В настоящей статье приведены определённые наблюдения из практики, при преподавании медико-биологических дисциплин учителям-дефектологам, специализацией которых является работа с детьми, имеющими слуховую депривацию. В связи с этим представляют интерес документы, раскрывающие не только особенности подобной подготовки, но и затрагивающие процесс профессионально-личностного становления и развития будущего педагога. Это – профессиональный стандарт «Педагог», Федеральные государственные стандарты высшего профессионального образования третьего поколения. Специфика подготовки будущих учителей-дефектологов определяется, среди прочего, положениями Единой концепции Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Модернизация специального (дефектологического) образования на современном этапе развития общества требует совершенствования как условий обучения будущих дефектологов, так и улучшения обучения и воспитания школьников со слуховыми депривациями.
Ведущими направлениями деятельности учителей-дефектологов являются интеграция и социальная адаптация детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в нормальную среду. Только учитель, обладающий широким профессиональным миросозерцанием, высоким уровнем толерантности и эмпатии, может стать основной фигурой в образовательном процессе школьника с нарушением слуха. Кроме теоретических предпосылок сложились и практические предпосылки. Они заключаются в том, что меняется образовательная ситуация – развиваются и создаются специальные (коррекционные) школы и специальные центры инклюзивной деятельности. Любая деятельность ребёнка связана с большими умственными, физическими, эмоциональными нагрузками и напряжением [1]. Учитель-дефектолог должен обладать высокой коммуникативной культурой и тактом. Учитывая то, что большинство молодых специалистов-дефектологов испытывают определенные затруднения в начале своей профессиональной деятельности, которые связаны с определенными знаниевыми и социальными требованиями к специальности [2]. Например, незнание дактильной и жестовой речи, необходимых для общения с глухим и слабослышащим ребёнком, трудности в нахождении контакта и адаптации в среде таких школьников. В связи с этим следует уменьшать разрыв между целями обучения в образовательном учреждении и требованиями к деятельности на современном рабочем месте.
Эмпатия – качество для будущего педагога-дефектолога, которое нужно для общения с депривированным ребёнком. Данное свойство личности связано с потребностью в благополучии другого человека, может быть определённым связующим звеном в общении с больным депривированным ребёнком. Это свойство имеет сложную многокомпонентную структуру, совокупность определённых умственных, поведенческих умений. Каждый педагог-дефектолог должен уметь проявлять эмпатийные чувства по отношению не только к депривированным детям, но и к здоровым учащимся. При этом следует применять личностно ориентированный подход к каждому ребёнку, а основными составляющими в обучении таких школьников являются принципы гуманизации и демократизации образования.
Цель исследования: экспериментально проверить условия формирования эмпатийных качеств и их значение для будущих учителей-дефектологов, обучающихся на 1–2 курсах вуза.
Материалы и методы исследования
Основа статьи построена с учётом научных концепций о развитии человека с позиций системного подхода; с учётом развития ребёнка с депривацией слуха, учётом концепции интегрированного обучения детей с особыми возможностями. Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом методов исследования: теоретических (изучение и анализ литературы и нормативно-правовых источников по проблеме; ретроспективный анализ; сравнительно-сопоставительный анализ); эмпирических (изучение и обобщение педагогического опыта; наблюдение; эксперимент); методы статистической обработки данных.
Отметим, что системный подход очень созвучен современному взгляду на развитие предметов медико-биологического блока. Здесь необходимо подчеркнуть ряд моментов: 1) изучение закономерностей организма с позиции системы; 2) наличие в системе двух и более системообразующих связей; 3) развитие систем в эволюционном плане. Системный подход делает актуальными такие явления, как организация, управление, связь, целеполагание.
Деятельностный подход предполагает активное включение студента и преподавателя в деятельность, их представление и оценку в качестве субъекта образовательного процесса Личностно ориентированный подход отражает ориентир образовательного процесса не только на требования стандарта и программы, но и учёт личностных особенностей студентов
Методологическая основа исследования. В качестве конкретной методологической основы выступают ведущие положения методологии педагогики и биологии. Данная основа выстроена с учётом научных концепций о человеке; развитии ребёнка с отклонениями в развития, инклюзивного образования как части современного образования.
