За последнее десятилетие существенно возрос интерес и осознанная потребность преподавателей в разработке и использовании инновационных образовательных технологий (ИОТ) в учебном процессе подготовки специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов. Проведённые в 2018 г. в Самарском государственном техническом университете на факультете повышения квалификации преподавателей Института дополнительного образования экспертные исследования с использованием метода анкетирования свидетельствуют о том, что 81 % респондентов используют те или иные виды ИОТ в своей профессиональной деятельности, причём 18 % преподавателей используют их уже в течение 10 лет, 27 % – от трёх до пяти лет и 36 % – до трёх лет [1, с. 119–128]. Инновационные технологии применяются в основном при проведении лекционных, практических и семинарских занятий, в редких случаях – при организации лабораторных занятий и производственных практик студентов.
Установлено, что побудительными мотивами к использованию ИОТ являлись либо личные целеустремления и желания в получении прогнозируемого/желаемого позитивного результата от их использования по принятому критерию развития (повышение интенсивности обучения, креативности обучаемых, качества обученности, уровня сформированности профессиональных компетенций, освоения знаний, заинтересованности и мотивации обучающихся и т.п.), либо участие в групповом эксперименте в порядке корпоративной солидарности по применению новой образовательной технологии, предложенной руководством кафедры, факультета или коллегами по работе.
Особый интерес и актуальность имеют результаты экспертных исследований по выбору и обоснованию типа ИОТ. Этот интерес обусловлен следующими исторически сформировавшимися обстоятельствами. Мировая педагогика и педагогическая практика за тысячелетия своего функционирования выработала и апробировала великое множество методов, способов, приёмов и средств обучения, другими словами, технологий общего и профессионального обучения. Только в двухтомной энциклопедии образовательных технологий подробно описано и систематизировано около 500 образовательных технологий [2]. Большое разнообразие типов технологий обучения по отдельным дисциплинам содержится в учебной литературе и справочниках, а также в ресурсах интернета.
Под ИОТ понимается любая образовательная технология, имеющая два отличительных признака: является новой для конкретной образовательной среды и при ее использовании в такой среде обеспечивает существенное повышение эффективности образовательного процесса по заданному критерию развития. Безусловно, современному преподавателю вуза весьма трудно изобрести кардинально и абсолютно новую технологию, поэтому целесообразнее, когда преподавателем за основу принимается некий аналог/прототип известной в отечественной и мировой практике высокоэффективной технологии, которая затем модернизируется, дополняется, усовершенствуется и адаптируется применительно к конкретной образовательной среде (к конкретной дисциплине, к конкретному виду учебной деятельности, к уровню образования, к форме образования и т.п.). Правомерность данного суждения подтверждает цитата из широко известной и изданной огромным тиражом во многих странах мира книги Г. Драйдена (исследователя, который провёл последние 30 лет в поиске новых методов обучения) и Д. Вос «Революция в обучении», в которой находится ключ к нахождению новых решений, где авторы утверждают, что в современной педагогике «Новая идея – это новая комбинация старых элементов. Нет новых элементов. Есть только новые комбинации» уже известных элементов [3]. Понимая и принимая во внимание существование этой объективной реальности, нельзя полностью согласиться с утверждением Г. Драйдена о полном отсутствии новых элементов. Они редко, но всё же проявляются, в частности, в сфере информационных образовательных технологий, в онлайн-образовании, в междисциплинарной психодидактике [4]. Очевидно, что поиск аналогов и прототипов разрабатываемых и используемых ИОТ должен проводиться с использованием отечественного и мирового банка/базы информации о современных и ретроинновационных (например, сократовский вопросно-развивающий метод, которому более двух тысяч лет, и который используется и по сей день, особенно при преподавании гуманитарных и социально-экономических дисциплин; метод проектов, предложенный Дж. Дьюи более 150 лет назад, также широко применяется в педагогической практике) образовательных технологий, содержащейся в энциклопедиях и справочниках по образовательным технологиям [2; 5], в учебниках и учебной литературе [6; 7], в монографиях [8], в педагогических журналах и сборниках [9].
