Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ

Воронкова В.В. 1
1 ГБОУ ВО МО «Академия социального управления»
Статья посвящена социально значимой проблеме здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях дифференцированного их обучения и воспитания. Одним из направлений сохранения здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях рассматривается использование технологий, целью которых является сохранение их физического и психического здоровья. Физическое здоровье обеспечивается специально разработанными для каждой категории детей техническими средствами обучения. В специфических технических средствах для обучения нуждаются дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие инвалидность. К ним относятся дети с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие), с нарушениями зрения (слепые и слабовидящие), с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, дети с умеренной, тяжелой и глубокой степенью умственной отсталости. Но и другие дети, которые не имеют инвалидности (с нарушениями речи, задержкой психического развития, с легкой степенью умственной отсталости) также нуждаются в технических средствах обучения. Для некоторых из них необходимы специфические средства, как, например, для детей с речевой патологией. Другим необходимы общепринятые технические средства. Именно технические средства позволяют получить всем детям с ограниченными возможностями здоровья общее образование соответствующего их возможностям уровня. В то же время технические средства, которые направлены на коррекцию нарушенных функций или компенсацию утраченных, в образовательных организациях должны быть под постоянным медицинским контролем. Психическое здоровье детей обеспечивается воспитанием у них самодостаточности, положительных личностных качеств, стремления быть востребованными. Условия интеграции (инклюзии) совместного получения образования разных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья или в среде с нормально развивающимися сверстниками могут серьезно влиять на сохранение их физического и психического здоровья. Связано это, возможно, с несогласованностью государственных структур, отвечающих за здоровье детей в разных условиях получения ими образования.
ограниченные возможности здоровья
технические средства обучения
физическое и психическое здоровье
образование
коррекция
компенсация
1. ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный закон от 29 декабря 2012 года. п. 1 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 13.05.2019).
2. ГОСТ Р 51079-2006 (ИСО 9999:2002) Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1200045259 (дата обращения: 12.05.2019).
3. Воронкова В.В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2013. № 1. С. 3–9.
4. Власова Т.А. Психологические проблемы дифференциации обучения и воспитания аномальных детей: обобщ. докл. докт. дис. М., 1972. 56 с.
5. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Зарегистрировано в Минюсте России 03.02.2015 № 35847).[Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф (дата обращения: 13.05.2019).
6. Васенков Г.В. Задачи и содержание профессионально-трудового обучения / Олигофренопедагогика: учеб. пособие для вузов (Высшее педагогическое образование) // Т.В. Алышева, Г.В. Васенков, В.В. Воронкова, и др. М.: Дрофа, 2009 С. 41–61.
7. Левченко И.Ю., Волковская Т.Н., Ковалева Г.А. Психологическая помощь в специальном образовании. М.: ИНФРА-М, 2016, 314 с.
8. Воронкова В.В. Реализация права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование. // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2013. № 1. С. 3–9.
9. Особенности обучения ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении: методические рекомендации. М.; СПб.: Нестор-История, 2012. 216 с.
10. Соловьева Т.А. Системный подход к организации включения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду: монография. М.: МПГУ, 2018. 160 с.
11. Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия: методический сборник по материалам Международного симпозиума. М., 2018. С. 269–272.

Большое значение в обучении всех детей придается использованию наглядных средств обучения, в том числе технических интерактивных. В отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) технические средства являются важнейшими в обеспечении коррекции или компенсации нарушенных у них функций.

Цель работы: изучение эффективности использования технических средств в современном образовательном процессе детей с ОВЗ.

В процессе работы были использованы теоретические и эмпирические методы изучения классических и современных литературных источников, наблюдения за применением технических средств в процессе обучения детей с ОВЗ и их нормально развивающихся сверстников.

Сбережение здоровья детей является одной из значимых государственных задач. Обеспечение ее решения имеет междисциплинарный характер систем здравоохранения, социального обеспечения и образования на всех этапах развития ребенка. Каждая из систем решает эту задачу в соответствии с возложенными на неё обязанностями. Нас интересует система образования, которая решает вопросы обучения и воспитания детей в течение долгих лет их развития и становления как будущего поколения, ответственного за сохранение и процветание самого государства. Как показывает практика, сбережение здоровья детей в образовательных учреждениях, дошкольных и школьных, нарушается из-за межведомственных барьеров систем, обеспечивающих ее решение.

