Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Мосина О.А. 1 Гонежук А.Г. 2
1 ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»
2 ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет»
В данной статье авторы поднимают проблему организации образовательного пространства для людей пожилого возраста, где на первом месте находятся приоритеты пожилого обучающегося. Основное внимание сосредоточено на том, что геронтообразование должно быть ориентировано на создание возможностей, расширяющих спектр использования личностных ресурсов геронтов при решении социальных проблем и задач посредством специальной организации и вовлечения людей пожилого возраста в общественно полезную добровольческую деятельность; удовлетворение образовательных и познавательных потребностей людей пожилого возраста возможно посредством ориентации содержания образования на индивидуальные и групповые запросы потенциальных обучающихся; содержание образования людей пожилого возраста должно обеспечивать возможности для поддержки и укрепления психологического, социального и физического здоровья пожилых обучающихся посредством реализации образовательных программ соответствующей направленности. Значимость развития системы геронтообразования в современных условиях определяется следующими эффектами: для государства – деятельное включение активной части населения старших возрастов в социальные процессы, снижение дефицита трудовых и социальных ресурсов; для системы образования – популяризация гуманитарного и социального знания, развитие идеи наставничества в образовательном процессе молодого поколения, совершенствование кадрового потенциала; для пожилых – актуализация в социальном пространстве, стимулирование интеллектуального и физического развития, межпоколенческая интеграция.
геронтообразование
образование людей пожилого возраста
ресурс людей пожилого возраста
актуализация личностного ресурса
организационно-педагогическое сопровождение
1. Мосина О.А., Матайс А.С. Геронтообразование в контексте парадигмы непрерывного образования // Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Т. 8. № 5–3. С. 109–111.
2. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Инновационные виды педагогического сопровождения // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 8. С. 101–106.
3. Меретукова З.К. Научно-методологический аппарат педагогических исследований // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2007. № 3. С. 47–52.
4. Кувшинова О.А. Проблема старения в современном российском обществе: социально-демографический аспект // Вестник Поволжского института управления. 2010. № 1. С. 139–145.
5. Грибова Е.В. Специфика общественного благосостояния как фактора формирования устойчивого развития. Новосибирск: Изд-во ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2014. С. 11–30.

Происходящие социально-демографические трансформации общественной системы последних десятилетий ясно демонстрируют необходимость в развития системы образования для людей пожилого возраста, позволяющего социально презентовать старость как территорию разнообразных возможностей, как общественный ресурс, способствующий развитию страны. Однако анализ дидактического потенциала отечественного геронтообразования позволяет резюмировать, что он не способен повысить результативность процесса обучения пожилых людей. Само поле геронтообразования может выступить только в качестве наличного потенциала результативности, а реальному ее свершению может способствовать только плодотворное взаимодействие субъектов образовательного процесса, которое в реальном измерении отсутствует. При этом современное педагогическое знание способно не только активизировать процесс сотрудничества внутри геронтологического образовательного пространства, но и развить и сформировать его новые грани посредством педагогических технологий [1, 2].

Не определенная в настоящее время траектория образования людей пожилого возраста направляет вектор педагогических исследований на возможности использования человеческих ресурсов с целью обеспечения эффективной работы всех социальных и экономических систем. В зарубежной науке данное утверждение получило подтверждение в рамках зарубежных геронто- психологических исследований (D.E. Balk (2014), М.М. Baltes (1996), R.J. Havighurst (1972), E. Kim (2015), C. Leget (2015), H.-J. Park (2015), E. Wijngaarden (2015) и др.), а также отечественных социологических (И.Ф. Албегова (2005), Т.М. Кононыгина (2009), Г.Г. Сорокин (2011) и др.) и психолого-педагогических (Н.А. Ермак (2008), М.А. Зыскина (2013) и др.) исследований.

Данными учеными установлена взаимосвязь между образовательными потребностями людей старшего поколения и содержанием образования, акцентировано внимание на возрастно-физиологических особенностях пожилых людей, включенных в процесс образования, что становится особенно актуальным в свете подготовки закона о повышении пенсионного возраста в России.

