В статье рассмотрены проблемы реконструкции и проектирования детских игровых придомовых площадок в г. Владивостоке. Исследован современный отечественный и зарубежный опыт благоустройства детских придомовых площадок. На основе выявленных проблем определены основные приемы и методы реконструкции и проектирования детских придомовых площадок.
Цель исследования: выявление современных принципов и тенденций организации дизайна среды детских игровых придомовых площадок и примыкающим к ним пространств. Научная актуальность проблемы состоит в необходимости систематического обновления архитектурно-дизайнерской теории с точки зрения её гуманизации и более внимательного отношения к проблемам человека и общества.
Целью дизайна как феномена современной культуры является содействие повышению качества жизни людей и совершенствование социально-культурных отношений между ними путем формирования гармоничной среды во всех сферах жизнедеятельности людей для удовлетворения всего многообразия их материальных и духовных потребностей [1, с. 37].
Материалы и методы исследования
В статье ставится задача изучить проблемы, имеющиеся в области благоустройства игровых детских придомовых площадок, подчеркивается важность благоустройства детских площадок для комфортной и здоровой жизни общества. В работе для решения задач исследования применены общетеоретические методы научных разработок.
Результаты исследования и их обсуждение
Концепция статьи заключается в организации более качественной среды детских придомовых территорий многоквартирных комплексов. В настоящее время горожане все больше внимания обращают на состояние придомовых территорий. Благоустройство игровых детских придомовых площадок может заметно улучшить экологическое состояние районов, организовать лучшую климатическую, санитарно-гигиеническую и эстетическую среду для жителей района.
Рассмотрим существующие детские площадки, расположенные в Ленинском районе г. Владивостока по адресу улица им. Адмирала Невельского, дома 13, 15, 17. В этих дворах расположены один 12- и два 9-этажных жилых здания, четырехэтажная школа и одноэтажная трансформаторная подстанция (рис. 1). Общая дворовая территория этих зданий выполняет исключительно роль обслуживания окружающей жилой застройки. Многоквартирный комплекс жилых домов группируется, образуя полузамкнутое дворовое пространство, которое служит рекреационной зоной для жителей. Живописность застройки подчеркивается высотным точечным домом и многоподъездными разноуровневыми зданиями.
Рис. 1. Детские игровые площадки по ул. Невельского, 13, 15, 17 в г. Владивостоке
Сегодня перечень реконструкции и благоустройства детских игровых придомовых площадок включает в себя следующие проблемы.
1. Важная проблема, с которой каждый день сталкиваются жители многоквартирных жилых домов г. Владивостока, – это размещение автомобильных средств, дефицит парковочных мест. По всей территории дворов имеются несанкционированные стоянки. Некоторые владельцы оставляют свои машины прямо на проезжей части, на тротуарах, детских площадках. Состояние дорожных покрытий аварийное, возле подъездов большие ямы, трещины. Стихийные парковки автомобилей во дворах создают зрительный дискомфорт. Машины создают большое количество выхлопных газов, которые отрицательно влияют на здоровье детей. Проблемой дворового пространства также является транзитный проезд вдоль подъездов.
2. Существующие лестницы, подпорные стенки, ограждения, откосы находятся в аварийном состоянии. В условиях сложного рельефа требуется реконструкция подпорных стенок, лестниц и работы по современной ландшафтной организации территории. Также следует применять современные материалы покрытия площадок травмобезопасные, экологические.
3. Установленное еще в советское время оборудование на детских игровых придомовых площадках устарело. Площадки небольшие и зажаты откосами, пешеходными дорожками. При реконструкции следует учитывать максимальное использование небольших по размеру территорий детских площадок, следует организовывать зоны разного функционального назначения для детей различного возраста и создавать удобную сеть пешеходного движения на придомовом участке. Выбор элементов благоустройства необходимо выполнять во взаимосвязи с функциональным назначением площадок. Планировочное решение площадок должно быть универсальной средой, в которой определены границы каждой функциональной зоны. В качестве средств зонирования можно использовать благоустройство (тропинки), озеленение, малые архитектурные формы, осветительные конструкции, цветовое решение.
4. Существующие детские площадки не отвечают нормам эргономики. Необходимо проектировать детские площадки, которые учитывают обслуживание детей с ограниченными возможностями. Детская игровая площадка должна формировать безопасную игровую деятельность детей. На площадке дети общаются друг с другом, с природой, проявляют соревновательный дух. Детские площадки следует проектировать развивающими, информационными, формирующими самостоятельную физическую активность детей.
