движения; обобщать и распространять опыт организации адаптивного спорта обучающихся с ООП; социально адаптировать обучающихся с ООП с помощью расширения жизненного опыта и социальных контактов; привлечь внимание общества к проблемам функционирования физической культуры и спорта для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ. Участие в Спартакиаде приняли 298 обучающихся из пятидесяти регионов Российской Федерации обоего пола в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, обучающихся в образовательных организациях, реализующих адаптированные основные образовательные программы: для детей с нарушениями слуха, с нарушениями зрения; с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учет различных функциональных возможностей отдельных категорий спортсменов способствовал их дифференциации по следующим категориям: группа «А» – обучающиеся с нарушениями слуха: глухие, слабослышащие или позднооглохшие, перенесшие операции по кохлеарной имплантации; группа «В» – обучающиеся, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата с различной степенью поражения: от незначительных ограничений двигательных функций до значительных ограничений функций нижних конечностей, с последствиями детского церебрального паралича; группа «С» – обучающиеся с нарушениями зрения: слепые, слабовидящие. В Официальном Положении о Всероссийской спартакиаде для обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (Письмо Министерства просвещения от 13 августа 2018 г. № ТС-1715/07) были установлены условия проведения Спартакиады по видам адаптивного спорта, формы проведения соревнований и критерии оценки. В личном, командном и общекомандном зачете определялись победители и призеры среди юношей и девушек, отдельно для групп «А», «В» и «С»: а) в каждой дисциплине, по лучшему результату; б) по каждому виду адаптивного спорта, по наименьшей сумме мест, занятых участником / командой в отдельных дисциплинах. При проведении соревнований по легкой атлетике и гимнастике внутри группы «В» применялись разные нормативы выполнения упражнений для участников с детским церебральным параличом и участниками с другими нарушениями опорно-двигательного аппарата. Например, по легкоатлетической дисциплине «Метание мяча»: юноши с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 2 кг, девушки с с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 1 кг, участники с детским церебральным параличом – 1 кг. Были созданы специальные условия проведения соревнований для тотально слепых участников Спартакиады (бег в тандеме, шашки для слепых, предоставление информационных и раздаточных материалов с использованием рельефно-точечного шрифта). Для глухих участников Спартакиады обеспечивался перевод на русский жестовый язык.

Мероприятия проводились в «Центральном спортивном клубе Армии» (рис. 1).

evtuh1.tif

Рис. 1. Торжественная церемония открытия Спартакиады

Соревнования среди участников Спартакиады включали три вида адаптивного спорта: легкая атлетика (бег на дистанцию 30 и 60 м (рис. 2); прыжки в длину с места толчком двумя ногами (рис. 3); метание набивного мяча весом 1 или 2 кг двумя руками из-за головы (рис. 4)); гимнастика (подтягивание из виса на высокой перекладине, подтягивание из виса на низкой перекладине с высотой грифа 90 и 110 см; максимальное количество поднимания туловища из положения лежа на спине на время (за 1 мин); сгибание и разгибание рук в упоре лежа на бедрах на полу, сгибание и разгибание рук в упоре о гимнастическую скамью, сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу); соревнование по шашкам.

evtuh2.tif evtuh3.tif evtuh4.tif

Рис. 2. Бег 60 м Рис. 3. Прыжок в длину Рис. 4. Метание мяча

В процессе соревнований Спартакиады проводилось подведение личных, командных и общекомандных зачетов. В личных зачетах победители и призеры среди девушек и юношей определялись отдельно для групп «А», «В» и «С»: каждая дисциплина, лучший результат; каждый вид адаптивного спорта, наименьшая сумма мест, занятая участником в отдельных дисциплинах. Победители и призеры определялись в соответствии с действующими правилами видов спорта. Командные зачеты определяли победителей и призеров среди команд субъектов Российской Федерации: каждый вид спорта раздельно для групп «А», «В» и «С»; каждый вид спорта, наименьшая сумма итоговых мест, занятых командами субъекта Российской Федерации по трем группам: группа «А» + группа «В» + группа «С» (победителями становились команды, участники которых заняли большее количество первых, вторых, третьих мест). В общекомандном зачете победители и призеры среди команд субъектов Российской Федерации были определены раздельно по группе «А», группе «В» и группе «С». Победителями и призерами считались команды, набравшие наименьшие суммы командных мест, занятых по трем видам адаптивного спорта в каждой отдельной группе. Каждая команда субъекта Российской Федерации суммировала места, занятые участниками команды в легкой атлетике, гимнастике и шашках, отдельно по группе «А», группе «В» и группе «С». Победили команды, участники которых вышли на большее количество первых, вторых, третьих мест. Главным судьей был назначен С.Г. Халатян, заслуженный тренер России, подготовивший победителей и призеров Сурдлимпийских игр, чемпионата России по легкой атлетике среди глухих и слабослышащих спортсменов (Кирилл Цибизов, Кирилл Парахин и Дмитрий Кочкаров).

