Обновление системы вузовского образования, стремление к качеству профессиональной подготовки будущих специалистов предполагает, кроме профессиональных компетенций, развитие у студентов умений и навыков исследовательской деятельности, мотивации к участию в различных научных конференциях и форумах.
Организация научно-исследовательской работы студентов играет большую роль в профессиональной подготовке студентов, способствует развитию творческой активности, исследовательских умений и навыков будущих педагогов, мотивации к научному поиску и реализации инновационных идей и проектов. Участие в научных конференциях расширяет возможности и кругозор студентов, формирует умения выступать перед аудиторией, формулировать суть научной работы, защищать свой проект или работу.
Цель статьи: раскрыть педагогические условия организации студенческого научного кружка в условиях кафедры дошкольного образования педагогического института СВФУ.
Материалы и методы исследования
Проблемам научно-исследовательской работы студентов посвящены работы В.И. Дударевой, А.В. Панюкова, Т.Г. Калиновской, В.И. Блинова, О.С. Сергеева, А.К. Евдокимова, Е.Л. Крутий, Е.А. Барахсановой и др. «Исследовательская деятельность одновременно служит ориентиром в жизненном самоопределении будущего специалиста, открытии собственных способностей, таланта, исследовании самого себя, развитии сил и возможностей. Именно эта направленность на исследовательский компонент профессиональной деятельности всей системы вузовского образования отражает задачи современного этапа его реформирования» [1, c. 212]).
Цель научно-исследовательской работы студентов – формирование саморазвития и самосовершенствования студентов, развития профессиональной компетентности и профессионально значимых качеств личности. Исследовательская деятельность играет важную роль в процессе становления будущего педагога, способствует формированию творческих личностей, способных эффективно решать как теоретические, так и практические проблемы. Реализация данной цели подразумевает организацию единой системы обучения в комплексе с учебной и производственной практикой и организации научно-исследовательской деятельности.
«Исследовательская компетенция – это совокупность знаний в определенной области, наличие исследовательских умений (видеть и решать проблемы на основе выдвижения и обоснования гипотез, ставить цель и планировать деятельность, осуществлять сбор и анализ необходимой информации, выбирать наиболее оптимальные методы, выполнять эксперимент, представлять результаты исследования), наличие способностей применять эти знания и умения в конкретной деятельности» [2].
В ОПОП направления подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Дошкольное образование» Педагогического института СВФУ помимо специальных профессиональных компетенций выделяются компетенции, направленные на развитие научно-исследовательской деятельности: ПК–10 способность проектировать траектории своего профессионального роста и личностного развития; ПК-11 готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования; ПК-12 – способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся.
В учебный план прикладного бакалавриата по данному направлению включены дисциплины, в содержание которых входит деятельность для формирования научно-исследовательской деятельности, работают научно-исследовательские кружки, факультативы. Дисциплины «Основы учебной, научно-исследовательской деятельности», «Психолого-педагогический практикум», «Формирование исследовательской и проектной деятельности детей в дошкольном возрасте» направлены на формирование и развитие научно-исследовательских знаний, умений, навыков и компетенций студентов в научно-исследовательской деятельности.
«Научно-исследовательскую работу студентов следует рассматривать как основу самоорганизации, саморазвития и самообразования студента» [3].
Формы и виды участия студентов в научной деятельности могут быть различными, основные из которых курсовые и дипломные работы по учебному плану, студенческие научные кружки, факультативы, творческие группы, индивидуальная работа, научно-практические конференции, олимпиады, конкурсы, семинары, проблемные группы и др.
Самой распространенной и востребованной формой организации научно-исследовательской деятельности студентов является научный кружок. Цель создания студенческого научного кружка – развитие навыков научной работы, повышение мотивации студентов к проведению научных исследований [4]. Научные кружки имеются в каждом вузе. И проблема организации научно-исследовательской деятельности студентов не раз поднималась и рассматривалась специалистами в научной литературе. Однако есть необходимость переосмыслить имеющийся опыт по данной проблеме и привнести новые видения и новые перспективы развития студенческой науки [5].
С этой точки зрения стоит остановиться на работе студенческого научного кружка на кафедре дошкольного образования Педагогического института СВФУ «Студенческий научный форум». Идея организации кружка возникла на основе сотрудничества с Российской Академией Естествознания.
