В первой нашей статье из цикла публикаций об истории Яранского технологического техникума рассматривается дореволюционный период, анализируются факты и сведения, связанные с событиями, начиная с подготовки к открытию ремесленной школы и заканчивая кануном революции 1917 г. в России. Важные выводы, сформулированные нами, заключаются в том, что Яранскому земству в начале 1970-х гг. удалось принять дальновидные решения и реализовать значимые действия, позволившие создать ремесленную школу, одну из первых на вятской земле, и обеспечить ее содержание. Все это отвечало насущным социально-экономическим запросам своего времени и интересам населения, способствовало культурному росту, развитию купечества, экономики и региона в целом.
На рубеже XIX и XX вв. Вятская губерния вышла на третье место в России по степени развития кустарных ремесел, а Яранский уезд стал первым в губернии по числу мастеров-кустарей в относительном выражении. За три десятилетия функционирования школы доля ремесленников увеличилась в 15–17 раз при том, что определенная часть подготовленных мастеров покинула малую родину и трудилась на предприятиях крупных промышленных центров. В это же время яранские купцы вышли с торговлей на рынки Нижнего Новгорода, Казани, Костромы, Вятки, других российских и зарубежных городов [1, с. 439].
В настоящей статье обратимся к материалам, которые касаются истории учреждения в советские годы. Данный период охватывает наибольший промежуток времени в судьбе учебного заведения и богат на события.
Цель исследования: изучение фактов истории Яранского технологического техникума с 1917 по 1991 г. с выделением основных ступеней становления учебного заведения и установлением цикличности исторических перемен в советском профессионально-техническом образовании.
Материалы и методы исследования
Информация по истории Яранского технологического техникума и краеведению, а также о деятельности органов образования Вятской губернии и Кировской области составила материал исследования. Источниками исторических фактов и сведений стали фонды районного и областного архивов, научная литература, воспоминания современников, документы и фотографии, сохранившиеся в краеведческом музее и образовательном учреждении, ресурсы сети Интернет. Библиографический список состоит из 15 пунктов.
Способами достижения цели явились беседы с очевидцами, качественный и количественный анализ материала, периодизация, нарративный, историко-генетический, сравнительный, топологический и структурный методы историко-педагогического исследования.
Результаты исследования и их обсуждение
Анализ научной и учебной литературы по истории отечественного профессионального образования с 1917 по 1991 г. позволяет обнаружить сходство и некоторые различия в подходах исследователей к периодизации эпохи советских лет [2–5]. Учеными выделяется 4 или 5 периодов продолжительностью от 5 до 20 лет. По нашему мнению, переход от общих обзоров к освещению истории отдельной образовательной организации целесообразно осуществить, сосредоточившись на рассмотрении фактического материала в хронологическом порядке, чтобы осмыслить события прошлого, установить причинно-следственные связи и определить основные ступени становления учебного заведения.
Сведений о Яранской ремесленной школе в период Февральской и Октябрьской революций и годы гражданской войны сохранилось крайне мало. Известно, что изменившаяся политическая и экономическая ситуация в стране отразилась и на деятельности учреждения. Реформа профессионального образования планировалась Временным правительством и была утверждена в мае 1917 г. Но преобразования начались с приходом к власти партии коммунистов-большевиков. Уже 9 ноября 1917 г., на другой день Великого Октября и Второго Всероссийского съезда Советов, Декрет Всероссийского Центрального Исполкома и Совнаркома РСФСР учредил Государственную комиссию по народному просвещению. В ее отдел по профобразованию вошли профессиональные школы всех форм собственности.
После ликвидации института земства и принятия Совнаркомом РСФСР декрета «О передаче в ведение Народного Комиссариата Просвещения учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств» в 1918 г. училища, гимназии и школы Яранского уезда перешли в подчинение Вятского губернского отдела народного образования. Внутри отдела была выделана подструктура профессионально-технического образования (Губпрофобр). Яранская учебно-производственная мастерская, преемница ремесленной школы, была включена в его ведение, сохранив основные направления обучения ремеслам.
Постановления Совнаркома 1918 и 1919 гг. объявили широкое развитие профессионального образования на политехнической основе. Дети из бедных семей обеспечивались питанием, одеждой и учебной литературой за государственный счет.
В 1919 г. управление профессиональными учебными заведениями сосредоточилось в Главном комитете профтехобразования при Наркомпросе РСФСР. В тот же год коллегия Комиссариата утвердила систему профессионального технического образования в стране. Выпускники школ первой ступени (примерно 13 лет) могли поступать в любые типы низших профессиональных школ с 4-годичным обучением. Первый и второй класс таких заведений были общеобразовательными. А в третьем и четвертом классах учащиеся осваивали специальные дисциплины и проходили производственное обучение.