Вопросу преодоления несогласованности систем в процессе решения образовательных задач подрастающего поколения 22 ноября 2018 г. было посвящено заседание Министерства просвещения России совместно с представителями министерств социальной защиты, здравоохранения и других заинтересованных служб по вопросам преодоления межведомственных барьеров, касающихся организации профориентационной работы в сфере обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов. Вопросы несогласованности систем в решении вопросов обеспечения здоровья детей в условиях образовательных организаций ставились в выступлениях.

Прежде всего это связано с ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (Закон), в котором на законодательном уровне было провозглашено обязательным получение общего образования и детьми с ОВЗ. На практике это привело к тому, что получение образования детьми в условиях лечения или социального обеспечения получило сбой за счет отказа этих учреждений, возможно, не всех, от обучения детей. В то же время в нашей стране, в соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993 г.), общее образование получали все дети, вне зависимости от системы их пребывания – здравоохранения, социальной защиты или образования. Главным был вопрос о состоянии детей, необходимой им помощи, лечения, социализации или образования, возможные уровни которого закреплены Законом [1]. В каждом отдельном случае следует рассматривать, почему ребенок, особенно часто с тяжелыми психическими заболеваниями, направляется в образовательное учреждение, не получает обучение в соответствующем учреждении. Еще одной причиной может служить желание родителей обучать ребенка в учреждении по собственному усмотрению, не считаясь с его возможностями. Все родители знают свои права, но не знают своих обязанностей подготовить детей к обучению, которые точно прописаны в Законе [1].

В настоящее время актуальность преодоления межведомственных барьеров в плане обеспечения здоровья детей не вызывает сомнения. Обучение проблемных детей по состоянию их здоровья в образовательных организациях, прежде всего, нарушает их право получения соответствующего лечения или ухода, которого образовательная организация предоставить не может. Кроме того, нарушаются права преподавателей и других воспитанников или учеников. Внимание педагогов оказывается сосредоточенным не на процессе обучения детей, а на проблемном ребенке, иногда и не на одном.

Что касается общих вопросов нарушений здоровьесбережения, например, в школах, то их можно рассматривать с точки зрения использования современных технических средств, прежде всего, информационных без изучения влияния этих средств на здоровье детей. Так происходит, когда полностью заменяется обычная классная доска на интерактивную, а данных о влиянии постоянной работы с ней в классе на зрение детей нет. Возможно, имеют место и другие нарушения, но нас интересуют имеющиеся нарушения в отношении воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидов.

Использование технических средств обучения (ТСО) для специального (коррекционного) образования рассматривается в документе «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности» (ГОСТ Р 51079-2006) [2]. В нем делаются ссылки на нормативные документы, регламентирующие различные аспекты применения ТСО и в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях в плане правового аспекта (лицензирование, сертификация), гигиенических требований по охране здоровья учащихся и преподавателей, требования к оснащенности образовательных организаций специальными средствами защиты, главным образом использовании их под медицинским контролем.

Одним из вопросов, требующих специального рассмотрения, следует считать различение понятий «дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» и «дети-инвалиды». По медицинским показаниям дети-инвалиды с соматическими заболеваниями не относятся к детям с ОВЗ. А вот среди детей с ОВЗ детей-инвалидов небольшой процент (точных статистических данных не имеем). К ним относятся дети с физическими, сенсорными (слуха и зрения) и двигательными нарушениями развития, и дети умеренной, тяжелой и глубокой степени умственной отсталости. Самый большой состав детей с ОВЗ составляют дети с речевой патологией, с задержкой психического развития, определяемые как ЗПР, и умственной отсталостью легкой степени, которые не являются инвалидами и не имеют государственной поддержки в виде пенсионного обеспечения. Задача образовательных организаций направлена на получение всеми детьми с ОВЗ, в том числе и не имеющими инвалидности, качественного образования [3]. Важно понимание, что дети с ОВЗ, не имеющие инвалидности, также без создания специальных, коррекционно-значимых условий, в том числе здоровьесберегающих технологий, в процессе обучения не могут быть подготовленными к самостоятельной жизни и трудовой деятельности, то есть быть интегрированными в современный социум [4].

