В условиях экологического кризиса, происходящего на планете, остро стоит проблема поиска путей гармонизации отношений общества и природы. Важным условием в решении данной проблемы является изменение экологического сознания общества, воспитание нового экологически грамотного и экологически ответственного поколения людей, способного находить целесообразные пути решения экологических проблем и строить жизнь на принципах устойчивого социокультурного развития. Особая роль в этом процессе принадлежит современной системе образования, приоритетной задачей которого в настоящее время определено формирование у подрастающего поколения экологической культуры, развитие новых ценностных ориентаций, повышение уровня экологической ответственности и накопление опыта экологически рациональной деятельности во взаимоотношениях с природой.
Этап начального образования в этом процессе имеет особое значение, поскольку является наиболее важным в становлении личностных качеств ребенка, формировании у него основ экологически целесообразного взаимодействия с окружающим миром. Главной целью образования в соответствии с ФГОС начального образования является «высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны». В [1] важным и обязательным требованием стандарта является реализация в процессе воспитания и обучения младших школьников «Программы по формированию экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни», направленной на формирование знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья… как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования» [1]. Достижение названных целей невозможно без развития в общеобразовательной школе системы непрерывного экологического образования учащихся.
Таким образом, вышеизложенное предъявляет особые требования к личности учителя и его профессиональной готовности к осуществлению на высоком уровне процесса экологического образования и воспитания школьников. Речь идет о сформированности у выпускников педагогических вузов эколого-педагогической компетентности. По мнению исследователей, понятие эколого-педагогической компетентности является важным личностным качеством учителя, которое определяет степень развития его профессионально-экологического становления и способность на высоком уровне обеспечивать экологическое образование учащихся» [2].
Школа остро нуждается в учителе, обладающем названными профессиональными и личностными качествами, а именно высоким уровнем экологической грамотности, развитой экологической культурой и экологическим сознанием, владеющем умениями, навыками и опытом использования в педагогической практике современных эколого-образовательных технологий [3, 4].
При переходе вузов на образовательные стандарты следующего поколения (ФГОС «три плюс») перед профессиональным образованием ставятся новые задачи, прежде всего направленные на значительное повышение качества получаемых студентами профессиональных знаний за счет усиления не только теоретической, но и практической составляющих процесса обучения. Уровень подготовки выпускника, в том числе и педагогического вуза, теперь должен соответствовать уровню состоявшегося специалиста, востребованного на рынке труда.
В связи со сказанным, экологическое образование будущих учителей начальных классов приобретает особую актуальность и должно быть направлено не только на углубление экологических знаний через экологизацию общих и специальных учебных дисциплин и введение дополнительных курсов. Важную роль играет психолого-педагогическая составляющая готовности студентов к экологическому образованию школьников, позволяющая постепенно развивать абстрактные эколого-образовательные знания в личностноориентированном опыте проведения экологической деятельности, переходить от формирования у студентов единичных умений, навыков и компетенций – к их системе, от «знаниевых» мотивов эколого-педагогической деятельности – к «реально действующим».
Таким образом, формирование в процессе профессиональной подготовки учителя начальных классов эколого-педагогической компетентности будущего специалиста предполагает разработку новых подходов к целевым, содержательным и технологическим аспектам обучения студентов.
Цель нашего исследования заключалась в теоретико-экспериментальном изучении проблемы формирования эколого-педагогической подготовки учителя начальных классов и обосновании педагогических условий ее реализации в условиях высшего профессионального образования.
Материалы и методы исследования: теоретико-методологический анализ исследуемой проблемы; педагогический эксперимент.
Результаты исследования и их обсуждение
Эколого-педагогическое образование учителя начальных классов является составной частью общей программы профессиональной подготовки учителя начальных классов и представляет собой, по мнению Е.И. Артамоновой, М.О. Исаковой,
«…специально организуемую и сознательно осуществляемую деятельность преподавателей и студентов, направленную на освоение будущими учителями общественно-педагогического опыта по экологическому воспитанию подрастающего поколения, усвоение соответствующих знаний, формирование умений и навыков на основе активной деятельности» [5]. Результатом такой деятельности должно стать формирование у выпускника вуза эколого-педагогической компетентности, которая рассматривается как сложное личностное качество учителя, отражающее его глубокое убеждение в том, что осуществление экологического образования подрастающего поколения – основное условие решения экологических проблем.