В июле 1920 г. был издан Декрет Совнаркома РСФСР «Об учебной профессионально-технической повинности». Он обязал всех рабочих в возрасте от 18 (в иных случаях с 14) до 40 лет учиться для ликвидации технической безграмотности. В стране началось зарождение фабрично-заводского ученичества (ФЗУ).
В отчете Вятского ГубОНО за сентябрь 1920 г. – февраль 1921 г. отмечалось, что профтехшкол в губернии до революции было 11, а спустя 3 года после нее в Губпрофобр входило 36 заведений, в том числе 8 школ-заводов, школ-ферм и школ-мастерских. Общее количество обучающихся составляло 4500 человек, а обучающих – 240 [6, с. 3–4]. По архивным данным, с ноября 1917 по октябрь 1923 г. в Яранской учебно-производственной мастерской было подготовлено около 300 кузнецов и слесарей [7].
Стремительное становление новой системы образования повлекло преобразование 1 октября 1923 г. учебной мастерской в Яранскую профессионально-техническую школу. Тогда к заведению отошло здание по улице Никольской (ныне улица Ленина, 11), где разместился главный корпус. А в здании по улице Басурманской (ныне улица Гоголя, 35) осталась учебная мастерская. Школа приступила к подготовке квалифицированных рабочих слесарно-механического дела. Порядок поступления и срок обучения не изменились. По сохранившимся сведениям, в конце 1923 г. в четырех группах Яранской профтехшколы обучались 80 учащихся [8]. А 1 ноября 1923 г. было отмечено 50-летие учебного заведения.
Данные за 1926 г. свидетельствуют о том, что школа готовила механиков и помощников механиков, монтеров, мотористов и помощников машинистов. Заведение имело слесарно-токарную, лудильно-никелировочную, кузнечную, чугунно-литейную, столярную мастерские [9], которые находились на улице Смоленской (ныне улица Труда) и внутри квартала.
В 1929 г. Пленум ЦК партии принял решение о передаче школ ФЗУ в ведение наркоматов и ведомств. А Яранская профессионально-техническая школа приступила к реализации программы трактороведения. Новый курс назывался «Трактор уч. Нижегородского края».
В 1933 г. указом Управления сельского хозяйства Горьковского края (с июля 1929 г. по декабрь 1934 г. Вятская губерния входила в его состав) учебное заведение было реорганизовано в «Яранскую школу тракторных механиков Горьковского краевого земельного отдела» с 2-годичным сроком переобучения (рис. 1). Необходимость изменений объяснялась созданием сети машинно-тракторных станций (МТС), для которых требовались технические специалисты и руководители. А Яранская школа имела лучшее материальное оснащение на территории огромного края, располагала техникой отечественного и американского производства и отличалась высоким качеством подготовки кадров.
Рис. 1. Выпуск Яранской школы тракторных механиков Горьковского краевого земельного отдела. Группы А, Б, В. (1934 г.)
С 1935 г. школа механиков перешла к Кировскому краевому земельному отделу (с 1937 г. – Кировскому областному земельному отделу), а в 1939 г. сменила название на «Яранскую школу тракторных бригадиров Кировского ОблЗО».
Следует сказать, что первый (1928–1932 гг.) и второй (1933–1937 гг.) пятилетние планы развития народного хозяйства СССР ставили задачи всеобщего образования в объеме семилетки. Предусматривалось увеличение количества учащихся всех типов заведений, не считая дошкольных, с 24,2 млн человек в 1932 г. до 36 млн человек в 1936 г.
Трудностей в то время было немало. Но, вопреки им, жизнь в Яранской учебном заведении протекала достаточно активно. В архиве техникума сохранились воспоминания М.Н. Залешина, обучавшегося в первой половине 1930-х гг. Он пишет о том, что в школе учились только парни. Занятия проходили в старом здании по улице Басурманской. Для практических занятий выдавались комбинезоны. Питались бесплатно 3 раза в день в столовой, находившейся в здании мастерских. Общежитие располагалось по улице Ильинской (ныне улица Тургенева). В комнатах проживали 5 или 6 человек. Воспитателей и дежурных не было. Учащиеся отличались самостоятельностью и организованностью.
В учебном расписании стояли обычно 4 ч занятий по предметам и 3 ч практического обучения в мастерских. Изучали математику, русский язык, физику, химию, черчение и специальные дисциплины. Практику проходили по кузнечному, слесарному, токарному делу и ремонту сельхозмашин. Учились 6 дней в неделю.
