Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,899

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯРАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА: ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД

Кравченко Т.А. 1 Чибаков А.С. 1
1 КОГПОАУ «Яранский технологический техникум»
Статья обращается к истории профессиональной образовательной организации, возникшей полтора века назад одной из первых в непромышленном регионе России. Обращение к теме объясняется научно-познавательным интересом и уважительным отношением к источникам информации, изложенным в них фактам и сведениям, значимым для авторов. При этом в центре событий остаются личности, формировавшие своими решениями будущее, которое теперь предстает как прошлое. В работе, являющейся первой частью цикла из трех публикаций, исследуется предыстория и выясняются предпосылки возникновения в городе Яранске Вятской губернии учебного заведения по подготовке мастеров-кустарей. Изучаются исторические документы – проект на открытие, акт о стоимости содержания, Положение о школе, материалы разных изданий, – позволяющие представить причины, побудившие к созданию провинциального учебного заведения, и погрузиться в обстановку первых десятилетий его существования до революционных событий 1917 г. Перечисляются направления подготовки ремесленников и приводятся аргументы местной власти о целесо- образности обучения по ним. Обращается внимание на вклад земства в становление образования в Яранском уезде и оценивается влияние профессионального образования на экономическое и культурное развитие уезда и губернии в конце XIX – начале XX в.
история профессионального образования
образование в Вятской губернии и Яранском уезде
земство и развитие образования
ремесленная школа
мастерская по подготовке ремесленников-кустарей
1. Чирков С. Состояние образования в городе Яранске в 1817–1917 годах // Наш край. Краеведческий сборник. Яранск. 2001. № 5 [Электронный ресурс]. URL: http://olnd.ru/05/07_obraz.html (дата обращения: 05.11.2018).
2. Шелепов С.Е. Яранская Комиссаровская. Восемнадцатое октября: Историко-документальный очерк. Йошкар-Ола, РО «Союз писателей России» РМЭ, 2018. 132 с.
3. История техникума [Электронный ресурс]. URL: https://yagtt.com/o-tekhnikume/istoriya-tekhnikuma.html (дата обращения: 05.11.2018).
4. Евдошенко И.В. Из истории становления земства в Вятской губернии // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. 2014. Вып. 2. С. 124–126.
5. Помелов В.Б. Прогрессивная деятельность Вятского земства по развитию просвещения. К 150-летию земского движения в России // Вопросы педагогики. 2017. № 7. С. 63–70.
6. Дождикова Е. Промыслы в уезде // Наш край. Краеведческий сборник. Яранск, 1999. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://olnd.ru/03/08_promisly.html (дата обращения: 05.11.2018).
7. Трушкова И.Ю. Кустарные промыслы Вятской губернии – утраченная экономическая стабильность?! [Электронный ресурс]. URL: https://iutrushkova.livejournal.com/1614.html (дата обращения: 05.11.2018).
8. Кустарные промыслы Вятской губернии и деятельность Вятских земств по улучшению кустарной промышленности. СПб: Вят. губ. земство, 1902. 98 с.
9. ГАКО. Журнал Яранской Городской Думы. 1873 г. Ф. 1190, оп. 1, д.1, л. 23 об.
10. Вятские губернские ведомости. Вятка, 1875. № 82. С. 3.
11. ГАКО. Журнал Яранского уездного земского собрания ХХIII очередной сессии 8–13 октября 1889 г. Вятка, 1890. С. 90–99.
12. ГАКО. Отчет в Вятскую Контрольную палату председателя Яранской уездной земской управы. Ф. 618, оп. 1, д. 1513, л. 26 об.

История – свидетельница веков, факел истины, душа памяти, наставница жизни.

Марк Туллий Цицерон

Событием в общественной жизни города Яранска и сфере образования Кировской области в 2018 г. стало 145-летие создания одной из первых на вятской земле ремесленной школы. Дата не юбилейная, а предшествующая торжествам, и в историческом масштабе, если, например, сравнить с основанием по указу Ивана Грозного в 1584 г. города-укрепления Яранска, не многовековая, но за ней заслуживающий уважения труд поколений и путь развития от кустарной мастерской до современной профессиональной образовательной организации.

