Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ

Абрамовских Е.А. 1
1 Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета
Патриотическое воспитание является приоритетным направлением развития современной школы, методологической основой этого выступают официальные документы федерального уровня. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, патриотическое воспитание должно осуществляться посредством каждого урока в современной школе. В настоящей работе не ставится задача проведения анализа разнообразных подходов к понятию патриотизма. В нашем исследовании рассматривается возможность формирования патриотизма учащихся 5–6-х классов при обучении в средней школе, в частности на уроках математики. В данной статье выделены уровни проявления сформированности трех групп структурных компонентов патриотизма (знаниевые, эмоционально-ценностные, деятельностные) как нравственного качества современного школьника. Данные компоненты патриотизма были определены исходя из анализа психолого-педагогической и методической литературы. Приведены результаты пилотного исследования сформированности групп характеристик патриотизма. В исследовании использовалось письменное анкетирование, устное интервьюирование, анализ сочинений и беседы с учащимися 5–6-х классов. Экспериментальное констатирующее исследование и опрос учителей математики подтверждают высказанное в работе предположение о необходимости построения модели педагогической системы, обеспечивающей воспитание патриотизма учащихся 5–6-х классов на уроках и внеурочных мероприятиях по математике.
патриотическое воспитание
констатирующий эксперимент
обучение математике
патриотизм
воспитание
1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4g B.pdf (дата обращения: 16.09.2018).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 16.09.2018).
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/ (дата обращения: 16.09.2018).
4. Салаватова С.С. Методические особенности обучения математике в национальной школе // Вестник Башкирского университета. 2010. Т. 15. № 3. С. 835–839.
5. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. М.: Педагогика, 1979. 224 с.
6. Огородников И.Т., Шимбирев П.В. Учебник для учительских институтов. М.: Учпедгиз, 1950. 432 с.
7. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 1999. 520 с.
8. Щуркова Н.Е. Нравственное восхождение школьника // Начальная школа. 2015. № 9. С. 43–46.
9. Гаурилюс А.И. Развитие нравственного сознания в школьном возрасте // Образование и воспитание. 2014. № 5. С. 33–39.
10. Мельникова Н.В., Коновалова О.В. Психология нравственности: учебное пособие для студентов факультетов педагогики и психологии. Шадринск: Изд-во ПО «Исеть», 2004. 158 с.
11. Овчарова Р.В. Развитие нравственной сферы личности подростка. Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2011. 147 с.
12. Салаватова С.С., Шуляренко Е.Ю. Модель методической системы формирования ценности здорового образа жизни при обучении математике // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6; URL: www.science-education.ru/120-15496 (дата обращения: 10.09.2018).
13. Лутовинов В.И. Военно-патриотическое воспитание российской молодежи: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во РАГС, 2010. 169 с.
14. Кансузян Л.В., Панина Г.В. Методика и техника социологического исследования (методическое пособие по основам прикладной социологии для студентов МГТУ им. Н.Э. Баумана). М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2008. 110 с.
15. Методика оценки качества и эффективности патриотического воспитания в образовательной организации: методический сборник / Составители: А.Б. Федотова, Л.С. Паринова, Л.В. Плаксина, Л.В. Алексашкина. М.: ГБОУ ДПО ЦВПГВ, 2016. 57 с.

Современный этап развития образовательной системы характеризуется тем, что каждая школа активно включается в патриотическое воспитание подрастающего поколения. Становится все более актуальной проблема создания условий для воспитания патриота, формирования инновационных программ и проектов, направленных на пропаганду высокого патриотического сознания.

Методологической основой патриотического воспитания выступают, прежде всего, официальные документы федерального уровня. Так, в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) в качестве одного из приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей выделяется патриотическое воспитание, направленное на «формирование у детей патриотизма, чувства гордости за свою Родину, готовности к защите интересов Отечества, ответственности за будущее России на основе развития программ патриотического воспитания детей, в том числе военно-патриотического воспитания ….» [1]. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» также выделяется приоритет патриотизма в качестве одного из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (Статья 3) [2]. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования постулирует патриотизм (наряду с гражданственностью и социальной солидарностью) как «базовую национальную ценность российского общества», направленную на развитие и воспитание компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России», на основе которой обязана осуществляться программа образовательной организации [3, с. 31].

