На современном этапе развития медицинского образования образовательные технологии позволяют выпустить квалифицированного врача в этой области для оказания медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях, населению от воздействия поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при возникновении террористических актов и ведении военных действий или вследствие этих действий [1].
Под образовательными технологиями понимается совокупность способов и средств воздействия на обучаемых. Для формирования у студентов профессиональных компетенций помогают в дальнейшем принять правильные действия медицинскому работнику при ликвидации медицинских последствий в ЧС, а также качеств, направленных на бережное отношение к окружающей среде, собственной безопасности, безопасности общества и государства [2, 3].
Повсеместно мы видим большое количество различных чрезвычайных ситуаций (ЧС), которые приносят большой урон экономике государств и большое количество пострадавших, с повреждениями тяжелой степени. Для того чтобы совершенствовать медицинские навыки в оказании помощи этим пораженным, прогрессивного развития службы медицины катастроф на разных уровнях, мы должны обучать этому начиная со студентов медицинских вузов, затем на последипломном образовании и у врачей на курсах повышения квалификации по безопасности жизнедеятельности в ЧС и медицине катастроф.
Организация ликвидации последствий катастроф медико-санитарных природного и техногенного характера является сложной задачей, стоящей перед Всероссийской службой медицины катастроф (ВСМК).
Всероссийская служба медицины катастроф – функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздрава России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС [4].
Эта структура должна организовать действие подразделений при разных степенях готовности, которые участвуют в ликвидации последствий ЧС. ВСМК организационно она состоит из медицинских частей, подразделений и органов управления различных министерств и ведомств, решающих разные задачи. Как показывает опыт, ВСМК справляется с этой задачей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» территориальные центры медицины катастроф (далее – ТЦМК) являются органами повседневного управления службой медицины катастроф регионального уровня. Приказом Минздрава России от 6 августа 2013 г. № 529н «Об утверждении номенклатуры медицинских организаций» центры медицины катастроф отнесены к медицинским организациям особого типа. Пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. № 734 «Об утверждении Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» установлено, что задачи, порядок деятельности, структуру, состав сил и средств службы медицины катастроф Минздрава России далее – СМК) на региональном уровне устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В настоящее время в Российской Федерации функционируют 83 ТЦМК, из которых 55 являются самостоятельными учреждениями здравоохранения со статусом юридического лица, 15 – работают в составе республиканских, краевых, областных клинических больниц, 13 – объединены со станциями скорой медицинской помощи. Основным документом, регламентирующим деятельность ТЦМК, является его Устав – свод правил, регламентирующих организацию и порядок деятельности ТЦМК [4].
Для обеспечения выполнения основных задач ТЦМК по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан осуществляет следующие виды деятельности, один из которых – организация и проведение учений, конкурсов, соревнований по вопросам медицины катастроф, скорой медицинской помощи и вопросам оказания экстренной медицинской и первой помощи в чрезвычайных ситуациях.
Цель исследования: получение опыта совместной работы кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО ФГБОУ ВО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» и КГКУЗ «Красноярский территориальный центр медицины катастроф» в подготовке студентов по медицине катастроф, оценка эффективности этого метода.
Материалы и методы исследования
Наша цель – обучение на кафедре мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО ФГБОУ ВО «КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» Минздрава России таким предметам, как БЖД на первых курсах университета, медицины катастроф у студентов медицинских вузов, затем на последипломном образовании и у врачей на курсах повышения квалификации у всех специальностей. За время обучения должны сформироваться устои у врача по безопасности своей и окружающих, определение ЧС, понятие о формированиях по предупреждению, ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, формирование практических навыков по оказанию первичной медико-санитарной помощи в ЧС.
Совместная работа кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО и ТЦМК проходит в рамках профориентационной работы, студенты видят работу сотрудников ТЦМК, смотрят работу совместную медицины катастроф с ЛПУ, у них развивается творческий потенциал, повышается стрессоустойчивость будущего компетентного специалиста к работе в реальной ЧС. [2].
