Гребля на байдарках – это один из самых популярных и зрелищных видов спорта, который является одним из базовых видов спорта в Приморском крае. В настоящий момент в международном спорте происходит ослабление позиций наших отечественных гребцов на байдарках, обусловленное их недостаточной подготовкой в детско-юношеском возрасте. Возможно, поэтому исследования спортивной подготовки данного контингента гребцов являются согласно постановлению проблемного совета по физической культуре Российской Академии образования первостепенными [1]. Основа будущих спортивных результатов закладывается на ранних этапах специализации и зависит от качества подготовки резерва.
В современном спорте возрастает необходимость повышения специальной выносливости гребцов, основными компонентами которой являются уровень развития и совершенствования физических качеств и функциональных возможностей спортсменов [2–4]. Одним из важных видов специальной выносливости в гребле является силовая. Многие специалисты отмечают [2, 5, 6], что среди 14–15-летних гребцов на байдарках наиболее высокие результаты имеют те спортсмены, которым свойственны более высокие показатели силовой выносливости, но ее изучение в этом виде спорта до настоящего времени широко и детально не проработано. В основном все методики были разработаны еще в советские времена и для взрослых спортсменов высокой квалификации. Поиск новых средств и методов развития силовой выносливости у гребцов-байдарочников становится неотъемлемой частью современной системы подготовки юных спортсменов.
Рядом специалистов [2, 7] было установлено, что «в гребле на байдарках максимальное усилие, развиваемое при гребке, достигает от 18 до 35 кг. В среднем гребковое усилие при прохождении дистанции составляет 15–25 кг и сохраняется на протяжении от 40 секунд до 4 минут». В.Б. Иссурин (2016) утверждает, что «уровень силовой выносливости в гребном спорте может быть оценен разницей величин средней работы за 1 гребок, выполняемом в соревновании, и той максимальной работой, которую гребец способен выполнить за однократный гребок» [8].
В специфической деятельности гребца многообразие силовых способностей раскрывается в различной степени. По данным И.Н. Масловой (2016), их реализации в полной мере мешает «координационная сложность техники»; более совершенные технически спортсмены на 80–85 % используют свой потенциал силовой выносливости при выполнении соревновательных упражнений, чем гребцы, менее подготовленные технически (менее 80 %) [5]. На силовые возможности гребцов на байдарках в условиях тренировок и соревнований оказывают влияние следующие факторы: «уровень развития координации спортсмена (позволяет «использовать массу тела при развитии усилия на весле»); уровень развития общей выносливости («обеспечивает проявление усилий в состоянии утомления»); антропометрические показатели гребца («высокий рост и большой вес тела способствует развитию большего усилия на лопасти весла»); уровень развития силы отдельных групп мышц» [8].
Индивидуальная особенность развития специальной силовой выносливости (генетическая предрасположенность к работе скоростно-силового или длительного характера) определяется индивидуальными анатомо-физиологическими возможностями человека: мышечный состав, топография мышц и суставов, размеры тела, энергетический потенциал организма [1, 3, 9].
Ряд специалистов [2, 3, 8] придерживается мнения о негативном влиянии силовых упражнений на формирование правильной техники гребли из-за изменения мышечной структуры у спортсменов, что является необоснованным. Возможно, если использовать в тренировке гребца упражнения, направленные на увеличение абсолютных показателей мышцы, то мышечная гипертрофия в данном случае отрицательно повлияет на технику спортсменов-гребцов. Но если ставить своей задачей развитие специальной силовой выносливости гребца (работа 2–45 минут, усилия на весло 20–30 кг), а для достижения этой цели применять физические упражнения с отягощениями, чередуя их с упражнениями на развитие гибкости и восстановление, а также – с тренировками на воде, то возрастет вероятность повышения уровня силовых показателей гребца без существенного влияния на технику гребли.
При выполнении силовых изометрических упражнений в возрасте 7–14 лет необходима нагрузка без применения предельных статических напряжений длительного характера в небольших объемах. Следует придерживаться следующих методических рекомендаций:
– повышение статической выносливости происходит быстрее при использовании сочетания силовых изометрических действий вместе с динамическими, которые усиливают кровоток и кровообращение (общеразвивающие упражнения, ходьба, легкий бег и пр.);
– применение небольших дополнительных отягощений (1–3 кг) либо их отсутствие в тренировочном занятии вообще;
– силовые упражнения на статику необходимо сочетать с упражнениями на расслабление мышц и на развитие гибкости;
– при использовании более продолжительной нагрузки отдых должен быть тоже более длительным;
– силовые упражнения на статику лучше включать в конец основной части тренировки, но в таком случае заключительная часть должна быть более продолжительной и включать упражнения динамического характера.
Все методики, указанные выше, являются основными частями кроссфита. Кроссфит, по сути, является уникальной системой развития общефизической подготовки: это «высокоинтенсивная тренировка различных групп мышц (иногда одновременно нескольких), которая направлена на развитие не только мускулатуры спортсмена, но и тренировки сердечной мышцы, дыхательной системы, общей и силовой выносливости организма» [10]; «это круговой вид тренинга, подразумевающий выполнение нескольких упражнений одно за другим без отдыха или с минимальным интервалом отдыха в течениие нескольких минут, это определённая тренировка силовой выносливости» [11].