Стремление выяснить предпосылки возникновения Яранской ремесленной школы, изучить и обобщить факты и исторические сведения о ее развитии мотивирует авторов обратиться к архивным материалам, документам прошлого и воспоминаниям свидетелей. В первой статье рассмотрим период до 1917 г., когда происходили подготовка, открытие и становление учебного заведения.

Начало XIX века. Административным делением 1816 г. в Вятской губернии установлено и на протяжении следующего столетия существовало 11 уездов. На юго-западной окраине вятских земель, граничащей с Казанской, Нижегородской и Костромской губерниями, находился Яранский уезд. Численность населения Яранска в тот период не составляла и 1000 жителей. Однако активность местных властей, исправника Наумова и дворянина Залесского способствовали тому, что в декабре 1817 г. по распоряжению Министра народного просвещения, князя А.Н. Голицына, в городе открылись уездное и приходское училища [1]. Это были общеобразовательные учебные заведения с изучением закона Божия и сроком обучения два года.

Следует отметить, что в XVIII и XIX вв. в Яранском округе появляется значительное количество православных храмов. Дети, сыновья священнослужителей, должны были обучаться в названных заведениях, а с 1822 г. и в открывшемся духовном училище. Вознаграждение учителей составляло 100…150 руб. в год. Преподавательский состав состоял из священников, диаконов, дьячков, семинаристов. В 1867 г. в Яранске открылось женское приходское Комиссаровское училище, которое в 1872 г. преобразовано в женскую прогимназию [2]. Но учреждения профессионального образования в узде к тому времени еще не было.

Цель исследования: выяснить исторические предпосылки открытия в уездном городе одного из первых в провинциальной непромышленной губернии России учебного заведения для подготовки кустарных мастеров, представить первые десятилетия существования ремесленной школы до революционных событий 1917 г., дать оценку решениям и действиям земства по становлению образования в Яранском уезде Вятской губернии, определить влияние учреждения на экономическое и культурное развитие региона в конце XIX – начале XX в.

Материалы и методы исследования

Информация по истории Яранского технологического техникума, деятельности земства Яранского уезда Вятской губернии и по краеведению на печатных и электронных носителях составила материалы нашего исследования. Источниками исторических фактов и сведений явились фонды районного и областного архивов, сохранившиеся в краеведческом музее и образовательном учреждении документы и фотографии, воспоминания очевидцев, ресурсы сети Интернет. Библиографический список состоит из 12 пунктов, в числе которых периодическое издание позапрошлого века, публикации историков Вятского края и работы российских ученых.

Совокупность способов достижения поставленной цели включает качественный и количественный анализ фактологического материала, периодизацию, а также нарративный, историко-генетический, сравнительный, топологический и структурный методы историко-педагогического исследования.

Результаты исследования и их обсуждение

Решение Яранского земского уездного Собрания в июне 1872 г. об открытии в городе школы ремесленников стало точкой отсчета в истории нашего учебного заведения. Уездной земской Управе поручалось подготовить соответствующие документы. Через три месяца, 24 сентября, на IV очередном уездном земском Собрании был представлен Доклад (рис. 1.), в котором подробно анализируются особенности производства крестьянской продукции и различных изделий, на основании чего обосновывается необходимость и отмечается польза для населения Яранского уезда от создания ремесленной школы.

kravc1.tif

Рис. 1. Первая страница Доклада Яранской Уездной земской Управы на IV очередном уездном земском Собрании (24 сентября 1872 г.)

Комиссия, подготовившая проект открытия школы и акт ее содержания, указывает, что на всех жителей уезда не приходится и сотой части ремесленников. Многие из них не специалисты своего дела, а изделия, выполненные ими, в основном грубой работы. Слабое развитие ремесленных промыслов, по мнению докладчиков, объясняется хорошими землями нашего уезда, что позволяет крестьянам получать большой урожай. Однако аргумент о возможном неурожае и неизбежной нужде крестьян в таком случае подкрепляет благо открытия школы для ремесленников.