Процесс формирования эколого-педагогической компетентности учителя должен представлять собой целенаправленную систему экологического образования и воспитания студентов, целью которой является формирование у будущих учителей экологической культуры и их готовности к экологическому воспитанию школьников.
Структура понятия профессионально-педагогической готовности учителя к экологическому образованию младших школьников, таким образом, проявляется во взаимосвязанных компонентах:
– когнитивный компонент, включает развитие естественнонаучных и эколого-биологических, социально-экологических знаний, понятий, научных фактов, законов и закономерностей, теорий; сформированность системы методологических, теоретических, методических и технологических знаний, умений и опыта, необходимых для конструирования эколого-образовательной деятельности учащихся;
– ценностно-мотивационый компонент, отражающей социально-нравственную позицию будущего учителя, имеющего развитую мотивацию природоохранной, здоровьесберегающей и эколого-педагогической деятельности, его стремление к достижению целей развития у школьников экологической культуры и бережного отношения к природе; включая систему ценностных отношений и мотиваций в области эколого-педагогического образования, определяющих экологическую направленность в саморазвитии личности специалиста начального образования [6];
– операционно-деятельностном компоненте, который включает систему эколого-педагогических умений, навыков и опыта во взаимодействии с различными экосистемами, а также проектированию, организации, диагностике, оценке и коррекции результатов экологического образования школьников [6].
Процесс формирования эколого-педагогической готовности будущего учителя должен иметь системный характер и строиться на общепедагогических принципах обучения. В числе условий успешной реализации данного процесса следует выделить: интеграцию элементов образовательного процесса на всех этапах обучения и согласованность педагогических воздействий на когнитивном, эмоциональном и деятельностном уровнях, а также разнообразие используемых организационных форм, методов обучения и воспитания и технологий аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов [5].
Эколого-профессиональная подготовка будущего учителя в нашем опыте включает несколько этапов, каждый из которых характеризуется определенными целями, педагогическими условиями, содержанием и результатами.
На первоначальном этапе реализации целенаправленной системы экологического образования и воспитания студентов происходит осмысление ими значения экологических знаний в процессе формирования экологической культуры учащихся; формируются мотивы природоохранной деятельности и понимание роли экологического образования в ее результативности; развиваются начальные умения систематизации научно-экологической информации; накапливается первоначальный опыт разработки методов и приемов эколого-образовательной деятельности, изучения положительного опыта экологического образования младших школьников, освоение методов диагностики сформированности экологической грамотности и экологической культуры; происходит осмысление особенностей экологического образования детей на уровне начальной школы, когда наиболее активно закладываются мировоззренческие, нравственные, культурные и поведенческие и другие основы личностного развития ребенка.
Достижение названных целей возможно при выявлении и использовании экологического и эколого-образовательного потенциала читаемых общих курсов в соответствии с учебным планом специальности («Естествознание», «Педагогика», «Психология», «Методика преподавания интегративного курса «Окружающий мир», «Основы вожатской деятельности» и др.). Целесообразным, с нашей точки зрения, является включение в учебный план направления подготовки студентов авторского спецкурса эколого-регионального содержания «Экология родной республики с основами формирования экологической культуры». Содержание данного курса носит практико-ориентированный характер и строится на использовании методов, активизирующих самостоятельную работу студентов в освоении природно-климатических, экологических, культурно-исторических и национальных особенностей своего края. С этой целью студенты активно знакомятся с содержанием и методикой работы с учебным пособием по родному краю для начальных классов [7]. К примеру, работа с географической картой, анализ фото- и видеоматериалов, выполнение творческих заданий по раскрытию эколого-педагогического потенциала региональных знаний, решению проектно-исследовательских задач в изучении родного края и многое другое.
