Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ

Степанова О.А. 1 Диденко Г.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный медицинский университет»
Статья посвящена анализу информационных потребностей преподавателей вузов, реализация которых в процессе профессиональной деятельности напрямую зависит от сформированности информационной компетентности педагогов. В статье подчеркивается, что эффективному повышению уровня информационной компетентности преподавателей способствует использование сетевых форм повышения квалификации. Применение электронного обучения обеспечивает динамичный и гибкий доступ к учебным материалам, возможность многократного обращения к информации, эффективное распределение времени обучения. Для реализации образовательной программы курса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза», организованного для преподавателей ЮУГМУ, были использованы технологии электронного обучения. Модульное построение программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава позволило реализовать принцип индивидуализации обучения, т.е. организовать учебный процесс с возможностью выбора индивидуального темпа прохождения модулей, при этом уделяя значительное количество времени на более интересующие преподавателя темы. В заключении статьи делается вывод о том, что совершенствование информационной компетентности в условиях электронного обучения, применения сетевых форм взаимодействия позволит эффективно использовать информационные и интернет-технологии для реализации информационных потребностей преподавателей вузов в процессе самообразования, научной и профессиональной деятельности; разрабатывать электронные образовательные ресурсы, учебно-методическое обеспечение дисциплин.
информационные потребности
интернет-технологии
сетевые технологии
информационно-коммуникационные технологии
информационная компетентность
электронное обучение
курсы повышения квалификации преподавателей
1. Седякин В.П., Соловьев И.В., Разливинская С.В. О теории информационных потребностей // Прикладная информатика. – 2013. – № 3 (45). – С. 127–133.
2. «Модельный закон об информатизации, информации и защите информации» (Принят в г. Санкт-Петербурге 18.11.2005 г. Постановлением на 26-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/on-line.cgireq=doc;base=INT;n=34362;dst=100017#0 (дата обращения: 11.04.2018).
3. Соколов А.В. Что есть информационная потребность? // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2013. – С. 7–17.
4. Седякин В.П., Корнюшко В.Ф., Филоретова О.А. Проблема Л. Флориди и классификация информационных наук // Прикладная информатика. – 2012. – № 3 (39). – С. 125–131.
5. Ахаян А.А., Кизик О.А. Зарубежный опыт развития информационной компетентности учащихся // Письма в Эмиссия.Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научно-педагогический журнал. – 2007. – № 12. URL: http://www.emissia.org/of-fline/2007/1220.htm (дата обращения: 11.04.2018).
6. Качалов Н.А. Информационно-коммуникативная компетентность субъектов образовательного процесса высшей школы // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. – 2011. – Вып. 6. – С. 10–13.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 32.05.01 Медико-профилактическое дело (уровень специалитета). – URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS %20VO %203++/Spec/320501_C_3_07082017.pdf (дата обращения: 11.04.2018).

Информация и знания стали важнейшими ресурсами современного общества. Процессы информатизации всех сфер общества предполагают, что профессиональная деятельность большинства специалистов тесно связана с процессами поиска, обработки и использования информации с помощью информационно-коммуникационных и технических средств. В процессе деятельности изменилось взаимодействие человека и информации, что актуализирует такое понятие, как информационные потребности.

«В когнитивной информатике, в рамках расширенной трактовки понятия информации, вполне очевидна особая роль индивидуальных информационных потребностей. В отечественной литературе практически нет специальных работ, посвященных их рассмотрению и анализу соответствующих научно-практических вопросов, связанных с активным внедрением в современную жизнь информационно-коммуникационных технологий» [1, с. 127].

Понятие «информационные потребности» является общенаучным понятием, широко используемым в социологии, информатике, педагогике и др. Отметим, что менее изученным является методический аспект данного понятия, к которому и обратимся.

Исследование вопросов методологии информационных потребностей, их классификации рассмотрено в работах А.Н. Масловой, А.В. Соколова, Э.Л. Шапиро, М.И. Левина, В.П. Седякина и других.

Информационная потребность определяется как потребность лица в информации для осуществления своей деятельности [2].

А.В. Соколов определяет понятие «информационной потребности» как «потребности в информационной деятельности, устраняющей дисбаланс информационной сферы субъекта» [3, с. 13].

Выделяют различные виды информационных потребностей. Так, «…наряду с биогенными и социогенными следует выделить техногенные индивидуальные информационные когнитивные потребности, которые стали выявляться со времен последней информационной революции [1, с. 130–131].

В.П. Седякин, В.Ф. Корнюшко, О.А. Филоретова в своем исследовании отмечают, что данное понятие является определяющим при формировании научных направлений информатики. «Дальнейшее развитие теории индивидуальных информационных потребностей представляется значимым для следующих направлений современной информатики. Во-первых, для тех общих разделов, которые в контексте обсуждения проблемы классификации различных направлений информатики [4] определяются как «Общая информатика» (или «Концептуальная информатика»), для которых теория информационных потребностей имеет основополагающее значение» [1, с. 133].