Известно, что основная тренировочная база для гребцов на байдарках закладывается в подготовительный период, пройдя который можно хорошо выступить на весенних стартах и в дальнейшем успешно выступать все лето.
Цель исследования: подобрать средства для целенаправленного развития силовой выносливости гребцов на байдарках на этапе углубленной спортивной специализации в подготовительном периоде на основе использования средств кроссфита.
Материалы и методы исследования
Педагогический эксперимент проводился с целью подбора средств развития силовой выносливости с помощью тренировочной системы кроссфит. Для его осуществления нами были сформированы две группы юношей 14–15 лет по 15 человек в каждой – контрольная и экспериментальная. Эксперимент проводился в течение четырех месяцев (октябрь 2017 – февраль 2018 гг.), занятия проходили в Краевом доме физкультуры г. Владивостока.
Тренировочные занятия в контрольной группе проводились по традиционной программе, а в экспериментальной – с применением предложенных комплексов упражнений. Нашей задачей было повысить силовую выносливость юных гребцов за счет применения средств кроссфита, что даст возможность в дальнейшем улучшить спортивный результат. Для этого 3 раза в неделю в тренировочные занятия по ОФП были включены комплексы с использованием средств кроссфита.
В составлении комплексов упражнений мы руководствовались основными критериями, которые предполагали наиболее целесообразное использование средств специальной подготовки гребцов: рабочие мышечные группы и режим их работы, направленность, амплитуда, скорость движений гребца, величина усилия и сходство биомеханических параметров движений гребца.
В гребле на байдарках главные движения гребца осуществляются в основном плечевыми мышцами (плечевая, двухглавая, трехглавая и дельтовидная), мышцами туловища (трапециевидная, грудные и широчайшая мышца спины). В основу комплексов включили упражнения с преодолением собственного веса и со свободными весами. Упражнения с собственным весом удобны в использовании, т.е. не требуют специального оборудования. Упражнения со свободным весом позволяют избирательно воздействовать на те или иные мышечные группы тела.
Вот основные упражнения, которые используются в кроссфит-тренировках: упражнения: с собственным весом (выпады, приседания, запрыгивания, скакалка, бёрпи): со свободными весами (упражнения с гирями, гантелями, штангой), с гимнастическими снарядами (подтягивания, лазание по канате, поднимание ног к перекладине), из легкой атлетики (кросс).
Длительность одной тренировки в системе кроссфит не превышала 30 минут. В одной тренировке по кругу повторяли 3–4 упражнения. Задача тренировки: выполнение каждого упражнения в максимальном темпе. Отдых между упражнениями: после каждого упражнения и после серии из 3–4 циклов, с каждой тренировкой время на отдых старались сокращать. Тренировка зависела от подготовки спортсмена и от вида упражнения. Количество кругов зависело от вида выполняемых упражнений и ограничивалось временем тренировки. Поэтому основная задача тренировки – увеличение числа выполненных упражнений (кругов) при постоянном лимите времени.
Основные правила проведения занятий кроссфита [10]:
1. Упражнения: функциональные и в большей степени мультисуставные.
2. Нагрузка: гибридный характер (сочетание анаэробной, силовой и кардиотренинга).
3. Следующая тренировка не копировала предыдущие.
4. В тренировке не чередовались упражнения на одни и те же мышечные группы.
На протяжении четырех месяцев были использованы комплексы упражнений № 1–8. Некоторые комплексы приведены ниже.
Комплекс № 1
1. Подтягивание из виса на перекладине 10 раз.
2. Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях 20 раз.
3. Бёрпи 20 раз.
Выполнить 4–5 раундов или максимальное количество за 20 минут.
Комплекс № 4
1. Подтягивание на перекладине (с весом) 10 раз.
2. Бёрпи 15 раз.
3. Поднимание туловища из положения лежа на спине 15–20 раз.
4. Сгибание-разгибание рук в упоре на брусьях (с весом) 12–15 раз.
Выполнить 5 раундов.
Комплекс № 8
1. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа 100 раз.
2. Приседания 200 раз.
3. Бёрпи 150 раз.
4. Подтягивание на перекладине 100 раз.
Выполнить комплекс за наименьшее количество времени. Круги повторять, пока не сделать необходимое количество повторений.
Как разновидность кроссфита, в тренировочные занятия мы включили Протокол Табата [11], который предполагает нагрузку в 70 % от МПК (максимальное потребление кислорода): 20 с приседание с небольшим отягощением, 10 с отдых, 20 с бёрпи, 10 с отдых, 20 с «скалолаз», 10 с отдых, 20 с прыжки со скакалкой, 10 с отдых, 20 с приседание с небольшим отягощением, 10 с отдых, 20 с бёрпи, 10 с отдых, 20 с «скалолаз», 10 с отдых, 20 с прыжки со скакалкой. Такая интервальная тренировка способствует одновременному росту аэробной и анаэробной выносливости
Результаты исследования и их обсуждение
Тестирование проводилось в начале и в конце исследования для определения силовой выносливости гребцов на байдарках 14–15 лет. Использовали тесты на те мышечные группы, которые непосредственно участвуют в процессе гребка. Силовая выносливость наиболее значимых мышц гребца оценивалась по результатам: мышц плечевого пояса – подтягиваний на высокой перекладине, мышц брюшного пресса – поднимания ног к перекладине, широчайшей мышцы спины – тяги штанги 30 кг, лежа на груди за 1 минуту; грудных мышц – жима штанги 30 кг, лежа на горизонтальной скамье за 1 минуту.
