Укрепление репродуктивного здоровья населения страны и создание благоприятных условий формирования мотивации к организации здорового образа жизни выступают ценностно-целевой парадигмой государственной политики Российской Федерации. Согласно данным Росстата за последние три года произошло не только сокращение числа детских оздоровительных лагерей на 1,7 тыс. и снижение потребительских расходов населения на организацию отдыха и культурных мероприятий, но и увеличение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума на 3,5 млн человек [1, с. 160, 232, 236]. Перед специалистами в области физической культуры объективно существует проблема разрешения противоречия между необходимостью реализации государственной политики в области физической культуры и отсутствием возможности основной массы населения страны воспользоваться различными физкультурно-оздоровительными или развивающими физическое здоровье мероприятиями. Выход из создавшего положения нам видится в привлечении будущих специалистов в области физической культуры к социально-педагогическому проектированию и реализации проектов в социальной среде на основе человеко-центрированного подхода и принятия ими субъектной позиции. Если рассматривать студенчество как благоприятный период формирования профессионально-личностных ценностей, ярко выраженной потребности в созидательно-творческой деятельности в рамках общественных отношений, благодаря способности критического оценивания себя и окружающих, аргументированности оригинальных решений, то их включение в социально-педагогическое проектирование не только удовлетворит индивидуальные потребности, но и обеспечит формирование универсальных компетенций в процессе профессиональной подготовки.
Цель исследования: выявить влияние социально-педагогического проектирования на формирование универсальных компетенций будущих специалистов в области физической культуры.
Материалы и методы исследования
Анализ научно-методических работ позволил определить сущность ведущих понятий нашего исследования «социальный проект», «социально-педагогическое проектирование». Так, в исследованиях ряда ученых социальный проект рассматривается как нововведение в социальной среде, положительно значимое для людей [2]; инструмент социальных изменений [3]; творческий процесс конструирования системы социальных действий [4] (рис. 1).
Рис. 1. Сущность понятия «социальный проект»
Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что социальный проект – это инновационно-творческий процесс, реагирующий на конкретную социальную проблему, разрешение которой обеспечивает удовлетворение потребностей субъектов социума и воздействует на развитие социальной ситуации. Заметим, что для достижения результативности социального проекта используются различные средства и ресурсы – материальные, социальные, интеллектуальные и др. Однако профессионально-педагогическая составляющая в данном случае развивается не столь успешно.
Одним из видов проектирования выступает социально-педагогическое, о необходимости включения данного вида деятельности в образовательный процесс учащейся молодежи все чаще поднимается вопрос. Именно в этом случае гармонично интегрируются социально-содержательный и профессионально-личностный аспекты образования. Ведущий ученый в области социально-педагогического проектирования И.В. Власюк, отмечая значимость данного вида деятельности, рассматривает его как целенаправленную деятельность по разработке и прогнозированию на основе проективной модели системы мер и основных направлений семейной политики, ориентированной на ценности семьи и предназначенной к массовому использованию в социально-педагогических системах [5]. Рассмотрим содержательную характеристику понятия «социально-педагогическое проектирование» (рис. 2).
Рис. 2. Сущность понятия «социально-образовательный проект»
Нам близка позиция И.В. Вагнер в раскрытии сущности понятия «социально-педагогическое проектирование» как способа организации педагогического процесса, где гармонично осуществляется взаимодействие трех субъектов (преподаватель, студент и группа заинтересованных лиц социальной среды) в процессе достижения социальных и личностно значимых целей. Действительно, при таком подходе создаются благоприятные условия для принятия студентами субъектной позиции в процессе разрешения социальной проблемы собственными силами, т.е. педагогическими средствами.
Анализ опыта внедрения социально-педагогического проектирования в образовательный процесс позволил нам выявить необходимые условия результативности данного процесса, к которым относятся:
– интегративность как государственная, общественная и личностная значимость проекта; интеграция по содержанию (полученные знания и умения по разным дисциплинам в процессе проектирования); по способу деятельности (интеграция в социальную среду в рамках взаимодействия с различными социальными партнерами или заинтересованными лицами);
– субъектная включенность – самореализация личности в созидательно-творческой деятельности;
– ценностно-мотивационная позиция – стимулирование к социальному творчеству, ориентированному на овладение социальным опытом и организацию самостоятельного поиска новых решений в социально значимых инициативах с целью создания среды духовно-нравственного развития её субъектов [9].
Следует отметить, что у бакалавров уже имелся некоторый опыт организации проектной деятельности в социальной среде в рамках проведения акции «Добровольцы – детям» для детей-сирот и воспитанников воскресных школ, а для пожилых людей – спартакиада «Будь здоров» [10]. Ценностными ориентирами в данных проектах выступало осознание участниками значимости и необходимости физической культуры в плане личностного развития. Однако системно-целостного видения процесса и результата социально-педагогического проектирования у студентов не возникло.
Очевидна объективная потребность вовлечения бакалавров, будущих специалистов в области физической культуры и спорта, в процесс социально-педагогического проектирования, включающий в себя определенную последовательность этапов и основных видов деятельности студентов:
1. Аналитический – сбор эмпирических данных, систематизация, обобщение и выявление проблемы по заданной теме.
2. Научно-теоретический – анализ научных и научно-методических разработок, позволяющих разрешить существующие проблемы.
3. Проектировочный – разработка проекта и программы мероприятий по его реализации с участием заинтересованных лиц.
4. Деятельностный – реализация программы действий в социальной среде.
5. Рефлексивный анализ результатов и причин затруднений, выявление возможных способов их предотвращения; анализ изменений в социальной среде и в личностном росте.