Для обеспечения соответствующих современным требованиям условий обучения и воспитания детей с ОВЗ, положительным следует принять требование обеспечения их обучения и воспитания специалистами дефектологического профиля [5]. К ним относятся сурдопедагоги, тифлопедагоги, учителя-логопеды, олигофренопедагоги, педагоги по обучению детей других категорий. Психологическое сопровождение учебного процесса осуществляется педагогами-психологами – сурдопсихологами, тифлопсихологами, олигофренопсихологами и другими. Всегда специальное педагогическое образование по каждой категории детей с ОВЗ студенты получали за 5 лет обучения, в настоящее время за 4 года бакалавриата и 2 года магистратуры. Обеспечение специального коррекционного обучения детей с ОВЗ специалистами дефектологического профиля является одним из условий качественного их обучения и воспитания. Рассмотрим, как на практике решаются вопросы здоровьесбережения каждой из групп детей с ОВЗ в разных условиях их воспитания и обучения в образовательных организациях.

Дети с ОВЗ, инвалиды по состоянию слуха, зрения, нарушений функций опорно-двигательного аппарата, не имеющие задержки психического развития или умственной отсталости, а также дети, не имеющие инвалидность, но с речевой патологией и ЗПР в процессе воспитания и обучения в специальных коррекционных дошкольных и школьных образовательных учреждениях получают тот же уровень дошкольного, начального основного и даже среднего образования, как их сверстники из массовой школы. Учащиеся с легкой степенью умственной отсталости, не имеющие статуса инвалидности, получают образование за 9–12 лет обучения, не сопоставимое с уровнем начального общего образования. В то же время им доступна разработанная и принятая трудовая подготовка, позволяющая выпускникам быть трудоспособными и востребованными по несложным трудовым специальностям, что позволяет успешной интеграции их в современный социум [6].

Здоровьесбережение детей с ОВЗ обеспечивается созданными в этих учреждениях педагогическими условиями, в то время как условия медицинского сопровождения не всегда соответствуют потребностям охраны здоровья детей с ОВЗ [7]. Педагогические условия сбережения здоровья детей с ОВЗ в системе дифференцированного обучения в коррекционных общеобразовательных учреждениях определяются наличием и грамотным использованием наглядных, в том числе и технических средств. Немаловажное значение придается подбору эффективных методов и приемов обучения, учебных и методических пособий, как, например, для детей с умственной отсталостью [8], но специфических для каждой категории, при необходимости пролонгирования времени их получения.

Рассмотрим примеры применения некоторых специфических технических средств для разных категорий детей с ОВЗ, корригирующих или компенсирующих имеющиеся у них нарушения развития в процессе обучения. В арсенале педагогов-дефектологов используются известные отечественные и зарубежные технические средства. Сурдопедагоги успешно применяют программу «Видимая речь» – Speech Viewer (IBM, США), являющуюся признанным лидером в области специального программного обеспечения, компьютерные программы «Игры для Тигры» (Россия), «Визуальный тренажер произношения» (Республика Беларусь) и другие.

В качестве специальных технических средств для логопедической работы используются зонды, аппаратура контроля произношения и его улучшения, слухоречевые аппараты, тренажеры. Например, логопедический тренажер «Дэльфа-142.1» представляет собой многосторонний аппаратно-программный комплекс для коррекции разных сторон устной и письменной речи детей с речевой патологией. Для коррекции заикания наиболее известны технические средства Auto-DAF-CAF-софт (США – Россия), Dr. Fluency (Израиль), ПО «БризМейкер» (Россия), аппарат «Монолог» (Россия), компьютерная программа «Демосфен» (Россия).

В тифлопедагогике признанными являются традиционные тифлотехнические приборы Брайля для обучения письму и чтению рельефно-точечным шрифтом, письменные принадлежности для плоского письма слепых и слабовидящих, грифели, шестиклавишные пишущие машинки, колодки, шеститочечная азбука, линейка, рельефные карты и схемы, инструменты тифлографики (рельефной графики): готовальня с набором чертежных инструментов для получения рельефных чертежей и рисунков, прибор «школьник» для рельефного рисования на специальной пленке, планшеты для получения лицевого рельефа, модели математических фигур, физических объектов и приборов для обучения слепых, измерительные инструменты и приборы для слепых, технические средства для ориентировки слепых.

Трудно перечислить средства коррекции и компенсации имеющихся у детей нарушений функций опорно-двигательного аппарата, что обусловлено не только характером, но и наличием видов нарушений. К ним относятся врожденная или приобретенная, вследствие заболевания или травмы, патология опорно-двигательного аппарата (вывих бедра, повреждения позвоночника, конечностей и др.), или заболевания нервной системы: детский церебральный паралич (ДЦП), полиомиелит, миопатия [9]. Все виды нарушения характеризуется ведущим двигательным дефектом в плане недоразвития, нарушения или утраты двигательной функции. В каждом отдельном случае применяются специфические технические средства, такие как специальная доска для позвоночника, которая используется на уроке или в процессе выполнения детьми домашней работы, различные приспособления для нижних или верхних конечностей, колясок как средств, заменяющих отсутствующие двигательные функции.

