Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНОЙ ОТЦОВСКОЙ СЕМЬИ

Волошина И.Г. 1 Воробьева Г.Е. 1
1 ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
В статье раскрывается содержание и особенности организации социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи. Неполная отцовская семья – это тип неполной семьи с ребенком (детьми) и единственным кормильцем, в роли которого выступает отец (или лицо его заменяющее) в результате отсутствия матери. Неполная отцовская семья обладает специфическими характеристиками, в своей жизнедеятельности сталкивается с целым рядом проблем: социально-экономическими, психолого-педагогическими, социально-медицинскими, психологическими и другими. Одной из технологий работы с неполной отцовской семьей является социально-педагогическое сопровождение. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга мер, осуществляемых разными методами и приемами. Социально-педагогическое сопровождение является эффективным способом выведения неполной отцовской семьи из сложной жизненной ситуации, осуществляется для обеспечения оптимальных условий для социально-психологического здоровья неполной отцовской семьи. Моделируя систему социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи, необходимо опираться на следующие концептуальные положения: семья является как объектом социально-педагогического воздействия в процессе коррекционной и профилактической работы, так и активным субъектом взаимодействия с педагогами, психологами, другими специалистами и окружением самой семьи; пристальное внимание необходимо уделить влиянию различных факторов среды на развитие и социализацию неполной отцовской семьи.
неполная семья
отцовство
сопровождение
социально-педагогическое сопровождение
1. Тулина Е.А. Проблемы неполных отцовских семей и возможные пути их решения // Вестник Мордовского университета. 2012. № 1. С. 154–157.
2. Егорова Н.Ю., Янак А.Л. Отцовская семья как новый клиент социальной работы // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лабачевского. 2014. № 2 (34). С. 42-46.
3. Михайлова А.И. Гуманизация семейной политики как стратегия управления отцовскими семьями // Вестник ЗабГУ. 2014. № 10 (113). С. 58–67.
4. Зыкова Н.Н., Крысова Е., Кольцова М. Организация групп само- и взаимопомощи в условиях социальной службы: профессиональный взгляд // Социологические науки. 2012. № 10. С. 30–33.
5. Ситникова В.В., Кузнецова Е.К. Социальная работа с неполными отцовскими семьями // Вестник Амурского государственного университета. 2011. № 54. С. 62–66.
6. Дерягина Ю.Ю., Пастухова Е.Н., Шаманова Т.А., Пестрикова Н.Ю., Хамадуллина И.Р. Организация деятельности социальных педагогов в клубах по месту жительства: метод. пособие. Екатеринбург: Филантроп, 2009. 60 с.
7. Соколов В.М. Служба сопровождения семьи и ребенка: инновационный опыт: метод. сборник. Владимир: Транзит-ИКС, 2010. 132 с.

Проблема неполных семей остается актуальной на современном этапе развития общества, в большинстве случаев это неполные материнские семьи, однако в последнее время мы можем наблюдать увеличение неполных семей, возглавляемых отцом.

Неполная семья – это малая группа с частичными неполными связями, где нет традиционной системы отношений «мать – отец – ребенок» [1].

Н.Ю. Егорова рассматривает неполную семью как нуклеарную семью, в которой отсутствует один из супругов и в которой дети находятся на иждивении и воспитании одного родителя. По мнению автора, к неполной семье относится семья, в которой из-за развода или смерти отсутствует один из супругов [2].

Под неполной отцовской семьей будем понимать тип неполной семьи с ребенком (детьми) и единственным кормильцем, в роли которого выступает отец (или лицо его заменяющее) в результате отсутствия матери.

Стоит отметить, что в таких семьях формируется специфическая система внутрисемейных отношений, согласимся с мнением А.И. Михайловой, что «неполная семья создает разного порядка трудности, отсутствие одного из родителей не исключает возможности нормального развития ребенка и какой-то компенсации недостающего отцовского или материнского влияния» [3].

Материалы и методы исследования

Исследование проведено при помощи метода структурированного интервью.

В качестве респондентов выбраны специалисты некоммерческой организации неполных семей (БМООНС «Наследие») (n = 10), взаимодействующие с семьями данной категории, использовалось структурированное интервью экспертов – руководителей и сотрудников управлений и организаций, организующих и осуществляющих работу с неполной отцовской семьей. (n = 30). В обоих случаях выборка - целевая, респонденты были в возрасте от 25 до 57 лет. Обработка первичных данных осуществлялась при помощи пакета программ SPSS, составления сравнительных таблиц.

Результаты исследования и их обсуждение

В ходе опроса специалистов-экспертов были выявлены основные причины увеличения количества неполных отцовских семей в городе Белгороде: смерть супруги (65 %), развод родителей (25 %).

Определяя основные проблемы, присущие неполной отцовской семье, респонденты наряду с проблемами материального характера (72,5 %) и отсутствия материнской ласки (85 %) ставят проблему взаимоотношений ребенка (детей) и родителя (65 %) на третье место. Среди причин, осложняющих взаимоотношения, специалисты называют недостаточность психолого-педагогических знаний у отцов, отсутствие опыта воспитания детей, частые конфликты в семье.