Цель исследования: выявление побудительных мотивов к разработке и использованию ИОТ. Как показывают экспертные исследования, преподаватели технических вузов мало используют информационную базу для выбора типа разрабатываемой ими образовательной технологии. При выборе типа ИОТ надо иметь в виду, что из-за их обилия один и тот же позитивный эффект от их применения по заданному критерию развития (один из её параметров, являющийся доминирующим в обеспечении её конкурентоспособности в конкретной образовательной среде и в конкретное время использования) может быть получен за счёт использования в одних случаях одной из двух, в других случаях одной из трёх, в-третьих – одной из четырёх и более разнотипных образовательных технологий. Здесь уместно отметить, что любая образовательная технология характеризуется не только критерием своего развития, но и рядом других параметров, значимых для субъектов образовательного процесса, например таких, как природосообразность использования в данной образовательной среде, психодидактическая напряжённость и комфортность, временные информационные и материально-технические издержки на её разработку и обеспечение эффективного функционирования. Многовариантность аналогов (по критерию развития) разрабатываемой инновационной образовательной технологии с их многопараметрической аксиологической структурой создаёт для разработчиков проблему выбора наилучшего/оптимального типа технологии из числа выявленных аналогов. Результаты исследований представлены на рис. 1.
Рис. 1. Мотивы использования инновационных образовательных технологий преподавателями технического вуза
По результатам исследований было установлено, что:
17 % респондентов приняли решение об использовании ИОТ и её типа (модульная, проектная, деловая игра, Case-study и др.) по рекомендации коллег по педагогической работе, доверившись их опыту успешной апробации и практической реализации аналогичных инноваций.
30 % преподавателей принимали решение о разработке и использовании ИОТ в порядке корпоративной солидарности, принимая типологию инновации, рекомендованную администрацией и методистами кафедры, факультета вуза.
15 % преподавателей позаимствовали опыт инновационной деятельности при участии в различных семинарах, международных и всероссийских научно-практических педагогических конференциях.
20 % респондентов приняли решение из-за большого интереса, проявленного при прочтении в педагогических журналах или научных монографиях информации о новой высокоэффективной технологии обучения студентов.
18 % респондентов всего лишь указали, что используют ИОТ и выбирают их типологию не по интуиции, не по аналогии с авторитетными коллегами, не в порядке корпоративной солидарности, а на основе методологии научных исследований, причём как на этапе поиска аналогов и прототипов разрабатываемой технологии, так и на этапе выбора оптимального варианта из числа предварительно отобранных аналогов, решая при этом многокритериальную оптимизационную минимаксную задачу: получение при прочих равных условиях максимального (по принятому критерию развития) результата при минимуме издержек на разработку и эффективное функционирование.
Материалы и методы исследования
Экспертные исследования по выявлению мотивации преподавателей к использованию ИОТ в процессе обучения студентов были выполнены методом анкетирования. В эксперименте приняли участие 117 преподавателей с разным педагогическим стажем от 3 до 39 лет. Среди доминирующих мотивов оказались следующие. На вопрос анкеты «Использовали ли вы научно обоснованный подход к выбору того или иного типа ИОТ?» положительно ответили лишь 18 % респондентов.
Именно это обстоятельство свидетельствует об актуальности проблемы повышения компетентности преподавателей технических вузов к разработке и использованию ИОТ.
Результаты исследования и их обсуждение
Таким образом, результаты проведённых экспертных исследований свидетельствуют, что многие преподаватели технического вуза хотя и используют ИОТ в обучении студентов, но обладают недостаточной компетентностью в вопросах научно обоснованного многокритериального выбора оптимальной типологии образовательной технологии. Очевидно, что проблему повышения компетентности преподавателей технических вузов в разработке и использовании ИОТ целесообразнее всего решать в процессе их обучения на курсах повышения квалификации в Институте дополнительного образования, однако в эксклюзивных ситуациях её можно реализовать на кафедральном или межкафедральном семинаре или в порядке самообучения. В наших исследованиях рассматривается первый вариант. При этом исходным и системообразующим элементом проектируемой системы формирования компетентности является само понятие «компетентность преподавателя высшей технической школы в разработке и использовании ИОТ», которое было определено в виде нижеследующей дефиниции.