В записях отмечается, что преподаватели и мастера-наставники относились к учащимся доброжелательно и были отзывчивы. С особой теплотой М.Н. Залешин вспоминает Кибардина Дмитрия Мокеевича, заведующего производственным обучением, Гордеева Александра Федоровича, преподавателя черчения, Якимова Петра Николаевича, преподавателя математики, Береснева Павла Осиповича, мастера обучения слесарному делу.
Школа давала прочные знания по общеобразовательным и техническим дисциплинам, что позволяло выпускникам поступать в индустриальные институты. Современник называет имена братьев Кикериных, Михаила и Николая, ставших инженерами, а старший притом защитил степень доктора технических наук; Я. Дербенева, получившего инженерное образование и назначение на должность главного конструктора завода на Урале.
Автор воспоминаний сообщает о тесных связях профессионально-технической школы с педагогическим техникумом, находившимся в здании школы-интерната, и сельскохозяйственным техникумом в местечке Знаменка (пригород Яранска). Регулярно проводились концерты и совместные вечера. В Доме культуры устраивались политические турниры. Каждое учебное заведение представляла команда из 15–20 человек. Задавались вопросы на актуальные международные темы, а жюри оценивало ответы команд. В зале собирались многочисленные болельщики. Мест на всех желающих не хватало. Интерес был таким, что зрители глаз не могли отвести от происходящего на сцене. Дом культуры служил также местом проведения массовых мероприятий в выходные и праздничные дни. И, как свидетельствует очевидец, всегда поддерживался идеальный порядок.
Создание при профтехшколе школы тракторных механиков привело к переводу в нее многих учащихся. Лучшим из них пришлось сокращать срок обучения. Как пишет М.Н. Залешин, в 1935 г. 7 человек, в том числе он, были досрочно направлены главными инженерами в МТС.
В дальнейшем инженер М.Н. Залешин окончил Челябинский институт механизации сельского хозяйства. Но, как замечает, учиться и перенимать опыт приходись всю жизнь. Трудовой путь он завершил в должности директора станции с общим стажем 54 года. По словам ветерана, профессионально-техническая школа и школа тракторных механиков дали ему главное – путевку в жизнь, а яркие моменты юности, связанные с периодом обучения, сохранились в памяти навсегда. Свои записи автор датировал 15 мая 1988 г. в возрасте 77 лет.
Тем временем в стране происходило сокращение школ ФЗУ, активно развивавшихся в 1920-е гг. Если в 1920/21 учебном году их было 43 с контингентом 2 тыс. человек, а в 1931/32 г., соответственно, 3970 и 975 тыс., то в 1938/39 г. – только 1535 и 242,4 тыс. [10]. Рабочие кадры все чаще готовили непосредственно на производстве.
Таким образом, период с 1917 по 1940 г. многие историки считают отдельным этапом развития отечественного профессионального образования. Его отличают: а) рост числа учащихся всех уровней образования с 1914 по 1937 г. в 3,5 раза; б) повышение грамотности населения с 43 % в 1917 г. до 87,4 % в 1939 г.; в) массовость подготовки кадров, только в 1936–1939 гг. курсами техминимума и рабочих квалификаций было охвачено 15 млн человек. Вместе с тем факты свидетельствуют о том, что новая система профтехобразования в 1917–1920 гг. зарождалась, с 1920-х гг. начала готовить рабочих механического труда, с первой пятилетки – трактористов, затем тракторных механиков и бригадиров. При этом трактор был основным энергетическим средством в сельскохозяйственном производстве. А в селах Кировской области в конце 1930-х гг. проживало 65,6 % населения.
Очередной этап в развитии профессиональных учебных заведений связан с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 октября 1940 г. «О государственных трудовых резервах СССР». С этой даты официально началась история профессионально-технического образования в нашей стране. Предполагалось ежегодно мобилизовать на профессиональное обучение от 800 тыс. до 1 млн молодых людей. Расходы на подготовку государство брало на себя. А выпускники были обязаны не менее 4 лет трудиться на госпредприятиях. Вместо ФЗУ появились школы фабрично-заводского обучения (ФЗО) с 6-месячной подготовкой кадров по наиболее востребованным профессиям. Яранская школа тракторных бригадиров не стала исключением, и курсы ФЗО были открыты на ее базе. По имеющимся сведениям, с октября 1923 г. по июнь 1941 г. образовательной организацией для предприятий региона было подготовлено около 3,2 тыс. квалифицированных рабочих и специалистов.