Проведенное исследование позволило нам выделить наиболее важные, по мнению специалистов, направления работы с неполной отцовской семьи. Объединив их в группы, получим:

1. Информирование:

– получение информации о льготах, пособиях;

– консультирование родителей или лиц их заменяющих по медицинским, психолого-педагогическим вопросам;

– обеспечение информацией об организациях и учреждениях, оказывающих услуги неполным отцовским семьям.

2. Социально-медицинская реабилитация неполной отцовской семьи:

– оздоровление родителя и/или ребенка;

– лечение зависимости от алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ;

– организация совместного досуга;

– организация поддержки семьи с ребенком (детьми) с ограничениями жизнедеятельности (физическими, умственными, сенсорными или психическими отклонениями).

3. Социально-экономическая поддержка:

– помощь в оформлении льгот, пособий;

– содействие материальному благополучию семьи.

4. Психологическая помощь:

– помощь в решении социально-психологических проблем (психодиагностика, психокоррекция, психотерапия, семейное и индивидуальное психологическое консультирование);

– консультирование по вопросам детско-родительских отношений;

– психологическая помощь отцу (или лицу его заменяющему) по преодолению страхов, тревог, связанных с одиночеством;

– психологическая помощь ребенку по преодолению страхов и тревог.

5. Социально-педагогическая поддержка:

– консультации и рекомендации по устранению психолого-педагогической неграмотности отцов, воспитывающих ребенка без матери;

– помощь в совмещении социальных ролей отца и профессиональных ролей;

– оказание содействия отцу в выполнении воспитательных функций;

– организация воспитательной деятельности по поло-ролевой идентификации и ориентации ребенка (детей).

6. Трудоустройство.

Специалисты отмечают, что работа с неполной отцовской семьей должна осуществляться комплексно, командой специалистов разного профиля. По оценкам опроса респондентов (100 %) одним из актуальных направлений работы с неполными отцовскими семьями является социальное сопровождение. Остановимся на социально-педагогическом сопровождении.

Социально-педагогическое сопровождение является своевременным оказанием помощи членам неполной отцовской семьи через систему коррекционных мер на основе постоянного отслеживания изменений в семье. Социально-педагогическое сопровождение обеспечивает положительную динамику социального развития, социализации и социального воспитания членов неполной отцовской семьи, их активного самопроявления в жизни.

Социально-педагогическое сопровождение осуществляется с целью преодоления педагогических ошибок и конфликтных ситуаций в семье. В осуществлении данного направления принимают участие социальные педагоги дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных учреждений; классные руководители; психологи.

Специфика данного направления предполагает:

- организацию помощи в обучении и формировании педагогической культуры родителя;

- организация совместного досуга (родитель + ребенок);

- раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения ребенка (детей);

- консультирование по вопросам педагогической и социально-психологической подготовки родителей к воспитанию детей;

- коррекция взаимоотношений между родителем и ребенком (детьми);

- консультирование по вопросам и особенностям воспитания «трудных» подростков;

- подготовка детей к обучению в школе;

- в случае непосещения ребенком школы или образовательного учреждения применение коррекционно-развивающих методов;

- обучение и консультирование особенностям воспитания детей с отклонениями в физическом и психическом развитии.

Рассмотрим основные формы и методы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи, обеспечивающие ее полноценное функционирование и гармоничное развитие ее членов.

Наиболее действенными формами социального сопровождения неполной отцовской семьи являются индивидуальная и групповая работа.

Групповые формы работы могут быть как одновременно со всеми членами неполной отцовской семьи, так и организация групп само- и взаимопомощи.

Данные группы возникли сравнительно недавно, но в основе их лежат отношения, которые существовали между родственниками, друзьями, соседями издавна и регулировались либо обычаями и традициями, либо законом.

Группы самопомощи – это объединения индивидуальных или коллективных членов, деятельность которых направлена на оказание помощи самим себе [4].

Группы само- и взаимопомощи отличаются от психотерапевтических групп и дискуссионных групп. Они не предполагают участие специалиста-психолога, специалиста по социальной работе и психотерапевтической работы. На встрече может присутствовать специалист, но он будет являться участником.

Специалист социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи использует междисциплинарные методы работы: наблюдение, интервью, беседа, биографический метод, комплексное психосоциальное моделирование, тренинги, консультации, дискуссия, убеждение, формирование навыков и привычек поведения и т.д. [5].

Все указанные методы применяются в определенных сочетаниях и нацелены на развитие личности всех членов семьи, их социализацию, адаптацию к условиям жизни, одновременно влияя на сознание личности, деятельность и поведение.

Реализуется социально-педагогическое сопровождение неполной отцовской семьи с помощью:

– консультационно-разъяснительной работы с одиноким отцом (или лицом его заменяющим);

– организации коррекционно-реабилитационной деятельности;

– привлечения необходимых специалистов, обращение к помощи специализированных учреждений, центров, служб;

– патронажа неполных отцовских семей;

– разработки и реализации целевых программ и технологий, направленных на решение социальных, педагогических и психологических проблем неполной отцовской семьи.