По новым образовательным стандартам, которые способствуют приобретению выпускниками вузов профессиональных компетенций и повышений конкурентоспособности, требуют внедрения инновационных технологий [1, 2], повышения наглядности преподавания. К сожалению, практические занятия по дисциплине «Медицина катастроф» не могут включать себя участия в реальных ЧС. При этом у студентов создаётся впечатление того, что весь теоретический материал представляет собой некую абстрактную информацию о том, чего не бывает в обычной жизни. Но чтобы действительно владеть навыками организации помощи пострадавшим в ЧС необходим как минимум наглядный пример таких действий. Такой пример могут дать учения на местности, имитирующие ситуацию ЧС. Однако у вуза нет материальных ресурсов для организации полномасштабных учений. Именно поэтому кафедрой было принято решение привлечь к участию в реальных учениях ТЦМК студентов, проходящих обучение по дисциплине «Медицина катастроф», проведя предварительное согласование с руководством ТЦМК.
По УМКД на пятом занятии студенты стоматологического факультета проходят тему: Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций техногенного (антропогенного) характера. Практические навыки, которыми должны овладеть студенты по этой теме:
1. Организация и проведение медицинской сортировки у пострадавших в ДТП.
2. Организация медицинской эвакуации пострадавших в массовых ДТП.
3. Уметь пользоваться медицинскими средствами защиты КИМГЗ и АППИ.
4. Владеть методиками остановки артериального, венозного, капиллярного кровотечения, транспортной иммобилизацией пневмошинами.
Обучающие самостоятельно изучали эту тему посредством методичек, разработанных нашей кафедрой, а на практическом занятии посетили учения.
На практических занятиях студенты стоматологического факультета две группы, всего 22 человека, во время прохождения цикла «Медицина катастроф» в сентябре 2017 г. посетили тактико-специальные учения, проводимые ТЦМК на о. Татышев по теме: «Организация взаимодействия сил и средств при ликвидации ЧС, обусловленных выбросом аварийно-химически опасных веществ АХОВ». В учениях приняли участие силы и средства предупреждения и ликвидации ЧС Красноярского края.
Экстремальные ситуации являются уникальной обучающей системой, которые всегда оправдывались уменьшением вероятности потерь в последующих событиях. В процессе обучения студенты должны получить базовые знания по учебной дисциплине «Медицина катастроф», узнать основные санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые в чрезвычайных ситуациях, сформировать навыки работы на сортировочной площадке, проведение сортировки в зависимости от нуждаемости пострадавшего в оказании неотложной медицинской помощи, действия при массовом поступлении пострадавших, изучить принципы сортировки, уметь пользоваться коллективными и индивидуальными средствами защиты, уметь оказать медицинскую помощь, а также понимание необходимости прогнозировать развитие ситуации и принять меры к тому, чтобы ее избежать.
Врач должен определить вид травм и тяжесть пострадавших при ЧС, для быстрого выбора нужного алгоритма оказания помощи при оказании медицинской помощи в догоспитальном периоде.
Из учреждений подведомственных министерству здравоохранения Красноярского края в учениях приняли участие «Красноярский территориальный центр медицины катастроф» и «Красноярская краевая клиническая больница».
Число личных автомобилей населения Российской Федерации с каждым годом устойчиво растёт. В Сибирском федеральном округе число автомобилей на одну тысячу жителей увеличилось на 92 % и составило 282 легковых автомобиля [5–7].
По данным Красстат в Красноярском крае 1 тыс. жителей приходится 304 автомобилей – это позволило занять третье место по Сибирскому федеральному округу, а по территории Российской Федерации соответствует сорок третьему месту [8, 9]. Из вышеприведённых данных видно, что дорожно-транспортные происшествия занимают первое место среди катастроф техногенного характера, поэтому было решено посетить учения совместно со студентами.
В ходе учений была инсценирована ситуация столкновения автобуса с грузовым автомобилем, перевозящим хлор. В соответствии со сценарием, произошла разгерметизация емкости с хлором. «Поражение» получили четыре человека. «Пострадавшие» силами спасателей бригад экстренного реагирования были вынесены из очага поражения и доставлены в пункт, где им была оказана необходимая медицинская помощь.
