Современный мир отличает стремительное и регулярное появление большого объема новой информации. Увеличение объема информации влечет за собой повышение уровня сложности работы с ней, с том числе умений ее поиска, отбора, переработки, анализа, представления и т.д. Для современного человека становится особенно актуальной способность ориентироваться в большом информационном потоке, уверенное владение различными современными информационными ресурсами. Также следует отметить, что современные образовательные стандарты высшего образования делают акцент на электронном обучении, на широком использовании в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий, внедрении дистанционных образовательных технологий. Учебный процесс вузов подразумевает активное использование электронной образовательной среды. Все это требует от студентов определенного уровня развития информационной культуры. Некоторые современные исследования посвящены изучению проблемы формирования информационной культуры обучающихся от рассмотрения ее общих концептуальных основ [1, 2] до детального изучения процесса формирования информационной культуры [3, 4]. Однако в современной науке данная проблема остается недостаточно изученной, есть основания констатировать противоречие между имеющейся потребностью в развитии информационной культуры студента и отсутствием у преподавателя вуза конкретного инструментария для этого. Для решения обозначенной проблемы мы предлагаем использовать системный поход.
Цель исследования: теоретическое обоснование и конструирование системы формирования информационной культуры студента и выяснение эффективности ее реализации в учебном процессе вуза.
Материалы и методы исследования
Под информационной культурой мы понимаем умение грамотно и целенаправленно работать с информацией, применяя при ее создании, обработке, передаче и потреблении новые информационные технологии, современные технические средства и методы [3].
Рассматривая процесс формирования информационной культуры студента с точки зрения системного подхода, основываясь на теории педагогических систем В.П. Беспалько [5], авторы спроектировали педагогическую систему формирования информационной культуры студента. Под педагогической системой формирования информационной культуры студента мы понимаем целостное единство взаимосвязанных и взаимообразующих компонентов: целевые установки, содержание, организационные формы и средства обучения, формирующие у студента способность самостоятельно и результативно работать с информацией, используя современные информационные технологии и различные технические средства, с учетом определенных принципов; а также диагностический инструментарий для определения уровня развития информационной культуры на основе критериев.
Педагогическая система формирования информационной культуры студента содержит следующие блоки: целевой (цель, задачи), базовый (принципы формирования, функции информационной культуры), технологический (содержание, организационные формы и средства) и диагностический (критерии, диагностический инструментарий, уровни сформированности информационной культуры) (рисунок).
Система формирования информационной культуры студента
Опишем каждый блок спроектированной системы.
Целевой блок включает в себя следующие компоненты: генеральная цель и задачи. Генеральная цель – формировать информационную культуру студента, конкретизируется задачами:
1. Формирование внутренней мотивации студента на развитие информационной культуры.
2. Формирование умения задать точный и грамотный запрос в процессе поиска информации.
3. Владение навыками самостоятельного добывания информации с помощью различных современных носителей.
4. Формирование опыта обработки информации: сбор, систематизация, анализ, интерпретация, сохранение, передача, представление и т.д.
5. Формирование способности критически анализировать информацию, в том числе подвергать сомнению ее достоверность, ставить вопрос о ее полноте, делать аргументированные выводы.
6. Владение навыками работы с различными информационными ресурсами: библиотечными, научно-технической документацией, правовой информацией и др.
7. Умение грамотно представить информацию, в том числе искусство коммуникации, способность удовлетворить запросу потребителя информации, правильность оформления студенческой научной работы и др.
Компоненты целевого блока ориентированы на современный заказ общества системе образования и интересы, перспективы студента, т.е. подчеркивают социальную и личностную значимость информационной культуры студента. Следовательно, система формирования информационной культуры студента имеет внешние «входы»: связывающее систему с окружающей средой внешнее влияние (требования образовательных стандартов, рынок труда, работодатели, науки и др.) и личностную обусловленность (внутренний потенциал, перспективы, самосознание и др.).
Базовый блок рассматриваемой системы составляют: принципы формирования и функции информационной культуры.