В проекте Управы говорится о том, что жители Яранского уезда, вынуждены приобретать необходимые столярные и кузнечные изделия в соседних уездах и даже в Вятке, тогда как до неё более 200 верст, и за товар приходится переплачивать иногда вдвое. Проводя сравнение условий в Вятском и Яранском уездах, авторы Доклада приходят к выводу: наше столярное ремесло было бы лучше Вятского, поскольку наши леса обширнее. Вместе с тем отмечается необходимость кузнечного ремесла, без изделий которого не может обойтись ни одна крестьянская семья. Проведенная работа позволила отразить в документе востребованные для Яранского уезда ремесла: столярное, кузнечное, медное, жестяное, сапожное, башмачное, валеное, рукавичное, портное, выделку земледельческих инструментов.

Перспективные предложения содержатся в проекте по устройству школы. В частности, город Яранск называется как наиболее удобное место для открытия учреждения; управление будет осуществлять особый Комитет; первый набор составит 25 человек. Кроме того, предусматривалось обеспечение учащихся жильем и трехразовым питанием на протяжении всего периода обучения. Ожидалось, что поступать в школу будут преимущественно представители бедного сословия, отчего желающих учиться на таких условиях будет больше, значит, и ремесло в Яранском уезде будет развиваться быстрее.

Вызывает интерес представленная в материалах стоимость содержания учреждения. Согласно смете, уездной земской Управе надлежало выделить на школу в первый год 4936 руб. 50 копеек. Из этой суммы «господам учителям» причиталось 1490 руб. Наиболее оплачиваемым должен был стать учитель медного и жестяного ремесла. Его годовое жалование составляло 240 руб. и 60 руб. квартирных. Чуть меньше назначалось учителю столярного дела: соответственно 230 и 50 руб. Для сравнения, Смотрителю, за которым также закреплялось заведование хозяйственной частью [3], предусматривалась квартира при школе и 240 руб. годовых. Кстати, наименьший доход был у учителя по выделке земледельческих инструментов: 120 руб. жалования и 30 руб. квартирных в год. Таким образом, очевиден вывод о значимости ремесел, связанных с обработкой металлов и древесины.

Остальная сумма, а это 3446,5 руб., расписывалась на аренду здания школы, отопление, освещение, обустройство кузницы, покупку различных инструментов и принадлежностей и др. В частности, на создание библиотеки и выписку ремесленной газеты следовало потратить 20 руб. Особого внимания заслуживает размер средств, предусмотренных на содержание учащихся, который составлял 60 руб. в год на человека.

Вскоре выходит еще один документ, представляющий историческую ценность и предопределивший открытие нашего учебного заведения, а именно, проект Положения о Яранской ремесленной школе. В 13 его параграфах указаны принципы функционирования учреждения. Кратко остановимся на основных.

Содержание заведения предусматривалось на средства Земства. Желающие обучаться должны были принадлежать к числу плательщиков земского сбора по Яранскому уезду. Другие лица могли поступить на обучение либо с взысканием платы за проживание и питание, либо без пользования данными услугами. Отдельно оговаривалось обучение малоимущих учеников, которым нужно было предоставлять не только жилье и пищу, но также одежду и обувь.

Контроль за деятельностью школы возлагался на Комитет, в который входили представители от Земства и Министерства народного просвещения (член Управы), земский врач, член ревизионной комиссии и штатный Смотритель. Внутри Комитета избирался Председатель, который становился попечителем «учебного окраса». В учебном плане школа подчинялась Министерству внутренних дел, а в хозяйственном – уездной Управе.

Срок обучения намечалось установить трехлетним. Программа включала столярное, кузнечное, слесарное, валяное, токарное, медное, жестяное, каретное, сапожное, башмачное, рукавичное, шорное, переплетное, красильное, малярное ремесла и выделку земледельческих инструментов. В год открытия вводились первые пять из перечисленных видов труда. Период учебы составлял круглый год, кроме праздничных и торжественных дней.

Набор учеников должен был происходить в начале года. В порядке исключения, первый прием допускалось осуществлять в течение всего года. Поступать в школу могли ребята не моложе 15 лет, обязательно прошедшие медицинский осмотр на пригодность по состоянию здоровья и физических сил.

Количество учащихся школы в первый год должно было составить 20 человек. В дальнейшем численность предусматривалось увеличивать с разрешения уездного земского Собрания. От учеников требовалось подобающее поведение, в противном случае допускалось исключение.