Итак, в современных условиях воспитание патриотизма становится одной из важнейших задач при формировании личности школьника, причем формировать патриотизм мы должны всеми возможными средствами, посредством каждого урока, в том числе и средствами уроков математики.

Цель исследования: построение модели педагогической системы, обеспечивающей воспитание патриотизма учащихся 5–6-х классов на уроках и внеурочных мероприятиях по математике. Работа проводится по плану деятельности научно-образовательной лаборатории методических исследований Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета [4].

Материалы и методы исследования

Научный анализ психолого-педагогической и методической литературы позволяет утверждать, что существуют различные подходы к раскрытию сущности понятия патриотизма и связанных ним понятий (гражданская позиция, гражданственность, гражданская идентичность). В настоящей работе не ставится задача проведения анализа разнообразных подходов к понятию патриотизма. Отметим, что в качестве рабочего определения мы используем определение, составленное на основе работ отечественных исследователей (Н.И. Болдырев [5], И.Т. Огородников и П.В. Шимбирев [6], И.Ф. Харламов [7], Н.Е. Щуркова [8] и др.), согласно которому патриотизм есть интегральное нравственное качество личности, проявляющееся как в любви и преданности своей Родине, понимании ее величия и славы, в потребности и стремлении в любых условиях сохранять и беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость, так и в осознанном саморазвитии, в стремлении повышать свой профессиональный, интеллектуальный и культурный уровень, в стремлении к здоровому образу жизни и улучшению экологии страны. Согласно приведенному определению, в качестве существенных свойств понятия патриотизма как нравственного качества личности можно выделить три группы характеристик: знаниевые, эмоционально-ценностные, деятельностные. Эти три группы характеристик соответствуют структуре нравственной сферы подростка, в которой специалисты (А.И. Гаурилюс [9], Н.В. Мельникова и О.В. Коновалова [10, с. 4–5], Р.В. Овчарова и Э.Р. Гизатуллина [11, с. 25–32], С.С. Салаватова и Е. Шуляренко [12] и др.) дифференцируют следующие три компонента: когнитивный (в другой терминологии информационно-содержательный, включающий нравственное сознание, знания и убеждения), эмоциональный (в похожей терминологии оценочно-эмоциональный, включающий нравственные чувства и переживания, ценностные ориентиры), поведенческий (в похожей терминологии поведенческо-деятельностный, включающий нравственные потребности, мотивы, поступки, определяющие линию нравственного поведения) [11, c. 107]. Эти компоненты могут служить в определенной мере признаками (критериями) сформированности патриотизма как интегрального качества личности [13, с. 59–62].

Отметим, что реальный уровень сформированности того или иного нравственного качества человека, в том числе и патриотизма, невозможно определить лишь анкетированием, интервьюированием, беседами или другими внешними проявлениями деятельности человека (известны случаи, когда люди, внешне кажущиеся вполне добропорядочными, заботливыми, законопослушными, совершают противоправные, преступные действия). Поэтому на констатирующем этапе своего исследования мы говорим не об уровне сформированности патриотизма, а об уровне внешнего проявления этого качества.

Констатирующее исследование осуществлялось на базе МАОУ «СОШ № 154 г. Челябинска» (173 ученика) с использованием письменного анкетирования, устного интервьюирования и бесед с учащимися.

Цель этого этапа исследования: определить уровень проявления сформированности выделенных трех групп структурных компонентов патриотизма как нравственного качества современного школьника.

