Проблема неполных семей остается актуальной на современном этапе развития общества, в большинстве случаев это неполные материнские семьи, однако в последнее время мы можем наблюдать увеличение неполных семей, возглавляемых отцом.
Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать – отец – ребенок» [1].
Н.Ю. Егорова рассматривает неполную семью как нуклеарную семью, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. По мнению автора, к неполной семье относится семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов [2].
Под неполной отцовской семьей будем понимать тип неполной семьи с ребенком (детьми) и единственным кормильцем, в роли которого выступает отец (или лицо его заменяющее) в результате отсутствия матери.
Стоит отметить, что в таких семьях формируется специфическая система внутрисемейных отношений, согласимся с мнением А.И. Михайловой, что «неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния» [3].
Материалы и методы исследования
Исследование проведено при помощи метода структурированного интервью.
В качестве респондентов выбраны специалисты некоммерческой организации неполных семей (БМООНС «Наследие») (n = 10), взаимодействующие с семьями данной категории, использовалось структурированное интервью экспертов – руководителей и сотрудников управлений и организаций, организующих и осуществляющих работу с неполной отцовской семьей. (n = 30). В обоих случаях выборка - целевая, респонденты были в возрасте от 25 до 57 лет. Обработка первичных данных осуществлялась при помощи пакета программ SPSS, составления сравнительных таблиц.
Результаты исследования и их обсуждение
В ходе опроса специалистов-экспертов были выявлены основные причины увеличения количества неполных отцовских семей в городе Белгороде: смерть супруги (65 %), развод родителей (25 %).
Определяя основные проблемы, присущие неполной отцовской семье, респонденты наряду с проблемами материального характера (72,5 %) и отсутствия материнской ласки (85 %) ставят проблему взаимоотношений ребенка (детей) и родителя (65 %) на третье место. Среди причин, осложняющих взаимоотношения, специалисты называют недостаточность психолого-педагогических знаний у отцов, отсутствие опыта воспитания детей, частые конфликты в семье.
Проведенное исследование позволило нам выделить наиболее важные, по мнению специалистов, направления работы с неполной отцовской семьи. Объединив их в группы, получим:
1. Информирование:
– получение информации о льготах, пособиях;
– консультирование родителей или лиц их заменяющих по медицинским, психолого-педагогическим вопросам;
– обеспечение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги неполным отцовским семьям.
2. Социально-медицинская реабилитация неполной отцовской семьи:
– оздоровление родителя и/или ребенка;
– лечение зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;
– организация совместного досуга;
– организация поддержки семьи с ребенком (детьми) с ограничениями жизнедеятельности (физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями).
3. Социально-экономическая поддержка:
– помощь в оформлении льгот, пособий;
– содействие материальному благополучию семьи.
4. Психологическая помощь:
– помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);
– консультирование по вопросам детско-родительских отношений;
– психологическая помощь отцу (или лицу его заменяющему) по преодолению страхов, тревог, связанных с одиночеством;
– психологическая помощь ребенку по преодолению страхов и тревог.
5. Социально-педагогическая поддержка:
– консультации и рекомендации по устранению психолого-педагогической неграмотности отцов, воспитывающих ребенка без матери;
– помощь в совмещении социальных ролей отца и профессиональных ролей;
– оказание содействия отцу в выполнении воспитательных функций;
– организация воспитательной деятельности по поло-ролевой идентификации и ориентации ребенка (детей).
6. Трудоустройство.
Специалисты отмечают, что работа с неполной отцовской семьей должна осуществляться комплексно, командой специалистов разного профиля. По оценкам опроса респондентов (100 %) одним из актуальных направлений работы с неполными отцовскими семьями является социальное сопровождение. Остановимся на социально-педагогическом сопровождении.
Социально-педагогическое сопровождение является своевременным оказанием помощи членам неполной отцовской семьи через систему коррекционных мер на основе постоянного отслеживания изменений в семье. Социально-педагогическое сопровождение обеспечивает положительную динамику социального развития, социализации и социального воспитания членов неполной отцовской семьи, их активного самопроявления в жизни.
Социально-педагогическое сопровождение осуществляется с целью преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций в семье. В осуществлении данного направления принимают участие социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений; классные руководители; психологи.
Специфика данного направления предполагает:
- организацию помощи в обучении и формировании педагогической культуры родителя;
- организация совместного досуга (родитель + ребенок);
- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения ребенка (детей);
- консультирование по вопросам педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию детей;
- коррекция взаимоотношений между родителем и ребенком (детьми);
- консультирование по вопросам и особенностям воспитания «трудных» подростков;
- подготовка детей к обучению в школе;
- в случае непосещения ребенком школы или образовательного учреждения применение коррекционно-развивающих методов;
- обучение и консультирование особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.
Рассмотрим основные формы и методы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи, обеспечивающие ее полноценное функционирование и гармоничное развитие ее членов.
Наиболее действенными формами социального сопровождения неполной отцовской семьи являются индивидуальная и групповая работа.
Групповые формы работы могут быть как одновременно со всеми членами неполной отцовской семьи, так и организация групп само- и взаимопомощи.
Данные группы возникли сравнительно недавно, но в основе их лежат отношения, которые существовали между родственниками, друзьями, соседями издавна и регулировались либо обычаями и традициями, либо законом.
Группы самопомощи – это объединения индивидуальных или коллективных членов, деятельность которых направлена на оказание помощи самим себе [4].