Выпускникам школы предусматривалось вручение свидетельств от имени Комитета. Лучших учеников по окончании полного курса предполагалось награждать книгами по ремеслу, а по возможности и инструментами для обзаведения собственным делом.

Указывался размер жалований учителям, совпадающий с суммой названной в Докладе. Вместе с тем и отмечалась возможность доплаты им до 50 % от выручки реализуемой продукции.

Объекты труда, изготовленные в процессе обучения, принадлежали школе. Смотритель был обязан обеспечить их сохранность, а по возможности осуществить продажу. Средства от реализации допускалось расходовать на развитие школы: покупать материалы и инструменты, пополнять библиотеку литературой, премировать учителей.

Библиотека вводилась в ведение Смотрителя школы. Все книги по ремеслу и научного характера. Планировалось выписывать из Санкт-Петербурга ремесленную газету. От учеников требовалось работать с литературой в свободное от учебы время.

Финансовый порядок школы предусматривал получение Комитетом денег из Управы на месяц вперед. Расходование финансов допускалось только членам Комитета. Все денежные обращения школы подлежали строгому контролю с предоставлением полугодовых отчетов в Управу. Кроме того, Комитет должен был ежегодно составлять в Управу подробный отчет для доклада земскому Собранию о своей деятельности.

Изучая перечисленные документы – проект на открытие, акт о стоимости содержания и Положение о Яранской ремесленной школе – можно сделать вывод о том, что местная власть со всей ответственностью и особой заботой о жителях подошла к решению актуальных задач, послуживших дальнейшему развитию уезда. В качестве базы для будущей школы была выбрана существовавшая к тому времени в городе кустарная мастерская. Благодаря своевременной и основательно проведенной подготовительной работе 19 июня 1873 г. вышло Постановление VI сессии Яранского Уездного Собрания, согласно которому принято решение «Содержание учебной мастерской принять на средства Земской Управы с наименованием в дальнейшем ее «Яранская ремесленная школа». В ней должно происходить обучение специалистов разных профессий необходимых для развития сельского хозяйства. Эту дату мы считаем днем основания нашего учебного заведения.

Время подтвердило дальновидность действий земства в вопросах развития образования с самого создания данной структуры власти в 1864 г. [4; 5]. С возникновением в Яранске ремесленной школы стали быстро развиваться новые виды деятельности, труд перестал быть сугубо крестьянским, вырос товарообмен, укрепилось купечество, повысилась грамотность и культура населения. Подтверждающие факты встречаем в работах историков и краеведов:

– яранская мастерская-школа была первой подобной в губернии [6];

– в конце XIX в. в крае насчитывалось более 100 разновидностей кустарных промыслов, по степени их развития Вятская губерния занимала третье место в Российской империи [7], а Яранский уезд в начале XX в. вышел на первое месте в губернии по количеству лиц, занятых кустарными промыслами в относительном исчислении – 14,1 % населения, тогда как в Котельничском уезде только 10,2 %, а в Вятском уезде – 7,8 % [8];

– яранские купцы установили торговые связи с Нижним Новгородом, Казанью, Костромой, Вяткой и другими городами, а яранский лён продавался в Англии [1].

Вместе с тем менялась и структура населения. За столетие количество жителей города увеличилось в 5 раз и, по сведениям 1897 г., составило 4808 человек. Потребовались и новые вложения в совершенствование обучения. Важно отметить, что по затратам на народное образование в 1901 г. Яранское земство было третьим в губернии (Сарапульское – 140,7 тыс. руб., Уржумское – 128,0 тыс. руб., Яранское – 116,9 тыс. руб.) и восьмым (!) в России [5]. Расходы на нужды образования составляли 50,3 % общих расходов земства.

Возвращаясь к документам прошлого, можно найти немало интересных сведений. Известно, что накануне открытия школы, 18 июня 1873 г. Яранская городская дума рассматривала вопрос об отводе места для кузницы, требующейся ремесленной школе [9]. Об открытии и работе школы в 1875 г. сообщала губернская газета: «В Яранске земская ремесленная школа открыта с 19.06.1873. Положение о школе утверждено попечителем учебного округа. Заведует ею особый Комитет. Мальчиков принято было 20 человек, из которых обучалось – 9 столярному и 11 человек слесарному мастерству... Ученики этой школы обучаются и грамоте, но без всякой программы» [10].

