В век урбанизации и роста влияния антропогенного фактора на окружающую среду понятие «экология» приобрело особый смысл, вошло во все сферы человеческой деятельности, включая ландшафтный дизайн, превратившись в образ жизни и современный тренд.
«Экостиль», «естественный, природный», «натургарден» – названий у этого стиля много. Он прошел эволюцию от символичных пейзажных восточных садов, чопорных, выхолощенных английских, через «дикие сады» Робинсона и «новую волну» Удольфа, основанные на науке, к пермакультурному дизайну Моллисона и Хольцера, основанному на этике.
Нет ничего предосудительного в столкновении природы и мегаполиса [1]. Природные элементы вносят непринужденный характер, неожиданные фактуры в условия однообразной городской архитектуры и ограниченной перспективы, положительно влияют на эмоциональное, физическое, психологическое и интеллектуальное состояние жителей городов [2].
Элементы природного озеленения (цветники, древесные и кустарниковые массивы) в современном благоустройстве осуществляют не столько декоративную функцию, сколько участвуют в построении общей «зеленой инфраструктуры» урбанизированной среды. «Зеленая инфраструктура» определяется как связанная система различных зеленых пространств: от «диких» природных территорий до «окультуренных», таких как сельскохозяйственные территории пригорода, городские парки, скверы. Предполагает непрерывную связь между ними и беспрепятственное движение в ней различных видов животных и растений, присущих данной местности, призванной благоприятно влиять на качество жизни населения [3].
Острова зеленых насаждений, внедрённые в бетонное урбанистическое пространство, являются проводниками свежего воздуха, охлаждают, защищают от пыли и шума. Развитие городской среды в плане уплотнения застройки привело к тому, что она постепенно теряет свои компенсаторные возможности. Восполнить эту потерю предлагается за счет внутриквартальных скверов, которыми, в отсутствие оных, могут стать общеобразовательные и иные (музыкальные и пр.) учреждения, места массового посещения жителей, дворовые территории, территории современных торгово-развлекательных центров.
Цель исследования: определение возможности практического использования экологического стиля в условиях урбанизированной среды.
Материалы и методы исследования
Предмет исследования – качественное изменение характеристик экостиля в направлении ресурсосбережения открытых пространств современного города.
Решение поставленных задач определяется на основе изучения и анализа, выявления, определения и выделения приоритетов комбинаторных подходов в реализации внедрения зеленых технологий в городскую среду. В работе по решению задач исследования применены общетеоретические методы исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
В условиях дефицита парковой растительности все больше специалистов, представителей общественных и профессиональных сообществ выступают с призывом о необходимости придания нового смысла территориям городского ландшафта специального назначения, таким, например, как пришкольные участки.
По мнению психологов, территория общеобразовательной школы как единственное место в микрорайоне, пригодное для культурного времяпрепровождения, не должна обособляться в общественном пространстве города, быть закрытой и недоступной. Необходимо отметить, что в последнее время активно формируется социальный запрос на разработку данной тематики, создания проектных работ по освоению данных территорий от заинтересованного контингента (сотрудники и учащиеся СОШ, жители микрорайона). Выдвигается новый эколого-ландшафтный подход к оформлению пришкольной территории. Он предполагает создание на пришкольном участке естественной, относительно устойчивой экосистемы, а также придание дизайну научно-познавательного смысла [4].
Можно говорить об образовательном и экологическом дизайне как очевидной стороне экологического стиля. Территории ботанических садов, коллекций или парков, имитирующих природные экосистемы, становятся предметом интереса любителей природы. На основании представленных ландшафтов и специального подбора растений посетитель может составить представление о природных комплексах той или иной территории, устройстве экологических сообществ. Эти знания необходимы для формирования общей картины мира, а также могут быть использованы в практических целях.
В 2017 г. при Музее истории Томска был создан цветник из растений местной, аборигенной флоры. Цветник разрабатывали профессиональные ландшафтные дизайнеры, а реализовывался он силами волонтеров (рис. 1).