Для оценки достоверности результатов исследования применялись методы математической статистики с использованием критерия Стьюдента. Полученные результаты педагогического эксперимента по показателям оценки силовой выносливости юношей 14–15 лет приведены в таблице.
Проведенный эксперимент и его анализ исходных и итоговых среднегрупповых результатов показал рост показателей силовой подготовленности наиболее значимых для гребца мышц в обеих изучаемых группах, однако более существенных изменений данных показателей за время исследования достигли юноши-гребцы 14–15 лет экспериментальной группы (ЭГ). Достоверные изменения произошли у них по всем силовым показателям, тогда как в контрольной группе (КГ) эти показатели достоверно улучшились в меньшей степени, а по показателям тяги штанги лежа на груди достоверных улучшений не произошло.
По показателям силовой выносливости мышц плечевого пояса результаты юношей-гребцов 14–15 лет ЭГ достоверно (р < 0,001) улучшились в конце исследования, что видно и в процентном соотношении ЭК и КГ: соответственно 14,9 % и 4,2 %.
Прирост силовой выносливости мышц брюшного пресса, оцениваемой по подниманию ног к перекладине, также достоверно повысился на 17,7 % (р < 0,001) у спортсменов ЭГ по сравнению с достоверными изменениями (3,3 %) у атлетов КГ.
Среднеарифметические показатели силовой выносливости грудных мышц достоверно выросли у гребцов обеих экспериментальных групп, но у гребцов ЭГ эти показатели выросли на 15 %, тогда как у юношей КГ – только на 5,4 %.
По показателям силовой выносливости грудных мышц достоверный прирост (р < 0,05) произошел только у спортсменов-гребцов ЭГ.
Межгрупповой анализ всех силовых показателей также выявил преимущество гребцов экспериментальной группы над спортсменами контрольной (р < 0,05).
Результаты тестирования силовой выносливости у юношей 14–15 лет в начале и после педагогического эксперимента в контрольной и экспериментальной группах
Показатели |
Срок измерения |
ЭГ |
РЭГ |
КГ |
РКГ |
РЭГ – КГ |
М ± m |
М ± m |
|||||
Подтягивание на перекладине, кол-во раз |
до после |
23,5 ± 0,26 27,0 ± 0,30 |
<0,001 |
23,6 ± 0,24 24,6 ± 0,22 |
<0,01 |
<0,05 <0,001 |
Разница, % |
14,9 |
4,2 |
||||
Поднимание ног к перекладине, кол-во раз |
до после |
24,3 ± 0,23 28,6 ± 0,24 |
<0,001 |
24,4 ± 0,25 25,2 ± 0,24 |
<0,05 |
<0,05 <0,001 |
Разница, % |
17,7 |
3,3 |
||||
Жим штанги лежа на скамье за 1 мин, кол-во раз |
до после |
36,0 ± 1,31 41,4 ± 1,36 |
<0,05 |
35,1 ± 1,21 37,0 ± 1,40 |
<0,05 |
<0,05 <0,05 |
Разница, % |
15,0 |
5,4 |
||||
Тяга штанги лежа на груди, кол-во раз |
до после |
44,0 ± 1,87 50,3 ± 1,73 |
<0,05 |
43,0 ± 1,79 44,7 ± 1,91 |
>0,05 |
<0,05 <0,05 |
Разница, % |
14,3 |
3,9 |
Заключение
1. С целью повышения силовой выносливости у гребцов 14–15 лет на этапе углубленной спортивной специализации в подготовительном периоде рекомендуем широко использовать в тренировочном процессе средства кроссфита.
2. Подбирать упражнения таким образом, чтобы они были близки по своей биомеханической структуре к рабочему движению гребца.
3. Учитывать морфофункциональные особенности подросткового возраста (во-первых, временное несоответствие в формировании сердца и сосудов, во-вторых, несоответствие массы сердца и тела подростков), применять силовые физические упражнения для подростка с достаточно большой осторожностью.
4. Использовать для развития аэробной выносливости экстенсивный интервальный метод (вес отягощений – 30–40 % от максимального); для развития анаэробной выносливости – интенсивный интервальный метод (вес отягощения – 50–60 % от максимального до «отказа»).
Библиографическая ссылка
Шарина Е.П., Лагутенко Л.В., Москальонова Н.А., Чумаш В.В. КРОССФИТ В ПОВЫШЕНИИ СИЛОВОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ ГРЕБЦОВ НА БАЙДАРКАХ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 11-1. – С. 141-145;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37252 (дата обращения: 21.11.2024).