Экспериментальная часть работы выполнена в период с октября 2016 г. по ноябрь 2018 г. В эксперимент было включено 90 студенток направления подготовки 44.03.03 – специальное (дефектологическое) образование (2016 и 2017 гг. поступления), профиль – логопедия. Набор 2016 г. обследовался троекратно по всем методикам, при этом результаты, полученные на 2-м курсе, отражают динамику и достоверность проводимой работы (контрольная группа). Набор студенток 2017 г. представлял экспериментальную группу.
Критериями включения в исследование было согласие студентов участвовать в анкетированиях и опросах. Были получены их письменные согласия, положительное отношение к ним испытуемого. Обследование проводилось с учётом всех биоэтических норм [3].
Критерии исключения: студенты с температурой, субъективными признаками нездорового состояния.
Принципы проведения эксперимента: 1. Научного комплексного подхода в изучении личностных характеристик студентов. 2. Системности исследования; 3. Целенаправленного исследования в соответствии с целями и задачами высшего образовательного учреждения 5. Динамичности.
Каждая студентка была обследована в среднем 3 раза по тесту поликоммуникативной эмпатии И.М. Юсупова по различным градациям: 1 – отношение к родителям; 2 – отношение к животным; 3 – отношение к пожилым людям; 4 – отношение к детям; 5 – отношение к героям художественных произведений; 6 – отношение к незнакомым и малознакомым людям. В данной статье мы приводим средние результаты, полученные в 2-летнем исследовании.
Все студентки были в дальнейшем ознакомлены с результатами исследования. Формирование и развитие данного качества возможно лишь при наличии профессионально значимых личностных свойств, прежде всего эмпатийных.
Результаты исследования и их обсуждение
Проблема развития специального (дефектологического) образования является самой востребованной в мировой и отечественной педагогической и медико-биологической теории и практике. Эмпатийный учитель-дефектолог отличается развитым чувством понимания, распознавания, предвидения [4]. Он умеет сопереживать состоянию школьника с депривацией, способен к ориентации в сложных ситуациях, умеет выражать своё сочувствие, применяет альтруистические и демократические стратегии в общении с детьми.
Овладение специальностью педагога-дефектолога означает «иметь интегративные профессиональные знания и умения, обеспечивающие выполнение творческих действий по конструированию процесса обучения и моделированию коммуникативных связей, умение проводить анализ учебного материала…» [5]. В ходе исследования были выделены понятия интегративных качеств учащихся с различными депривациями, необходимость формирования у детей-инвалидов в стенах школы-интерната медико-социальных, профориентационных, психологических, здоровьеориентированных и других свойств для дальнейшей самостоятельной жизни, которым необходимо обучать будущего педагога-дефектолога начиная с 1-го курса [6].
Согласуя свои исследования с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, учитель-дефектолог должен владеть разнообразными видами деятельности [7]. К ним относятся такие, как деонтологическая, коммуникативная, учебная, воспитательная, диагностическая, аналитическая, коррекционно-развивающая, социально-педагогическая, психопрофилактическая, научно-методическая, консультативная и др.
Мировоззренческие основы будущего учителя-дефектолога – это определенная система взглядов, подходов, ценностей, основанная на особенностях работы с учащимися с депривацией. Одной из особенностей в становлении человека является поиск смысла жизни, проявление воли в достижении определенного результата, а также свободы выбора при этом [8]. Готовность к работе с детьми с депривациями, умение устанавливать доброжелательные отношения с детьми и их родными зависит от коммуникативной компетентности будущего специалиста, которая определяется сформированностью определённых способностей, осознанностью выбора своего профессионального пути [9].
