Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 45.03.02. «ЛИНГВИСТИКА»

Баранова Т.А. 1 Володарская Е.Б. 1
1 ГБОУ ВО «Гуманитарный институт Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого»
Образовательная деятельность современного вуза определяется сегодня государственным заказом, условиями рынка труда, требованиями работодателей, отечественным и зарубежным опытом профессиональной деятельности в той или иной области. Самостоятельно установленный образовательный стандарт (СУОС) позволяет повысить эффективность процесса подготовки востребованного на рынке труда специалиста за счет целенаправленного формирования профессиональных компетенций, пользующихся спросом у работодателей и обладающих перспективностью с точки зрения дальнейшего развития отрасли. Цели СУОС выражаются в профессиональных компетенциях обязательного и рекомендуемого характера, которые требуют аналитического подхода в проектировании и соотнесения содержания дисциплин общей образовательной программы (ООП) с законодательной основой образовательного процесса и результатами опыта потенциальных работодателей. Процесс разработки профессиональных компетенций включает четыре этапа: определение области профессиональной деятельности и установление их соответствия ООП, выбор функционального образовательного стандарта, формулирование профессиональных задач выпускника и определение основных объектов профессиональной деятельности будущих специалистов. Обязательные и рекомендуемые профессиональные компетенции в рамках СУОС распределяются по дисциплинам ООП, объединенным в группы по содержательному компоненту, а цели каждой дисциплины конкретизируются установленными индикаторами заявленных компетенций. Таким образом, учет на уровне профессиональных компетенций целей государственной политики, требований рынка труда, законодательной базы российского образования, отечественного и зарубежного опыта работодателей позволяет реализовать эффективность, уникальность и гибкость образовательной стратегии вуза.
самостоятельно установленный образовательный стандарт
федеральный государственный образовательный стандарт
профессиональные компетенции
область профессиональной деятельности
профессиональные задачи выпускника
объект профессиональной деятельности
рынок труда
профессиональный опыт работодателя
гибкость образовательной стратегии
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 05.09.2018).
2. Булаев Н.И., Козлов В.Н., Оводенко А.А., Рудской А.И. Системные ресурсы качества высшего образования России и Европы. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2007. 460 с.
3. Приказ Минобрнауки России от 07.08.2014 № 940 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика (уровень бакалавриата)» (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2014 № 33786) [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/450302_Lingvistika.pdf (дата обращения: 25.08.2018).
4. Проект ФГОС 3++ [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ProjFGOSVO3++ /Bak3++ /450302_
B_3plus_22112017.pdf (дата обращения: 25.08.2018).
5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. № 1н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: http://base.garant.ru/55170898/#ixzz5KO9kvRnQ (дата обращения: 02.09.2018).
6. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс]. URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.004.pdf (дата обращения: 02.09.2018).
7. Образовательная политика в части управления и реализации моделей образовательных программ высшего образования [Электронный ресурс]. URL: https://dep.spbstu.ru/userfiles/files/prev/docs/general/obr_politika_21_03_2016.pdf (дата обращения: 02.09.2018).
8. Положение «О разработке и утверждении образовательных стандартов высшего образования и внесении в них изменений» [Электронный ресурс]. URL: https://dep.spbstu.ru/normativnye_dokumenty (дата обращения: 05.09.2018).

Современная система российского образования требует от вузов реализации требований государства к качеству подготовки высококвалифицированных кадров и ориентирует образовательный процесс на цели работодателей и их профессиональный опыт. Самостоятельно установленные образовательные стандарты высшего образования (СУОС ВО) оправдывают свою правомерность с точки зрения выполнения государственного заказа, расширения потенциала федеральных государственных стандартов высшего образования (ФГОС ВО), реализации уникальности образовательных программ, соответствия целей обучения спросу на рынке труда, гибкости и эффективности образовательной стратегии учебного заведения.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ), как национальный исследовательский университет, в соответствии со статьей федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» имеет право самостоятельно устанавливать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования с ограничениями по планируемым результатам обучения и условиям реализации образовательных программ [1]. Самостоятельно устанавливаемые образовательные стандарты высшего образования отличаются от федеральных государственных стандартов высшего образования, но не могут занижать их требования к процессу, принципам, целям и результату обучения.

Следует отметить, что СУОС, так же как и ФГОС ВО, призваны обеспечить единство образовательного пространства Российской Федерации, преемственность основных образовательных программ, вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования и государственные гарантии уровня и качества образования.

Цель исследования: качество образования должно отражать «соответствие выбранной цели» [2]. Данное положение приводит нас к выводу о том, что если цель высшего образования сегодня заключается в подготовке высококвалифицированного специалиста, то качество процесса обучения в вузе оценивается по итоговому результату, то есть по профессиональным достижениям выпускников, которые выражаются в сформированных профессиональных компетенциях.