5. Детские площадки по улице Невельского не отвечают современному уровню технологий, применяемых при создании игровых площадок. При формировании рельефа площадки следует применять средства геопластики.
6. Отсутствует образность площадок – главная характеристика современных детских площадок. Следует формировать интересный образ детских игровых пространств, развивающих у детей воображение, фантазию, дружелюбие, смелость, отвагу. Детские игровые площадки должны иметь оригинальные проектные решения, яркий запоминающийся образ, включать нестандартные архитектурные формы. При выполнении детской площадки в проектируемой концепции следует учитывать соответствие стиля и малых архитектурных форм окружающей архитектурной среде, выбор оборудования интеллектуальной направленности. Проекты детских площадок и примыкающие фасады домов должны создавать целостность общего решения, композиционное и художественное единство, создавать ощущение гармонии, законченности, создавать благоприятную, дружелюбную атмосферу.
Правильно организованная детская площадка формирует у детей мотивацию к самостоятельной физической активности, личностному развитию, овладению важными навыками, развивает их поведенческую культуру [2, с. 7].
7. Внутри квартала недостает зеленых насаждений. При озеленении детских площадок размещение деревьев и кустарников необходимо выполнять с учетом оптимальной обеспеченности освещенности площадки. Необходимо, чтобы ландшафтный дизайн детской площадки включал композиции из деревьев, кустарников, цветов и создавал естественную тень. При этом насаждения выполняют функции защиты от пыли, частично от шума, ветровых потоков, а также служат средством изоляции различных планировочных элементов территории [3].
Существующее многообразие декоративных растений позволяет находить лучшие сочетания цвета и форм для оформления различных объектов ландшафтной организации игровых площадок. Цветочное оформление – это важный элемент эстетического оформления придомовых игровых площадок. Вокруг детских площадок следует предусматривать посадки из деревьев и кустарников. Применяют живые изгороди из кустарников и деревьев кустовой формы [4].
8. Ландшафтное наружное освещение отсутствует или находится в нерабочем состоянии. Следует учитывать при проектировании площадок роль конструкций освещения и цвета, которые гармонизируют предметно-пространственную среду игровых пространств.
9. Благоустройство отсутствует. Детскую площадку следует вписывать в средовое пространство, создавать гармоничное ощущение связи с окружающей средой. Детская площадка должна иметь современное экологическое покрытие площадок, скамьи, игровые комплексы и необходимое оборудование малыми архитектурными формами для летнего и зимнего отдыха детей.
Очень часто вопросы благоустройства касаются установки норм, направленных на поддержание каждого строения и его территории в исправном состоянии для удобства жизнедеятельности местного общества [5, с. 34].
Игровая площадка, художественно вписанная в среду, украсит двор. Разнообразие существующего ландшафта делает игровую площадку более интересной.
10. На игровых площадках не применяются природные материалы. Применение природных материалов в городских условиях олицетворяет природу, создает комфортную среду близкую человеку психологически [6, с. 7].
11. Вопросы содержания и благоустройства придомовых территорий учитывают существующие в России нормы и правила. Эти нормы носят рекомендательный характер и в основном не соблюдаются.
Рассмотренные выше приемы и методы позволили выявить следующие тенденции, для включения их в проектные предложения по реконструкции игровых придомовых площадок Владивостока:
– защита от парковок детских площадок; разделение площадок на дворовые и квартальные с закрытием доступа в дворовые пространства;
– организация централизованных зон отдыха и спорта на уровне квартала;
– выполнение необходимого функционального зонирования; оборудование новыми игровыми комплексами;
– проектировать согласно нормам эргономики; соблюдать нормы и правила;
– применять в проектах современные технологии; использовать природные материалы;
– создавать запоминающийся, целостный художественный образ площадки; создавать современные ландшафтные проекты площадок; проектировать наружное освещение.
В России появились современные детские придомовые игровые площадки, например Новая Москва, детская площадка (рис. 2).
В России сделали идеальный двор! В жилом комплексе сделали хорошие и правильные дворы: полностью пешеходные, без доступа машин; в комплексе двора посадили сразу взрослые деревья, во всех дворах сделали невероятное благоустройство, как в Финляндии или Германии.
