Современная система непрерывного образования определяет условия и особенности использования педагогического моделирования и педагогических конструктов в формировании культуры самостоятельной работы личности одним из актуальных направлений реализации идей гуманизма и здоровьесбережения, определяющих возможность и тактику конструктивных преобразований достигнутого уровня развития и становления личности в обществе, определяющихся через наиболее точные и продуктивные решения задач деятельности как системы и матрицы самоорганизации и акмеверификации научного познания и представления данных в научной области исследования и деятельности. Таким образом, возможность построения продуктивных отношений и персонифицированных способов самореализации и самоутверждения личности лежит в базовой составной в ресурсах педагогической деятельности и педагогического моделирования как конструктов развития личности и средствах самоорганизации антропосреды.
Цель исследования: теоретико-эмпирическое объяснение важности использования педагогического моделирования и педагогических конструктов в формировании культуры самостоятельной работы личности.
В системе непрерывного образования под личностью можно понимать личность обучающегося и личность педагога, включенных в совместную деятельность, направленную на повышение качества развития внутриличностного и внешне детерминированного образа антропологически обусловленного научного знания, определяемых в качестве способа акмеверификации научного познания в микро-, мезо-, макродетерминированных ресурсах самоидентификации, взаимодействия (самореализации и сотрудничества) и самовыражения (самоактуализации).
В такой практике педагогическая деятельность как категория современной педагогики и продукт развития ноосферы неустанно пополняется новыми объектами и предметами педагогического поиска и научного исследования в педагогике [1, 2].
Система непрерывного образования [3–5] и, как следствие, система трудовых отношений и профессионально-трудовой деятельности в структуре подготовки кадров нуждается в специалистах различного направления и уровня освоения программ профессионального образования, определяя в ступенях среднего профессионального, высшего образования и системы дополнительного профессионального образования возможность повышения качества решения образовательных и профессионально-трудовых отношений, мы будем рассматривать культуру самостоятельной работы личности в различных педагогических конструктах и моделях, гарантирующих качественное исследование возможности развития личности и самореализации через продукты персонифицированной и коллективной деятельности.
В таком понимании работы [6, 7] определят возможность уточнения и верификации качества получения образования в моделях непрерывности и персонификации, уточняемой в конструктах традиционного и инновационного педагогического знания и научного поиска [8, 9]; работы [10, 11] позволят уточнить возможности педагогического моделирования в решении задач повышения качества профессионализма и продуктивности, гибкости и самостоятельности; работы [12, 13] сфокусируют усилия поиска на моделях формирования самостоятельного решения задач образовательного и профессионально-трудового компонентов детерминации научно обоснованных и социально решаемых задач; работы [10, 13] определят успешность постановки и решения задач формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности в системе непрерывного образования; работы [10, 12, 13] выделяет специфику адаптивно-акмепедагогического решения задач развития личности через социально и профессионально значимые способы самоутверждения и самореализации в системно-моделируемом проекте или модели педагогической технологии, фасилитирующей персонифицированное включение личности в систему непрерывного образования.
Педагогическое моделирование – метод научного исследования и средство детерминации и уточнения, создания, оптимизации и модификации педагогически реализуемых и исследуемых моделей, используемых в ресурсах современного образования и науки, спорта и культуры.
Педагогические конструкты (широкий смысл) – педагогически идентифицированные и верифицированные ресурсы и совокупности идеальных и материальных моделей и детерминант, алгоритмов и формальных структур, гарантирующих качественное решение выделенных противоречий и проблем, поставленных перед образовательным пространством задач в рамках реализации той или иной методологической или методической работы, определяющих на макроуровне возможность детерминированного решения и его эффективность для определенного класса педагогических задач, фасилитирующих персонифицированное развитие личности обучающегося как ценности и продукта образования и культуры.
Педагогические конструкты (узкий смысл) – педагогическая система идеального и материального алгоритмического воспроизводства и решения мезоуровневых проблем и противоречий, гарантирующая обществу и личности своевременность и гибкость, четкость и персонифицированность, гуманность и толерантность в выборе условий и возможностей решения задач развития личности и коллектива.