Рис. 1. Пояснительная записка к проекту «Фитозона при Музее истории Томска»
Цветник выполнен в натуральном, экологическом стиле, растения снабжены табличками с указанием названия на русском и латинском языках. Сами растения являются представителями местной, аборигенной флоры.
Проект занял призовое место в номинации «Общественная территория» на ХVI Профессиональном Конкурсе ландшафтных архитекторов, дизайнеров и строителей «Ландшафт Европа – Азия» в 2017 г. [5].
Сотрудники музея отмечают большой интерес жителей и гостей города к ландшафтной экспозиции. Цветник несет ярко выраженную познавательную, информационную нагрузку, служит площадкой, демонстрирующей возможности натурального, экологического стиля, где растения – простой инструмент для создания эффектного, устойчивого и экономичного дизайна. Такая концепция органично вписывается в оформление музейной территории и поддерживает общую исторически-краеведческую направленность объекта.
Более глобально идея экологического просветительского дизайна реализована в открывшимся, в 2017 г., парке «Зарядье», который сразу стал популярнейшим местом отдыха москвичей и гостей столицы. При этом парк выполняет не только рекреационную функцию, но, так же, немалую познавательную и научную задачу. Сообщества высаженных растений позиционируется как «ботанический заповедник» ? коллекция, которая представлена видовым ассортиментом различных географических зон и биоценозов России.
Стоит выделить новое направление, реализуемое посредством использования ресурсов ботанических садов – садовая терапия. Это метод взаимодействия человека и природы. Находясь на территории крупных мегаполисов, ботанические сады могут являться не только научными, но социальными и оздоровительными центрами.
Так, Ботанический сад Иркутского университета на своей территории проводит учебно-производственные занятия для различных социальных групп молодежи, например: реабилитационную работу для трудных подростков, состоящих на учете в полиции.
Такие занятия являются хорошей поддержкой для подростков, способствуют их социализации в обществе. На детей благотворно влияет «сочетание психосоматической составляющей с образовательным, культурно-художественным и природно-эстетическим компонентами от пребывания в различных зонах сада» [6]. Именно во время таких занятий происходит закладка основ экологического мировоззрения.
Интерес представляет взаимодействие ботанических садов с местным населением, а именно садоводами, огородниками, в консультировании, размножении и интродукции новых видов садовых и декоративных растений.
Применение экостиля в урбанистическом пейзаже – эффектный метод ландшафтного дизайна «новой волны». Море шуршащих злаков и других «диких» растений среди небоскребов создают ощущение, будто природа наступает на город и отвоевывает территорию [1]. Заброшенные заводы, пустыри, старые железнодорожные ветки можно превратить в рекреационные объекты, используя простой, но гениальный метод комбинаторных посадок.
Унылые спальные районы с ограниченным бюджетом могут быть преобразованы при помощи местных, аборигенных видов злаковых и цветущих растений (рис. 2).
Рис. 2. Озеленение спального района Стокгольм, Голландия
В профессиональном сообществе не утихают споры по поводу использования приемов «удольфианских цветников» в дизайне отечественных территорий (рис. 3).
Рис. 3. Природные цветники, двор в Новой Москве, Россия
У практиков вызывают сомнение теория всесезонной декоративности таких цветников (климатические условия), их экономичность в плане устройства и содержания. Тем не менее все более широкое распространение получают посевные цветники, в состав которых входят однолетние и многолетние цветочные и злаковые культуры, способные к самосеву и самовосстановлению, а также такие, от которых можно легко получить посевной материал для самостоятельного высева на следующий год (рис. 4).
Рис. 4. Посевные цветники в Wunderpark, Москва
Ассортимент таких растений довольно велик: садовые космея (лат. Cosmos) и нивяник (лат. Leucanthemum), лекарственные календула (лат. Caléndula), мята (лат. Méntha), тысячелистник (лат. Achilléa), эхинацея (лат. Echinácea), сельскохозяйственные травы донник (лат. Melilótus), эспарцет (лат. Onobrýchis), лен (лат. Línum), а также многочисленные злаковые культуры, кормовые и декоративные травы.