Для пояснения развития информационных потребностей А.В. Соколовым была предложена следующая модель: П(a) > Д > П(b), где П(A) – абсолютные информационные когнитивные потребности (ИКП); Д – информационная деятельность (информационное взаимодействие), а П(B) – порожденная этой деятельностью новая «инструментальная» информационная когнитивная потребность [1, с. 132].

Следуя данной теории обогащения абсолютных информационных потребностей новыми инструментальными информационными потребностями объясняется появление новых видов деятельности, обусловленных развитием и внедрением современных информационных и интернет–технологий. Так, например, в нашу жизнь активно вошли интернет-покупки, мобильный интернет-банкинг и т.д. В том числе и в современном образовании, наряду с классическими формами обучения, активно используются электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

Информационные потребности неразрывно связаны с деятельностью, в том числе и профессиональной. Именно профессиональная деятельность преподавателя в значительной степени формирует его информационные потребности.

Так А.А. Ахаян отмечает, что «…способность эффективно реализовывать собственные информационные потребности – находить, оценивать и использовать соответствующую информацию, необходимую для принятия решений» характеризует информационная компетентность преподавателя» [5].

Рассмотрим реализацию информационных потребностей в процессе профессиональной деятельности преподавателя через сформированность его профессиональной компетентности.

Своевременное получение актуальной информации способствует развитию, профессиональной адаптации и росту специалиста. Информационная компетентность преподавателей способствует расширению рамок образовательного пространства и, соответственно, повышению качества образовательных услуг.

Информационно-коммуникационная компетентность специалиста включает в себя «целостное миропонимание и научное мировоззрение, которые основаны на понимании единства основных информационных законов в природе и обществе, возможности их формального, математического описания; совокупность профессиональных знаний и умений, социальных и этических норм поведения людей в информационной среде; представления об информационных объектах и их преобразовании, в том числе с помощью средств информационных технологий, технических и программных средств, реализующих эти технологии» [6, с. 11].

В современных условиях информационная компетентность преподавателя определяется не только совокупностью знаний и умений, но и способностью рационально проектировать образовательный процесс с использованием информационно-коммуникационных технологий, осуществлять взаимодействие с участниками образовательного процесса, используя сетевые технологии. Высокий уровень информационной компетентности преподавателей способствует эффективному использованию информационных технологий в образовательном процессе и обеспечению научно-методической деятельности.

Современное образование перешло на новый этап в связи с внедрением Федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Компетентностный подход предъявляет требования к организации образовательного процесса, к педагогической деятельности, в связи с этим в вузе возникает необходимость проектирования и реализации таких технологий, которые способствуют совершенствованию информационной компетентности преподавателей вуза.

Согласно требованиям ФГОС ВО 3++, вступающим в силу в текущем году, «каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде Организации из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), как на территории Организации, так и вне ее» [7, с. 14].

Таким образом, ФГОС фактически предписывают высшим учебным заведениям обеспечить полное функционирование электронной информационно-образовательной среды, которая предоставляет следующие возможности:

- открытый доступ к электронным учебным изданиям и электронным образовательным ресурсам;

- доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин;

- проведение занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

- взаимодействие между участниками образовательного процесса средствами интернет-технологий.

Таким образом, вопрос наполнения информационной образовательной среды вуза, увеличение открытости и доступности информации для всех участников образовательного процесса, оснащение современными техническими средствами обучения и компьютерной техникой ставят вопрос о постоянном повышении квалификации, повышении уровня информационной компетентности преподавателей.

В настоящее время для повышения квалификации преподавателей непосредственно в вузе активно используются коммуникации, информационные технологии и сетевое взаимодействие.

Для реализации образовательной программы курса «Информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности преподавателя вуза», организованного для преподавателей Южно-Уральского государственного медицинского университета, были использованы технологии электронного обучения. Применение электронного обучения имеет следующие характерные преимущества перед стандартной формой обучения:

- гибкость, что предполагает возможность заниматься в удобное для себя время, в удобном месте и темпе, обучающийся ограничен только общим временем прохождения всего курса;

- параллельность означает самостоятельное планирование своего расписания, прохождение обучения параллельно с профессиональной деятельностью;

- модульность обеспечивает возможность изменять порядок прохождения учебных тем курса, рассматривать более подробно отдельные темы, которые требуют индивидуальной проработки, тем самым самостоятельно или с тьютором формировать индивидуальный образовательный план;

- научность обеспечивает одновременное обращение к различным источникам информации (электронным библиотекам, электронным образовательным ресурсам и т.д.);

- технологичность предполагает использование в образовательном процессе информационных и сетевых технологий, сетевое взаимодействие с преподавателями.