В структуре информационной культуры нами выделены следующие компоненты:
– общеучебный (умения работы с текстом, с документами, картотеками, библиотечными каталогами; умение работать с различными формами представления информации, навыки использования справочных материалов, соблюдение авторских прав и др.);
– аналитико-синтетический (навыки дифференциации информации, ее оценки и производства, опыт аннотирования, реферирования, конспектирования, рецензирования, резюмирования, составления обзоров, составление библиографического описания на основе ГОСТ, опыт подготовки учебно-исследовательских, научно-исследовательских работ и др.);
– коммуникативный (умение услышать другую точку зрения и аргументированно обосновать свою, приходить к компромиссу и составлять программы совместной деятельности для достижения общих целей и др.);
– медиакультурный (умение использовать информационную технику и информационные технологии для работы с информацией; умение выбрать оптимальные для решения поставленной проблемы средства массовой коммуникации; экранная культура и др.) [3].
Для целостного комплексного формирования всех четырех выделенных взаимосвязанных компонентов информационной культуры студента в основу данного процесса нами положены следующие принципы:
– принцип синергизма (формирование информационной культуры происходит в условиях воздействия множества внешних (действующая парадигма образования; социально-экономический заказ общества, требования работодателей и т.д.) и внутренних (ценностно-смысловые ориентации студента, его природные и сложившиеся способности, особенности характера и т.д.) факторов;
– принцип деятельности (формирование и развитие информационной культуры студента происходит непосредственно в процессе его деятельности);
– принцип продуктивности обучения (ориентация на создание студентами образовательной продукции, ее приоритет перед внешним содержанием образования);
– принцип целостности (процесс формирования информационной культуры должен одновременно охватывать все ее компоненты и носить междисциплинарный характер);
– принцип непрерывности (в связи с постоянным обновлением информации и методов работы с ней, развитием информационных технологий и т.д., сформированная на определенном уровне информационная культура студента нуждается в непрерывном развитии, совершенствовании);
– принцип саморазвития (формирование информационной культуры студента способствует его стремлению к осмыслению личностной значимости развития, реализации своего потенциала, самосовершенствования).
На основании роли и места информационной культуры студента в учебном процессе и его жизни нами выделены взаимосвязанные в единый процесс и взаимодействующие между собой функции информационной культуры:
– развивающая (развитие интеллекта, логического и критического мышления, памяти, самостоятельности, коммуникативных навыков и др.);
– гносеологическая (расширение и углубление системы знаний, умений, навыков, способов и опыта деятельности, формирование и развитие системы знаний о способах работы с информацией);
– ориентирующая (формирование мировоззрения, системы ценностей, осознание личной востребованности владения навыками работы с информацией);
– адаптивная (приспособление к жизнедеятельности и саморазвитию в современном мире, обеспечение уверенности в своей конкурентоспособности на рынке труда, соответствие требованиям социального заказа и др.).
Элементами технологического блока системы формирования информационной культуры студента являются: содержание обучения как инструмент формирования информационной культуры, организационные формы и методы обучения.
В рамках учебного процесса возможно формирование информационной культуры студентов следующими путями:
– введение в учебные планы вузов для студентов 1 курса дисциплины, ориентированной на подготовку студента к информационному самообеспечению своей непрерывной образовательной деятельности, процесса самообразования. Таким курсом, например, может быть курс «Основы информационной культуры»;
– в процессе изучения дисциплин блока информатики (вводный курс информатики, информатика и др.);
– при изучении дисциплин, не связанных с информатикой (в том числе гуманитарных, естественнонаучных);
– при знакомстве с библиотечной системой вуза (включая бумажные и электронные носители);
– активное использование в учебном процессе электронной информационно-образовательной среды вуза, обеспечивающей освоение студентами образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения.
Для формирования информационной культуры студента на занятиях и в качестве самостоятельной работы целесообразно регулярно мотивировать студентов на следующие виды работ:
– использование студентами в учебном процессе электронной информационно-образовательной среды вуза;
– подготовить аннотацию (лаконичная характеристика особенностей текста), реферат (обобщенное изложение содержания источника информации), обзор (обобщение сведений по некоторому вопросу с элементами критического анализа), тезисы (краткий пересказ, передающий основные положения текста), конспект (краткая форма записи материала), рецензию (письменная речь, отражающая актуальность, оценку, достоинства и недостатки рецензируемого материала);
– участие в работе над проектами и грантами, заказами работодателей и др.;
– подготовка научно-исследовательских работ, участие в работе кафедрального научно-методического семинара, научно-учебно-исследовательских лабораториях вуза, семинарах, студенческих конференциях и др.