Нужно отметить, что данный вид чрезвычайной ситуации приведет к получению пострадавшими несколько видов поражения разного характера: травмы и отравление хлором. В проведении устранения последствий данного вида аварии участвуют большое количество формирований службы медицины катастроф и министерства здравоохранения. Лечебно-эвакуационные (ЛЭ) мероприятия необходимо выполнить в короткий промежуток времени, для этого нужно четко знать и выполнять порядок ЛЭ.
По окончанию учений на следующем занятии на кафедре студенты 22 человека были проанкетированы анонимной анкетой, которая состояла из 5 вопросов.
Задаваемые вопросы:
1. Являются ли значимыми для практики студента тактико-специальные учения, проводимые ТЦМК?
2. Может ли студент выполнить свои действия в зависимости от занимаемой должности в структуре ВСМК, которые предлагал выбрать преподаватель?
3. Может ли выполнить студент нужный объем помощи у пострадавших при ДТП?
4. Может ли выполнить студент нужный объем помощи у пострадавших при отравлении хлором?
5. Может ли провести самостоятельно студент медицинскую сортировку?
Ответы на вопросы предлагались следующие:
1. Да, смогут или да, значит.
2. Наверное, да.
3. Возможно, но не уверен.
4. Кажется, нет.
5. Точно нет.
Любой ответ, который не звучал как точно да, говорит о неуверенности студента и недостаточности навыков, которые он получил как на занятиях, так и на учениях.
Результаты исследования и их обсуждение
Проанализировав результаты, мы получили, что 14 студентов были девушки (63 %), медиана возраста составила 23 год.
20 человек (91 %) ответили, что наблюдение учений является значимым для практики, два студента отметили ответ – наверное. 19 обучающихся (86 %) после наблюдения учений доложили свои действия в зависимости от занимаемой должности в структуре ВСМК, которые предлагал выбрать преподаватель. Это способствовало развитию речевой культуры и усвоению терминологии [3], а присутствие на учениях позволило лучше осознать роль врача-организатора, оказывающего помощь пострадавшим. 21 студент (95 %) отметили, что смогут выполнить нужный объем помощи у пострадавших при ДТП, 1 студент ответил – наверное. 19 студентов (86 %) сказали, что смогут выполнить нужный объем помощи у пострадавших при отравлении хлором, 3 обучающихся ответили – наверное. Провести самостоятельно медицинскую сортировку могут 15 обучающихся (68 %).
Присутствие студентов на учении способствует формированию стратегии поведения в чрезвычайной ситуации, посмотреть на практике организацию работы «Красноярского территориального центра медицины катастроф»: проведения сортировки, плана эвакуации пострадавших.
Совместная работа кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО и ТЦМК проходит в рамках профориентационной работы, студенты видят работу сотрудников ТЦМК, смотрят совместную работу медицины катастроф с ЛПУ, у них развивается творческий потенциал, повышается стрессоустойчивости будущего компетентного специалиста к работе в реальной ЧС [1].
Выводы
1. Участие в тактико-специальных учениях студентов, проходящих обучение по циклу «Медицина катастроф», позволяет повысить наглядность обучения и интерес к дисциплине.
2. Присутствие студентов на учении способствует формированию стратегии поведения в чрезвычайной ситуации, посмотреть на практике организацию работы «Красноярского территориального центра медицины катастроф»: проведения сортировки, плана эвакуации пострадавших.
3. Необходимо более тесное взаимодействие кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО и ТЦМК с целью использования нереализованных возможностей.
4. Совместная работа кафедры мобилизационной подготовки здравоохранения, медицины катастроф, скорой помощи с курсом ПО и ТЦМК проходит в рамках профориентационной работы, студенты видят работу сотрудников ТЦМК, смотрят работу совместную медицины катастроф с ЛПУ, у них развивается творческий потенциал, повышается стрессоустойчивость будущего компетентного специалиста к работе в реальной ЧС.
Библиографическая ссылка
Большакова М.А., Штегман О.А., Бурмистров Ю.Н., Вятскин И.Е., Попов А.А., Попова Е.А., Лисун И.И., Рахманов Р.М., Шведчикова З.К., Веселов О.Б., Большаков Н.А. ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНЫЕ УЧЕНИЯ – ФОРМА ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ВРАЧЕЙ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ МЕДИЦИНА КАТАСТРОФ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 11-2. – С. 270-273;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37316 (дата обращения: 22.12.2024).