1 октября 1874 г. Яранская ремесленная школа перешла в подчинение Училищного совета Яранского уезда. С разрешения попечителя Казанского учебного округа введена общеобразовательная программа начальных школ с преподаванием «Закона Божия». Заведение размещалось в частном доме мещанина Халтурина за 300 руб. в год, а общежитие, спальни и классная комната арендовались у крестьянина Якимова. К 1 января 1875 г. на земском счету числилось 23 человека и 7 человек своекоштных. Распорядок дня обучающихся был следующим: подъем – 6.00; после утренней молитвы завтрак; занятия ремеслами – с 8.00 до 12.00; обед и отдых – с 12.00 до 14.00; уроки закона Божия и грамоты – с 14.00 до 16.00; занятия ремеслами – с 17.00 до 20.00; ужин – 20.00; после вечерней молитвы отдых – с 22.00 до 06.00.

Дальнейшую историю школы можно проследить по записям, содержащимся в журнале Яранского уездного земского Собрания за октябрь 1889 г. В нем говорится об утверждении Устава Яранской ремесленной школы. «С целью распространения в Яранском уезде ремесел, необходимых в крестьянском быту, открыта в г. Яранске, на средства Яранского уездного земства, ремесленная школа. В школе обучаются следующим ремеслам: кузнечно-слесарному, столярно-токарному и выделке земледельческих орудий. Курс учения – 4 года. Число учеников – 25. В школу принимаются преимущественно мальчики – дети крестьян Яранского уезда – не моложе 14 лет и не старше 18 лет, непременно из окончивших курс в народных училищах» [11].

В 1896 г. введено обучение роговому мастерству (обработка рога), которое продолжалось до 1905 г. Земство всячески поддерживало школу, выделяя довольно крупные суммы на содержание и делая заказы на изготовление школьной мебели [6].

Из архивных сведений за 1915 г. известно о расширении деятельности Яранской ремесленной школы. Она имеет четыре отделения: слесарное, столярное, кузнечное и корзиночное. Курс обучения по-прежнему оставался четырехлетним, а количество обучающихся увеличилось. Так в 1914 г. насчитывалось 73 ученика, с годовым пособием от земства 40 руб., и 10 мальчиков сверхштатных без пособия [12].

В целом можно констатировать, в дореволюционный период Яранская ремесленная школа успешно решала задачи профессиональной подготовки рабочих-кустарей. Накануне революции 1917 г. в России наше учебное заведение выпускало:

– кузнецов, способных подковать лошадь, ремонтировать сельхозмашины и орудия, и слесарей-токарей со сроком обучения 4 года;

– столяров и мастеров художественного плетения корзин, мебели и капо-корешковых изделий со сроком обучения 2 года.

kravc2.tif

Рис. 2. Здание Яранской ремесленной школы (начало XX в.)

Всего за период с 1873 по 1917 г. школой подготовлено около полутора тысяч мастеров разных направлений. Часть из них устроилась трудиться на уральские заводы и железнодорожные мастерские крупных городов. Здание земско-ремесленной школы-мастерской в начале XX в. размещалось на улице Басурманской, теперь улица Гоголя (рис. 2), и в перестроенном виде сохранилось до наших дней.

Заключение

Исторические факты свидетельствует о том, что главные предпосылки создания ремесленной школы в Яранске связаны с пониманием местной властью потребности развивать промыслы и повышать качество изделий, осознанием необходимости сокращать затраты на приобретение инструментов и инвентаря в соседних городах и увеличивать долю механизированного труда в крестьянском хозяйстве. Целенаправленные решения и действия земства по открытию и содержанию учебного заведения для ремесленников при поддержке общественности оказались передовыми и имели важное значение для развития кустарных промыслов, купечества и, как следствие, способствовали экономическому и культурному подъему Яранского уезда и Вятской губернии в конце XIX – начале XX вв. Кроме того, изученные исторические материалы указывают на востребованность ремесленного обучения местным населением и успешную трудовую реализацию подготовленных мастеров-кустарей.


Библиографическая ссылка

Кравченко Т.А., Чибаков А.С. СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ЯРАНСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА: ДОРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2. – С. 436-441;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37363 (дата обращения: 22.09.2021).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074