Цель исследования: теоретико-эмпирическое обоснование востребованности геронтообразования.

Предметом исследования является наличный ресурс людей пожилого возраста.

Материалы и методы исследования

Работа состояла из серии завершенных экспериментов, в ходе которых были аргументированы отдельные компоненты модели [3], в том числе – средства реализации ресурсно-функциональной концепции геронтообразования. Основная опытно–экспериментальная работа проводилась силами студентов и сотрудников факультета психологии, педагогики и коммуникативистики Кубанского государственного университета в условиях реального образовательного процесса. В эксперименте участвовали педагоги вуза – 28 человек, студенты, общее количество респондентов – 367 человек, люди пожилого возраста, общее количество респондентов – 4100.

При организации и проведении исследования были использованы следующие методы: опрос, тестирование, анкетирование, педагогическое наблюдение, экспертная оценка.

Результаты исследования и их обсуждение

Экспериментальная выборка была типологически выдержана и репрезентативна для данной целевой группы, так как основным квотируемым признаком являлся возраст опрашиваемых (от 55 до 72 лет [4]). Задачи, реализуемые в результате следующие:

1. Определение социального самочувствия пожилых людей.

2. Наличие определенного потенциала для получения образовательных услуг.

3. Исследование потребностей людей пожилого возраста в получении новых знаний и/или образования.

Социальное самочувствие является важным конструктом общественного сознания, интегрирующим многие аспекты взаимоотношений человека с обществом и отражающим реакцию человека на изменение условий жизни. Анализируя мнения отечественных специалистов, можно утверждать, что игнорирование изменений в структуре социального самочувствия пожилого населения может сегодня существенно замедлить динамику общественного прогресса [5].

В ходе анкетного опроса были получены результаты, демонстрирующие степень удовлетворения основных жизненных потребностей: питания, одежды и здоровья. Совокупный результат показал, что ухудшение питания, одежды и здоровья отметили 65,5 % респондентов.

Изучение наличия потенциала лиц пожилого возраста к осуществлению различного рода деятельности показало, что 47 % пожилых респондентов хотят путешествовать, этот ответ оказался приоритетным. Следующий по приоритетности ответ – «организация своего бизнеса» (20,7 %) ненамного опередил ответ – продолжение трудовой деятельности и самообразование (19,6 %).

Отдельного внимания заслуживают показатели, демонстрирующие реальное положение дел. Так, количество пожилых людей, продолжающих работать из группы опрошенных составляет 18,5 %. Принимают активное участие в общественной жизни 73,8 % опрошенных, а именно: 58 % активизируются в общественной сфере «по мере необходимости»; 9,2 % являются членами домовых комитетов; 6,6 % являются участниками движения национального возрождения. Об участии в политической жизни страны и региона заявили 48,7 %, а именно: являются членами партии – 4,6 %; обязательно ходят на выборы – 39,5 %; регулярно встречаются с депутатами – 4,6 %.

Таким образом, большинство респондентов выбирает активное времяпрепровождение, которое приносит не только моральное удовлетворение, но и существенную материальную пользу. В целом уровень потенциальной и реальной активности группы пожилых достиг показателя 94,2 %.

Полученные выводы стимулировали продолжение исследования, направленного на изучение потребностей людей пожилого возраста в получении новых знаний и/или образования. С этой целью были сформированы две фокус-группы. Участники фокус-групп отбирались на базе «Комплексного центра социального обслуживания населения» в Южном округе г. Оренбурга и ГБУ СО КК «Краснодарский комплексный центр социального обслуживания населения Карасунского округа».

Интерпретация высказываний позволила сделать обоснованное заключение. Так, 57 % опрошенных указали на недостаток общения и получения новой информации. Они заметили, что круг общения значительно сократился после выхода на пенсию и прекращения профессиональной деятельности. В его границах остались близкие родственники (72 %), друзья и коллеги по работе (23 %). Отдельной строкой следует обозначить то, что 52 % респондентов в качестве партнера по общению отметили телевизор, а 2,5 % прохожих и «просто хороших людей».