Российская Академия Естествознания ежегодно проводит Международную конференцию «Международный студенческий научный форум» для студентов.
Студенческий форум начал работу с 2009 г. Актуальность его деятельности возрастает с каждым годом. В таблице представлены данные по численности секций и опубликованных статей по годам [6].
Данные о работе Международного студенческого научного форума [6]
Год |
Количество секций |
Опубликованные статьи |
2009 |
10 |
408 |
2010 |
24 |
989 |
2011 |
114 |
2322 |
2012 |
124 |
3341 |
2013 |
263 |
5883 |
2014 |
430 |
7020 |
2015 |
559 |
9231 |
2016 |
505 |
8743 |
2017 |
545 |
9598 |
2018 |
485 |
8440 |
Как видно из таблицы, интерес к участию в Международном студенческом научном форуме растет с каждым годом. Мы впервые приняли участие в «Международном научном студенческом форуме – 2015». Что интересно, названия и работу секций предлагают сами преподаватели из различных вузов страны, ближнего и дальнего зарубежья. Получив письмо с приглашением об участии, мы решили попробовать и написали заявку на открытие нашей секции «Актуальные проблемы дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы». Наша секция была зарегистрирована на сайте Российской Академии Естествознания.
Студенческий научный форум работает ежегодно с ноября по март. Статьи студентов публикуются вначале на сайте форума и открыты для обсуждения. Тут же на сайте студенты могут скачать сертификат.
Итоги форума подводятся в мае с приглашением победителей для участия в очном итоговом заседании международного форума в Москве.
По числу участников наша секция была официально признана РАЕ самостоятельной конференцией. Результаты были хорошие. 5 студентов стали лауреатами конференции и получили приглашение оргкомитета РАЕ на очное участие в юбилейной конференции «Актуальные вопросы науки и образования», в секции «Международный студенческий научный форум – 2015» в Российской Академии наук в Москве. Смогли выехать и принять очное участие три студента.
По результатам поездки в Москву пришла идея организации научного кружка «Студенческий научный форум» для целенаправленной подготовки студентов к участию в данном ежегодном форуме.
Целью организации кружка «Студенческий научный форум» является активизация научно-исследовательской деятельности студентов, повышение профессиональной компетентности, подготовка к участию в научных конференциях Международного студенческого научного форума в Москве на основе сотрудничества с Российской Академией Естествознания. Студенты с увлечением занимались в кружка.
В процессе занятий студенты учились писать введение, актуальность, основную часть статьи, заключение, оформлять библиографию и ссылки, познакомились с положением ежегодной Международной студенческой научной конференции «Международный студенческий форум». Проводились встречи со студентами, принимавшими участие в очной заключительной конференции форума в Министерстве образования и науки в Москве. Занятия проводились в компьютерном классе, каждый студент имел возможность ознакомиться со статьями за прошлые годы из архивов конференций. Статьи на Международный форум принимаются в системе «Личный портфель». Занятия были посвящены ознакомлению с инструкцией системы «Личный портфель» научного форума, каждый студент научился регистрироваться в системе и создавать себе «Личный портфель», отправлять статью через систему «Личный портфель» и лично следить за поступлением работ в редакцию. По итогам работы студенческого форума подводились итоги по следующим номинациям: «За лучшую студенческую научную работу», «За лучшую студенческую научную работу, вызвавшую наибольший (по числу просмотров) интерес участников», «За активное участие в работе форума». Победители данных номинаций по положению форума приглашаются в Москву для участия в итоговом заседании [6].
Таким образом, студенты не только отправляли статьи, но и просматривали и обсуждали другие статьи, писали отзывы и комментарии.
В 2016 г. мы зарегистрировали на Международном студенческом форуме секцию «Современная система дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы». По численности участников наша секция была признана самостоятельной студенчесой конференцией. С этого времени мы начали проводить ежегодную очную научную студенческую конференцию «Современная система дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы» на базе нашей кафедры во время Недели студенческой науки в СВФУ. По численности участников были приглашены для очного участия в Москву пять студентов, два магистранта и одна аспирантка, из них на Международную конференцию «Актуальные вопросы науки и образования» поехали в Москву пять студентов.