Материалы и методы исследования

Требования СУОС ВО СПбПУ соответствуют программе развития и образовательной политике университета, Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], а также конкретизируют структуру и содержание образовательных программ. Для определения результатов образовательной программ бакалавриата и магистратуры используются универсальные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Проектирование и разработка профессиональных компетенций (ПК) СУОС по направлению 45.03.02 Лингвистика для ООП (основной образовательной программы 45.03.02_01 Теория и методика преподавания иностранных языков и культур) основаны на учете всех требований ФГОС 3 + [3], концепции проекта ФГОС 3 + + [4], а также профессиональных стандартов [5], квалификационных требований [6] и специфики миссии и образовательной политики СПбПУ [7].

Образовательный стандарт, установленный СПбПУ самостоятельно, представляет собой совокупность обязательных требований при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования – программ бакалавриата по направлению подготовки 45.03.02 «Лингвистика», выполняемых СПбПУ, в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности [8].

Программа бакалавриата формируется из дисциплинарных модулей, модулей проектной деятельности и государственной итоговой аттестации. Структура программы бакалавриата по направлению 45.03.02 состоит из следующих элементов:

1. Обязательные унифицированные дисциплинарные модули:

– общеобразовательный модуль;

– фундаментальный модуль.

2. Профессиональные модули:

– обязательные базовые модули направления;

– модули направленности (профиля);

– элективные модули направленности (профиля).

3. Элективные модули мобильности.

4. Модуль проектной деятельности.

5. Государственная итоговая аттестация – ГИА.

6. Факультативные модули (дисциплины).

Профессиональные компетенции осваиваются при прохождении модуля направленности (профиля), в элективного модуля направленности (профиля), модуля проектной деятельности, в состав которого входят педагогическая практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности и преддипломная практика.

Результаты исследования и их обсуждение

В процессе подготовки СУОС к реализации мы формулировали профессиональные компетенции (ПК) для лингводидактического (педагогического) вида деятельности в четыре этапа на основе анализа их практической целесообразности.

На первом этапе были определены область и сферы профессиональной деятельности, соответствующие вышеуказанной ООП:

– 01 Образование и наука (в сфере дошкольного, начального общего, основного и среднего общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования),

а также сферы:

– межъязыковой и межкультурной коммуникации;

– научных исследований.

На втором этапе работа велась по выбору профессиональных стандартов, соответствующих вышеуказанной ООП. Из перечня профессиональных стандартов, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, были выбраны следующие:

– 01.001 Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

– 01.003 Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;

– 01.004 Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

На третьем этапе разрабатывались профессиональные задачи, которые выпускники, освоившие программу бакалавриата, будут способны решать в своей будущей профессиональной деятельности:

- осуществление профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования и нормами профессиональной этики;

- реализация духовно-нравственного воспитания обучающихся в учебной и внеучебной деятельности;

- проведение совместной учебной и воспитательной деятельности обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

На следующем этапе были определены основные объекты (области знания) профессиональной деятельности выпускников в соответствии с их будущей лингводидактической (педагогической) профессиональной деятельностью:

– образовательный процесс;

– образовательные программы, в том числе индивидуальные;

– воспитывающая образовательная среда;

– образовательные результаты;

– педагогические технологии в профессиональной деятельности;

– образовательные отношения;

– специальные научные знания, в том числе в предметной области.

При разработке СУОС в разделе профессиональных компетенций основной акцент делался на том, что профессиональные компетенции, устанавливаемые ООП, формируются на основе профессиональных стандартов, соответствующих профессиональной деятельности выпускников, а также на основе анализа требований рынка труда к выпускникам определенного направления подготовки, обобщения отечественного и зарубежного опыта, результатов консультаций с ведущими работодателями, объединениями работодателей отрасли, в которой будут востребованы выпускники.

Профессиональные компетенции устанавливались настоящим СУОС в качестве обязательных и рекомендуемых. При этом для обязательных профессиональных компетенций (ПК-1-6), структурированных по задачам профессиональной деятельности, было установлено соответствие профессиональным компетенциям ФГОС ВО по направлению 45.03.02 «Лингвистика», а рекомендуемые ПК (ПК-16) разрабатывались организацией самостоятельно.

Все компетенции вышеуказанного СУОС распределялись по группам, объединяющим образовательные дисциплины по их содержательному наполнению, например: ПК-1 соответствует группе дисциплин «Теоретические основы профессиональной педагогической деятельности»; ПК-2, ПК-3, ПК-5, ПК-16 – «Организация и методика профессиональной педагогической деятельности»; ПК-4 – «Методология и понятийный аппарат профессиональной педагогической деятельности»; ПК-6 – «Планирование профессиональной педагогической деятельности».

