Современная система российского образования требует от вузов реализации требований государства к качеству подготовки высококвалифицированных кадров и ориентирует образовательный процесс на цели работодателей и их профессиональный опыт. Самостоятельно установленные образовательные стандарты высшего образования (СУОС ВО) оправдывают свою правомерность с точки зрения выполнения государственного заказа, расширения потенциала федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), реализации уникальности образовательных программ, соответствия целей обучения спросу на рынке труда, гибкости и эффективности образовательной стратегии учебного заведения.
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), как национальный исследовательский университет, в соответствии со статьей федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» имеет право самостоятельно устанавливать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования с ограничениями по планируемым результатам обучения и условиям реализации образовательных программ [1]. Самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты высшего образования отличаются от федеральных государственных стандартов высшего образования, но не могут занижать их требования к процессу, принципам, целям и результату обучения.
Следует отметить, что СУОС, так же как и ФГОС ВО, призваны обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования и государственные гарантии уровня и качества образования.
Цель исследования: качество образования должно отражать «соответствие выбранной цели» [2]. Данное положение приводит нас к выводу о том, что если цель высшего образования сегодня заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста, то качество процесса обучения в вузе оценивается по итоговому результату, то есть по профессиональным достижениям выпускников, которые выражаются в сформированных профессиональных компетенциях.
Материалы и методы исследования
Требования СУОС ВО СПбПУ соответствуют программе развития и образовательной политике университета, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], а также конкретизируют структуру и содержание образовательных программ. Для определения результатов образовательной программ бакалавриата и магистратуры используются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
Проектирование и разработка профессиональных компетенций (ПК) СУОС по направлению 45.03.02 Лингвистика для ООП (основной образовательной программы 45.03.02_01 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур) основаны на учете всех требований ФГОС 3 + [3], концепции проекта ФГОС 3 + + [4], а также профессиональных стандартов [5], квалификационных требований [6] и специфики миссии и образовательной политики СПбПУ [7].
Образовательный стандарт, установленный СПбПУ самостоятельно, представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», выполняемых СПбПУ, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности [8].
Программа бакалавриата формируется из дисциплинарных модулей, модулей проектной деятельности и государственной итоговой аттестации. Структура программы бакалавриата по направлению 45.03.02 состоит из следующих элементов:
1. Обязательные унифицированные дисциплинарные модули:
– общеобразовательный модуль;
– фундаментальный модуль.
2. Профессиональные модули:
– обязательные базовые модули направления;
– модули направленности (профиля);
– элективные модули направленности (профиля).
3. Элективные модули мобильности.
4. Модуль проектной деятельности.
5. Государственная итоговая аттестация – ГИА.
6. Факультативные модули (дисциплины).
Профессиональные компетенции осваиваются при прохождении модуля направленности (профиля), в элективного модуля направленности (профиля), модуля проектной деятельности, в состав которого входят педагогическая практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломная практика.
Результаты исследования и их обсуждение
В процессе подготовки СУОС к реализации мы формулировали профессиональные компетенции (ПК) для лингводидактического (педагогического) вида деятельности в четыре этапа на основе анализа их практической целесообразности.
На первом этапе были определены область и сферы профессиональной деятельности, соответствующие вышеуказанной ООП:
– 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования),
а также сферы:
– межъязыковой и межкультурной коммуникации;
– научных исследований.
На втором этапе работа велась по выбору профессиональных стандартов, соответствующих вышеуказанной ООП. Из перечня профессиональных стандартов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, были выбраны следующие:
– 01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;
– 01.003 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
– 01.004 Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
На третьем этапе разрабатывались профессиональные задачи, которые выпускники, освоившие программу бакалавриата, будут способны решать в своей будущей профессиональной деятельности:
- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;
- реализация духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;
- проведение совместной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.
На следующем этапе были определены основные объекты (области знания) профессиональной деятельности выпускников в соответствии с их будущей лингводидактической (педагогической) профессиональной деятельностью:
– образовательный процесс;
– образовательные программы, в том числе индивидуальные;
– воспитывающая образовательная среда;
– образовательные результаты;
– педагогические технологии в профессиональной деятельности;
– образовательные отношения;
– специальные научные знания, в том числе в предметной области.
При разработке СУОС в разделе профессиональных компетенций основной акцент делался на том, что профессиональные компетенции, устанавливаемые ООП, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда к выпускникам определенного направления подготовки, обобщения отечественного и зарубежного опыта, результатов консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой будут востребованы выпускники.
Профессиональные компетенции устанавливались настоящим СУОС в качестве обязательных и рекомендуемых. При этом для обязательных профессиональных компетенций (ПК-1-6), структурированных по задачам профессиональной деятельности, было установлено соответствие профессиональным компетенциям ФГОС ВО по направлению 45.03.02 «Лингвистика», а рекомендуемые ПК (ПК-16) разрабатывались организацией самостоятельно.