Результаты исследования и их обсуждение
Рассмотрим более подробно деятельность студентов на каждом этапе социально-педагогического проектирования на примере проекта «Дворовая территория как развивающая среда».
Аналитический этап. На данном этапе анализ досуговой деятельности детей и подростков проводился в микрорайоне новостройки со стандартным набором спортивных сооружений и детской площадкой. В рамках включенного наблюдения было установлено, что данные объекты использовались нерационально для создания развивающей среды дворовой территории, что и предопределило постановку проблемы. Депроблематизация заключалась в разработке цели, а также задач и инструментария для её достижения.
Студенты осуществили декомпозицию поставленной цели проекта в задачах, т.е. заменили решение одной большой цели решением серии взаимосвязанных, но более простых задач: выявили имеющиеся ресурсы для достижения цели проекта, осуществили поиск необходимой информации для достижения задач проекта и последовательность шагов для достижения заданного результата.
Кроме того, составлен паспорт спортивных сооружений и детской площадки, проведен анализ досуговой занятости детей и подростков, выявлены образовательные возможности дворовой территории.
На следующем этапе – научно-теоретическом – осуществлялся отбор источников информации и анализ различных точек зрения на поставленные задачи. В результате проделанной работы определена характеристика развивающей среды, выявлены психолого-педагогические подходы взаимодействия с детьми разного возраста и возможности использования спортивных сооружений для развития их физических качеств и двигательных способностей.
Результатами проектировочного этапа выступали несколько позиций:
- разработана программа спортивных мероприятий на определенный срок;
- создана картотека развивающих упражнений, игр и конкурсов для каждого вида спортивного сооружения с учетом возраста участника;
- разработаны варианты сценариев спортивных мероприятий, в том числе для детей с особыми образовательными потребностями;
- определены роли студентов в команде (за проведением каждого мероприятия была закреплена конкретная группа и назначен руководитель из числа студентов);
- уточнена тактика взаимодействия с заданной категорией людей в соответствии с возрастными, этническими особенностями (родители детей, председатель товарищества собственников жилья и др.);
- организованы активные группы (отряд помощников) подростков и взрослых для проведения мероприятий.
Деятельностный (внедренческий) этап осуществлялся в течение недели. Реализовывалась программа спортивно-развивающих мероприятий. Каждый день был посвящен конкретной теме (например, «Планета игр», «В гости к Айболиту», «Внимание, пешеход!», «Олимпийский день», «Твоя дорога к спорту» и др.).
Руководитель команды студентов отвечал за распределение временных и материальных ресурсов, осуществлял деловую коммуникацию, обеспечивал обмен информацией между членами команды. Особое внимание уделялось безопасности проведения мероприятий и созданию условий, способствующих сохранению жизни и здоровья детей.
Информационная поддержка (объявления о предстоящем мероприятии, результаты соревнований и конкурсов) осуществлялась через написание пресс-релизов, оформление фотогазет и экрана соревнований на досках объявлений, а также размещения в сети Интернет на сайте ТСЖ.
На закрытии спортивной недели с подведением итогов и будущих мероприятий выступали студенты – руководители, а также председатель ТСЖ и наиболее активные родители.
Рефлексивный этап социально-педагогического проектирования проходил в форме проблемного семинара и включал в себя анализ результатов и причин затруднений при реализации проекта, выявление возможных способов их предотвращения. В своих выступлениях студенты отметили, что организация и проведение спортивных мероприятий такого рода предопределяет более серьезное отношение к результатам собственной образовательной деятельности в вузе. Педагогические приемы и способы взаимодействия с детьми и подростками не вызывали особых затруднений. Однако при работе с взрослым населением студенты отмечали недостаток знаний по андрагогике.
Были установлены ряд затруднений: выбора оптимального варианта на основе анализа различных точек зрения на поставленные задачи; привлечение взрослого населения к организации и проведению мероприятий; отсутствие возможности отслеживания изменений в социальной среде дворовой территории, которые возникли благодаря реализации данного социально-педагогического проекта.
Необходимо отметить, что каждое выделенное затруднение возникает на конкретном этапе социально-педагогического проектирования. Следовательно, существует объективная необходимость проведения рефлексии после каждого этапа.
Выводы
Гипотетическим предположением нашего исследования выступало определение влияния социально-педагогического проектирования на формирование универсальных компетенций будущих специалистов в области физической культуры. В ходе исследования установлено, что одним из важных условий выступает четкое выполнение алгоритма процесса проектирования с рефлексией этапов не только самого процесса проектирования, но и полученного личностного образовательного продукта. Это, в свою очередь, предопределяет приобретение способности осуществлять поиск, анализ и синтез содержания, необходимого для решения социальной проблемы, применять системный подход для решения поставленных задач в контексте интеграции по содержанию (социологии, педагогики, андрагогики, психологии и др.) и способу деятельности (социальное взаимодействие с различными возрастными группами в рамках принятия совместного решения и реализация собственной роли в команде) для достижения целевой установки – депроблематизации социальной среды. Все это и определяет сущность универсальных компетенций студентов. Осознание логики и овладение инструментарием решения социальной проблемы возможностями физической культуры является мощным фактором социально-педагогической активности студентов, формирования индивидуального профессионального опыта с различными слоями населения, актуализации внутренних возможностей саморазвития и создания пространства для самореализации личности в социальном творчестве.
Библиографическая ссылка
Федотова Г.А., Чистякова Е.Г. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2. – С. 465-469;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37368 (дата обращения: 27.12.2024).