Рис. 2. Новая Москва. Детская площадка
Рис. 3. Копенгаген, Дания. Детская площадка
Двор со всех сторон окружён домами. Грамотно сделано зонирование. Везде газоны, а не просто посаженная трава. На газонах дети могут играть, сидеть, отдыхать. Все деревья уже взрослые. Тут будет красиво уже на следующий год, а не через 20 лет, когда тощие саженцы вырастут. Интересные игровые комплексы, малые формы на детских игровых площадках (рис. 2). Всё функционально расставлено по территории двора. Маленькие детские площадки разделены на зоны, для того, чтобы большие группы детей не собирались в одном месте и не шумели под окнами жильцов. Площадки, где играет одновременно много детей, вынесены дальше от домов. На игровых площадках нигде нет заборов. Площадки сделаны в один уровень. Дома 9-этажные. И это обычный жилой комплекс комфорт-класса, расположенный за МКАДом, не элитное здание.
Парковка на улице отделена деревьями, чтобы не портить вид. Качество работ изумительное. Открытый грунт закрыли, газон ниже уровня тротуара, как в Германии. Каждый узел, каждая деталь проработана. Повсюду решётки ливневой канализации. Плитка уложена отлично.
В свете решения этих задач рассмотрим, как организовывают придомовые детские площадки в странах Европы. На детской игровой придомовой площадке дети приобретают и развивают свои навыки общения. Детская площадка способствует физическому, социальному, образовательному, духовному развитию ребенка, формирует, воспитывает детское воображение. В игре ребенок взаимодействует с незнакомыми ландшафтами, средами, знакомится с другими детьми, становится социальной личностью. В Европе рассматривают детские игровые площадки как отражение окружающего нас мира, а природную среду (ландшафт) считают лучшей обстановкой для игры детей.
Копенгаген, Дания, детская площадка (рис. 3). Паук размерами 4×7 м. Канаты паутины расположены на высоте от одного до двух метров. Нестандартные игровые комплексы развивают воображение, фантазию, исследовательскую и физическую активность детей.
Детская площадка в Висбадене (Германия) (рис. 4). Следует отметить, что методы решения пространства двора зависят от уровня жилья, прилегающей транспортной инфраструктуры и организации зон отдыха и деловой активности.
Рис. 4. Детская площадка в Висбадене (Германия)
Заключение
В результате исследования придомовых детских игровых площадок многоквартирных домов по улице Невельского в г. Владивостоке следует сделать вывод, что в целом правила и нормы соблюдены частично.
В настоящее время благоустройство придомовых детских игровых площадок г. Владивостока не отвечает потребностям общества и требует серьезной работы архитекторов, дизайнеров, администрации муниципального уровня и служб ЖКХ. Существующие проблемы в области благоустройства придомовых детских игровых площадок снижают уровень жизни общества. Существующее благоустройство детских площадок представлено частично новым оборудованием, вытоптанным грунтовым покрытием, разрушающимися лестницами, подпорными стенками, ограждениями, откосами, несколькими лавками для отдыха жильцов. Не предусматривается создание возможностей для свободной организации детских игр и развития воображения.
Рассмотрев, как проектируется детские игровые придомовые площадки в зарубежом, можно сделать вывод, что в нашем городе, как и в некоторых других городах нашей страны, детские игровые площадки необходимо реконструировать. Сегодня при проектировании дизайна детской игровой площадки необходимо разрабатывать интересные подходы к реконструкции игровых площадок. Необходимы новые подходы к проектированию и реконструкции детских площадок, которые направлены на создание развивающей, комфортной, гармоничной, целостной среды с учетом возраста детей, формировать среду, где дети будут получать необходимое развитие, проводя время на современных игровых площадках. На игровых площадках компенсируется существующая ограниченность двигательных возможностей детей в школе, дома. Для детей необходима игровая деятельность, и ее следует организовывать. На основе базовых принципов моделирования рекреаций городской среды возможен дальнейший анализ существующих приёмов, а также их комбинирование и поиск вариантов новых креативных решений [7, с. 260]. Задача архитекторов и дизайнеров – создать концептуальное, многофункциональное, развивающее пространство придомовых детских площадок с использованием современных технологий, материалов, оборудования с учетом действующих норм и правил.
Библиографическая ссылка
Месенева Н.В. БЛАГОУСТРОЙСТВО ДЕТСКИХ ИГРОВЫХ ПРИДОМОВЫХ ПЛОЩАДОК // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 12-2. – С. 313-317;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37339 (дата обращения: 26.12.2024).