Июнь 1941 г. В стране объявлена всеобщая и полная мобилизация мужчин призывного возраста. В июле Государственный Комитет Обороны СССР принял решение о переключении деятельности учебных заведений трудовых резервов на выполнение трудовых заказов. Яранская школа начала готовить механизаторов и бригадиров из женской части населения. А тракторы того времени не имели кабин, оснащались жестко закрепленными металлическими сиденьями и колесами со стальными грунтозацепами. Кроме того, технику нужно было их самостоятельно обслуживать и при необходимости ремонтировать. Но, несмотря на всю тяжесть лихолетья, через два года после начала Великой Отечественной войны численность женщин в бригадах МТС доходила до 80 % и более.
Режим военного времени отдавал приоритет массовым профессиям. Подготовка шла по ускоренным программам. Теоретическое обучение сокращалось до минимума. Согласно Приказу по Кировскому областному земельному отделу, вышедшему в первые месяцы войны, Яранская школа тракторных бригадиров объединялась с Котельничской автошколой. Организация получила название «Яранская школа механизации» и приступила к подготовке шоферов 3-го класса. Контингент обучающихся резко увеличился. Ежегодно разными профессиями овладевали 1200–1300 человек. Учебный процесс протекал в две смены.
Выпускники военных лет с учебной скамьи отправлялись на фронт или поступали на предприятия, выполнявшие оборонный заказ. Одним из них, проходившим обучение в школе ФЗО № 25 города Яранска с июня по декабрь 1941 г. и получившим квалификацию столяра 4-го разряда, был Александр Дмитриевич Ваганов. Его именем заведение гордится по праву.
По окончании школы ФЗО А.Д. Ваганов трудился на Вятско-Полянском машиностроительном заводе. В октябре 1942 г. он был призван в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Прошел курсы пулеметчиков. В должности командира пулеметного расчета воевал на Воронежском и Центральном фронтах. Участвовал в Курской битве и Орловской операции. За форсирование реки Днепр и проявленные при этом мужество и самоотверженность Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 октября 1943 г. старшему сержанту А.Д. Ваганову было присвоено звание Героя Советского Союза. В кровопролитных сражениях под Киевом в декабре 1943 г. Александр Дмитриевич Ваганов пропал без вести.
Итак, третий пятилетний план развития народного хозяйства (1938–1942 гг.) сорвала война. Система профессионального образования превратилась в часть огромной машины, работавшей на оборону страны. Принятие решений часто было связано с административным принуждением, чтобы вовремя скорректировать направления подготовки, скомплектовать учебные группы, назначить сроки и пересмотреть содержание обучения. Но учреждения трудовых резервов с 1941 по 1945 г. подготовили по данным Г.А. Ткачевой [11, с. 47] 2 млн 460 тыс., а по данным Н.А. Выйкина [12, с. 64] 2 млн 475 тыс. квалифицированных рабочих. Около 800 из них стали Героями Советского Союза. Производство промышленной продукции к концу войны в 3 раза превысило довоенный уровень. Ценой героических усилий и самопожертвования на фронте и в тылу великий народ вынес суровое испытание.
Май 1945 г. Победа! Партия и правительство ставят задачи восстановления разрушенного хозяйства. Школа механизации не осталась в стороне от происходящих событий. Вчерашние фронтовики приступили к созидательному труду. Много мирных лет в учебном заведении трудились участники Великой Отечественной войны В.И. Багаев, В.В. Киселев, А.А. Лобанов, М.Ф. Насакин, В.Т. Хориков, А.А. Целищев.
Четвертый пятилетний план (1946–1950 гг.) предусматривал подготовить 4,5 млн рабочих кадров. Системе трудовых резервов необходимо было практически удвоить показатели приема и выпуска обучающихся. Для решения актуальной задачи в сентябре 1946 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О мерах по улучшению подготовки трудовых резервов и увеличению количества рабочих, подготавливаемых в ремесленных, железнодорожных училищах и школах ФЗО». Документ включал перечень востребованных профессий, определял сроки обучения, устанавливал возраст учащихся. В том же году создано Министерство трудовых резервов (МТР), которое пришло на смену Главному управлению трудовых резервов и Комитету по учету и распределению рабочей силы.
Уже в первые два года пятилетки сеть учреждений трудовых резервов страны увеличилась с 2,5 до 4,2 тыс. В них принимали подростков 13–15 лет после окончания трех классов начальной школы. За 3 года учебы в учреждении им предстояло пройти программу 4 и 5 классов образовательной школы и получить рабочую квалификацию 4–5 разряда.
В Кировской области с 1940 по 1948 г. подготовлено более 93 тыс. рабочих. Почти 30,5 тыс. из них направлены в другие регионы СССР. Но в 1949 г. в областной системе трудовых резервов произошли существенные изменения. Из 47 школ ФЗО с числом учащихся 7295 человек осталось только 33 заведения с общей численностью 5847 обучающихся [13, с. 153].