Как утверждает известный ландшафтный дизайнер и специалист по созданию естественных садов Игорь Сафиуллин: «За посевными цветниками – будущее». Они относительно легки в устройстве и содержании и, что немаловажно, экономичны с точки зрения финансовых и энергетических затрат, по сравнению с посадочными цветниками.
Во второй половине XX в. сформировалась система «умного дизайна» – пермакультурный дизайн, или пермакультура (от англ. permaculture – permanent agriculture – «Постоянное сельское хозяйство»). Пермакультура – это система дизайна, основанная на использовании взаимосвязей из природных экосистем. Отдельные элементы пермакультурного дизайна широко известны и могут применяться как самостоятельные. Например, «лесосад» или «пищевой лес» – это многоярусная, многолетняя поликультурная система, состоящая из самых разных растений, взаимодействующих в симбиозе друг с другом и с окружающей природной средой [4].
Пермакультура – это дизайн преимущественно для сельскохозяйственных территорий. Однако его принципы и элементы могут с успехом применяться (и применяются) в системе городского благоустройства в различных социальных проектах. Например, разработана стратегия выращивания продуктов питания в городах, на мини-фермах, расположенных прямо во дворах или крышах на окраине или даже в центре мегаполиса [7] (рис. 5).
Рис. 5. Пермакультурная миниферма в городе
Международные экологические стандарты BREEAM пришли в Россию вместе с иностранными девелоперами. Дизайн зданий и сооружений по системе BREEAM диктуется энергоэффективными нормами и энергосберегающими технологиями. В современных условиях большое значение приобретает проблема открытых городских пространств, в которых сохранена природная основа ландшафта. Озеленение территорий по системе BREEAM предусматривает минимальные затраты ресурсов на посадку и уход за насаждениями. К использованию, по данной технологии, рекомендуются местные, аборигенные виды растений, неприхотливые засухоустойчивые суккуленты. Газоны представляют собой естественный травостой с луговыми и степными травами. Полив растений осуществляется из природных источников, талыми и ливневыми водами.
В современных условиях большое значение приобретает проблема таких открытых пространств, в которых сохранена природная основа ландшафта [8].
Применение стандартов BREEAM и других зеленых технологий в городской структуре позволяет сформировать уникальные пространства в центре спальных районов. Результаты исследования показали возможность практического применения такого дизайна на основе научного подхода в организации общественного пространства территории в экологическом стиле на примере ТЦ «Акварель» в г. Тольятти. В 2018 г. на территории торгового центра решены некоторые задачи внедрения теоретического исследования: заложен первый посевной цветник, открыт детский образовательный лекторий экологической направленности.
Заключение
Таким образом, дизайн урбанизированных территорий в экологическом, природном стиле позволит придать новое значение привычным объектам: школьным и внутри- дворовым территориям, общественным пространствам внутри жилой застройки и местам массового посещения жителей. Стратегически дизайн может принимать различные формы: бюджетные посевные цветники из местных, неприхотливых видов и даже сельскохозяйственных растений, небольшие пермакультурные мини-фермы, обучающие площадки экологической или реабилитирующей направленности, которые способны органично вписаться в инфраструктуру и бюджет современного города.
Следует также понимать, что экостиль в ландшафтном дизайне городских территорий осуществляет все меньше ранее определенную ему декоративную функцию. Основное место занимает практическая значимость экостиля в городской среде: улучшения факторов среды, ресурсосбережения, оказание положительного воздействия на здоровье, эмоциональное и социальное благополучие людей.
Библиографическая ссылка
Вишневская Е.В., Степанова Ж.Ю. ЭКОСТИЛЬ В ЛАНДШАФТНОМ БЛАГОУСТРОЙСТВЕ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 3-2. – С. 130-134;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37453 (дата обращения: 03.12.2024).