Результаты исследования и их обсуждение

Для выявления уровня сформированности когнитивного компонента нами были использованы методы сочинения, анкетирования (адаптированная анкета В.И. Лутовинова [13]) и интервьюирования. В системе внеурочной работы ученикам было предложено написать сочинения: «Кого можно назвать патриотом?», «Что я знаю о своей Родине?». С той же целью дополнительно использовались методы анкетирования и интервьюирования. Вопросы, связанные с когнитивным компонентом, разделены условно на три блока:

- первый блок вопросов направлен на выявление степени осознания понятий «патриот» и «патриотизм», причем использовались вопросы как открытого типа (респонденты должны сами перечислить эти качества), так и закрытого типа (выбрать из предложенных);

- второй блок содержал вопросы, выявляющие знания учащихся Отечества («Назовите столицу России», «Какова численность населения России?», «В какие годы проходила ВОВ?» и др.), знания по истории, культуре, географии родного края («Какова площадь Челябинской области?», «Назовите героев ВОВ вашего края», «Каково население вашего города?» и др.);

- в соответствии с предметом нашего исследования (методическая система обучения математике, направленная на формирование патриотизма школьников) третий круг вопросов был связан с математикой («Знаешь ли ты русских математиков (перечисли их)?», «Известны ли тебе интересные факты из биографии русских математиков?», «Кто автор учебника математики, по которому вы учитесь?» и др.).

Анализ сочинений и результаты открытого анкетирования показали, что у учеников 5–6-х классов возникает сложность при описании понятия «патриотизм». Однако при беседе и ответах на вопросы анкеты закрытого типа ученики все же раскрывали некоторые характеристики этого понятия, отвечая, что патриотизм – это «любовь к Родине», «желание помогать своей стране», «уважение к стране» и т.д.

При анализе результатов анкетирования с вопросами закрытого типа нами использовался один из простейших методов обобщения статистического анализа – группировка, которая позволяет выделить среди всех респондентов отдельные группы с одним и тем же признаком (способ комбинационной группировки). Процентная величина вычисляется по формуле

abram01.wmf,

где n – общее число респондентов, подлежащих группировке; ni – число респондентов в группе с одинаковым признаком [14, с. 54].

В нашем случае группировка респондентов происходила в зависимости от выбора представленных ответов на вопросы анкеты. Рассмотрим распределение ответов на вопрос (закрытого типа с возможностью множественного выбора): «По каким признакам, качествам человека вы определяете для себя понятие «патриотизм»? Ответы учеников распределились следующим образом: наибольший процент выбора получил признак «любовь к Родине», этот признак указали 102 ученика, что составляет 58,9 %; признак «защита страны от врагов» выбран 90 учениками (52,0 %), такое качество, как «готовность служить на благо Родине», «готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения», выбрали 82 учениками (47,4 %); такое качество, как «забота о родной природе», было выбрано 80 учениками (46,2 %); признак «национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу» выбран 35 учениками (22 %); 26 обучающихся (15 %) включили в показатель патриотизма «верность национальной культуре, традициям, укладу жизни»; 19 опрошенных учащихся (11 %) включают в качестве признака патриотизма «интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России». В перечень возможных «признаков» патриотизма в анкету были включены и такие качества, как «непримиримость к представителям других наций и народов», «стремление завоевать все страны мира». Вызывает тревогу, что эти признаки были выбраны 28 учениками (16 %).

Поскольку формирующий эксперимент связан у нас с возможностями уроков математики, то, естественно, вопросы, связанные с математикой, вызывали у нас особое внимание. Так, останавливаясь на вопросе: «важно ли изучать историю русской математики» (на который лишь 49 % ответили положительно), – отметим, что такое положение вызывает беспокойство. Ведь история русской математики неразрывно связана с историей страны, ее развитием. Всего 36 человек, что составляет 26,6 % опрошенных, смогли назвать хотя бы одного отечественного математика (С.В. Ковалевская (23 чел.), Н.И. Лобачевский (4 чел.), А.Г. Мордкович (9 чел.).

На основе анализа ответов на вопросы по выявлению сформированности когнитивного компонента патриотизма нами условно выделены три уровня сформированности данного компонента: низкий (41 %), средний (30 %) и высокий (29 %).

Второе направление проведения констатирующего этапа экспериментальной работы было связано с изучением эмоционального компонента патриотизма как нравственного качества школьников. Уровень сформированности данного компонента определялся нами с помощью диагностической беседы, а также анкетирования.

