В настоящее время существует множество целевых федеральных программ, направленных на развитие информатизации образования. В образовательных учреждениях активно используются информационно-коммуникационные технологии, информационные фонды пополняются цифровыми образовательными ресурсами, стали широко поддерживаться инициативы преподавателей, связанные с применением современных информационных технологий. Конец XX – начало XXI в. характеризуются обширным развитием технологий в информационной среде, а также большими темпами преобразования информационного пространства [1].
Известный факт, что информационные процессы влияют на образовательные системы: содержание воспитания и образования, действия педагогического и вспомогательного персонала, решение финансовых проблем, и определение системы опорных точек и точек роста системы образования в целом. Это связано, прежде всего, с тем, что образовательный процесс можно рассматривать как информационный процесс, включающий воспроизводство, обмен и хранение различной информации [2]. В результате чего появляется необходимость в формировании единой информационно-образовательной среды (ЕИОС) учебного заведения.
Создание ЕИОС в высших образовательных учреждениях позволит обеспечить более благоприятные условия сотрудничества педагогов и привлечь к творческой деятельности обучающихся, улучшить качество образования, повысить уровень профессионализма педагогов, создать условия для обмена программно-методическими материалами.
Целью статьи является раскрытие понятия информационно-образовательной среды, и выявление возможностей её применения в образовательном процессе высшей школы.
Задачи, стоящие перед авторами:
– дать определение информационно-образовательной среды;
– описать ее структуру и назначение;
– определить последовательность этапов ее разработки.
Изучению вопросов создания единой информационно-образовательной среды посвящены исследования различных авторов, таких как Я.А. Ваграменко, И.В. Роберт, В.А. Красильникова, М.А. Петренко и др.
Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса, определимся с терминологией. Понятие информационно-образовательной среды дано в ГОСТ Р 53620-2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения». Информационно-образовательная среда (ИОС) – система инструментальных средств и ресурсов, обеспечивающих условия для реализации образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий [3].
Под информационно-образовательной средой ряд авторов понимает следующее:
- системно организованная совокупность информационного, технического, учебно-методического обеспечения, неразрывно связанная с человеком как субъектом образовательного процесса [4];
- антропософический релевантный информационный антураж, предназначенный для раскрытия творческого потенциала и талантов обучающего и обучающегося [5];
- единое информационно-образовательное пространство, построенное с помощью интеграции информации на традиционных и электронных носителях, компьютерно-телекоммуникационных технологиях взаимодействия, включающее в себя виртуальные библиотеки, распределенные базы данных, учебно-методические комплексы и расширенный аппарат дидактики [6].
Единая информационно-образовательная среда определяется единством педагогических целей и задач и взаимодействием участников образовательного процесса.
Выделяют два вида моделей информационно-образовательной среды.
У «закрытой модели» нет способности или потребности в обширной связи с другими учебными заведениями, такая среда разрабатывает и потребляет программно-методические разработки внутри своей структуры. Этот вид среды жизнеспособен в обычных условиях развития системы образования и общества.
У «открытой модели» идет развитие на основе активного использования современных информационных и сетевых технологий. Такая образовательная среда открыта, наполняема, динамична и интегрирована с образовательными средами других учебных заведений.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [7] поднимает вопрос о важных изменениях в предоставлении доступа к открытой информации любого пользователя через компьютерные сети разных уровней. Поддержка принципа бесплатного доступа к информации, где бы она ни была, по запросам учащегося, педагога и других специалистов требует организации единой информационно-образовательной среды любого учебного заведения по второму типу.
Согласно открытой модели выделим направления информатизации учебного процесса:
– создание и развитие на основе локальных вычислительных сетей внутренних региональных информационных систем, связанных с отечественными и зарубежными информационными системами;
– создание и продвижение баз данных и знаний, которые обеспечивают реализацию образовательного процесса;
– применение современных методик и средств обучения на основе информационно-коммуникационных технологий [8].
Приоритетным вопросом при внедрении ЕИОС является централизованное создание административно-управляющего ядра порталов квалифицированной командой. В эту структуру должны быть включены все субъекты единой информационно-образовательной среды, основная цель которых заключается в разработке информационно-методических материалов и их публикации на минипорталах учебного заведения с разрешением на свободный доступ к информационным ресурсам для любого пользователя.
Задачи и направления, решаемые при создании и использовании ЕИОС.
1. Использование образовательных сетевых технологий в качестве базы для модели образования и ее ориентация на практическую, педагогическую и научную деятельность.
2. Создание условий индивидуализации обучения и развития личности, увеличения демократического характера в образовании различного уровня на основе современных технологий [9].
3. Активизация коллективной совместной работы педагогических работников учебных заведений различного уровня для построения современных компьютерных средств обучения в виде:
– электронных пособий и учебников;
– мультимедийных демонстрационных и моделирующих материалов;
– диалоговых компьютерных средств обучения для различных направлений подготовки и т.д.;
– учебно-методических ресурсов и цифровых обучающих материалов [10].
4. Повышение эффективности системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей в сфере информационно-коммуникационных технологий.
5. Формирование креативного мышления всех участников учебного процесса, проведение научно-практических конференций учащихся и преподавателей.
6. Техническую организацию семинаров, мастер-классов и встреч в режиме интернет-трансляций и видеоконференций.
7. Организацию проведения анкетирования и опросов по разным направлениям образовательной деятельности.
При создании ЕИОС образовательного учреждения можно использовать различные методы. Чаще всего рассматриваются подходы по следующим основаниям [11]:
– направление подготовки (общеобразовательный, профессиональный);
– уровень образования (общее, среднее профессиональное, высшее и др.);
– профиль подготовки (гуманитарный, технический, художественный);
– тип регулирования (распределенный, централизованный).