Результаты обучения по дисциплинам (модулям) и практикам были соотнесены с установленными индикаторами достижения компетенций, которые конкретизируют цели каждой дисциплины ООП в процессе формирования профессиональных компетенций (таблица).

Профессиональные компетенции выпускников и индикаторы их достижения

Код и наименование профессиональной компетенции

Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции

ПК-1 Владеет теоретическими основами обучения иностранным языкам, закономерностями становления способности к межкультурной коммуникации

ИД-1ПК-1 Понимает цели, принципы и содержание языковой политики в области лингвистического образования, направленного на обучение иностранному языку в разных типах учебных заведений

ИД-2ПК-1 Имеет представление о содержании, структуре системы обучения иностранным языкам, понятийно-терминологическом аппарате методики обучения иностранным языкам

ИД-3ПК-1 Понимает особенности взаимодействия методики обучения иностранным языка с базисными для нее науками

Окончание таблицы

Код и наименование профессиональной компетенции

Код и наименование индикатора достижения профессиональной компетенции

ПК-2. Владеет средствами и методами профессиональной деятельности учителя и преподавателя иностранного языка, а также закономерностями процессов преподавания и изучения иностранных языков

ИД-1ПК-2 Демонстрирует личностно-профессиональное самопознание в контексте осваиваемой педагогической профессии

ИД-2ПК-2 Структурирует занятие по иностранному языку с учётом целей обучения, подходов к обучению языку, содержания и средств обучения в разных типах учебных заведений

ИД-3ПК-2 Систематизирует достижение педагогики и психологии для построения программы личностного профессионального роста

ИД-4ПК-2 Создает продуктивные психолого-педагогические условия для обучающихся разных типов учебных заведений

ПК-3 Способен использовать учебники, учебные пособия и дидактические материалы по иностранному языку для разработки новых учебных материалов по определенной теме

ИД-1ПК-3 Эффективно осуществляет отбор учебников, учебных пособий и дидактических материалов

ИД-2ПК-3 Вносит изменения в существующие учебные материалы и самостоятельно разрабатывает собственные по определенной теме

ПК-4 Способен использовать достижения отечественного и зарубежного методического наследия, современных методических направлений и концепций обучения иностранным языкам для решения конкретных методических задач практического характера

ИД-1ПК-4 Демонстрирует понимание основных этапов развития методики обучения иностранным языкам в России и за рубежом

ИД-2ПК-4 Использует приемы, методы, современные технологии обучения иностранным языкам в практической деятельности

ПК-5 Способен критически анализировать учебный процесс и учебные материалы с точки зрения их эффективности

ИД-1ПК-5 Критически анализирует урок иностранного языка

ИД-2ПК-5 Осуществляет анализ учебного процесса и учебных материалов с целью их рационального и эффективного использования при обучении иностранному языку

ПК-6 Способен эффективно строить учебный процесс, осуществляя педагогическую деятельность в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, а также дополнительного лингвистического образования (включая дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование) в соответствии с задачами конкретного учебного курса и условиями обучения иностранным языкам

ИД-1ПК-6 Планирует процесс обучения иностранным языкам в соответствии с целями и задачами, заявленными в программе, а также с учётом условий обучения

ИД-2ПК-6 Организует процесс обучения иностранным языкам на различных этапах обучения с использованием современных УМК, учебных пособий, других средств обучения в соответствии с поставленными целями

ИД-3ПК-6 Разрабатывает план урока и учебные материалы по иностранному языку и с использованием ИКТ и современных технологий обучения

ПК-16. Владеет современными методами и технологиями интегрированного обучения языкам и профильным дисциплинам в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях технической направленности и организациях дополнительного профессионального образования

ИД-1ПК-16 Демонстрирует знание теоретических основ обучения иностранным языкам, современных педагогических технологий, реализуемых в рамках традиционных и инновационных подходов в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях технической направленности и организациях дополнительного профессионального образования

ИД-2ПК-16 Понимает содержание и структуру системы обучения иностранным языкам в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях технической направленности и организациях дополнительного профессионального образования

Заключение

Опыт разработки и реализации в учебном процессе вуза профессиональных компетенций, как обязательных, так и рекомендуемых, по направлению 45.03.02 «Лингвистика» доказал необходимость выполнения конкретизированных требований к квалификационным характеристикам выпускников от ведущих работодаталей отрасли, что позволяет говорить о конкурентноспособности выпускаемых специалистов на национальном и на международном уровнях. Данный факт, безусловно, способствует повышению имиджа Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, продвигает его позицию в мировом научно-образовательном пространстве, создает предпосылки для создания и реализации мультидисциплинарных образовательных программ, которые будут актуальны и востребованы.


Библиографическая ссылка

Баранова Т.А., Володарская Е.Б. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО УСТАНОВЛЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ 45.03.02. «ЛИНГВИСТИКА» // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 10. – С. 171-175;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37215 (дата обращения: 24.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674