При выборе учебных задач нами в основу были положены следующие требования:
– определять содержание и характер самостоятельных учебных задач в соответствии с целевым блоком системы;
– учитывать логику возрастания уровня самостоятельности работы от репродуктивного до творческого;
– учитывать временные рамки их выполнения в аудиторной и внеаудиторной работе.
Для выяснения результативности реализации системы формирования информационной культуры студентов необходим диагностический блок, в котором выделены следующие компоненты: критерии, диагностический инструментарий, уровни сформированности информационной культуры.
Критериями информационной культуры студента мы считаем:
– осознание дефицита информации;
– умение формулировать свою потребность в информации;
– владение навыками эффективного поиска необходимой информации;
– использование всей совокупности информационных ресурсов при поиске недостающей информации;
– навыки работы с информационно-поисковыми системами;
– умение перерабатывать, анализировать и оценивать информацию;
– умение создавать качественно новую информацию;
– способность к информационному общению; компьютерная грамотность [3].
По каждому критерию выделен ряд показателей, отражающий степень проявления диагностируемого качества.
Результаты исследования и их обсуждение
Приведем диагностический инструментарий, при помощи которого мы определили уровень сформированности информационной культуры студентов, и соотнесем его составляющие с выделенными нами компонентами информационной культуры студента (таблица).
Диагностический инструментарий определения уровня сформированности информационной культуры студента
Компоненты |
Диагностический инструментарий |
Общеучебный |
Анкетирование |
Аналитико-синтетический |
Творческое задание |
Коммуникативный |
Оценка преподавателем |
Медиакультурный |
Оценка преподавателем |
С помощью указанного диагностического инструментария был определен уровень сформированности информационной культуры 38 студентов института физико-математического образования до и после внедрения описанной системы в учебный процесс:
1) базовый уровень (общее ориентирование студента в способах предполагаемой деятельности, наличие и принятие любой помощи извне, студент еще не владеет навыками самостоятельного добывания и переработки информации и не осознает значимость и полезность опыта работы с информацией) – до внедрения описанной системы 52,6 %, после – 13,2 %.
2) алгоритмический уровень (студент ориентируется в информационных потоках, способен выделить главное, необходимое и второстепенное в информационном поле, задача преподавателя выводить его на уровень творчества, на уровень использования и применения известного в новых ситуациях) – до внедрения описанной системы 28,9 %, после – 47,4 %.
3) эвристический уровень (студент способен работать с информацией самостоятельно, ориентируется в информационных потоках, мотивирован и способен применить имеющиеся знания, умения, способы деятельности в незнакомой ситуации, проявляется желание поделиться своим опытом работы с информацией с другими участниками образовательного процесса, осознает значимость и полезность опыта работы с информацией) – до внедрения описанной системы 18,5 %, после – 28,9 %.
4) творческий уровень (обладает знаниями и умениями, которые свойственны трем предыдущим уровням, активно использует для решения проблем современные информационные и телекоммуникационные технологии, способен прогнозировать возможные затруднения при решении проблемы и определить пути их преодоления; способен к рефлексии, коррекции своей деятельности) – до внедрения описанной системы 0 %, после – 10,5 %.
Заключение
Апробация разработанной системы формирования информационной культуры студентов в учебном процессе института физико-математического образования Алтайского государственного педагогического университета продемонстрировала положительную динамику в уровне сформированности информационной культуры студентов. После внедрения предложенной системы более 40 % студентов перешли на более высокий уровень, ни один студент не продемонстрировал снижение уровня. Полученные данные позволяют говорить об эффективности и целесообразности использования предложенной системы формирования информационной культуры студентов в учебном процессе вуза.
Библиографическая ссылка
Бронникова Л.М. СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТА // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 6. – С. 141-145;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37564 (дата обращения: 21.11.2024).