Группы само- и взаимопомощи отличаются от психотерапевтических групп и дискуссионных групп. Они не предполагают участие специалиста-психолога, специалиста по социальной работе и психотерапевтической работы. На встрече может присутствовать специалист, но он будет являться участником.
Специалист социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи использует междисциплинарные методы работы: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, комплексное психосоциальное моделирование, тренинги, консультации, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д. [5].
Все указанные методы применяются в определенных сочетаниях и нацелены на развитие личности всех членов семьи, их социализацию, адаптацию к условиям жизни, одновременно влияя на сознание личности, деятельность и поведение.
Реализуется социально-педагогическое сопровождение неполной отцовской семьи с помощью:
– консультационно-разъяснительной работы с одиноким отцом (или лицом его заменяющим);
– организации коррекционно-реабилитационной деятельности;
– привлечения необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;
– патронажа неполных отцовских семей;
– разработки и реализации целевых программ и технологий, направленных на решение социальных, педагогических и психологических проблем неполной отцовской семьи.
Организация социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи включает в себя несколько основных аспектов:
1) формирование доверительных отношений. Клиент должен почувствовать безопасность и убедиться в благожелательном отношении со стороны социального работника;
2) мотивирование клиента на участие в социальном сопровождении.
Основываясь на анализе литературы в социально-педагогическом сопровождении, понятно, что оно включает в себя этапы:
– диагностический этап;
– поисковый;
– содержательный (отбор и применение методических средств);
– аналитический (результативный, рефлексивный этап).
Мероприятия, проводимые на диагностическом этапе, позволяют специалисту сформировать представление о внутренних личностных и семейных процессах, а также позволяют конкретизировать стратегию будущего взаимодействия с семьей.
Зачастую после диагностического этапа специалисты используют поисковый этап. На данном этапе анализируется полученная информация о социальной ситуации развития неполной отцовской семьи. Происходит обсуждение способов решения проблем семьи и определяются необходимые условия для реализации социального сопровождения.
Содержательный этап предполагает разработку на основе полученных диагностических данных программ, индивидуальных и групповых мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для функционирования неполной отцовской семьи. На этом этапе может потребоваться вмешательство внешних специалистов – психологов, медицинских работников, юристов и других специалистов. Функцию координатора в данном случае будет принимать специалист сопровождения. [6].
Аналитический этап (результативный, рефлексивный) предусматривает проведение анализа проделанной работы, подготовку рекомендаций по дальнейшему взаимодействию с семьей в целях создания положительных условий для жизнедеятельности неполной отцовской семьи.
По мнению В.М. Соколова, данный этап включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами сопровождения причин возникновения данных проблем и их дифференцирование [7].
Для достижения положительного результата социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи необходимо:
– проводить диагностику личности ребенка (детей) и родителя, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности членов семей;
– прогнозировать развитие проблем и их решение в процессе оказания помощи;
– привлекать всех членов неполной отцовской семьи для взаимодействия со специалистами;
– содействовать исправлению ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;
– содействовать реализации личности ребенка и отца;
– информировать о правах в области социальной защиты неполной отцовской семьи.
Эффективность системы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи будет зависеть от вовлеченности в нее различных специалистов; наличия муниципальных планов и программ, направленных на решение проблем; высокой квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблем.
Значительное количество опрошенных специалистов (75 %) отмечают, что для эффективного социального сопровождения неполной отцовской семьи необходимо комплексное взаимодействие всех социальных институтов.
Однако специалисты отмечают, что на территории г. Белгорода практика социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи недостаточно широка и для ее совершенствования необходимо разработать действенную программу социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи (40 %), увеличивать финансирование учреждений работающих с неполными отцовскими семьями (15 %). Также необходимым условием совершенствования является разработка механизма межведомственного взаимодействия, привлечение общественных организаций, привлечение спонсорских средств, создание фондов оказания социальной помощи неполным отцовским семьям.
Вместе с тем специалисты отмечают, что при наличии ситуации социального неблагополучия в семье работа на ранних стадиях ее неблагополучия будет эффективнее.
По мнению респондентов, специалисты по социально-педагогическому сопровождению должны координировать деятельность специалистов, вовлеченных в реализацию программы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи (35 %), проводить оценку потребностей и внутренних ресурсов неполной отцовской семьи (30 %), а также не менее важной является подготовка комплексного индивидуального плана сопровождения (40 %). Это объясняется тем, что каждая неполная отцовская семья имеет свои индивидуальные особенности личности, поведения и жизнедеятельности.
Неполная отцовская семья требует выбора и осуществления индивидуальных мер, которые наиболее соответствовали бы особенностям родителя, детей (ребенка) и членов семьи, специфике кризисной ситуации, в которой она в данное время находится, и вследствие этого давали бы максимальный эффект.
Выводы
Таким образом, своевременное и точное применение форм и методов работы с неполной отцовской семьей в социально-педагогическом сопровождении поможет семье справиться с трудными жизненными ситуациями, нейтрализовать или разрешить проблемы, связанные с трудоустройством, пережить потерю близкого человека, приспособиться к изменившимся жизненным условиям и выживать в трудной жизненной ситуации, а также выработать конструктивные социальные навыки сотрудничества, партнерства и построить новые безопасные и здоровые отношения.
Библиографическая ссылка
Волошина И.Г., Воробьева Г.Е. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНОЙ ОТЦОВСКОЙ СЕМЬИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 71-74;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37494 (дата обращения: 27.12.2024).