Педагогические конструкты (локальный смысл) – педагогические средства, обеспечивающие в ситуативном выборе педагога четкость и персонифицированную, креативную алгоритмичность решений педагогических задач, определяющих нормальное распределение способностей и здоровья личности обучающегося базовой единицей и функцией всех построений и решений, гарантирующих успешное включение обучающегося непрерывного образования в социальные, образовательные и профессионально-трудовые отношения.
Педагогические конструкты (унифицированный смысл) – продукт ресурсных и методологических новообразований в педагогической деятельности, гарантирующий высокое качество определения и решения проблем и противоречий развития обучающегося и педагога, включенных в систему непрерывного образования на различных уровнях описания и визуализации, детализирующих нюансы построения модели развития, социализации и самореализации личности в контексте учета всех составных условий повышения качества формирования ценностей, компетенций, трудовых функций и продуктов их сформированности (конкурентоспособности, здоровьесбережения, продуктивности, креативности, гуманизма, востребованности, гибкости и пр.).
Педагогические конструкты (персонифицированный смысл) – уникальные объекты деятельности личности, определяемые в системном выборе оптимальных возможностей повышения качества решения задач современной педагогической деятельности.
Педагогические конструкты в нашей практике являются продуктами качественного использования технологии системно-педагогического моделирования, в структуре детализации основ педагогического моделирования и уровня сформированности культуры самостоятельной работы личности они являются уникальными образцами предлагаемых решений педагогом, включенным в систему микро-, мезо-, макрогрупповых отношений.
Технология системно-педагогического моделирования – педагогическая технология, оптимизирующая условия и возможности формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности в структуре персонификации и унификации, оптимизации и модификации возможностей непрерывного образования, гарантирующего личности и обществу своевременность решений выявляемых противоречий и проблем развития личности и системы образования, где конструктивными формами верификации целостности развития является продуктивность и конкурентоспособность решений и продуктов деятельности обучающегося.
Культура самостоятельной работы личности (широкий смысл) – педагогический конструкт, определяющий возможность развития и саморазвития личности в ресурсах самоорганизации, самоутверждения, сотрудничества, управления коллективом, продуцирования и оптимизации условий и возможностей решения проблем и задач социального, образовательного и профессионального генеза.
Культура самостоятельной работы личности (узкий смысл) – объект и продукт деятельности личности, определяемый и определяющий в иерархии способов и форм самореализации и сотрудничества, социализации и общения возможность и своевременность развития и оптимизации выявленного научного знания, гарантирующий личности персонифицированное решение определяемых проблем и задач.
Культура самостоятельной работы личности (локальный смысл) – унифицированная модель продуктивного развития личности, определяющая систему образования базой для повышения уровня и возможностей развития и социализации личности.
Культура самостоятельной работы личности (унифицированный смысл) – ресурс развития и саморазвития личности в модели деятельности и общения, гарантирующий личности и обществу своевременность и гибкость, персонифицированность и объективность достижений, востребованность которых иллюстрирует качество и уровень рассматриваемого явления.
Программно-педагогическое обеспечение образовательных единиц (модулей, курсов, дисциплин) – совокупность дидактических средств, объединённых по общему смыслу, целеполаганию и качеству решения задач в модели учета нормального распределения способностей и здоровья обучающихся.
Учебное пособие – дидактическое средство, гарантирующее репродуктивно-продуктивное усвоение дидактического материала, выделенного в структуре изучения определенной образовательной единицы (модуля, курса, дисциплины).
Адаптивное учебное пособие – дидактическое средство, гарантирующее адаптивно-персонифицированное усвоение дидактического материала, выделенного в структуре изучения определенной образовательной единицы (модуля, курса, дисциплины), где особенности развития личности обучающегося определяют средства фасилитации дидактического материала, гарантируют надлежащий уровень качества усвоения и гибкость в решении определяемых противоречий и проблем обучения и образования личности обучающегося, имеющего особенности в развитии и/или сложности в получении образования.
Определяя в качестве методологической основы персонифицированный, адаптивно-акмепедагогический, синергетический подходы, можно уточнять качество и модели формирования культуры самостоятельной работы личности в соответствии с выделенными возможностями научного поиска в педагогике.