Несмотря на то, что в заключительные годы наметился некоторый спад, четвертую пятилетку отличает общий рост подготовки рабочих кадров. Всего за 5 послевоенных лет школами и училищами трудовых резервов страны выпущено 3,4 млн рабочих.
В конце 1940-х гг. в структуре МТР СССР были созданы территориальные Управления. Кировскую область в 1948 г. отнесли к северным и западным экономическим районам.
Одно из главных заданий пятой (1951–1955 гг.) и шестой (1956–1960 гг.) пятилеток состояло в строительстве учебных корпусов для учреждений, осуществляющих подготовку рабочих. Финансовые расходы государственного бюджета РСФСР на организации профтехобразования за десятилетие выросли с 54,9 млн до 416,4 млн руб., то есть в 7,6 раза.
В 1952–1953 гг. заведения профтехобразования Кировской области полностью отошли к региональной структуре трудовых резервов. Свое 80-летие школа механизации отметила с новым названием – Яранское училище механизации сельского хозяйства № 19 Кировского областного Управления трудовых резервов. Подготовка востребованных колхозами и местными предприятиями бригадиров, механиков, трактористов, комбайнеров, шоферов, рабочих-ремонтников, электромонтеров, льнотеребильщиков продолжалась.
Закон «О преобразовании министерств СССР» в марте 1953 г. повлек реорганизацию МТР СССР в Главное управление профессионального образования с включением в состав Министерства культуры СССР. Спустя ровно год Постановление Совмина СССР переводило новую структуру из Минкульта в свое прямое подчинение с переименованием в Главное управление трудовых резервов при Совмине СССР. Следующие 5 лет его статус не менялся.
После снижения показателей в 1949–1954 гг. план подготовки рабочих на 1954/55 учебный год по стране был увеличен на треть. Кировская область в это время была переведена в Управление территорий Урала, Сибири, Дальнего Востока и Средней Азии. Количество заведений трудовых резервов в области за 1954 г. увеличилось с 29 до 37, а контингент обучающихся вырос с 4826 до 9194 человек.
Рис. 2. Группа учащихся Яранского училища механизации, направленных на уборку урожая целинных и залежных земель (1955 г.)
Яранское училище механизации в начале 1950-х гг. обновило учебное оборудование и технику. Внедрялись новые программы подготовки. Совершенствовались методы обучения и воспитания. Вместо инструкторов был утвержден штат мастеров производственного обучения. Их обязанности заключались в проведении практических занятий и работе с учебными группами вместе с классными руководителями. В 1955 г. училище подготовило 90 квалифицированных кадров для освоения целинных и залежных земель (рис. 2).
При всем этом за годы пятой пятилетки в стране выпущено только 2,3 млн рабочих. Причины снижения связаны с низкой рождаемостью в годы войны и расширением кадровой подготовки на производственных предприятиях. В этой связи особое значение приобрел Указ Президиума Верховного Совета «Об отмене призыва (мобилизации) молодежи в ремесленных училищах и железнодорожных училищах», вышедший в марте 1955 г. и постановивший свободное поступление в учебные заведения на основе личных заявлений.
Итоги шестой пятилетки оказались позитивнее результатов пятой пятилетки. Снижение количества подготовленных квалифицированных рабочих в первой половине 1950-х гг. удалось стабилизировать во второй половине десятилетия. Но назрели противоречия вокруг самой системы трудовых резервов. В 1959 г. Главное управления трудовых резервов Совмина СССР было преобразовано в Государственный комитет Совмина СССР по профессионально-техническому образованию. В общем и целом, к началу 1960-х гг. система подготовки рабочих кадров реализовывала и реагировала на запросы советской экономики.
В период семилетки (1959–1965 гг.) и восьмой пятилетки (1966–1970 гг.) расходы на подготовку кадров в СССР существенно увеличились. Причем, как и в прошлое десятилетие, наибольший рост произошел в системе профтехобразования. В 1970 г. государственные ассигнования на ее развитие по РСФСР достигли 736 млн руб., что в 1,8 раза больше, чем 1960 г. Как следствие, учебных организаций стало больше в 1,3 раза, обучающихся в них – в 1,9 раза, а принимаемых – в 2,2 раза и количество их превысило 1 млн 100 тыс. человек.
Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР «Об улучшении руководства профессионально-техническим образованием в СССР» в июле 1959 г. запущен процесс реорганизации учреждений трудовых резервов в профессионально-технические училища. Учебные заведения переводились в подчинение Совминов союзных республик. На них возлагались планирование, финансирование и снабжение, организация приема, обеспечение процесса подготовки и распределение рабочих по совнархозам.