Итак, компетентность преподавателя высшей технической школы в разработке и использовании в педагогическом процессе ИОТ – это интегративная совокупность нижеперечисленных компетенций, адекватно отражающих его готовность/способность на основе своего педагогического опыта, приобретенных знаний, умений, навыков и личностных профессионально значимых качеств:
- использовать знания закономерностей эволюционного прогрессивного развития образовательных технологий (этапы жизненного цикла традиционной/исходной педагогической технологии n-го поколения);
- использовать традиционные и разрабатывать инновационные критерии развития образовательных технологий для анализа и оценки эффективности их функционирования и выбора типа ИОТ (n + 1)-го поколения;
- выявлять противоречия между предельно достигнутыми результатами/целями образовательного процесса при реализации традиционной/исходной педагогической технологии n-го поколения и прогнозируемыми результатами/целями, которые предполагается получить при реализации некой ИОТ (n + 1)-го поколения, и на их основе формулировать проблему для её разработки;
- принимать решения по предварительному выбору из российских и зарубежных фондов современных и «ретроинновационных» педагогических технологий таких аналогов, которые бы по своей типологии и дидактическому потенциалу отвечали требованиям, сформулированным в проблеме;
- осуществлять решение так называемой минимаксной оптимизационной задачи по научно обоснованному выбору из числа предварительно отобранных ИОТ (методом компаративного анализа) такого аналога, который бы при его апробации и практической реализации минимизировал расходы и максимизировал результаты по принятому критерию развития;
- спланировать и провести констатирующий и формирующий педагогические эксперименты по выявлению и экспериментальному подтверждению эффективности разработанной/авторской и реализованной преподавателем ИОТ;
- подготавливать и оформлять аргументированные научно-методические отчеты по результатам разработки и апробации ИОТ, то есть формулировать и представить собственную разработанную ИОТ в виде учебно-методического пособия и т.п. [10, с. 184].
Проектирование системы формирования компетентности преподавателей в разработке и использовании ИОТ в процессе обучения на курсах повышения квалификации рационально начинать с разработки её обобщённой теоретической модели, которая позволит моделировать ещё на стадии проектирования системы процесс формирования компетентности, а также выполнять роль алгоритма и навигатора в последовательной разработке структурных элементов системы и взаимосвязей между ними [11, с. 233–237].
В структуре теоретической модели системы формирования компетентности содержится восемь взаимосвязанных функциональных элементов, каждый из которых имеет свою локальную цель и ценность. Элемент 1 – целеполагание определяет цель создания и функционирования системы: формирования у преподавателей в процессе обучения на курсах повышения квалификации компетентности в разработке и использовании ИОТ в обучении студентов. Элемент 2 определяет требования к содержанию, структуре и уровню сформированности компетентности. Элемент 3 – это информационно-дидактическая база/содержание формирования компетентности. Элемент 4 – методы, способы и средства формирования компетентности. Элемент 5 – критериально-диагностический аппарат контроля, измерения и оценки сформированности компетентности. Элемент 6 – отражает процедуры контроля и самоконтроля за состоянием процесса формирования компетентности. Элемент 7 – положительный результат в динамике повышения компетентности. И, наконец, элемент 8 – коррекция и самокоррекция, элемент в цепи отрицательной обратной связи, указывающий, что в случае несоответствия данных контроля или самоконтроля требуемым значениям компетентности, обучающийся должен либо пополнить свои знания, либо отработать в деятельности какие-то умения в рамках выявленных отклонений. Теоретическая модель системы формирования компетентности преподавателей технических вузов в разработке и использовании ИОТ в процессе их обучения на курсах повышения квалификации Института дополнительного образования представлена на рис. 2.
Рис. 2. Теоретическая модель системы формирования компетентности преподавателей технических вузов в разработке и использовании инновационных образовательных технологий в процессе их обучения на курсах повышения квалификации
При проектировании информационно-дидактической базы формирования компетентности используются различные библиографические источники: энциклопедии образовательных технологий [2], справочники по ИОТ [5], учебники и учебные пособия по современным образовательным технологиям [12; 13], публикации в научных журналах и сборниках научных трудов [14, с. 79–82; 9].