Организация социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи включает в себя несколько основных аспектов:

1) формирование доверительных отношений. Клиент должен почувствовать безопасность и убедиться в благожелательном отношении со стороны социального работника;

2) мотивирование клиента на участие в социальном сопровождении.

Основываясь на анализе литературы в социально-педагогическом сопровождении, понятно, что оно включает в себя этапы:

– диагностический этап;

– поисковый;

– содержательный (отбор и применение методических средств);

– аналитический (результативный, рефлексивный этап).

Мероприятия, проводимые на диагностическом этапе, позволяют специалисту сформировать представление о внутренних личностных и семейных процессах, а также позволяют конкретизировать стратегию будущего взаимодействия с семьей.

Зачастую после диагностического этапа специалисты используют поисковый этап. На данном этапе анализируется полученная информация о социальной ситуации развития неполной отцовской семьи. Происходит обсуждение способов решения проблем семьи и определяются необходимые условия для реализации социального сопровождения.

Содержательный этап предполагает разработку на основе полученных диагностических данных программ, индивидуальных и групповых мероприятий, направленных на создание благоприятных условий для функционирования неполной отцовской семьи. На этом этапе может потребоваться вмешательство внешних специалистов – психологов, медицинских работников, юристов и других специалистов. Функцию координатора в данном случае будет принимать специалист сопровождения. [6].

Аналитический этап (результативный, рефлексивный) предусматривает проведение анализа проделанной работы, подготовку рекомендаций по дальнейшему взаимодействию с семьей в целях создания положительных условий для жизнедеятельности неполной отцовской семьи.

По мнению В.М. Соколова, данный этап включает в себя анализ полученной информации и совместный поиск специалистами сопровождения причин возникновения данных проблем и их дифференцирование [7].

Для достижения положительного результата социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи необходимо:

– проводить диагностику личности ребенка (детей) и родителя, проанализировать влияние социальной среды на формирование личности членов семей;

– прогнозировать развитие проблем и их решение в процессе оказания помощи;

– привлекать всех членов неполной отцовской семьи для взаимодействия со специалистами;

– содействовать исправлению ошибок воспитания, отрицательно влияющих на развитие личности ребенка;

– содействовать реализации личности ребенка и отца;

– информировать о правах в области социальной защиты неполной отцовской семьи.

Эффективность системы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи будет зависеть от вовлеченности в нее различных специалистов; наличия муниципальных планов и программ, направленных на решение проблем; высокой квалификации специалистов; системного подхода и оперативности решения проблем.

Значительное количество опрошенных специалистов (75 %) отмечают, что для эффективного социального сопровождения неполной отцовской семьи необходимо комплексное взаимодействие всех социальных институтов.

Однако специалисты отмечают, что на территории г. Белгорода практика социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи недостаточно широка и для ее совершенствования необходимо разработать действенную программу социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи (40 %), увеличивать финансирование учреждений работающих с неполными отцовскими семьями (15 %). Также необходимым условием совершенствования является разработка механизма межведомственного взаимодействия, привлечение общественных организаций, привлечение спонсорских средств, создание фондов оказания социальной помощи неполным отцовским семьям.

Вместе с тем специалисты отмечают, что при наличии ситуации социального неблагополучия в семье работа на ранних стадиях ее неблагополучия будет эффективнее.

По мнению респондентов, специалисты по социально-педагогическому сопровождению должны координировать деятельность специалистов, вовлеченных в реализацию программы социально-педагогического сопровождения неполной отцовской семьи (35 %), проводить оценку потребностей и внутренних ресурсов неполной отцовской семьи (30 %), а также не менее важной является подготовка комплексного индивидуального плана сопровождения (40 %). Это объясняется тем, что каждая неполная отцовская семья имеет свои индивидуальные особенности личности, поведения и жизнедеятельности.

Неполная отцовская семья требует выбора и осуществления индивидуальных мер, которые наиболее соответствовали бы особенностям родителя, детей (ребенка) и членов семьи, специфике кризисной ситуации, в которой она в данное время находится, и вследствие этого давали бы максимальный эффект.

Выводы

Таким образом, своевременное и точное применение форм и методов работы с неполной отцовской семьей в социально-педагогическом сопровождении поможет семье справиться с трудными жизненными ситуациями, нейтрализовать или разрешить проблемы, связанные с трудоустройством, пережить потерю близкого человека, приспособиться к изменившимся жизненным условиям и выживать в трудной жизненной ситуации, а также выработать конструктивные социальные навыки сотрудничества, партнерства и построить новые безопасные и здоровые отношения.


Библиографическая ссылка

Волошина И.Г., Воробьева Г.Е. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ НЕПОЛНОЙ ОТЦОВСКОЙ СЕМЬИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 71-74;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37494 (дата обращения: 27.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674