Наличие потребности в духовном и познавательном развитии обозначили 72 % респондентов, среди них 56 % отметили, что хотели бы удовлетворить их посредством путешествий. Причем территориально особых ограничений никто не отметил – это и зарубежные поездки, и туристические экскурсии по своей стране и ближнему зарубежью. Пожилые люди хотят посмотреть на исторические памятники, познакомиться с другой природой, увидеть иной быт и уклад жизни.

Большинство опрошенных указали на наличие потребности в такой литературе, которая бы отвечала их интересам. В то же время пожилые респонденты заметили, что целый ряд злободневных, социальных передач на телевидении вполне соответствует сфере их интересов.

Значимым для проведенного исследования явилось то, что определенная часть опрошенных (6,2 %) являются людьми довольно активными. Они регулярно посещают мероприятия, организуемые библиотеками, комплексными центрами социального обслуживания населения, дискуссионные политические площадки и т.д. Кроме того, 9,4 % являются постоянными посетителями культовых заведений и мероприятий (службы в православных храмах, евангельские чтения, лютеранские богослужения и пр.).

Порядка 13 % более двух раз в год посещают театры, музеи и выставки. Также необходимо отметить, что 37 % пожилых людей увлекаются коллекционированием, причем более половины опрошенных занялись этим уже после выхода на пенсию. Интересы в данной области достаточно широкие – это марки и монеты, стеклянные бутылки и глиняная посуда, куклы и предметы интерьера и т.д.

Особого внимания в сфере обозначенных потребностей имеет наличие стремления помогать другим людям (38 %). В основном речь идет о сверстниках, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и обездоленных детях. Спектр предлагаемых услуг довольно разнообразен: от хозяйственных дел и помощи в подготовке уроков до оказания профессиональной психолого-педагогической помощи трудным детям и подросткам.

Однако и здесь пожилые респонденты отмечают существенные проблемы, решение которых могло бы способствовать активизации их деятельности. В первую очередь – это недостаток специалистов, способных организовать и наладить регулярную работу по оказанию посильной помощи и взаимопомощи пожилыми людьми.

Следующая рассматриваемая нами потребность – в личностном развитии. На сегодняшний день 47 % опрошенных хотят изменить свою жизнь. Причем это касается не столько материального обеспечения, сколько качественно иного образа жизни. 45 % четко знают, чем бы они хотели заниматься и готовы заниматься. При этом пожилые люди отмечают отсутствие возможности организовать свою общественную жизнь в связи с тем, что не существует специально оборудованных территорий или специализированных организаций, направленных на работу только с данной возрастной категорией людей. Значительным упущением опрошенные считают отсутствие специалистов по работе с людьми пожилого возраста.

Кроме того, проведенное исследование показало, что 94 % опрошенных признают необходимость получения новых знаний в пожилом возрасте. Причем 71 % респондентов высказали готовность в реализации обучающих программ при условии, что тематика этих программ будет отвечать их интересам и не будет слишком затратной в материальном отношении.

Таким образом, становится очевидным, что наиболее востребованными ввиду соответствия потребностям людей пожилого возраста являются следующие направления и содержание образования (табл. 1).

Таблица 1

Потребностно-ориентированные направления и содержание образования людей пожилого возраста

п/п

Потребности, желания, необходимости людей пожилого возраста

Содержание, направления образования людей пожилого возраста

1

Открыто выражать свое мнение

Дискуссионный клуб, группы общения

2

Обучиться работе с гаджетами

Основы компьютерной грамотности

3

Активная общественная позиция

Участие в культурно-массовых мероприятиях, вовлечение в художественное творчество, выставки творческих работ, участие в круглых столах, диспутах

4

Путешествовать и узнавать новое

Экскурсионная деятельность

5

Реализовать здоровый образ жизни

Оздоровительные занятия, реализация на практике основ здорового образа жизни

Исходя из данных, отраженных в таблице, возможно выделить несколько актуальных направлений геронтообразования:

– психолого-педагогическое, направленное на выявление способностей и интересов пожилых людей к обучению, при условии сохранения / поддержания психологического здоровья;

– образовательное, направленное на получение новых знаний, умений, навыков, компетенций, в соответствии с возрастом;

– досуговое, направленное на организацию продуктивной трудовой и социальной деятельности;

– физкультурно-оздоровительное, направленное на формирование здорового, активного образа жизни.