Результаты анкетирования учащихся в эмоциональном компоненте патриотизма ожидаемо показали, что абсолютное большинство опрашиваемых относят себя к патриотам, то есть любят Отечество (89 %), понимают важность работы на благо Родины (67 %) и испытывают гордость за победы наших соотечественников (77 %).

Однако нельзя не обратить внимание на то обстоятельство, что только 59 % опрошенных считают, что математика как наука важна для развития страны. Это говорит о том, что у опрошенных учащихся не сформировано понимание взаимосвязи научных исследований с уровнем развития математики. При этом на уроках математики есть все возможности для того, чтобы на наглядных примерах показать учащимся всю важность математической науки как основы для любых научных исследований, что, в свою очередь, может повысить мотивацию к изучению математики у значительной доли учащихся.

В целом у опрошенных учащихся эмоциональный компонент патриотизма находится в достаточно сформированном состоянии (общий процент негативных ответов не превышает 16), что показано на рис. 1.

abram1.tif

Рис. 1. Соотношение позитивных, нейтральных и негативных ответов на вопросы эмоционального компонента структуры патриотизма

abram2.tif

Рис. 2. Соотношение позитивных, нейтральных и негативных ответов на вопросы поведенческого компонента структуры патриотизма

Поведенческий компонент патриотизма имеет решающее значение, так как призван дать практическую характеристику текущему уровню патриотического воспитания.

Судя по полученным ответам на конкретные прямые вопросы, текущий уровень развития поведенческого компонента находится на неудовлетворительном уровне.

Если проанализировать все вопросы в тесте для данного компонента, то мы увидим, что общий процент негативных ответов здесь выше, чем в предыдущих (теоретических) компонентах теста (рис. 2). Это обстоятельство не может не вызывать тревогу, так как явно показывает, что готовность к действиям на благо страны, региона, города это одно, а реальные практические шаги – совсем другое.

Мы видим возможность на уроках математики (а также на дополнительных занятиях и внеклассной работе) увеличить общий уровень вовлеченности учащихся в реальные дела на благо общества.

Нами проведено также анкетирование учителей математики. Анализируя результаты этого анкетирования, мы выявили, что все опрошенные учителя считают себя патриотами своей страны, точно так же они считают, что необходимо формировать патриотизм посредством каждого учебного предмета, в том числе и математики, но сложность организации патриотического воспитания и, соответственно, формирования патриотизма, вызывает отсутствие методических указаний и пособий по вопросам формирования патриотизма на уроках математики. На сегодняшний день опыт учителей заключается лишь в использовании эпизодически отдельных математических задач, в которых цифры демонстрируют те или иные аспекты производственной, спортивной, культурной или бытовой сферы россиян. Показательно также то, что все опрошенные нами педагоги готовы при наличии методических пособий активно осуществлять патриотическое воспитание школьников в системе урочной и внеурочной работы по математике.

Выводы

Результаты констатирующего исследования показывают, что существует необходимость создания комфортных условий для формирования патриотизма учащихся. Значительными возможностями для решения задач формирования патриотизма учащихся выступает и предмет математика, если учитывать не только работу на уроках, но и внеклассные мероприятия. Кроме того, становится ясно, что учащиеся готовы к тому, что патриотическое воспитание будет осуществляться и на уроках математики – опрос показал, что большинству это будет интересно.

Таким образом, наше констатирующее исследование показывает, что на сегодняшний день степень сформированности патриотизма у обучающихся 5–6-х классов является недостаточно высокой, таким образом, формирование патриотизма у школьников 5–6-х классов является актуальной педагогической проблемой. Для решения этой проблемы становится очевидной необходимость разработки и описания специальной модели педагогической системы формирования патриотизма учащихся 5–6-х классов общеобразовательной школы средствами всех учебных дисциплин, в том числе средствами уроков математики.


Библиографическая ссылка

Абрамовских Е.А. ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ: КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 10. – С. 166-170;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37214 (дата обращения: 22.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674