Для более успешной социализации обучающихся, многие из которых впервые получили возможность попасть в Москву, были организованы такие культурно-досуговые мероприятия, как вечер знакомств, дискотека, мастер-класс «Олимпийский урок», игровые мероприятия; экскурсионные поездки; посещение музеев Москвы. Для повышения профессиональной квалификации педагогических работников и сопровождающих, среди которых были медицинские, социальные работники и родители, был проведен семинар по вопросам развития адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

Результаты исследования и их обсуждение

Призовые итоговые общекомандные места завоевали: I место – команда Свердловской области; II место было распределено между командами Алтайского края и Воронежской области; команда Московской области заняла призовое III место. Победителями и призерами в общекомандных зачетах среди обучающихся с нарушениями слуха стали: I место – команда города Москвы; II место – команда Пензенской области; III место – команда Волгоградской области; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Свердловской области; II место – команда Московской области; III место – команда Ивановской области; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда Алтайского края; II место – команда города Москвы; III место – команда Республики Тыва. Победителями и призерами в общекомандном зачете по легкой атлетике стали: I место – команда Московской области; II место – команда города Москвы; III место – команда Волгоградской области. В общекомандном зачете в соревнованиях по легкой атлетике среди обучающихся с нарушениями слуха победителями и призерами стали: I место – команда города Москвы; II место – команда Волгоградской области (рис. 5); III место – команда Краснодарского края; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Московской области; II место – команда Свердловской области; III место – команда Ивановской области; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда Алтайского края; II место – команда города Москвы; III место – команда Республики Тыва.

Победителями и призерами в общекомандном зачете по гимнастике стали: I место – команда Свердловской области; II место – команда города Москвы; III место – команда Воронежской области. В общекомандном зачете в соревнованиях по гимнастике среди обучающихся с нарушениями слуха на Спартакиаде победителями и призерами стали: I место – команда Чеченской Республики; II место – команда Пензенской области; III место – команда Ленинградской области; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Свердловской области; II место – команда Ивановской области; III место – команда города Москвы; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда города Москвы; II место – команда Алтайского края; III место – команда Республики Тыва.

evtuh5.tif

Рис. 5. Дебютанты Спартакиады, команда Волгоградской области

Победителями и призерами в общекомандном зачете по шашкам стали: I место – команда Алтайского края; II место – команда Чеченской Республики; III место – команда Свердловской области. В общекомандном зачете в соревнованиях по шашкам среди обучающихся с нарушениями слуха победителями и призерами стали: I место – команда Липецкой области; II место – команда Нижегородской области; III место – команда Удмуртской Республики; среди обучающихся с нарушениями зрения: I место – команда Свердловской области; II место – команда Республики Бурятия; III место – команда Омской области; среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: I место – команда Алтайского края; II место – команда города Москвы; III место – команда города Москвы.

Мониторинг региональных сайтов средств массовой информации, органов управления образованием, отдельных образовательных организаций (Алтайский край, Брянская область, Республика Крым, Липецкая область, Москва, Нижегородская область, Новосибирская область, Омская область, Ростовская область, Свердловская область, Республика Тыва, Тюменская область, Ярославская область) продемонстрировал высокую оценку, данную участниками организаторам Спартакиады. Результатом подобных мероприятий становится популяризация адаптивного спорта, выделение дополнительного финансирования региональными органами управления для строительства новых спортивных сооружений, обеспечения спортивным оборудованием и инвентарем образовательных организаций, реализующих АООП для обучающихся с ООП.

Заключение

В ходе исследования было подтверждено предположение об эффективности проведения Всероссийской спартакиады для обучающихся с инвалидностью и ОВЗ для их привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни. Было доказано, что внеурочная деятельность, включая дополнительное образование, существенно дополняя урочные формы работы, являясь наиболее предпочтительной для обучающихся с особыми образовательными потребностями, выступает мощным эффективным фактором успешной социализации, самореализации и интеграции обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в современное общество, опираясь на добровольный выбор технических, естественно-научных, творческих, художественных, спортивных доступных видов деятельности [13–15].


Библиографическая ссылка

Евтушенко И.В., Коростелев Б.А., Тер-Григорьянц Р.Г., Котова Г.Л., Тихонова М.Ю., Чернышкова Е.В. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СПАРТАКИАДЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ И ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 155-159;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37567 (дата обращения: 29.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674