Единая информационно-образовательная среда учебного заведения характеризуется рядом особенностей и свойств. Развитие данной среды связано с постоянным увеличением уровня ее организации и технического оснащения. Структура ЕИОС в основном определяется необходимостью решения педагогических проблем, их взаимодействием и взаимосвязью участников процесса обучения.
Данная ЕИОС должна обеспечивать:
– наличие общей базы данных;
– хранение данных с возможностью редактирования;
– иметь многопользовательский режим;
– разграничение прав доступа к хранимым данным;
– использование данных в разных приложениях;
– возможность обмена данными с базой данных.
ЕИОС учебного заведения помогает определить и решить задачу объединения информационных потоков, характерных для основных видов деятельности образовательного заведения. Она представляет собой организованную сферу информационного взаимодействия участников образовательного процесса.
ЕИОС – это собрание локальных информационных сред, изолированных и не пересекающихся. Ее следует рассматривать как с точки зрения организационного, так и программного обеспечения. ЕИОС основана на глобальных и локальных компьютерных сетях образовательного учреждения. Без них невозможно осуществлять информационное взаимодействие.
Типичная организационная структура сети ЕИОС содержит:
– центральный сервер, выделенный для хранения единой базы учреждения и других материалов;
– компьютерные классы, оснащенные современными информационными средствами;
– совокупность библиотек программных модулей (библиотека);
– информационно-методический центр (ИМЦ);
– демонстрационные комплексы [12].
Специализированные компьютерные классы разработаны для решения конкретных дидактических проблем, например таких, как организация изучения языков программирования. Небольшие информационные комплексы обеспечивают использование информационных технологий и индивидуальную работу с одним или несколькими обучающимися.
Информационно-методический центр может обеспечить повышение квалификации преподавателей, создание электронных обучающих ресурсов и их хранение в базе данных. Автоматизированные рабочие места (APM) работников образовательного учреждения предназначены для максимальной автоматизации функций этих сотрудников с целью повышения эффективности их работы.
Программное обеспечение ЕИОС включает в себя:
– программное обеспечение общего назначения (операционные системы, антивирусы, офисные приложения и т.п.);
– программно-методическое обеспечение образовательного процесса (электронные образовательные ресурсы);
– специализированное программное обеспечение (автоматизация деятельности различных подразделений).
Организационная поддержка ЕИОС состоит:
– из программы образовательного учреждения, в которой описываются основные цели и задачи информатизации, плана действий и развития инфраструктуры для текущего учебного года;
– распределения функций между сотрудниками учреждения, включая управление процессом, обучение и внедрение информационных технологий;
– нормативных документов, включая права и обязанности пользователей ЕИОС.
Можно выделить следующие аспекты использования единой информационно-образовательной среды в учебном заведении:
1. Организационный аспект. Глава учреждения должен понимать цели и задачи внедрения и функционирования ЕИОС. Сотрудники организации должны быть заинтересованы в работе с ЕИОС.
2. Программное обеспечение или технический аспект. Учреждение должно быть оборудовано соответствующими информационно-коммуникационными средствами для реализации функций ЕИОС.
3. Кадровый аспект. Преподаватели и другие сотрудники должны быть обучены работе с ЕИОС.
С точки зрения функционирования образовательной организации структуру ЕИОС можно представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Структура ЕИОС
1. Учебная работа: электронные образовательные ресурсы; тестовые системы; тренажёры; электронные библиотеки; интернет-ресурсы и др.
2. Воспитательная работа: средства информирования о планируемых мероприятиях во внеучебное время; средства информационной поддержки деятельности кураторов; средства внеучебного информационного взаимодействия; средства развития личности и др.
3. Научно-исследовательская работа: средства информирования о работе научных коллективов и планируемых научных мероприятиях; организация доступа к программному обеспечению, необходимому для проведения научных исследований и виртуальных экспериментов, и др.
4. Управление образовательным процессом: система учета достижений обучающихся (учебных, научных, спортивных, общественных); средства формирования учебной нагрузки; планировщики составления расписания и др.
5. Управление кадрами: средства управления контингентом студентов; средства управления кадровым составом учебного заведения.
6. Управление ресурсами: средства управления материальными ресурсами организации, специализированным оборудованием и техническими средствами; средства управления информационным и программным обеспечением образовательного процесса и др.
Структура используемого программного обеспечения может быть представлена следующим образом (рис. 2).
Рис. 2. Структура программного обеспечения
Таким образом, одним из основных факторов, обеспечивающих успех использования ЕИОС, является интеграция программно-технологических ресурсов в едином комплексе, для решения различных задач и на основе единой технологии решения. Поэтому проектирование единой информационно-образовательной среды образовательного учреждения целесообразно проводить в следующей последовательности:
1. Определить основные задачи, которые необходимо будет решить во время использования ЕИОС.
2. Определить целевую аудиторию, которая будет участвовать в использовании ЕИОС.
3. Осуществить выбор программного обеспечения, используемого в условиях формирующейся ЕИОС.
4. Осуществить выбор наиболее подходящих технических решений для создания инфраструктуры ЕИОС, учитывая необходимость её обслуживании.
5. Определить форму обучения и переподготовки специалистов для работы в ЕИОС.
Так как создание ЕИОС – огромная работа, и ее реализация не входит в компетенцию только одного учебного заведения, то основной технологической связью в создании данной сферы на федеральном уровне является создание единого ядра – федерального образовательного портала, который впоследствии может занимать важное место в решении всех проблем создания и развития ЕИОС.
Библиографическая ссылка
Крайнова Е.А., Садова К.В., Тараканов А.В. НАЗНАЧЕНИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА ЕДИНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 7. – С. 193-198;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37103 (дата обращения: 21.11.2024).