Все компетенции вышеуказанного СУОС распределялись по группам, объединяющим образовательные дисциплины по их содержательному наполнению, например: ПК-1 соответствует группе дисциплин «Теоретические основы профессиональной педагогической деятельности»; ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-16 – «Организация и методика профессиональной педагогической деятельности»; ПК-4 – «Методология и понятийный аппарат профессиональной педагогической деятельности»; ПК-6 – «Планирование профессиональной педагогической деятельности».
Результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам были соотнесены с установленными индикаторами достижения компетенций, которые конкретизируют цели каждой дисциплины ООП в процессе формирования профессиональных компетенций (таблица).
Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения
Код и наименование профессиональной компетенции |
Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции |
ПК-1 Владеет теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации |
ИД-1ПК-1 Понимает цели, принципы и содержание языковой политики в области лингвистического образования, направленного на обучение иностранному языку в разных типах учебных заведений ИД-2ПК-1 Имеет представление о содержании, структуре системы обучения иностранным языкам, понятийно-терминологическом аппарате методики обучения иностранным языкам ИД-3ПК-1 Понимает особенности взаимодействия методики обучения иностранным языка с базисными для нее науками |
Окончание таблицы |
|
Код и наименование профессиональной компетенции |
Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции |
ПК-2. Владеет средствами и методами профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, а также закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков |
ИД-1ПК-2 Демонстрирует личностно-профессиональное самопознание в контексте осваиваемой педагогической профессии ИД-2ПК-2 Структурирует занятие по иностранному языку с учётом целей обучения, подходов к обучению языку, содержания и средств обучения в разных типах учебных заведений ИД-3ПК-2 Систематизирует достижение педагогики и психологии для построения программы личностного профессионального роста ИД-4ПК-2 Создает продуктивные психолого-педагогические условия для обучающихся разных типов учебных заведений |
ПК-3 Способен использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме |
ИД-1ПК-3 Эффективно осуществляет отбор учебников, учебных пособий и дидактических материалов ИД-2ПК-3 Вносит изменения в существующие учебные материалы и самостоятельно разрабатывает собственные по определенной теме |
ПК-4 Способен использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера |
ИД-1ПК-4 Демонстрирует понимание основных этапов развития методики обучения иностранным языкам в России и за рубежом ИД-2ПК-4 Использует приемы, методы, современные технологии обучения иностранным языкам в практической деятельности |
ПК-5 Способен критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности |
ИД-1ПК-5 Критически анализирует урок иностранного языка ИД-2ПК-5 Осуществляет анализ учебного процесса и учебных материалов с целью их рационального и эффективного использования при обучении иностранному языку |
ПК-6 Способен эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, а также дополнительного лингвистического образования (включая дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам |
ИД-1ПК-6 Планирует процесс обучения иностранным языкам в соответствии с целями и задачами, заявленными в программе, а также с учётом условий обучения ИД-2ПК-6 Организует процесс обучения иностранным языкам на различных этапах обучения с использованием современных УМК, учебных пособий, других средств обучения в соответствии с поставленными целями ИД-3ПК-6 Разрабатывает план урока и учебные материалы по иностранному языку и с использованием ИКТ и современных технологий обучения |
ПК-16. Владеет современными методами и технологиями интегрированного обучения языкам и профильным дисциплинам в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях технической направленности и организациях дополнительного профессионального образования |
ИД-1ПК-16 Демонстрирует знание теоретических основ обучения иностранным языкам, современных педагогических технологий, реализуемых в рамках традиционных и инновационных подходов в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях технической направленности и организациях дополнительного профессионального образования ИД-2ПК-16 Понимает содержание и структуру системы обучения иностранным языкам в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях технической направленности и организациях дополнительного профессионального образования |
Заключение
Опыт разработки и реализации в учебном процессе вуза профессиональных компетенций, как обязательных, так и рекомендуемых, по направлению 45.03.02 «Лингвистика» доказал необходимость выполнения конкретизированных требований к квалификационным характеристикам выпускников от ведущих работодаталей отрасли, что позволяет говорить о конкурентноспособности выпускаемых специалистов на национальном и на международном уровнях. Данный факт, безусловно, способствует повышению имиджа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, продвигает его позицию в мировом научно-образовательном пространстве, создает предпосылки для создания и реализации мультидисциплинарных образовательных программ, которые будут актуальны и востребованы.
Библиографическая ссылка
Баранова Т.А., Володарская Е.Б. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 45.03.02. «ЛИНГВИСТИКА» // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 10. – С. 171-175;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37215 (дата обращения: 10.10.2024).