В стране началось создание типовых училищ – городских и сельских, дневных и вечерних. Базовым уровнем образования стала 8-летняя школа. Приказом Кировского областного управления профтехобразования № 125 от 18 мая 1963 г. Яранское училище механизации преобразовано в «Яранское сельское профессионально-техническое училище № 10».
Об учебе в 1960-х гг. в стенах учебного заведения воспоминает выпускник курсов механизаторов 1967 г. А.В. Зверев. Директором училища в то время был А.А. Целищев. Обучение проходило в корпусах, расположенных на улицах Ленина и Гоголя. Выдавалась спецодежда для практического обучения. Учеба заканчивалась в разное время, но обязательным было ежедневное построение на общей линейке перед началом и по завершению занятий. Их проводили на территории двора училища. На линейках дежурный мастер проверял явку и ставил учащихся на питание. Завтраком, обедом и ужином кормили в небольшой деревянной столовой рядом с главным корпусом. Молодежи училось очень много, и не только из Яранска, ближних сел и деревень, но и из других районов области. Кроме юношей в училище стали поступать девушки. Хотя их количество еще долго оставалось незначительным. Для молодых людей проводились мероприятия в Клубе механизаторов. На танцевальных вечерах играл духовой оркестр. А.В. Зверев, как и М.Н. Залешин, отмечает, что в училище получил качественную подготовку с опытом работы на разных видах машин. Поэтому выбор трудовой деятельности остался за сельским хозяйством.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР в августе 1965 г. Яранскому СПТУ № 10 присвоено имя Героя Советского Союза Александра Дмитриевича Ваганова. Событием для учебного заведения и города стало открытие 9 мая 1971 г. памятника А.Д. Ваганову (рис. 3). Статую отлили в Ленинграде по проекту скульптора Э.Р. Озоля. Необходимые средства заработали обучающиеся и сотрудники училища. На торжественной церемонии присутствовала мать солдата Прасковья Михайловна и сестра Антонина Дмитриевна. Право открыть памятник было предоставлено отличникам учебы Виталию Созонову и Валентине Бусыгиной вместе со старейшим работником заведения Н.П. Смирновым [14].
Рис. 3. Торжественное открытие памятника Герою Советского Союза А.Д. Ваганову (9 мая 1971 г.). Памятник в наши дни
Традиционным стало возложение сотрудниками учреждения в День Победы венка к памятнику А.Д. Ваганова, почитание ратного и трудового подвига советского народа минутой молчания. В музее образовательной организации размещен стенд, посвященный Александру Дмитриевичу. На протяжении многих лет до недавнего времени в училище и техникуме трудилась племянница Героя Советского Союза, Т.А. Кислицина.
В целом к концу восьмой пятилетки, спустя четверть века после окончания Великой Отечественной войны, система профессионально-технического образования СССР, будучи под пристальным вниманием государства, превратилась в крупную и слаженную структуру подготовки квалифицированных кадров для промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг. В 1970 г. сеть включала 3257 учебных заведений, в которых обучалось 1 млн 406 тыс. человек. Но масштабы экономики требовали дальнейшего наращивания показателей подготовки рабочих среди молодежи. Кроме того, нуждалось в пересмотре содержание образования. Новые рубежи были определены в Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих кадров в учебных заведениях системы профессионально-технического образования» в 1969 г. Документ предусматривал создание средних профтехучилищ, в которых учащиеся могли получать среднее общее образование и овладевать профессией.
На период девятой (1971–1975 гг.) и десятой (1976–1980 гг.) пятилеток приходится время интенсивного развития системы профессионально-технического образования в стране. Расходы госбюджета по РСФСР на подготовку рабочих кадров возрастают до 1 млрд 154 млн руб. в 1975 г. и до 1 млрд 373 млн руб. в 1980 г. В относительном выражении финансовые вложения в систему за 10 лет увеличились на 86,5 %. Кроме государственных ассигнований, привлекались средства регионов и базовых предприятий.
Значительные изменения произошли в Яранском сельском профтехучилище. Новое 3-этажное здание с просторными кабинетами в 1973 г. присоединилось к учебному корпусу на улице Ленина. Позднее к нему примкнул пристрой со столовой на 120 мест, актовым залом на 180 мест, спортзалом площадью 400 м2, тренажерным залом и лабораторией кондитеров.
В 1976 г. построен 2-этажный корпус на улице Северной. На следующий год рядом возведено 3-этажное общежитие (теперь здание межрайонной ИФНС России № 5 по Кировской области). В 1979 г. начались занятия в новом лабораторном корпусе по изучению автотракторной техники и сельскохозяйственных машин.