В 2017 г. приняли участие в очной конференции Международного форума в Москве семь студентов 3 курса. В 2018 г. на итоговом заседании Международного форума в Москве приняли участие три магистранта.
Необходимо также отметить, что Российская Академия Естествознания работает не только со студентами, но и со школьниками. В 2016 г. начали издаваться научные журналы для школьников и учителей «Международный школьный научный вестник» и «Старт в науке». Основная цель журнала «Международный школьный научный вестник» – способствовать развитию творческих и исследовательских способностей школьников и студентов, обмен педагогами опытом в этом направлении. Журнал «Старт в науке» выпускается для учащихся начальной школы. Целью журнала «Старт в науке» является содействие развитию творческих и исследовательских способностей школьников. Для лауреатов конференций и конкурсов также проводится итоговое очное заседание. Например, 11 октября 2018 г. в Сочи состоялось итоговое очное заседание II этапа конкурса «Старт в науке», в котором прияли участие около 300 школьников со всех уголков России и ближнего зарубежья. Впервые приняли участие школьники из Якутска.
Результаты исследования и их обсуждение
Результаты деятельности студенческого научного кружка ежегодно обсуждаются на заседании кафедры, на заседании студенческого научного общества кафедры и института, утверждаются на годовом отчете на Ученом совете института. Итоги поездки на итоговое заседание в Москве помещаются на новостной ленте сайта педагогического института. После итогового заседания в Москве статьи студентов публикуются в журнале «Международный студенческий научный вестник».
С итогами работы кружка и поездки на конференцию в Москве студенты выступают на Фестивале науки в СВФУ, на ежегодной ярмарке кружков и факультативов СВФУ, Неделе науки, выставках публикаций студентов и др. мероприятиях, что подтверждено дипломами и сертификатами.
В процессе работы научного кружка в течение года студенты готовились не только к Международному студенческому форуму, но и участвовали в других конференциях. Например, Международной научно-практической конференции «Наука, образование и инновации»» с публикацией в сборнике конференции, общеуниверситетской научной конференции студентов «Аммосов – 2017», Всероссийской конференции «Ломоносов – 2018», Всероссийской НПК «Развитие личности в онтогенезе», «Афанасьевские чтения» с публикацией в сборниках материалов конференции и др.
Заключение
Таким образом, в статье представлен опыт организации студенческого научного кружка на принципиально новом уровне – уровне сотрудничества с Российской Академией Естествознания по проведению студенческих конференций. Международный студенческий научный форум РАЕ, открытие секции «Современная система дошкольного образования: проблемы, поиски, перспективы» являются новой инновационной формой приобщения студентов к науке. Новизной и практической значимостью исследования является описание новой формы организации студенческого научного кружка и создание педагогических условий его реализации.
Участие студентов в научно-исследовательской деятельности положительно сказывается на учебном процессе студентов, делает их более организованными, расширяет кругозор, совершенствует профессиональные навыки и компетенции. В своих статьях студенты освещали результаты работ по дипломным и курсовым проектам. Студенты, прошедшие за годы студенчества от школьных, студенческих конференций до защиты диплома, эффективно работают по избранной специальности. Они продолжают темы исследовательской деятельности, участвуют в конференциях, конкурсах, педагогических чтениях. Из 12 членов кружка 2016 г. пять выпускников поступили и учатся в магистратуре, двое выпускниц работают заведующей дошкольной образовательной организации и старшим воспитателем. Из 13 членов кружка 2017 г. пять выпускников поступили и учатся в магистратуре, выпускница кафедры Заболоцкая В.П. стала победителем республиканского конкурса «Воспитатель года 2018» и принимала участие во Всероссийском конкурсе «Воспитатель года России».
Хотелось бы отметить эффективность работы Российской Академии образования по организации студенческой конференции «Международный студенческий научный форум». Сотрудничество с Российской Академией Естествознания обогащает работу нашего научного кружка, дает возможность выезжать за пределы республики, выступать перед большой аудиторией, публиковать статьи, что мы относим к педагогическим условиям организации научного кружка.
Библиографическая ссылка
Николаева Л.В. «МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТУДЕНЧЕСКИЙ НАУЧНЫЙ ФОРУМ» КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К НАУКЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 11-2. – С. 312-315;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37324 (дата обращения: 22.12.2024).