Персонифицированный подход – методологический подход, раскрывающий и уточняющий событие или явление с позиции учета всех нюансов развития личности обучающегося, включенного в систему непрерывного образования, детализация качества которого представляет собой оптимизируемую модель единства гуманизации и конкурентоспособности.
Адаптивно-акмепедагогический подход – методологический подход, рассматривающий событие или явление, процесс или процедуру с позиции единства адаптивного и акмепедагогического знания в современной педагогике как науке и искусстве.
Синергетический подход – методологический подход, раскрывающий возможность самоорганизации качества решения задачи, определяемой через детерминацию и визуализацию любого педагогически обусловленного процесса в научной теории, концепции, идее и пр.
Модели формирования культуры самостоятельной работы личности – иерархически определяемые структуры, гарантирующие качественный переход от одного уровня формирования / сформированности культуры самостоятельной работы личности к другому, на котором качественнее, креативнее, оптимальнее, быстрее, уникальнее определяются и решаются противоречия продуктивного самоопределения, самовыражения, самореализации, самоутверждения личности в модели и продуктах деятельности и общения.
Выделим 4 уровня / типа сформированности культуры самостоятельной работы личности (технология системно-педагогического моделирования):
– объектный (владение способами фиксации информации);
– индивидуальный (владение способами фиксации информации, владение методом моделирования);
– субъектный (владение способами фиксации информации, владение методом моделирования, использование авторских моделей в персонифицированном решении задач);
– личностно-персонифицированный (владение способами фиксации информации, владение методом моделирования, использование авторских моделей в персонифицированном решении задач, распространение в широкомасштабных решениях авторских моделей, гарантирующих качественное, персонифицированное и коллективное решение задач и проблем).
Для учета условий и возможностей адаптивно-акмепедагогического выбора данную типологию можно уточнить двумя типами – адаптивным типом формирования культуры самостоятельной работы личности (все ресурсы деятельности предопределяют качество адаптивного вида деятельности в работе с обучающимися) и игровым типом формирования культуры самостоятельной работы личности (игра является средовом и методом нивелирования отклонений от нормы и устойчивого развития личности и общества).
На примере программ повышения квалификации можно определить и проследить у обучающихся возможность формирования культуры самостоятельной работы личности по любой выведенной типологии формирования и сформированности культуры самостоятельной работы личности, например,
– объектный уровень (уровень написания реферата, авторское воспроизводство дидактического материала);
– индивидуальный уровень (уровень уточнения модели, определения, разработки урока и пр.);
– субъектный уровень (уровень написания научной публикации – статья в сборнике конференции);
– личностно-персонифицированный уровень (уровень написания научной публикации – статья в журнале, уровень h (Индекса Хирша) > 1).
Возможность гибкой реконструкции и детерминации подуровней сформированности культуры самостоятельной работы личности может быть определена в модели широкого, узкого и локального смыслов.
Детерминируемый смысл понятия «культура самостоятельной работы личности» определяет глубину и качество продуктов деятельности личности, специфика востребованности которых также лежит в плоскости определения масштаба и/или уровня использования педагогических конструктов и педагогических средств в учебной и профессионально-трудовой деятельности обучающегося и педагога.
Для оптимального решения макроуровневой задачи формирования культуры самостоятельной работы личности необходимо программно-педагогическое сопровождение, в котором для учета всей генеральной совокупности проблем и потребностей, возможностей и продуктивности обучающихся необходимо разработать учебные и адаптивные учебные пособия, определить персонифицированные и коллективные традиционные и инновационные ресурсы развития личности, включенной в систему непрерывного образования.
Заключение
Детерминированные особенности и теоретико-эмпирическое объяснение важности использования педагогического моделирования и педагогических конструктов в формировании культуры самостоятельной работы личности будет способствовать повышению качества решения задач развития в системе непрерывного образования.
Библиографическая ссылка
Козырева О.А., Козырев Н.А., Коновалов С.В. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КОНСТРУКТЫ В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЛИЧНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 9. – С. 177-181;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37182 (дата обращения: 12.12.2024).