Отметим важность формирования эмпатийного качества личности для будущего учителя-дефектолога. Обучение по профилю специальное (дефектологическое) образование предъявляет к студенту с самого первого курса требование формирования специальных качеств, к ним относятся умение сопереживания, принятие больного ребенка как ценность, возможность найти общий язык с депривированным ребёнком и его родными или опекунами. Умение верить в потенциал ребёнка, зная, какой «ценою здоровья» ему часто даётся освоение новых знаний, умений, навыков. Развитие этих качеств у студентов-дефектологов начинает проявляться к концу первого – началу второго года обучения после первичной производственной практики. К ним относятся такие, как умение наблюдать за уровнем эмоционального состояния ребёнка, его поведением. Перед первичной производственной практикой в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» дефектологи уже умеют проводить метод массового хронометража. Большое значение играет развитие эмпатийных качеств (сопереживание, умение принять точку зрения больного ребёнка) [10]. Часто будущий специалист (уже на первичной практике) должен уметь взглянуть на ситуацию со стороны больного ребёнка, прочувствовать его эмоциональное состояние. При хорошем взаимопонимании учащийся быстро пойдёт на контакт, правильно начнёт выполнять задания своего наставника, что будет эффективным и окажет положительное влияние на выполнение, например, коррекционно-развивающих упражнений [11]. Учащиеся, особенно начальных классов, проходящие адаптацию в школе-интернате, очень ранимы, их чрезмерная эмоциональность часто мешает учебному процессу, а также проведению с ними коррекционно-развивающей работы [12]. Именно на уровень развития эмпатии было обращено нами особое внимание. На рис. 1 приведены результаты уровня поликоммуникативной эмпатии студенток, поступивших на первый курс в 2016 г. Первое обследование проведено в октябре 2016 г., второе в апреле 2017 г. после первичной практики, третье в октябре 2018 (начало 2 курса обучения).
Рис. 1. Изменение уровня поликоммуникативной эмпатии у студенток контрольной группы
При анализе базового уровня поликоммуникативной эмпатии у студенток контрольной группы специального (дефектологического) направления отметим, что ко второму курсу (это отражают результаты 3-го обследования) достоверно увеличивается количество будущих учителей-дефектологов с высоким уровнем эмпатии с 4,5 % до 59,1 % (по сравнению с началом обучения). Полностью исчезают учащиеся, имеющие низкий уровень эмпатийной направленности с 27,2 % до 0 %. На втором курсе появляются студентки с очень высоким уровнем эмпатии. Изменение средней эмпатийности у студенток 2016 г. поступления достоверно изменяется с 48,54 ± 1,09 балла (базовый уровень, выраженный в баллах) до 56,1 ± 0,99 балла (конец первого года обучения), ко второму курсу до 62,23 ± 1,09 (p < 0, 01).
На рис. 2 приведены результаты поликоммуникативной эмпатии студенток 2017 г. поступления, первое обследование проведено в октябре 2017, второе – в апреле 2018 г., после прохождения практики (как и в первом случае). При первом обследовании 26 % студенток имели высокий уровень эмпатии, 67,4 % – средний, 4,4 % – низкий, 2,2 % – очень высокий. Уточним, что очень высокий уровень имели несколько студенток, которые перевелись со 2-го и 3-го курсов медицинского университета.
Рис. 2. Изменение уровня поликоммуникативной эмпатии у студенток экспериментальной группы (год поступления 2017)
Средний базовый уровень эмпатии, выраженный в баллах, составил 56,86 ± 1,07, к концу 1-го курса он составил – 70,54 ± 0,9 баллов. Материал является достоверным (p < 0,01).
Сравнивая с экспериментальной группой, студенты контрольной группы имеют более низкие показатели в начале обучения на втором курсе, чем респондентки экспериментальной группы в конце 1-го года обучения (p < 0,01). Данный материал имеет 2-ю степень достоверности, а корреляционные отношения между уровнем эмпатии и уровнем эмоционального отношения к профессии прямые. Средние величины равны – r = +0,45 и r = +0,49. Высокий уровень поликоммуникативной эмпатии у студенток экспериментальной группы отчасти связан с тем, что большая часть из них целенаправленно готовилась к работе в данной профессии.