Как показал опыт, расстановка необходимых экологических и эколого-образовательных акцентов в содержании плановых и дополнительных учебных дисциплин естественнонаучного блока обеспечивает непрерывность и преемственность в эколого-педагогическом развитии учителя начальных классов. Не следует забывать при этом о включении в образовательный процесс новейших образовательных технологий (мультимедиа, интернет-ресурсах, инновационных, интерактивных и других методах обучения). Наибольшую эффективность имеют методики, способствующие погружению студентов в будущую профессиональную деятельность. К примеру, студентам предлагается самостоятельно или в группах по 5–7 человек разработать модель организации в школе уголка живой природы, составить программу экологического кружка, сконструировать конспекты экологизированного урока, внеклассного мероприятия или экскурсии в природу, придумать тематику и план разработки природоохранных проектов для младших школьников. Данный методический поход повышает у студентов интерес к работе учителя и развивает их педагогическое творчество.
На следующем этапе реализации системы экологического образования и воспитания студентов происходит расширение предметной сферы эколого-педагогической деятельности студентов, формируются знания, умения и опыт организации эколого-образовательной деятельности в школе. Этому способствует грамотно организованная педагогическая практика, в ходе которой студенты имеют возможность освоить различные эколого-образовательные методы, например провести диагностику сформированности у младших школьников экологических знаний, выявить уровень их экологической воспитанности, научиться конструировать эколого-образовательный процесс и применять в учебной деятельности наиболее эффективные средства, методы и приемы экологического образования учащихся, анализировать результаты своей педагогической деятельности.
Важным этапом в экологической подготовке учителя начальных классов является учебная полевая практика, которая направлена на овладение студентами способов изучения растительного и животного мира родного края, знакомство с его природно-климатическими и экологическими особенностями, разнообразием природных сообществ и экологических систем. Изучая разнообразие и закономерности природы при непосредственном общении с ней, не только повышает уровень приобретаемых знаний, но пробуждает интерес к ее познанию, эстетические, нравственные и патриотические чувства, что формирует экологическую культуру будущего учителя и повышает ответственность за судьбу родной природы.
Особое место в реализуемой системе эколого-профессиональной подготовки учителя начальной школы отведено научно-исследовательской деятельности студентов по проблемам экологического образования школьников. В ходе данной работы студены углубленно изучают и учатся анализировать теорию и практический опыт школьного экологического образования, осваивают новейшие педагогические технологии в данной области, экспериментально проверяют теоретические выводы, занимаются творческим поиском интересных методических решений по исследуемым проблемам. Работая над исследованием актуальной научно-методической проблемы, студенты приобретают навык применения научных методов в будущей профессиональной деятельности: в работе по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, в саморазвитии и творческом поиске эффективных средств экологического образования и воспитания школьников.
Большое значение в эколого-профессиональной подготовке будущего учителя имеет такая форма внеурочной деятельности, как участие студентов в работе общественной экологической организации (экологическом клубе-отряде), созданной на факультете. Деятельность в экологическом клубе способствует более глубокому осмыслению будущими учителями опасности экологических проблем и причинами их вызывающими, знакомству с историей, культурой и традициями своего народа в отношениях с природными объектами, накоплению личного опыта природоохранной деятельности в ходе экологических экспедиций и десантов. Развитие социальной активности студентов в экологических делах и овладение умением отстаивать собственную принципиальную позицию происходит в процессе общения клубовцев с учеными-экологами, представителями природоохранных ведомств, производственниками. У студентов формируется новый взгляд на социоприродные отношения, повышается экологическая ответственность, и ответственность за качество экологического образования школьников, которое им предстоит осуществлять в их профессиональной педагогической деятельности.
Заключение
Таким образом, формирование эколого-педагогической компетентности студентов – будущих учителей начальных классов на качественно новом уровне профессиональной подготовки предполагает интеграцию необходимых педагогических условий, а также обновление содержания и технологий обучения в соответствии с требованиями времени и реализуемой модернизацией высшего педагогического образования.
Библиографическая ссылка
Бобылева Л.А. ЭКОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2. – С. 413-417;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37358 (дата обращения: 27.12.2024).