Перемены затронули направления и содержание подготовки. Училище стало готовить универсальных рабочих: тракторист-машинист широкого профиля и водитель автомобиля с квалификацией слесаря; электромонтер с правом управления автомобилем; портной женской одежды с умениями производить раскрой и ремонт; повар предприятий общественного питания. Новый уровень развития учебного заведения был достигнут созданием и переоснащением аудиторий, лабораторий и мастерских, использованием современных дидактических материалов, методической работой с инженерно-педагогическим составом.
В нескольких километрах от города в д. Кадаево развивалось учебное хозяйство с пахотной площадью около 700 га и свинофермой. Совместный труд с полеводами и животноводами, мастерами производственного обучения и преподавателями способствовал формированию у обучающихся опыта хозяйственных работ, умений управлять техникой и пользоваться технологическим оборудованием. Учебное заведение располагало большим машинным парком: 48 колесных и гусеничных тракторов, 15 самоходных комбайнов, 94 прицепных и навесных машины и орудия, 30 грузовых и легковых автомобилей. Хозяйство в значительной степени обеспечивало столовую училища продуктами питания.
Приказом Кировского областного управления профтехобразования № 122 от 20 июля 1976 г. «О преобразовании сельских профессионально-технических училищ области в средние сельские профессионально-технические училища» учебное заведение изменило статус и наименование на «Среднее сельское профессионально-техническое училище № 10 имени Героя Советского Союза А.Д. Ваганова». С этого времени обучающиеся стали осваивать курс общего среднего образования, а после окончания имели возможность поступать в вузы.
Следует констатировать, что к началу 1980-х гг. в СССР сформировалась и эффективно работала система профессионального образования рабочих и специалистов, которая готовила кадры для всех отраслей народного хозяйства [3, с. 185]. Количество учебных заведений профтехобразования по стране к 1980 г. возросло до 4045, а обучающихся – до 1 млн 947 тыс. Иными словами, рост за 10 лет по первому показателю составил 24 %, а по второму – 38,5 %. И процесс совершенствования продолжался. В 1978 г. на базе Государственного Комитета Совмина СССР был образован Государственный Комитет СССР по профессионально-техническому образованию.
В годы одиннадцатой (1981–1985 гг.) и двенадцатой (1986–1990 гг.) пятилеток, наряду с количественными, происходят качественные изменения в системе профессионально-технического образования СССР. Расходы на подготовку рабочих продолжают расти, хотя и в меньших размерах. В 1985 г. из государственного бюджета РСФСР на функционирование и развитие образовательных организаций системы выделено 1 млрд 424 млн руб., что на 3,7 % больше, чем в 1980 г. Максимальное количество – 4419 учреждений профессионально-технического образования с общей численностью 2 млн 223 тыс. обучающихся – в Советском Союзе исторически зафиксировано в 1987 г. Число направлений профессиональной подготовки рабочих превышало 1000.
Постановление Верховного Совета СССР «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» в апреле 1984 г. № 13-XI предусматривало новую структуру образования; удвоение численности и удельного веса выпускников 9-х классов, поступающих в профтехучилища; повышенное внимание общеобразовательной подготовке; увеличение капиталовложений на развитие сети средних профессионально-технических училищ.
Выполнение директив в Яранском училище происходило на основе новых педагогических технологий, актуализации программ обучения, использования компьютеров и т.д. Заведение первым в районе установило комплекты учебных электронно-вычислительных машин. Курс информатики осваивался с использованием ЭВМ БК-0010. Обучающиеся проходили производственную практику на Горьковском и Ульяновском автомобильном заводах. Сложились партнерские отношения с крупными предприятиями, ставшими базовыми, – передовыми колхозами и совхозами, районным потребительским обществом, швейной фабрикой, предприятием электросетей, птицефабрикой, механическим заводом и др.
Переименования организации в последнее десятилетие советского периода продолжились. На основании Приказа Государственного Комитета РСФСР по профессионально-техническому образованию от 4 сентября 1984 г. № 213 Кировским областным управлением профтехобразования 24 сентября того же года издан Приказ № 430 о реорганизации профтехучилищ и приведении их к одному типу с новой нумерацией. Учебное заведение в Яранске стало средним профессиональным техническим училищем № 40. Позднее, в 1989 г., – профтехучилищем № 40. При этом имя А.Д. Ваганова в названии сохранялось.
По итогам одиннадцатой пятилетки число учреждений профессионально-технического образования в стране увеличилось на 151 и достигло 4196, а численность обучающихся возросла на 40 тыс. и составила 1 млн 987 тыс. А главным результатом двенадцатой пятилетки стало количество подготовленных системой квалифицированных рабочих кадров – 6 млн 802 тыс. человек! Более 93 % из них имели общее среднее образование.