Уровень эмпатии ярко выражен и в результатах «эссе-рассуждения» на тему «Совесть – это тысяча свидетелей». Студентки отмечают роль и значение совести и внимания к больному ребёнку, подчёркивая при этом, что «совесть – это некая черта характера, без которой невозможно жить и работать с больными детьми» (отрывок из эссе студентки экспериментальной группы). Хотелось бы привести некоторые выдержки из написанного студентами экспериментальной группы эссе на тему: «Какой я вижу свою работу по специальности через 5 лет?». Оценивая работу учителя-дефектолога, они пишут: «в ней сочетаются навыки педагога, актёра, музыканта, дизайнера, психолога – ведь так необходимо найти подход к каждому ребёнку». Второкурсница Т. считает: «Логопед – это призвание, а не просто профессия. И убеждение в истинности этой мысли с годами растёт». Интересны следующие высказывания относительно того, как студенты экспериментальной группы видят своё будущее: «в какой-нибудь клинике каждый день набираться опыта и, конечно же, познавать сердца и судьбы маленьких детей»; « ...через пять лет, имея за плечами образование и стаж работы, я могла с гордостью назвать себя квалифицированным специалистом». Есть и такие высказывания: «намереваюсь овладеть жестовым языком, чтобы помогать детям с нарушениями слуха». Студенты отмечают, что будут иметь «индивидуальный подход к каждому ребёнку» и «с детьми я буду терпелива, заботлива». Многие видят «светлый уютный класс, где проходят мои занятия с особыми детишками». При этом студенты понимают и осмысливают уже сложность работы в данной профессии: «Эта работа требует больших затрат, энергии». В своей совокупности полученные данные свидетельствуют о том, что при продуманной, целенаправленной работе в вузе, учитывающей знание о сути профессиональной готовности к работе с детьми, имеющими депривацию по слуху, можно существенно увеличить её уровень у будущих учителей-дефектологов [13].
Изучая уровень сформированности этого качества у будущих учителей-дефектологов, в результате собственных наблюдений за студентами отмечены следующие тенденции: высокий уровень эмпатийных качеств не может быть развит у студенток вне связи работы с профильными школами и детскими садами, где будущие специалисты отрабатывают свои производственные навыки, умение общения с детьми с депривацией слуха. Развитый уровень эмпатии помогает проявлять гуманное отношение к детям с различными уровнями деприваций. Профессионал такого профиля учитывает, что развитие ребёнка идёт с опорой на сохранный анализатор, а психические процессы имеют свои особенности протекания.
Заключение
Исследование строилось в русле системного анализа формирования личности будущего профессионала в названной сфере. Оно осуществлялось на тесно связанных между собой методологическом, теоретическом и технологическом уровнях. Исследование показало преобладание среди студентов-дефектологов 1-го года обучения среднего уровня эмпатии, что подтверждается исследованиями других авторов [14]. Студент – будущий учитель-дефектолог готов к профессиональной деятельности, если имеет специфические качества личности, необходимые ему для дальнейшей деятельности и общения с учащимися, депривированными по слуху (развитые эмпатийные качества). Как показала опытно-экспериментальная работа, достижению такого результата способствуют в первую очередь те педагогические формы, методы, приёмы, технологии, которые на своих занятиях используют преподаватели. Свою эффективность доказали проблемные лекции и постановка проблемных вопросов на семинарах и практических занятиях, дискуссии, решение профессионально-ориентированных задач, написание эссе, анализ педагогических практик с позиции формирования у студентов готовности к взаимодействию с детьми, имеющими депривацию по слуху. Кроме того важна установка на достижение подобного результата и со стороны студентов, и со стороны педагогов. Большое позитивное влияние на данный процесс оказывает атмосфера доверия и заинтересованности, которую создаёт педагогический коллектив факультета.
Библиографическая ссылка
Белова О.А. ФОРМИРОВАНИЕ ЭМПАТИИ И ЕЁ ЗНАЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 4. – С. 61-66;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37492 (дата обращения: 27.12.2024).