Что касается детей с умственной отсталостью, то в настоящее время незащищенными в социальном плане оказались дети с легкой ее степенью. Они не имеют инвалидности и без специально организованного процесса их подготовки к самостоятельной жизни и трудовой деятельности не могут быть способными конкурировать на современном рынке труда без государственной поддержки. В качестве специфических технических средств обучения детей с легкой степенью умственной отсталости принята необходимость использования для подготовки их по соответствующему виду труда в трудовых мастерских, например, токарных, столярных или слесарных станков, швейных машинок, даже производственного класса, доильных аппаратов, тепличного, садового или другого сельскохозяйственного оборудования. Обязательным при этом является обеспечение в процессе работы здоровья детей. Значимость профессионально-трудового обучения умственно отсталых школьников разработана, экспериментально апробирована и внедрена в современную систему обучения этой категории детей с ОВЗ Г.М. Дульневым. До сих пор она принята не только в России, но и во многих зарубежных странах, как ближнего, так и дальнего зарубежья (Чехия, Словакия, Испания, Казахстан, Узбекистан и др.), признана в Японии. В то же время рекомендуемые в настоящее время учебные планы и программы без должного согласования со специалистами фактически не просто игнорировали, но и по многим показателям ликвидировали все выдающиеся достижения олигофренопедагогики как науки, истоки которых восходят к классическим исследованиям зарубежной и отечественной науки и практики. Они ориентированы на 12 лет обучения детей вместо 9 лет. Заменены учебные предметы, до этого разработанные и апробированные. Не совсем понятно, кому это было нужно и почему в разработке и внедрении их участвует организация или специалисты, никогда не занимающиеся вопросами обучения и воспитания детей с легкой степенью умственной отсталости, для которых и создавались эти школы. Все это привело к тому, что дети с легкой степенью умственной отсталости стали задерживаться в массовой школе, а коррекционные школы для умственно отсталых детей во многом профилироваться в школы для детей умеренной и даже тяжелой степени.

Как видим, все специфические технические средства для детей с ОВЗ используются для коррекции нарушенных или компенсации отсутствующих у них функций и, прежде всего, обеспечивают их физическое здоровье, но и не только. Немаловажное значение имеет в специально организованном педагогическом процессе сохранение психического здоровья детей, воспитание их личностного развития, способности быть интегрированными в современный социум [10]. В условиях интегрированного (инклюзивного) обучения и воспитания детей с ОВЗ всех вместе с разной патологией развития или в среде нормально развивающихся сверстников, вне зависимости от разных подходов к решению проблемы, не способствует сохранению их не только физического, но и психического здоровья, что может принести большой вред. Зачем повторять ошибки прошлого, которые были преодолены отечественной дефектологической школой?

В настоящее время условия медицинского сопровождения в образовательных организациях для детей с ОВЗ не всегда соответствуют потребностям охраны их здоровья, особенно связанным с использованием специфических для разных категорий детей средств. Прежде всего это относится к применению современных технических средств общего пользования без обязательного медицинского обоснования. К ним можно отнести также некоторые рекомендации по использованию физических упражнений, например повороты головы, вращения глаз для снятия их усталости во время физкультурных пауз, что может быть для некоторых детей с ОВЗ не совсем безопасно. То же самое касается использования интерактивной доски и, возможно, других средств или, тем более, тренингов. Считаем, необходимо иметь рекомендации использования современных технических средств для детей с ОВЗ с медицинским их обоснованием для каждой конкретной категории.

Образцом преодоления межведомственных барьеров, пока, правда, в экспериментальном режиме, для детей с нарушениями речи (ОНР 3-ей степени) и первичной глазной патологии (косоглазие и миопия) может рассматриваться применение сенсорного интерактивного панно с элементами обратной связи (ОС), аппаратов цветоимпульсивной терапии (ЦИТ) в совместной работе психолога, дефектолога, офтальмолога [11].

Основные результаты рассматриваемой проблемы представлены для реализации в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) преподавателей, работающих в общих и коррекционных образовательных учреждениях по дефектологическим специальностям.


Библиографическая ссылка

Воронкова В.В. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 146-150;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37565 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674