Целью реализации дополнительной профессиональной программы повышения квалификации является совершенствование информационной компетентности преподавателей, поэтапная подготовка преподавателей к профессиональной деятельности в условиях информационно-образовательной среды вуза, повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Учебный план курсов повышения квалификации преподавателей, разработанный преподавателями кафедры математики, медицинской информатики, информатики и статистики, физики ЮУГМУ, включает три модуля:

I. Современные методики и технологии организации образовательной деятельности.

1. Информационно-коммуникационные технологии: современное понимание, методология.

2. Современные тенденции развития образовательного процесса в высшей школе.

3. Информационно-технологическая компетентность преподавателя высшей школы.

4. Сетевые технологии в образовании.

5. 1С: Университет. Личный кабинет преподавателя и сотрудника университета.

6. Современные электронные образовательные ресурсы для обеспечения научной и образовательной деятельности преподавателя.

7. Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

8. Образовательный портал (СДО MOODLE).

II. Методические аспекты проведения научных исследований в сфере науки и образования.

1. Наукометрия: индикаторы развития науки и технологии.

2. Показатели эффективности научной деятельности ученого и организации (наукометрические индексы): основные термины и понятия.

3. Информационное обеспечение научных исследований.

4. Оформление результатов научной работы.

III. Проектирование содержания учебных дисциплин, технологий и конкретных методик обучения.

1. Национальные проекты в области высшего образования.

2. Педагогическое проектирование информационно-образовательной среды вуза.

3. Разработка электронного учебно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе.

Каждая тема модуля является достаточно содержательной, объемной и актуальной в условиях современной образовательной парадигмы, ее требований.

Модульное построение программы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава позволяет реализовать принцип индивидуализации обучения, т.е. каждому обучающемуся выбирать индивидуальный темп прохождения модулей, уделяя значительное количество времени только более интересующим преподавателя темам.

Обучение на курсах сопровождается консультантом или тьютором, который выполняет организационную, консультационную, контролирующие функции. В течение двухнедельного прохождения курса тьютор корректирует работу преподавателей: предоставляет индивидуальный доступ для работы в системе электронного обучения Moodle, обеспечивает каждого обучающегося консультационной поддержкой в процессе обучения, контролирует сроки прохождения модулей, результаты тестирования по курсу.

Научное обеспечение курсов по совершенствованию информационной компетентности включает:

- интеграцию компетентностного, личностно-ориентированного и информационного подходов;

- технологию и основные положения электронного обучения, возможности средств интернет-технологий.

Рабочая программа, мультимедийные разработки и презентации, контрольные тесты составляют методическое обеспечение курса повышения квалификации.

Каждый модуль разработанного курса содержит информационный, содержательный и контрольный блоки. Информационный блок имеет следующую структуру: темы модуля и занятия, цели и задачи, список рассматриваемых учебных вопросов, список литературы и других источников. Содержательный блок – это учебный материал, представленный в виде мультимедийных презентаций, которые размещены в модульной объектно-ориентированной динамической учебной среде Moodle. Moodle позволяет эффективно организовать процесс обучения, обеспечить постоянное взаимодействие и учебный диалог между преподавателями и руководителем курсов. Контрольный блок включает компьютерные тесты по темам модулей. Так, в среде Moodle предусмотрена возможность установки целого ряда параметров: времени начала и окончания тестирования, количества попыток тестирования, получения результатов тестирования в удобной для обработки форме. Компьютерное тестирование способствует повышению объективности контроля и исключения субъективных факторов.

В заключение отметим, что организация курсов повышения квалификации преподавателей средствами сетевых технологий показывает достаточно высокие результаты, что подтверждают итоги тестирования и анкетирования преподавателей. Электронное обучение имеет ряд таких преимуществ, как динамичный и индивидуальный доступ к учебным материалам, возможность многократного обращения к информации, эффективное распределение времени обучения, интерактивное общение.

Таким образом, совершенствование информационной компетентности в процессе профессиональной подготовки позволит преподавателю:

- эффективно использовать информационные и интернет-технологии для реализации информационных потребностей в процессе самообразования, научной и профессиональной деятельности;

- проектировать индивидуальную и групповую учебную деятельности обучающихся с применением сетевых и информационных технологий;

- разрабатывать электронные образовательные ресурсы, информационную образовательную среду и учебно-методические комплексы дисциплин с учетом требований компетентностного подхода.


Библиографическая ссылка

Степанова О.А., Диденко Г.А. РЕАЛИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ // Современные наукоемкие технологии. – 2018. – № 6. – С. 233-237;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=37063 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674