Информационно-дидактическая база дополняется учебной дисциплиной «Инновационная деятельность в высшем техническом образовании», преподаваемой на курсах повышения квалификации преподавателей Института дополнительного образования. В содержании и модульной структуре этой дисциплины содержится несколько модулей, один из которых – «Информационно-дидактическая база по научному обоснованию разработки и использованию ИОТ», имеющий следующее содержание: закономерность эволюционного прогрессивного развития образовательных технологий; жизненный цикл образовательной технологии и его характерные этапы; критерии развития образовательных технологий; методика выявления проблемной ситуации по использованию ИОТ; методика проведения компаративного многокритериального анализа образовательных технологий с целью отбора наиболее оптимальной по принятым критериям; проведение констатирующего и формирующего экспериментов по выявлению целесообразности и подтверждению эффективности разработанной и апробированной образовательной технологии.
При проектировании компетентностно-модульной технологии формирования компетентности преподавателей в разработке и использовании ИОТ вышеупомянутый модуль трансформируется и представляется в виде четырёх блоков: целевого, содержательного, деятельностного и оценочного [15]. Целевой блок содержит определение комплексной дидактической цели освоения модуля. Содержательный блок представляет собой само содержание модуля. Деятельностный блок – набор задач и заданий для практической выработки умений и навыков по научно обоснованному выбору типа инновации. Содержательный блок реализуется в формате лекционных занятий, в то время как деятельностный реализуется на практических занятиях. Оценочный блок представляет собой перечень вопросов для контроля и самоконтроля за процессом формирования компетентности.
Разработанные критерии и измерительные тесты позволяют оценивать уровни сформированности компетентности преподавателей. Результаты тестирования оцениваются по 100-балльной шкале и ранжируются на три уровня: высокий (от 100 до 90), повышенный (от 89 до 75), базовый/пороговый (от 74 до 55).
Целесообразность и эффективность компетентностно-модульной технологии формирования компетентности преподавателей в разработке и использовании ИОТ подтверждается результатами констатирующего и формирующего педагогических экспериментов. С этой целью на исходном срезе констатирующего эксперимента (в начале обучения на курсах повышения квалификации по 72-часовой программе дисциплины «Инновационная деятельность в высшем техническом образовании») и на итоговом срезе формирующего эксперимента (по окончании обучения) по случайной выборке обучающихся были выявлены уровни сформированности компетентности. Установлено, что за период освоения учебной программы по компетентностно-модульной технологии численность преподавателей с высоким уровнем сформированности компетентности в вопросах выбора типа и обоснования использования ИОТ возросла в 2,1 раза, с повышенным уровнем компетентности – в 3,15 раза, а численность преподавателей на базовом (пороговом) уровне компетентности сократилась с 65 % до 18 %.
Заключение
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
– Большинство преподавателей технических вузов используют в своей педагогической деятельности ИОТ, однако их компетентности в вопросах выбора и научного обоснования типа инновации недостаточно.
– Наиболее рациональной формой формирования/повышения компетентности преподавателей в разработке и использовании ИОТ является их обучение на курсах повышения квалификации Института дополнительного образования при государственных технических вузах.
– Представлена теоретическая модель системы формирования компетентности преподавателей технических вузов в разработке и использовании ИОТ в процессе обучения на курсах повышения квалификации.
– В рамках модульной учебной программы дисциплины по основам инновационной деятельности в высшем техническом образовании разработан специализированный учебный модуль и компетентностно-модульная технология формирования у преподавателей компетентности в разработке и использовании ИОТ в процессе их обучения на курсах повышения квалификации.
– Эффективность и целесообразность использования компетентностно-модульной технологии формирования компетентности преподавателей в разработке и использовании ИОТ подтверждена экспериментально.
Библиографическая ссылка
Дири М.И., Михелькевич В.Н. ПОВЫШЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ В РАЗРАБОТКЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 86-92;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37497 (дата обращения: 27.12.2024).