Но устранить накопившиеся противоречия, придать импульс развитию и модернизировать отечественное образование, последней советской школьной реформе не удалось. Причина заключалась в том, что идеологические принципы намеченных преобразований в условиях государственной перестройки не оказались востребованными. Многие положения реформы потеряли актуальность [15, с. 194]. Более того, Указом Президиума Верховного Совета СССР в марте 1988 г. Государственный Комитет СССР по профтехобразованию был упразднен в связи с созданием Госкомитета СССР по народному образованию. Отлаженная десятилетиями система теряла устойчивость и начала разрушаться.
Обобщая перечисленные факты и сведения, необходимо признать, что за годы социализма в Яранском профессиональном учебном заведении создавалась необходимая для подготовки квалифицированных кадров материально-техническая база, которая и в настоящее время позволяет решать задачи профессионального образования. Наиболее благоприятными стали 1970-е и 1980-е гг., когда неустанная забота государства о трудовом воспитании и профессиональном становлении молодого поколения, а также усилия директоров – Анатолия Алексеевича Целищева, Александра Филипповича Кротова, Анатолия Никитьевича Баранова – обеспечивали стремительное наращивание учебно-производственного потенциала училища.
К советскому времени относится и строительство 5-этажного общежития училища на 440 мест с благоустроенными комнатами, кухнями и душевыми. Ввод здания в эксплуатацию состоялся в 1993 г. Возводилось в тот период и жилье для сотрудников учебного заведения. К сожалению, оказались нереализованными планы строительства нового учебного корпуса.
Заключение
С 1917 по 1991 г. Яранская профессиональная образовательная организация пережила многочисленные преобразования:
1) учебно-производственная мастерская (1918 г.);
2) профессионально-техническая школа (1923 г.);
3) школа тракторных механиков (1933 г.) и бригадиров (1939 г.);
4) школа механизации (1941 г.);
5) училище механизации (1953 г.);
6) профессионально-техническое училище (1963 г.);
7) среднее сельское профтехучилище (1976 г.);
8) среднее профессионально-техническое училище (1984 г.).
Каждый раз со сменой статуса, как показано, были связаны наиболее важные события в истории учреждения с предшествующим славным прошлым и устремляющими в будущее целями. Поэтому имеет смысл считать названные даты основными ступенями становления учебного заведения в течение рассматриваемого времени.
Вместе с тем наблюдается цикличность исторических перемен в советской системе профессионально-технического образования. Плановая экономика предопределила, а последовательность стратегических задач пятилеток закрепила, каждые 10 лет с 1920 г. количественно-качественные переходы между циклами к очередным фазам развития системы подготовки кадров рабочих и служащих в соответствии с проводимой политикой государства при общей тенденции повышения требований к содержанию и качеству образования.
1920-е гг. Ликвидация технической безграмотности. Учебная профтехническая повинность. Политехнизация и широкая подготовка рабочих машинного производства в системе ФЗУ.
1930-е гг. Реализация первых пятилетних планов. Всеобщее образование в объеме семилетки. Подготовка кадрового ресурса для индустриализации и подъема сельского хозяйства страны.
1940-е гг. Создание и развитие государственных трудовых резервов. Трудовая мобилизация и подготовка кадров для обеспечения обороны и последующего восстановления хозяйства.
1950-е гг. Преодоление демографического кризиса и стабилизация контингента. Гуманизация профессионального определения молодежи. Реорганизация системы трудовых резервов.
1960-е гг. Становление системы управления профтехобразованием в союзных республиках. Типизация и интенсивное расширение сети заведений. Переход на базу 8-летней школы.
1970-е гг. Модернизация технического оснащения учебных заведений. Привлечение финансовых средств регионов и предприятий. Внедрение общего среднего образования.
1980-е гг. Обновление содержания образования с ориентацией на высокотехнологичное производство и сервис. Повышение требований к уровню приобретаемой подготовки.
Таким образом, наряду с доступностью и бесплатностью неоспоримым достижением социализма в сфере образования стало создание и функционирование гибкой и эффективной государственной системы подготовки рабочих и служащих при высоком уровне материально-технического развития учебных заведений страны.
В завершающей статье из цикла публикаций по истории Яранского технологического техникума будет охвачен период после распада Советского Союза по настоящее время.
Библиографическая ссылка
Чибаков А.С., Кравченко Т.А. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯРАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА: СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД // Современные наукоемкие технологии. – 2019. – № 2. – С. 179-189;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37431 (дата обращения: 23.11.2024).