В целом результаты диагностики показали, что потребность в обучении среди пожилых действительно существует, а проблема организации специализированного образовательного пространства для людей пожилого возраста является достаточно актуальной. Причем, с одной стороны, образовательное пространство должно учитывать нематериальные образовательные потребности людей пожилого возраста (в духовном, личностном развитии и т.д.), а с другой, соответствовать их объективным (материальным) требованиям.

Следовательно, потребность в разработке новой технологии образования людей пожилого возраста проявляется достаточно рельефно. Такая технология должна решить ряд проблем, связанных со спецификой обучения людей пожилого возраста, а именно: формирование субъект-субъектных отношений внутри геронтологического образовательного пространства, создание атмосферы доверия; оказание помощи в адаптации к образовательному процессу и пространству, формирование корпуса профессиональных специалистов; развитие/реконструкция умений и навыков зоны ближайшего развития личности пожилого человека и активировать процесс вторичной социализации за счет формирования навыков и умений, связанных с новыми видами деятельности; коммуникативные навыки; наличие знаний и практика здорового образа жизни; вовлеченность в общественную деятельность; личностный рост.

В контексте представленного исследования данную технологию возможно обозначить как технологию организационно-педагогического сопровождения, которая обладает системной структурой, консолидирующей управленческий потенциал образовательной организации с сопровождаемой группой обучающихся людей пожилого возраста, и направлена на повышение результативности сферы геронтообразования.

Справедливость выбора данной технологии как ведущей в геронтообразовании подтвердили посредством экспертного оценивания. Экспертами выступили сами геронты и педагоги – участники проекта «Centre for the Third Age Education Создание центров повышения квалификации граждан третьего возраста: 544517-TEMPUS-1-2013-1-IT-TEMPUS-JPHES (CTAE)» от ФГБОУ ВО КубГУ (Кубанского государственного университета), а также ФГБОУ ВО СПбГУПТБ (Санкт-Петербургский Государственный университет промышленных технологий и дизайна) – по пять человек в каждой группе, итого: 20.

Экспертам была лаконично изложена суть технологии организационно-педагогического сопровождения в сравнении с другими технологиями геронтообразования, разработанными современными отечественными специалистами, а также предложено оценить степень своего согласия с утверждением о том, что данная технология является наиболее приемлемой в геронтообразовании. Результаты отражены в табл. 2.

Таблица 2

Экспертная оценка технологии организационно-педагогического сопровождения

Технология геронтообразования

да

скорее да, чем нет

скорее нет, чем да

нет

Оздоровительно-образовательная технология

70 %

15 %

10 %

5 %

Коммуникативные технологии

65 %

15 %

10 %

Компьютерные технологии

80 %

20 %

Технология организационно-педагогического сопровождения

100 %

Следовательно, в представленной интерпретации технология организационно-педагогического сопровождения признается экспертами как ведущая технология геронтообразования. При этом признанная значимость других приоритетных технологий подтверждает целесообразность выделенных нами в содержании приоритетных направлений геронтообразования.

Выводы

Таким образом, проведенное исследование позволяет определить организационно-педагогическое сопровождение как ведущую технологию геронтообразования, выстроенную с учетом наличного социального самочувствия людей пожилого возраста, их образовательным потенциалом и познавательными потребностями, что позволяет наметить перспективные векторы дальнейшего исследования по вопросам образования людей пожилого возраста, выбора направлений геронтообразования и разработке соответствующих образовательных программы, определении дидактических средств, в совокупности, обеспечивающие актуализацию и развитие личностных ресурсов людей пожилого возраста.


Библиографическая ссылка

Мосина О.А., Гонежук А.Г. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ГЕРОНТООБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 3-2. – С. 284-288;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37480 (дата обращения: 03.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674